Глава 7. Гендерные проблемы экспертизы уголовно-исполнительного
законодательства 1. Принципиальные подходы к экспертизе гендерных проблем в
уголовно-исполнительном законодательстве Проблема гендерного равновесия, как
известно, является междисциплинарной проблемой и поэтому может быть предметом
различных наук. Однако в каждой отрасли науки, а тем более в каждой отрасли
правовой науки гендерная проблематика имеет свои аспекты и особенности, которые
могут иметь принципиальный характер. Такие особенности есть и в
уголовно-исполнительном законодательстве. Как общее правило, в уголовно-исполнительном
законодательстве, конечно, должно соблюдаться гендерное равновесие, т. е.
порядок и условия отбывания всех видов наказаний мужчинами и женщинами должны
быть идентичными. Это, разумеется, подразумевает
предоставление осужденным женщинам всех тех социальных льгот, которые имеют
женщины, не отбывающие наказания. Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 98
Уголовно-исполнительного кодекса (далее - УИК) осужденные женщины
обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях. Такая
норма на первый взгляд может показаться излишней, поскольку осужденная женщина
остается гражданкой Российской Федерации и не должна быть лишена подобного рода
пособий. Однако до введения в действие УИК осужденные не получали ни пенсий, ни
социальных пособий. Поэтому рассматриваемая норма не может быть признана
излишней. Можно указать также, что
уголовно-исполнительный закон вслед за пенсионным и трудовым законодательством
сохранил пониженный возраст трудоспособности женщин, которые в 55 лет
признаются нетрудоспособными по возрасту. Поэтому они привлекаются к труду
только с их согласия (ч. 2 ст. 103 УИК), пользуются удлиненным отпуском (ч. 5
ст. 104), не могут вопреки их воле привлекаться к бесплатным работам по
благоустройству территории учреждения (ст. 106), имеют право на увеличенный до
50% гарантированный минимум заработной платы (ч. 3 ст. 107), привлекаются к
профессиональной подготовке только по их желанию (ч. 2 ст.108), могут быть
направлены по их просьбе после освобождения в дома престарелых (ч. 3 ст. 80). Сохраняя за осужденными женщинами
права, предоставленные всем женщинам, закон предусматривает ряд норм, которые
отражают определенные привилегии, предоставленные им по сравнению с осужденными
мужчинами. В частности, предусмотрены некоторые дополнительные права и
привилегии женщин, связанные с физиологическими и социальными различиями лиц
того и другого пола. Это касается, прежде всего, такой важнейшей
физиологической функции как рождение ребенка. Следует иметь в виду, что эта
физиологически функция тесно связана с социальной - с уходом за ребенком, его
вскармливанием и воспитанием. В уголовно-исполнительном
законодательстве имеются также привилегии, предусмотренные для женщин
исключительно по гуманным соображениям. Как будет видно из дальнейшего
исследования, эти привилегии не всегда оправданны. Точнее можно сказать, что
неоправданно лишение осужденных мужчин ряда льгот, которые закон предоставляет
только осужденным женщинам. Более того, выявление таких льгот в некоторых
случаях может натолкнуть на мысль о распространении их и на мужчин. История
введения некоторых новелл в законодательство показывает, что иногда они
«примерялись» на женщинах, но затем были распространены и на мужчин. В начале 90-х годов в шести исправительных колониях России проводился эксперимент по дальнейшей гуманизации условий отбывания наказания в исправительных колониях, предназначенных для содержания женщин. В этом эксперименте проверялись некоторые новеллы, которые имелось в виду ввести в уголовно-исполнительное (в то время - исправительно-трудовое) законодательство. Часть новелл относилась
непосредственно к женщинам и к отбыванию наказания мужчинами не имела
отношения. Это касалось, например, отсрочки отбывания наказаний женщинам в случае
их беременности. Однако наряду с этим проверялась возможность предоставления осужденным таких прав, которые не
связаны с принадлежностью к тому или иному полу. В качестве примера можно
привести право на выезд из исправительных учреждений в связи с исключительными обстоятельствами
(болезнь или смерть близких родственников, стихийное бедствие, причинившее
ущерб осужденному и его семье), а также на период отпуска, существенное
расширение права осужденных на получение посылок, передач, свиданий и т.д. Итоги эксперимента показали
эффективность большинства нововведений. И хотя первоначально эксперимент
проводился с целью проверки возможности введения проверяемых новелл в отношении
женщин - стало ясно, что они могут быть распространены и на отбывающих
наказания мужчин, что и было сделано Законом от 12 июня 1992 г. Экспертиза действующего законодательства свидетельствует, что ряд прав, которые закон предоставляет женщинам, может быть распространен и на мужчин. Однако устранение различий в условиях отбывания наказания ни в коем случае не может быть связано с ухудшением положения женщин, чтобы уравнять их с мужчинами. Предоставление мужчинам некоторых привилегий, которыми сегодня пользуются только женщины, устранит не всегда оправданную дискриминацию осужденных мужчин. Сравнивая условия отбывания
наказания мужчин и женщин, необходимо отметить, что различные привилегии
предоставляются по разным основаниям. Подавляющее большинство привилегий,
мы относим их к первой труппе, связаны с такой важной функцией женщины как
рождение и воспитание детей. Здесь необходимо назвать отсрочку отбывания
наказания беременной женщине и женщине, имеющей малолетних детей, неприменение
к этим категориям женщин таких наказаний как обязательные работы и ограничение
свободы, которые связаны с обязательным привлечением к труду. К этой же группе относятся
неприменение наказания в виде ареста, запрещение содержать беременных женщин и
женщин, имеющих детей в доме ребенка, в штрафных изоляторах и помещениях камерного
типа, а также на строгом режиме в тюрьме. В указанных случаях для осужденных
установлены столь суровые условия, что содержание там беременной женщины и
ребенка неизбежно скажется на состоянии их здоровья. Заботой о здоровье беременной
женщины и ребенка объясняется содержание женщин с детьми в улучшенных бытовых
условиях в колонии (ст. 99 УИК), разрешение покупать продукты питания и
предметы первой необходимости в магазине колонии на большую сумму (ст.88),
получать большее количество посылок и передач (ст.90), привлечение этих лиц к
работе без оплаты труда по благоустройству исправительных учреждений и
прилегающих к ним территорий только по их желанию (ст. 106), а также
сопровождение, при необходимости, сотрудниками исправительного учреждения
освобождаемых беременных женщин и женщин с малолетними детьми при их следовании
домой (ст. 181). Отдельно следует указать на право
женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных колоний, выезжать для их
устройства у родственников или в детских домах (ст. 97). Здесь налицо мера,
