"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2007

Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН

Зона социальной незащищенности семей с детьми

В 2006 г. по заказу Минздравсоцразвития РФ, исследователи из РАН (Л.С. Ржаницына, Т.А. Гурко) с участием экспертов (Л.М. Пчелинцева, А.М. Нечаева, Л.М. Прокофьева, О.А. Хазова, ряда сотрудников государственных органов) представили анализ и предложения по проекту об усилении роли государства в обеспечении детей алиментами.

Тема алиментов пока мало озвучена, видимо потому, что рассматривается как нечто частное и, следовательно, малозначимое для государства. Тем не менее, с этой темой связана масса наших национальных проблем – преодоление демографической ямы, снижение бедности, ликвидация социального сиротства, гуманизация семейных и межпоколенческих отношений, обеспечение реального социального равенства по признаку пола. Даже вопрос о неформальной занятости на рынке труда для женщин, которые в основном составляют и пополняют ее ряды, во многих случаях связан с персональной ответственностью женщины за содержание ребенка после развода и т.п.

Счет участников в данной зоне отношений идет на миллионы. В 2005 г. число разводов составило 605 тыс. или 4,2 на 1000, что внушительно по международным меркам; по переписи 2002 г. более 9% (11 млн. чел.) считают себя разведенными; среди работающих таковых почти 8 млн. чел. Но главное – тема касается (оценка Т.А. Гурко на основе ее обследований, данных Российского мониторинга экономики и здоровья при полном отсутствии необходимой статистики) примерно 4,5 млн. детей, полагаем, не самых благополучных – с одним родителем. Как правило, это женщина, которая зарабатывает меньше, чем мужчина (на 39%, Росстат, октябрь 2005 г.), а потому ей сложнее обеспечить ребенку прежний уровень жизни, предоставляемый до развода обоими супругами. Между тем значительная часть отцов-алиментоплательщиков или скрываются сами, или скрывают свои доходы. Их стало так много, что большинство женщин даже не оформляют при разводе алименты, что не очень-то в пользу детей - по нашим данным, получают алименты порядка трети от тех, кто имеет на них право.

Причин несколько. Не говоря о макропричине – переходный характер эпохи с ее всеобщей ломкой правил, писанных и неписанных, есть и на более конкретные обстоятельства, породившие современную негативную ситуацию.

Нуждается в совершенствовании Семейный кодекс РФ (от 29.12.1995 №223-ФЗ), действующий с 1996 г., многое в стране изменилось, и экспертами уже разработаны постатейные поправки к нему. Следует уточнить утверждаемый Правительством РФ Перечень доходов, из которых производится удержание алиментов на детей, – с переходом к рыночным отношениям изменяется и структура доходов населения. Но, по общему мнению специалистов, центр тяжести не столько в области права, сколько в качестве и организации исполнении судебных решений. К примеру, 2006 г. в Службу приставов было подано 2 млн. заявлений по делам об алиментах.

Требуются новации именно в системе исполнения. И при их определении взять опыт зарубежных стран, успешно организующих систему исполнения, ибо неплательщик есть везде, и вопрос в том, борется ли с ними государство, защищая интересы детей. Необходимо введение государственного минимального стандарта алиментов как обязательной границы, ниже которой не могут быть алименты (предлагается не менее 25%, действующая норма Семейного кодекса РФ, но от официального прожиточного минимума ребенка), а также создание специальной управленческой структуры – Алиментного агентства (или Фонда и т.п.). Оно, в соответствии с имеющейся в странах практикой, возьмет на себя функцию защиты интересов детей в разведенных семьях, розыск должников, и в этот период – специальную выплату вместо алиментов, которая потом будет с процентами возвращена в бюджет. Соответствующие проекты документов разработаны и могут быть основной для обсуждения.

Тем более, что в настоящее время некие зачатки подобных действий есть на уровне социальной защиты в субъектах РФ, но исключительно для семей с доходами ниже прожиточного минимума и выплатой им в большинстве регионов по 100–150 руб. в месяц, после достаточно унизительной процедуры справок о своих доходах, об объявлении розыска из милиции и т.п.. По отчету Минздравсоцразвития РФ получателей за август 2006 г. здесь было 10,8 тыс. человек, расход бюджетов за январь-август составил 44 млн. руб. – средства незначительные даже для финансово неблагополучных регионов, чтобы стараться их разыскивать и возвращать. Предлагаемое нами агентство гораздо статуснее. Оно должно быть создано по типу централизованной федеральной службы, работающей во всех регионах, базироваться на серьезных расходах центра и субъектов на алиментные пособия для семей, где родители уклоняются от уплаты алиментов (вначале хотя бы 0,5 млрд. рублей для 120 тыс. детей), и при таком уровне полномочий и масштабах затрат заинтересованное в розыске нерадивых родителей и в возвращении своих расходов.

Эта служба (агентство, фонд) представляется многофункиональной, координирующей усилия государственных органов по конечному результату – улучшение положения детей в осложненной жизненной ситуации, должна сопровождать процесс развода с позиций защиты интересов ребенка. Ей следует предоставить самые широкие права на получение информации о доходах и имуществе алиментоплательщика, возможность влияния на приставов, милицию и пр., а также на самого должника путем ограничения его гражданских действий в области различного государственного обслуживания - водительских прав, социальной страховки, выездов заграницу, аттестаций, коммерческого имиджа и пр. Как в таких случаях и действуют за рубежом, как, в конце концов, недавно попытались сделать питерские приставы при отъезде некоторых граждан за рубеж, которым, видимо, хватает денег на встречу Нового года, но не находится на выполнение их обязательств перед собственными детьми.

В целом, считаем позитивным привлечение общественного внимания к проблеме алиментов, касающейся значительной части населения России. Постановка вопроса об усилении роли государства не просто как распределителя пособий, а как управленца, ответственного за соблюдение собственных законодательных установлений, как для улучшения деятельности собственных органов, так и для формирования законопослушного поведения самих граждан, крайне актуальна для России в современных условиях.

Поэтому надеемся на продолжение диалога и продвижение соответствующих законодательных инициатив. Надеемся также на продолжение изучения темы, которая полностью вписывается в международную и национальную гендерную тематику – представление в ООН очередного национального доклада России по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, проекты агентств системы ООН с участием женских общественных организаций, такие как "1000 женских историй" (Гендерная тематическая группа организаций системы ООН в РФ), "Гендерные бюджеты в России" (ЮНИФЕМ) и др. Надежду на отклик внушает и само время – избирательный фон 2007–2008 годов, когда политики нуждаются в идеях, которые они могли бы предложить народу. Решение проблемы оплаты алиментов улучшило бы положение многих российских семей, и обсуждение этой проблемы найдет отклик у многих и многих российских женщин.

Подробнее см. текст "ЗОНА СОЦИАЛЬНОЙ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ
(о роли государства в защите детей в разведенных семьях,
обеспечение детей алиментами)"

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100