направленная как на обеспечение условий для устройства ребенка, так и для
психологического комфорта матери, которая уверена в том, что ее ребенок устроен
ею и находится в надлежащих условиях. Вторая группа привилегий не связана
с особым положением женщины как матери или будущей матери. Перечень этих
привилегий значительно более скромный. Он включает, во-первых, увеличенную
норму жилой площади в расчете на одного осужденного - 3 кв. м. щи женщин вместо
2 кв. м. для мужчин (ст. 99), во-вторых, право осужденной женщины, имеющей вне
колонии несовершеннолетних детей - инвалидов на выезд для встречи с ними один
раз в год. В-третьих, срок пребывания в помещении камерного типа для женщин
ограничен тремя месяцами, в отличие от мужчин, которые могут водворяться в это
помещение на срок до шести месяцев. Водворение женщин в единое помещение
камерного типа вообще не предусмотрено. Кроме того, закон предусматривает для
женщин, осужденных к лишению свободы, иную систему исправительных учреждений,
включающую только два вида исправительных колоний - общего и строгого режимов
(не считая колоний-поселений) и один вид воспитательных колоний для
несовершеннолетних женского пола - только общего режима. Эта система создает
более льготные условия для содержания женщин. Первая из названных привилегий
связана как с гуманными причинами, так и с наличием технических возможностей
для такого размещения с учетом реальной загрузки исправительных колоний, предназначенных для содержания осужденных
женщин. Остальные также основываются на гуманных соображениях, и, кроме того на
презумпции, что женщина потенциально менее опасна для общества: Наше мнение по
этим вопросам будет высказано при анализе соответствующих институтов. Как видим, большинство привилегий
осужденных женщин связано с их важнейшей социальной функцией - рождением и
воспитанием детей. Сохранение их не только целесообразно, но и необходимо. В последующих разделах данной главы
будут подвергнуты подробному анализу упомянутые нормы. После этих предварительных соображений перейдем к анализу конкретных различий в условиях отбывания наказания осужденных мужчин и женщин. 2. Порядок и условия
содержания женщин в исправительных учреждениях разных видов Сравнительные показатели судимости женщин и мужнин Уголовно-исполнительное законодательство имеет своим предметом исполнение и отбывание наказания. По данным статистики, в 1999 г. всеми судами Российской Федерации было осуждено 1 223 255 чел., в том числе 144 247 женщин, что составляет 11,8% от всех осужденных. По видам наказания осужденные распределяются следующим образом: Таблица 1. Распределение
осужденных по видам наказаний[i]
Из приведенных данных видно, что
суды назначают женщинам значительно более мягкие наказания, чем мужчинам. Так,
если лишение свободы назначалось 33,7% всех осужденных мужчин, то у женщин этот
показатель почти в два раза меньше (17,7%). Зато все другие меры назначаются
женщинам относительно чаще, чем мужчинам. Особенно велика разница у осужденных
к штрафу (в 3,9 раза); достаточно велика она и у осужденных условно (на 4,2%). Для анализа контингента отбывающих
наказание в виде лишения свободы представляют интерес данные о распределении
осужденных по видам лишения свободы. Это тем более важно для гендерной
экспертизы уголовно-исполнительного законодательства, ибо система
исправительных учреждений, предназначенных для отбывания наказания осужденными
мужчинами и женщинами имеет существенные отличия. Приведем соответствующие
данные. В соответствии со ст. 74 УИК
установлена система уголовно-исполнительньх
учреждений, предназначенных для отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными-женщинами,
отличная от системы учреждений, предназначенных для отбывания этого наказания
мужчинами. Эти отличия характеризуются как
количеством учреждений, так и их видами. Таблица 2. Распределение
осужденных к лишению свободы по видам режима исправительных учреждений[ii] (в %)
Среди всех отбывающих лишение
свободы (710,5 тыс.) женщины составляют 5,5% (38,9 тыс. чел.). Соответственно
из 731 колонии для содержания женщин предназначено 33. И мужские, и женские
колонии загружены примерно на 93%, т. е. размещение в них, в отличие от
следственных изоляторов, соответствует закону. Однако наличие всего лишь 33 женских
колоний ставит женщин в значительно худшее положение с точки зрения места
отбывания наказания. Поскольку далеко не в каждом регионе имеются женские
колонии, осужденных женщин приходится этапировать к месту отбывания наказания
часто на довольно длительные расстояния. Статья 73 УИК, регламентирующая места
отбывания наказания осужденными к лишению свободы, в ч. 3 дает перечень
категорий осужденных, на которых не распространяется принцип отбывания
наказания в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они
проживали или были осуждены. Как же обстоит дело фактически? По данным
переписи, в пределах субъекта Федерации по месту жительства отбывали наказание
81,2% мужчин и 49,4% женщин. Еще 2,3% мужчин и 3,5% женщин содержались по месту
их осуждения. Но 12,8% мужчин и 43,6% женщин отбывали наказание не по месту
жительства и не по месту осуждения (остальные не имели постоянного места
жительства). Таким образом, мы видим, что женщины оторваны от места их
жительства в 3,4 раза чаще, чем мужчины. Это имеет целый ряд негативных
последствий. Осложняются их свидания с членами семьи. Полностью исключаются
возможности контакта с трудовыми коллективами, в которых они работали до
осуждения. Это создает трудности и для социальной адаптации после освобождения.
Существенные отличия имеются и в
видах учреждений, предназначенных для отбывания наказания мужчинами и
женщинами. Что же представляет собой система учреждений, предназначенных для
отбывания наказания женщинами, и чем она отличается от соответствующей системы
мужских учреждений? Женщины, осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, если срок назначенного им наказания не превышает пяти лет, отбывают наказание в колониях-поселениях. Кроме того, в колониях-поселениях отбывают наказание положительно характеризующиеся женщины, переведенные из колоний общего режима. Для перевода необходимо письменное согласие осужденной и наличие материальных и формальных оснований. Материальное основание отражает
степень исправления осужденной. Поскольку в колониях-поселениях осужденные
содержатся не под стражей, а в условиях менее строгого надзора, необходима
уверенность, что они не используют этого обстоятельства для побега или совершения
новых преступлений. Поэтому перевод возможен только в том случае, когда
осужденная отбывает наказание на облегченных условиях, что свидетельствует об
отсутствии у нее серьезных нарушений. Вторым важным условием является
положительная характеристика осужденной. О положительной характеристике можно
судить по соблюдению осужденной установленного порядка отбывания наказания,
показателем которого является в первую очередь отсутствие у нее взысканий.
Кроме того, о поведении осужденной может свидетельствовать ее отношение к
воспитательным мероприятиям, проводимым в колонии, участие в работе
самодеятельных организаций, отношение к учебе (если она учится), к повышению
своего профессионального уровня и т.п. Показателем положительной характеристики
является и добросовестное отношение к труду, т. е. своевременное и качественное
выполнение производственных заданий, отсутствие брака без уважительных причин,
соблюдение дисциплины труда. Чтобы сделать обоснованный вывод о
положительной характеристике осужденного, нужно изучить его поведение за
достаточно продолжительное время. Поэтому законодатель, кроме материального
основания, устанавливает и формальное - отбытие определенной части назначенного
судом срока наказания. Как общее правило, такой частью является одна треть
назначенного срока. Однако некоторые категории осужденных, которые в связи с их
предшествующим поведением вызывают меньше доверия, должны отбыть две трети
назначенного срока наказания. Это - осужденные за совершение особо тяжких
преступлений и лица, ранее условно-досрочно освобождавшиеся от отбывания
лишения свободы и совершившие новые преступления в период оставшейся неотбытой
части срока наказания. Вместе с тем, закон предусматривает
определенные категории осужденных, которые, независимо от их поведения и
отбытия той или другой части срока наказания, не могут быть переведены в
колонии- поселения. С учетом того, что женщинам ни при каких обстоятельства не
может назначаться пожизненное лишение свободы и смертная казнь - можно выделить
две категории осужденных женщин: первая категория выделяется на основе
уголовно-правового признака - это осужденные при особо опасном рецидиве
преступлений, вторая - на основе медицинского признака - это лица, не прошедшие
обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских
учреждениях закрытого типа. Понятие лица, совершившего
преступление при особо опасном рецидиве, определяет ст. 18 УК. Часть 3 этой
статьи признает рецидив преступлений особо опасным: а) при совершении лицом умышленного
преступления, за которое оно осуждается к лишению свободы, если ранее это лицо
три или более раза было осуждено к лишению свободы за умышленное тяжкое
преступление или умышленное преступление средней тяжести; б) при совершении лицом умышленного
тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за умышленное
тяжкое преступление или было осуждено за особо тяжкое преступление; в) при совершении лицом особо
тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за умышленное тяжкое или
особо тяжкое преступление. Следует отметить, что в отличие от ранее действовавшего законодательства суд не может не признать преступление совершенным при особо опасном рецидиве, если содеянное отвечает указанным признакам. Кроме того, при признании рецидива преступлений особо опасным не учитываются судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, а также судимости, снятые или погашенные в порядке, предусмотренном ст. 86 УК. Добавим к этому, что судимости могут быть также сняты в результате помилования или амнистии (ст. 84 и 85 УК). Что касается второй категории - лиц,
не прошедших обязательного лечения, а также требующих специального лечения в
медицинских учреждениях закрытого типа, то их перечень дан в ст. 18 УИК. В
местах лишения свободы проводится принудительное лечение осужденных, которым
оно назначено судом от алкоголизма и наркомании, а также страдающих
психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Кроме того, к
осужденным, больным токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также к
осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса
лечения венерического заболевания, учреждением, по решению медицинской
комиссии, применяется обязательное лечение. Принудительное лечение считается
завершенным после вынесения постановления судьи о прекращении лечения. Такое
постановление выносится на основании представления администрации колонии и
медицинского заключения. Обязательное лечение считается завершенным после
вынесения постановления медицинской комиссии о завершении лечения. Эти
документы снимают ограничения на перевод в колонию-поселение. Контингент мужчин, направляемых в
колонии-поселения, не отличается от контингента женщин. Более того, по закону
они могут отбывать наказание в одних и тех же колониях совместно
с женщинами, хотя на практике смешанных колоний-поселений нет. В колониях-поселениях находятся 2,8%
всех женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Как видно из данных,
приведенных в таблице 2, их удельный вес несколько меньше, чем мужчин. Это
объясняется тем, что подавляющее большинство направленных в эти колонии - лица,
совершившие нарушение правил дорожного движения (ст. 264 УК). Женщины реже
сидят за рулем автомашин, поэтому и реже нарушают правила дорожного движения.
Например, в 1998 г. доля женщин, осужденных по этой статье, составила 1,8%. В исправительных колониях строгого
режима отбывают наказание женщины, совершившие преступление при особо опасном
рецидиве. Их удельный вес составляет 4,8% от всех женщин, лишенных свободы.
Понятие особо опасного рецидива было дано выше. Осужденные мужчины, совершившие
преступление при особо опасном рецидиве, отбывают наказание в колониях особого
режима, где условия значительно более суровы, чем в колониях строгого режима
для женщин. Во всех исправительных колониях установлено
три вида условий отбывания наказания - обычные, облегченные и строгие. В исправительных колониях строгого
режима все осужденные, кроме совершивших умышленное преступление во время
отбывания наказания в виде лишения свободы, поступают в обычные условия. В
колониях особого режима[iii]
в обычные условия поступают только лица, совершившие преступления небольшой или
средней тяжести не во время отбывания наказания в виде лишения свободы (они
составляют менее 4,5%). Осужденные за совершение преступления во время
отбывания наказания в виде лишения свободы, а также приговоренные за тяжкие и
особо тяжкие преступления в этих колониях сразу поступают в строгие условия. Но даже в одинаковых условиях
осужденные на строгом режиме пользуются значительно большими правами. а) ежемесячно расходовать на
приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства,
имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 40 процентов минимального размера
оплаты труда (на особом режиме - 30%); б) иметь три краткосрочных и три
длительных свидания в течение года, (на особом режиме - соответственно - 2 и
2); в) получать четыре посылки или
передачи и четыре бандероли в течение года (на особом режиме - 3 и 3). Осужденные, отбывающие наказание в
облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на
приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства,
имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 80 процентов минимального размера
оплаты труда (на особом режиме - 60%); б) иметь четыре краткосрочных и
четыре длительных свидания в течение года (на особом режиме - 3 и 3); в) получать шесть посылок или
передач и шесть бандеролей в течение года (на особом режиме - 4 и 4). Осужденные, отбывающие наказание в
строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на
приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости только
средства, заработанные в период отбывания лишения свободы (то же самое
и в колониях особого режима); б) иметь два краткосрочных и одно
длительное свидание в течение года (на особом режиме только два краткосрочных
свидания); в) получать две посылки или передачи и две бандероли в течение года (на особом режиме - только одну передачу и одну бандероль); г) пользоваться ежедневной прогулкой
продолжительностью полтора часа (как и на особом режиме). Как видим, женщины, совершившие
преступления при особо опасном рецидиве, пользуются значительно большими
правами, чем мужчины. То же самое можно сказать и обо всех
остальных осужденных женщинах. Они отбывают наказание в исправительных колониях
общего режима, независимо от наличия рецидива и предшествующего отбывания
наказания в местах лишения свободы. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в
исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на
приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства,
имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 50 процентов минимального размера
оплаты труда; б) иметь четыре краткосрочных и четыре
длительных свидания в течение года; в) получать шесть посылок или
передач и шесть бандеролей в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в
облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на
приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства,
имеющиеся на их лицевых счетах, в размере минимального размера оплаты труда; б) иметь шесть краткосрочных и шесть
длительных свиданий в течение года; в) получать 12 посылок или передач и 12 бандеролей в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в
облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации могут быть по
постановлению начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания
срока наказания освобождены из-под стражи. В этом случае осужденным разрешается
проживать и работать под надзором администрации исправительного учреждения за
пределами исправительной колонии. Они могут содержаться совместно с
осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или
сопровождения. Осужденные, отбывающие наказание в
строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на
приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства,
заработанные в период отбывания лишения свободы; б) иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года; в) получать три посылки или передачи и три бандероли в течение года; г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа. Осужденные мужчины, отбывающие
наказание на общем режиме, пользующая такими же правами. Но если у женщин на
общем режиме отбывает наказание 87,5%, то у мужчин - только 46,6%, а 39,4% - на
строгом режиме и более 5% - на особом режиме и в тюрьмах, т. е. в значительно
более суровых условиях. Подводя итог сказанному, можно
отметить, что закон предоставляет возможность женщинам отбывать наказание в
лучших условиях, чем мужчинам. Но все ли эти льготы фактически получают
женщины? Проведенная перепись осужденных позволила ответить на этот вопрос. Статья 104 УИК гарантирует
осужденным право на оплачиваемый отпуск: для отбывающих наказание в
воспитательных колониях - 18 рабочих
дней, для всех остальных - 12. При определенных условия некоторым категориям
время отпуска может быть увеличено на 6 дней. Статья 97 УИК устанавливает
категории осужденных, которым разрешается выезжать на время отпуска из колонии.
Фактически использовали это право чуть более одного процента осужденных. Большинство
осужденных не имело право на отпуск (68,2% мужчин и 58,3% женщин). Многим отпуск не полагался, так как они не проработали
времени, дающего право на отпуск. Из числа имевших право на выезд определенная
часть не имела денег для выезда (1,9% мужчин
и 2,5% женщин), другие не получили разрешения из-за отрицательной
характеристики (4,3% мужчин и
0,7% женщин), остальные предпочли провести отпуск в колонии (многим из-за
отсутствия родственников просто некуда было ехать). Нельзя не отметить, что ситуация
существенно ухудшилась по сравнению с предыдущей переписью 1994 г., когда 6%
женщин и 3% мужчин выезжали в отпуск. Статья 97 УИК предоставляет
осужденным и право на краткосрочный выезд из исправительного учреждения в связи
с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого
родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее
значительный материальный ущерб осужденному или его семье). Такие
исключительные обстоятельства были лишь у 4,9% мужчин и 2,6% женщин. Из их
числа выезжали 12,2% мужчин и 19,2% женщин. Остальные не выезжали из-за
отсутствия денег (2,4% мужчин и 7,7% женщин) и по другим причинам. 4,7% мужчин и 3,8% женщин не получили разрешения из-за плохой характеристики. Как видим, женщины характеризуются
лучше мужчин, но материальное положение их хуже. Существенных различий в реализации
права на телефонные переговоры не установлено. Около 15% осужденных звонили
домой. Вызывают недоумение данные о том, 28,8% осужденных мужчин и 17,5%
осужденных женщин не могли воспользоваться установленным законом правом на
телефонные переговоры «из-за отсутствия технических возможностей». Скорее
всего, подлинной причиной является бездеятельность администрации исправительных
учреждений, которая не приняла мер по созданию таких возможностей. Остальные
осужденные не изъявили желания звонить либо (5 - 8%) не имели денег. Определенная часть осужденных получала денежные переводы либо отправляла деньги семье. Получали переводы 10,6% мужчин и 11,3% женщин. Как видим, отличия не существенны. Интересны данные об отправлении переводов. Хотя общее количество осужденных, помогавших семьям, незначительно - женщины делали это чаще (2,2%), чем мужчины (1,6%). Правда, и зарабатывают они несколько лучше мужчин, поскольку не получающих заработка среди них меньше (39,1% против 89,8% у мужчин). После всех удержаний у женщин оставалось 43,4 руб., у мужчин - 31,6 руб. Если же считать только работающих - мужчины заработали в среднем 81,4 руб., а женщины - 136,4 руб. Примерно такой же вывод можно сделать из анализа данных о наличии у осужденных денег на лицевом счету. 60,8% мужчин и 46,9% женщин вообще не имеют денег на лицевых счетах. А из тех, кто имеет - 33,4% мужчин и 46,4% женщин имеют до 200 руб. Больше 200 руб. имеют менее 6% мужчин и 11,3% женщин. Таким образом мы видим, что материальное положение женщин в . колониях лучше, чем мужчин. Объясняется это в первую очередь обеспеченностью работой большего процента осужденных среди женщин. Так, среди мужчин обеспечены работой постоянно 41,3%, непостоянно - 10,6%; среди женщин - соответственно - 56,2 и 13,6%. Кроме того, среди мужчин больше нетрудоспособных - 15,5%, а среди женщин - 10%. Лучшая обеспеченность работой женщин, в свою очередь, объясняется отраслевой принадлежностью производства. Женщины в большинстве своем (49,6%) заняты швейным производством, которое в меньшей мере испытывает на себе кризисные явления. Приведем данные о характеристике осужденных мужчин и женщин во время отбывания наказания. За последний год отбывания наказания поощрялись 37,7% женщин и 32,9% мужчин. В это же время 31,5% женщин и 37,9% мужчин имели взыскания. По мнению администрации исправительных учреждений добросовестно относятся к труду 55,9% женщин и только 41,6% мужчин. Отказываются работать 6% мужчин и лишь 1,1% женщин. Характеристика отношения к труду, исчисленная в условных баллах, выглядит так: у женщин - 4 балла, у мужчин - 3,6 балла. В целом положительную характеристику получили 39,6% женщин и 34,6% мужчин; среди женщин 1,8% характеризуются как злостные нарушители, среди мужчин таких 4,4%. Средняя оценка в баллах у женщин - 3,6 балла, у мужчин - 3,4 балла. Приведенные данные показывают, что
во время отбывания наказания осужденные женщины характеризуются лучше мужчин практически
по всем показателям. 3. Особенности назначения, порядок и условия отбывания
наказаний беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в доме ребенка Необходимо прежде всего отметить, что закон содержит ограничения по
применению отдельных наказаний к беременным женщинам и женщинам, имеющих
малолетних детей, каковыми считаются дети до 8 лет. Эти ограничения вызваны
разными причинами. Статьи 49 и 53 УК запрещают
назначать беременным женщинам и женщинам, имеющих малолетних детей,
обязательные работы и ограничение свободы. Это ограничение объясняется тем, что
обязательные работы и ограничение свободы связаны с привлечением к труду, , что
неизбежно оторвет женщину от заботы о ребенке и воспитания его. В настоящее
время эти наказания еще не введены в действие, но после того, как они начнут
применяться это может поставить суд в затруднительное положение. Появление
ребенка в семье всегда связано с дополнительными расходами, что само по себе
затруднительно для семей со средним достатком. Поэтому назначение беременной
женщине или женщине, имеющей ребенка, вместо названных наказаний, штрафа вряд
ли можно считать выходом из положения. Нельзя в подобной ситуации назначать
и исправительные работы. Хотя Уголовный кодекс и не содержит ограничений, ч. 5
ст.42 УИК содержит норму, свидетельствующую о невозможности отбывания наказания
в виде исправительных работ беременной женщиной. В случае наступления
беременности осужденной в период отбывания наказания уголовно-исполнительной
инспекции предписывается направить в суд представление об отсрочке ей отбывания
наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Отсрочка, как
известно, предоставляется до достижения ребенком 8 лет. В таких условиях у суда только две
возможности - либо назначить наказание условно, либо направить женщину для
отбывания наказания в виде лишения свободы. Очевидно, что второй вариант вряд
ли можно признать приемлемым, не говоря уже о том, что отсрочка отбывания
наказания распространяется и на осужденных к этому наказанию. Статья 54 УК содержит запрещение
применять к беременным женщинам и женщинам; имеющим детей до 8 лет, и такое
наказание как арест. Здесь причина другая, тем более, что отбывающие наказание
в виде ареста не имеют права работать. Здесь дело в том, что для отбывающих это
наказание установлены столь суровые условия, что помещение в них беременной
женщины, кормящей матери, а тем более ребенка, неизбежно отрицательно скажется
на их здоровье. Поэтому к данным категориям осужденных арест не применяется. По этой же причине запрещено содержать беременных женщин и женщин, имеющих детей в доме ребенка, в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа в исправительных колониях, а также на строгом режиме в тюрьме. Как известно, осужденные помещаются в штрафной изолятор на срок до пятнадцати суток. Им запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться прогулкой продолжительностью в один час. Осужденным запрещается брать с собой в штрафной изолятор имеющиеся у них продукты питания и личные вещи. Им не разрешается пользоваться газетами, журналами и иной литературой. Им запрещается курить. Неработающим осужденным питание предоставляется по пониженным нормам. В помещения камерного типа осужденные женщины водворяются на срок до трех месяцев. Ограничено их право на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости. Даже заработанные деньги они могут тратить для этой цели только в пределах 50% минимального размера оплаты труда. Если же заработанных денег нет - покупки исключены. Посылка может быть получена только одна, с разрешения администрации возможно одно краткосрочное свидание - в расчете на шесть месяцев. И здесь также неработающие получают питание по пониженным нормам. Им разрешается ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 20% минимального размера оплаты труда; иметь два краткосрочных свидания в течение года; получать одну посылку и одну бандероль в течение года; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час. Как видим, применение всех названных условий связано с весьма серьезными ограничениями. Поэтому применение взысканий к беременной женщине отразится на состоянии здоровья ее и будущего ребенка. Что же касается женщин, имеющих детей в доме ребенка исправительной колонии, то прерывание встреч осужденной с ее ребенком может отрицательно повлиять на психологическое состояние ребенка. Часть 5 ст. 88 УИК разрешает
беременным женщинам и кормящим матерям приобретать продукты питания и предметы
первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, в
пределах полутора минимальных размеров оплаты труда с учетом надбавок,
предусмотренных законодательством Российской Федерации. Эта норма принята в
связи с тем, что у беременных женщин и кормящих матерей может не быть
заработанных денег. Кроме того, установленная кодексом норма существенно
повышена, и она не зависит ни от вида режима колонии, ни от вида условий
отбывания наказания, в которых содержится осужденная. Часть 5 ст. 99 УИК предусматривает
норму о содержании беременных женщин и кормящих матерей в улучшенных
жилищно-бытовых условиях в колонии. Понятие такого рода условий никак не определяется, никаких конкретных норм не
предусматривается. На практике такие возможности изыскиваются в зависимости от
местных условий. Так, в помещениях, где проживают беременные женщины, как
правило, устанавливаются одноярусные кровати, для них подбираются более
светлые, сухие и просторные помещения, их стараются размещать в маломестных
теплых комнатах. Между тем, было бы целесообразно конкретизировать это правило
в законе. Нам представляется, что для беременных женщин и женщин, у которых
дети находятся в дома ребенка при колонии, можно было бы установить норму жилой
площади в 4 кв. м. и размещать в комнате по 8 - 10 человек. Если осужденные
будут размещаться с детьми - можно было бы помещать в одной комнате по 2 - 3
женщины с детьми. В ст. 99 УИК предусмотрено также, что беременным женщинам и кормящим матерям устанавливаются повышенные нормы питания, которое предоставляется бесплатно. В соответствии с ч. 3 этой статьи минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 833[iv] питание беременных женщин и кормящих матерей производится по норме № 7-В, которая является более калорийной и включает мясо, рыбу, масло, молоко, яйца, сахар и т.п. По этой норме обеспечиваются беременные женщины за 4 месяца до родов и кормящие матери (а также кормилицы) на время кормления ребенка до достижения им 9-месячного возраста. Питание детей осуществляется по нормам, установленным для детских домов системы Министерства здравоохранения РФ. 4. Содержание детей осужденных женщин в домах ребенка при колонии Хотя в действующем законодательстве
установлена возможность отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам,
имеющим малолетних детей, этот институт распространяется не на всех осужденных
женщин, и проблема содержания их детей сохраняет свою актуальность. Из 33 имеющихся колоний для
содержания женщин в 10 организованы дома ребенка. Беременные женщины и женщины,
имеющие при себе детей, направляются для отбывания наказания именно в эти
колонии, независимо от вида режима, назначенного судом. Порядок содержания осужденных женщин
с детьми на протяжении истории существования уголовно-исполнительной системы неоднократно
менялся. В соответствии со ст. 46 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1933 г.
женщины могли иметь при себе детей до достижения ими 4 лет. В 1949 - 1992 гг.
этот срок был ограничен двумя годами. При этом мать могла общаться со своим
ребенком в течение одного часа в день. Еще в конце 60-х годов вопрос о
содержании детей осужденных женщин в домах ребенка при колониях исследовался во
ВНИИ МВД СССР. Основываясь на исследованиях педиатров и детских психологов,
И.А. Кириллова ставила вопрос о создании условий для постоянного и
систематического общения осужденных женщин с их детьми и о содержании их в
домах ребенка при колонии минимум до трех лет.[v] В 1992 г. в Исправительно-трудовой
кодекс РСФСР была введена ст. 57, которая предоставила матери право содержать
ребенка в доме ребенка колонии до 3 лет, а если к моменту исполнения ребенком 3
лет матери оставалось отбывать наказание менее года, срок пребывания ребенка
мог быть продлен до ее освобождения. Последующие исследования показали
обоснованность такого подхода[vi].
Более того, профессор Антонян Ю.М. показал важную роль общения ребенка с
матерью для последующего психологического и социального развития самой матери и
ее ребенка[vii].
Небезынтересно обратиться к
международной Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1959 г., где говорится,
что «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная
защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли
бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном
отношении здоровым нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При
издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение
интересов ребенка... Ребенок для полного и гармоничного развития его личности
нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на
попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в
атмосфере любви и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен,
кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем
со своей матерью»[viii].
Статья 100 УИК РФ сохранила порядок
содержания детей в доме ребенка при колонии до. 3 лет с оставлением их до
освобождения матери, если ей к этому времени осталось отбывать не более одного
года. Более того, в ст. 100 УИК появилась очень важная норма о праве матери
общаться со своими детьми в свободное от работы время без ограничения. Нельзя не отметить еще одной важной
новеллы УИК 1997 г. Она касается совместного проживания матерей с детьми. Норма
эта была введена в ст.100 УИК, но в весьма осторожной редакции: «может быть
разрешено совместное проживание с детьми». Это означает, что при- веденное
правило сформулировано не как субъективное право осужденной, а как законный
интерес, реализация которого зависит от усмотрения администрации. Можно
согласиться с тем, что такое право следует предоставлять не всем осужденным, а
лишь тем, кто характеризуется заботой о своем ребенке, а это, к сожалению,
характерно далеко не для всех отбывающих наказание. Конечно, нельзя
предоставлять такого права осужденным, больным туберкулезом, венерическими
заболеваниями, страдающим психическими заболеваниями, не исключающими вменяемости.
Поэтому в принципе проживать с детьми могут не все матери. Но вместе с тем,
такая формулировка имеет и недостатки. Создание условий для совместного
проживания требует известных усилий, некоторых, хотя и небольших
капиталовложений. Поэтому начальники колоний не торопятся создавать такие
условия. Исследования ряда авторов показывают целесообразность такого совместного проживания. Во-первых, это может обеспечить ребенку - больше внимания в течение целых суток. Во-вторых, постоянно находясь при нем, мать в большей степени привыкает к нему, приучается ухаживать за ним, приобретает навыки, которые пригодятся ей после освобождения, наконец, просто привязывается к ребенку. Совместное проживание сделает менее вероятным оставление ребенка в колонии после освобождения, что, к сожалению, не является редким. Заслуживает внимания предложение о
создании в колониях, где имеются дома ребенка, отдельных отрядов для беременных
женщин и женщин, дети которых находятся в доме ребенка. У этих осужденных много
общих интересов, проблем и забот. С ними можно вести направленную
воспитательную работу, обучать их обращению с детьми, уходу за ними, давать им.
нужную информацию по домоводству и другим вопросам. Еще один важный вопрос связан с
получением осужденными женщинами пособий на детей. Выплата таких пособий не
вызывает сомнений, но следует подумать об ограничении права женщин на
расходование полученных денег. Малыш в доме ребенка находится на полном
иждивении государства, а некоторые матери тратят пособия на покупку сигарет, косметики.
Видимо, было бы правильнее учитывать эти деньги отдельно и разрешить тратить их
именно на нужды ребенка либо зачислять на лицевой счет матери в специальный
фонд, который выдается при освобождении. С содержанием малыша в доме ребенка связано еще одно важное право, которое предоставлено осужденной женщине. Речь идет о ее праве выезжать для устройства ребенка у родственников или в детских домах, когда ребенку исполняется 3 года, а мать должна отбывать еще наказание в течение срока, большего, чем один год (ст. 97). Представляется, что приведенная норма имеет важное значение не только для обеспечения устройства ребенка, но и для дальнейшего перевоспитания матери. Эта мера имеет важное значение для психологического комфорта матери, которая уверена в том, что ее ребенок устроен ею и находится в надлежащих условиях. Это может снять тревожность и депрессию матери, которая передает ребенка для его устройства, но не принимает в этом участия сама. 5. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и
женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет Отсрочка отбывания наказания введена
в российское законодательство в 1992 г. Хотя этот институт сравнительно новый,
он успел себя хорошо зарекомендовать в практике деятельности исправительных
учреждений. Смысл данного института в том, чтобы создать более благоприятные
условия для рождения и воспитания ребенка. Сущность отсрочки отбывания
наказания заключается в том, что осужденная женщина - беременная или имеющая
ребенка в возрасте до 8 лет,- может быть освобождена от отбывания наказания и
направлена домой с момента, когда по закону ей предоставляется отпуск по
беременности и родам до достижения ребенком 8 лет. Данный институт распространяется на
осужденных, в отношении которых приговор вступил в законную силу. Для предоставления
отсрочки не имеет значения, находится ли ребенок с матерью в доме ребенка при
колонии или у родственников либо в детском доме, есть ли у ребенка отец или
другие родственники, способные обеспечить за ним уход. Отсрочка не может быть предоставлена
женщине, если она лишена родительских прав на данного ребенка. Отсрочка не
может быть предоставлена также женщине, осужденной на срок свыше пяти лет
лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление против личности.
Отрицательное решение вопроса законодатель, таким образом, связывает
одновременно с несколькими показателями уголовно-правовой характеристики -
категория совершенного преступления (тяжкое или особо тяжкое), срок
назначенного наказания (свыше пяти лет лишения свободы) и объект преступления
(личность человека). Под преступлением против личности
имеются в виду как преступления, предусмотренные в разделе VII Кодекса, так и другие
преступления, дополнительным объектом которых является личность человека, если
они связаны с умышленным посягательством на жизнь или причинили серьезный вред
здоровью. К их числу относятся, например, такие деяния как предусмотренные
статьями 162 (разбой), 163 (вымогательство), 205 (терроризм), 206 (захват
заложника), 209 (бандитизм), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта
либо железнодорожного подвижного состава), 226 (хищение либо вымогательство
оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), 229 (хищение
либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ), 277
(посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 295
(посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное
расследование), 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного
органа) УК РФ и др., если они были связаны с посягательством на личность
человека. Поскольку отсрочка предоставляется в
первую очередь исходя из интересов ребенка, должны быть проверены условия, в
которых женщина с ребенком будет жить после освобождения. Это значит, что
родственники осужденной должны дать письменное согласие на совместное
проживание с ней и с ребенком. Самостоятельное проживание женщины возможно,
если жилая площадь принадлежит ей на праве собственности (например, дом в
деревне, приватизированная квартира). Нужно выяснить также, какие источники
дохода имеются у женщины и сможет ли она содержать себя и ребенка. Решая вопрос о направлении в суд
представления об отсрочке, администрация исправительного учреждения должна быть
уверена, что осужденная использует отсрочку на благо ребенка, и не совершит
нового преступления. Об этом можно судить, в частности, по поведению осужденной
во время отбывания наказания, по ее отношению к ребенку (если он находится в
доме ребенка при исправительной колонии). Исходя из этого, следует прийти к
выводу, что отсрочка не может предоставляться злостным нарушительницам
установленного порядка отбывания наказания. По просьбе осужденной администрация
исправительного учреждения выясняет, может ли осужденная быть освобождена с
учетом срока наказания, характера совершенного преступления и поведения, а
также возможности ее проживания в семье, у родственников или самостоятельно.
При положительном ответе на все вопросы в суд направляется соответствующее
представление, медицинское заключение о беременности либо справка о наличии
ребенка, характеристика осужденной, справка о согласии родственников принять ее
и ребенка, предоставить им жилье и создать необходимые условия для проживания,
либо справка о наличии у нее собственного жилья и необходимых условий для
проживания с ребенком. В соответствии с п. «б» ст. 4
Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729, контроль за поведением осужденных
беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено
отбывание наказания, осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Освобождаемая женщина следует к
месту жительства самостоятельно за счет государства. О дне освобождения
извещаются родственники. При необходимости, если родственники не прибыли за
осужденной, с учетом состояния ее здоровья для сопровождения может быть выделен
сотрудник учреждения. По прибытии к месту жительства
женщина обязана в трехдневный срок встать на учет в уголовно-исполнительную
инспекцию. Инспекция в течение трех суток направляет в исправительную колонию
подтверждение о прибытии осужденной. При неприбытии женщины в течение двух
недель с момента освобождения уголовно-исполнительная инспекция осуществляет
первоначальные розыскные мероприятия. Если эти мероприятия не привели к
установлению места пребывания осужденной - объявляется ее розыск. Во время срока отсрочки контроль за
поведением женщины, проявлением ею заботы о ребенке осуществляет
уголовно-исполнительная инспекция и участковый инспектор милиции. Закон предусматривает
возможность применения санкций к осужденной, если она уклоняется от воспитания
ребенка или ухода за ним либо допускает нарушения общественного порядка. В этом
случае, независимо от административного взыскания, ей объявляется предупреждение.
Если после объявления предупреждения
женщина продолжает уклоняться от воспитания ребенка, ухода за ним либо вновь
допускает нарушение общественного порядка, а также в случае, если она
отказалась от ребенка, - уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства
направляет в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания. К
представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания
наказания. Такое же представление вносится, если осужденная самовольно покинула
место жительства и скрылась. При установлении этих фактов суд может направить
осужденную для отбывания наказания, назначенного приговором суда. Отказом от ребенка следует считать
случаи, когда мать ребенка официально отказывается от младенца, оставив его в
родильном доме или передав его в детский дом либо дает согласие на его
усыновление (удочерение). Уклонением от воспитания ребенка
считаются случаи, кода мать, официально не отказавшись от ребенка: 1) оставляет
его в родильном доме при выписке из родильного дома; 2) передает ребенка,
находящегося у нее на воспитании, временно или постоянно в детский дом; 3)
ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом
за ним. Об антиобщественном образе жизни может свидетельствовать доставление в
медицинский вытрезвитель, наличие административных взысканий за появление в
нетрезвом виде в общественных местах, за мелкое хулиганство и другие
административные правонарушения, взыскания по месту работы за появление на
работе в нетрезвом состоянии или за другие грубые нарушения трудовой дисциплины
или увольнение с работы по этим основаниям; 4) фактически оставила ребенка
родственникам или иным лицам, не принимает участия в воспитании ребенка, не
проживает с ним, не дает средств на его содержание; 5) скрылась, т. е. местонахождение
ее неизвестно, либо 6) совершает иные действия, свидетельствующие об уклонении
от воспитания ребенка; это может выражаться в том, что мать пропивает вещи
ребенка, избивает его, не кормит, причиняет ему иной вред. По достижении ребенком 8 лет уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление, в котором характеризует осужденную с точки зрения ее поведения по месту жительства, отношения к труду, если она работала, проявления заботы о ребенке. Суд оценивает эти обстоятельства, а также характер совершенного преступления, отбытый и неотбытый срок, характеристику во время отбывании наказания и выносит определение о досрочном освобождении осужденной от наказания, замене наказания более мягким видом наказания либо о возвращении осужденной в исправительное учреждение для отбывания наказания, назначенного приговором суда. Аналогичное представление направляется в случае смерти ребенка. При этом судом учитывается, заботилась ли осужденная о ребенке и период болезни, не связана ли смерть ребенка с плохим уходом за ним, а также другие обстоятельства. При возобновлении отбывания наказания суд вправе полностью или частично зачесть время отсрочки отбывания наказания в срок наказания либо отказать в этом. Если судом вынесено определение об отмене отсрочки отбывания наказания и о возобновлении отбывания наказания, осужденная берется под стражу и направляется к месту отбывания наказания. При совершении в период отсрочки нового преступления наказание назначается по правилам совокупности приговоров. Нами подробно рассмотрен порядок и основания предоставления отсрочки отбывания наказания осужденным женщинам, беременным и имеющим малолетних детей. Восьмилетняя практика применения этого института показала его эффективность. Как общее правило, осужденные женщины, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, не совершают новых преступлений. Вместе с тем хотелось бы внести некоторые предложения по совершенствованию института отсрочки отбывания наказания. В частности было бы целесообразно разрешить женщинам, получающим отсрочку, оставлять детей в колонии на 1 - 2 месяца, в течение которых женщина могла бы выехать домой и решить проблемы, связанные с трудовым и бытовым устройством, а затем вернуться за ребенком. С другой стороны, следовало бы ограничить круг лиц, которым может быть предоставлена отсрочка, исключив из их числа лиц, не прошедших полного курса принудительного лечения от алкоголизма, наркомании, а также лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Ограничение должно касаться также тех, кто не прошел полного курса обязательного лечения от туберкулеза в открытой форме, венерического заболевания, токсикомании, а также лиц ВИЧ-инфицированных. 6. Некоторые социальные
последствия отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами и
мужчинами Одна из важнейших целей наказания -
исправление осужденного. Однако процесс этого исправления в местах лишения
свободы организован таким образом, что объективно связан с целым рядом
неблагоприятных факторов, затрудняющих исправление осужденного. Один из таких факторов - разрыв
многих социально полезных связей и в первую очередь - с семьей. Семья является одной из тех ячеек
общества, которая максимально воздействует на формирование личности еще с
детских лет, когда начинается воспитание человека. Семья дает средства к
существованию, участвует в формировании мировоззрения, является первым
коллективом, где человек учится считаться с другими, соизмерять свои
потребности с возможностями. Более того, в жизни человека это самый устойчивый
коллектив. Состав семьи может меняться - умирают родители, вырастают братья,
сестры. Даже женитьба или замужество человека и создание своей семьи полностью
не устраняет влияния той, в которой он вырос. Но новая семья начинает играть
еще более важную роль в жизни человека. В особенной мере это касается женщин. Хотя влияние семьи бесспорно
существенно, особенно среди осужденных, однако бывают исключения, что может
объясняться рядом факторов. В некоторых случаях авторитет семьи падает
вследствие неблаговидного поведения ее членов, особенно если это причинило
какой-либо вред самому осужденному. Иногда наблюдается даже чувство озлобления,
например, если с кем-либо из родных связано совершенное преступление. Некоторые
осужденные неприязненно относятся к своим женам, по заявлению которых они были
лишены свободы за хулиганство, истязания или другие преступления против
личности. Естественно, что о влиянии семьи, как правило, не приходится говорить
в случае ее распада, хотя и тогда наличие детей нередко оказывает сдерживающее
воздействие на осужденного. Говоря о влиянии семьи на
осужденных, мы имеем в виду как супруга, так и других родственников (родители,
дети, братья, сестры и т.п.). Однако особую роль для отбывающих наказание
играют их супруги и дети. Изучение вопроса о семейном
положении осужденных к лишению свободы показывает, что доля семейных среди
осужденных значительно ниже, чем среди всего населения страны. К этому следует
добавить, что определенная часть семей осужденных распадается во время
отбывания наказания, что делает еще большим разрыв между показателями,
характеризующими осужденных и население. Указанная закономерность проявляется
во всех возрастных группах. Особенно значительная разница наблюдается в младших
возрастных группах, которые являются наиболее криминогенными. Такое положение
можно объяснить более слабыми социально-полезными связями преступников с
обществом, что, с одной стороны, способствовало совершению преступления,
которое само по себе - конфликт с обществом, с другой стороны - препятствовало
созданию семьи. Эти два разные следствия имели общую причину. Семья имеет важное значение в жизни любого человека. Особенно веника ее
роль для осужденного. Во время отбывания наказания от семьи исходит моральная,
а нередко и материальная поддержка. Важна роль семьи и после окончания срока
наказания для социальной адаптации освобожденного. Исходя из этого ясно, что
семейное положение осужденных представляет большой интерес для изучения их
личности. Полученные в результате исследований
данные свидетельствуют о целом ряде неблагоприятных тенденций, касающихся
семейного положения осужденных; с точки зрения их поддержки во время отбывания
наказания и последующей адаптации. Одна из них - снижение удельного
веса осужденных, состоящих в браке. Так, по данным проводившихся переписей
осужденных, в 1970 г. среди всех осужденных состояли в браке 50,6%, в 1979 г. -
40,9%, в 1989 г. - 37,8%, в 1999 г. - 30,9%. Как видим, удельный вес состоящих
в браке осужденных за последние 30 лет упал на 20% или в 1,6 раза. Вторая неблагоприятная тенденция
заключается в возрастающем распаде семей осужденных. Так, по данным переписи
1970 г. у отбывавших в то время наказание распалось 23,3% семей, в 1979 г. -
27,9%, в 1989 г. - 32,0%, а в 1999 г. - 32,3%. За 30 лет доля распадающихся
семей увеличилась на 9%. Третья неблагоприятная тенденция
состоит в особенно интенсивном распаде семей осужденных женщин. По данным
переписи 1999 г. у мужчин распалось 31,5% семей, а у женщин - 47,8%, в том
числе в женских колониях строгого режима - 48,6%. Еще больший контраст наблюдался во
время контрольной переписи 1994 г. У мужчин распалось 29,3% семей, а у женщин -
54,2%, в том числе в женских колониях строгого режима - 74,4%. Компенсируется распад семей новыми
браками очень слабо. По отношению ко всем осужденным, не состоявшим в браке,
вступило в новые браки 3,4% мужчин и всего 1,4% женщин. Здесь мы опять
констатируем очень небольшой процент вступивших в брак, особенно среди, женщин.
Какие же причины привели к распаду семей? Понятно, что в каждом отдельном
случае эти причины различны и индивидуальны, причем различные факторы
воздействуют одновременно и на распад семьи, и друг на друга. Одни ускоряют
распад семей, другие замедляют его. Но с использованием математических методов
анализа нам удалось выявить факторы, оказывающие различное по силе воздействие
на распад семей осужденных. При этом такие весьма важные факторы, как взаимная
привязанность супругов, и любовь и взаимное уважение, характер и сходство
взглядов по различным вопросам в массовом обследовании выяснить невозможно.
Поэтому предметом анализа были лишь те факторы, которые поддаются объективной
оценке. Обследование проводилось с использованием дисперсионного анализа,
причем показателем воздействия различных факторов на распад семей осужденных
был принят коэффициент вариации. По степени влияния все факторы были разделены
на три группы: оказывающие максимальное (коэффициент вариации свыше 20),
среднее (от 10 до 20) и минимальное (менее 10) воздействие. Оказалось, что наибольшее воздействие
на распад семей осужденных имеет характеристика отбывающего наказание.
Естественно, что этот фактор воздействует не непосредственно, а через личность
человека. Отрицательно в местах лишения свободы ведут себя наиболее запущенные
в социально-нравственном отношении осужденные. Эти люди и на свободе вели себя
так же, узы брака ослабли еще до ареста. Но вместе с тем этот фактор может
иметь и прямое влияние. В этом отношении характерно письмо жены осужденного У.:
«Я долго не решалась порвать с тобой, главным образом, из-за детей, даже, когда
ты стал пить и избивать меня. Когда тебя посадили, я думала, что ты хоть там
образумишься. Но во время свидания твой начальник рассказал мне, что и там ты
ведешь себя не лучше. Поэтому я отказалась от личного свидания. За этот месяц я
многое передумала и теперь твердо решила. Раз тебя и тюрьма не исправила -
значит выйдешь - все пойдет по-старому. Такой ты мне не нужен. Поэтому я подала
на развод». Семья У., осужденного за квалифицированное хулиганство, злостного
нарушителя режима, распалась на четвертом году отбывания лишения свободы. На втором месте по силе влияния
оказалось наличие несовершеннолетних детей. Семьи, в которых есть дети,
распадаются в два раза реже, чем не имеющие детей. На третьем месте - число
взысканий у осужденного в колонии. По сути дела этот фактор дополняет
характеристику осужденного и действует также как и он. Характерно,
что роль поощрений (которые также характеризуют осужденного), оказалась на 17
месте. Психологически это понятно. Решение о разрыве принимается в случаях,
которые для данной семьи являются исключительными. Репутация мужа подорвана уже
самим фактом осуждения. Поэтому особенно остро воспринимаются факторы,
отрицательно . характеризующие осужденного. На четвертом месте - поведение осужденного
до ареста. Можно утверждать, что этот фактор оказывает самое непосредственное
влияние на распад семей осужденных. Как и следовало ожидать, на одном из
первых мест оказалось влияние такого фактора как длительность срока наказания.
Чем длительнее этот срок, тем чаще распадаются семьи. Но еще более важным
оказался отбытый срок, т.е. время фактической разлуки семьи. В числе максимально значимых
факторов необходимо назвать также отношение осужденного к труду, которое,
будучи компонентом общей характеристики осужденного, воздействует на распад
семьи через личность. Наконец, среди важнейших факторов мы
видим и характер совершенного преступления. Чаще всего распадаются семьи тех,
кто совершил насильственные преступления (убийство, причинение вреда здоровью,
особенно изнасилования, разбой), значительно реже - осужденных за хищение путем
присвоения чужого имущества, кражи, мошенничество. В этих случаях семья нередко
пользовалась плодами преступления, знала о его совершении, поэтому само
преступление не вызывало морального осуждения. Среди факторов, оказывающих
значительное влияние на распад семей - число судимостей и совершение
преступления при особо опасном рецидиве. Здесь в первую очередь сказывается
неоднократный отрыв осужденного от семьи, а также более длительные сроки,
назначаемые рецидивистам. В этой же группе оказался возраст осужденного в
момент совершения преступления (у молодежи семьи распадаются чаще), оказание
помощи семье, размер заработка в исправительной колонии. Незначительным оказалось влияние
таких факторов как отдаленность места отбывания наказания от места жительства
семьи, трудоспособность, наличие специальности и др. Изученные факторы были
классифицированы на четыре категории в зависимости от того, характеризовали ли
они осужденного до ареста или во время отбывания наказания, касались ли они
совершенного преступления и назначенного наказания или отражали демографическую
характеристику и материальные возможности осужденного как кормильца семьи. На первом месте оказались факторы,
характеризующие моральный облик и поведение осужденного до ареста, на втором -
обстоятельства, влияющие на характеристику осужденного во время отбывания
наказания, на третьем - обстоятельства, связанные с совершенным преступлением и
назначенным наказанием, и на последнем - четвертом - демографические факторы и
обстоятельства, характеризующие материальное положение осужденного и его
возможности как кормильца семьи. Как видим, факторы морального
порядка явно преобладают над материальными, а обстоятельства, зависящие от
осужденного, преобладают над факторами объективного характера, от него не
зависящими. Какие же выводы можно сделать из
изучения семейного положения осужденных? Прежде всего, возрастает доля лиц,
не состоящих в браке, что объясняется в первую очередь увеличением удельного
веса тех, кто не состоял в браке к моменту ареста. В некоторой степени это -
результат молодого возраста значительной части осужденных. Но все же главная
причина в другом, ибо их сверстники на свободе чаще создают семью. Более важную роль играют личностные
качества людей. Преступление - в определенном смысле разлад с обществом,
нежелание в чем-то ограничить свои желания, добиваться своих целей только теми
путями, которые разрешены законом. Сказанное касается большинства преступлений
- и корыстных, и насильственных. Такого рода качества очень часто являются
преградой и для создания семьи - нежелание идти на компромисс, в чем-то
ограничивать себя, сдерживать свои потребности. Важная группа причин связана с
личными качествами человека. Для многих преступников характерно пьянство,
беспорядочная половая жизнь, случайность доходов. Такие свойства характера
отрицательно оцениваются будущими супругами, не способствуют созданию семьи.
Надо сказать, что в системе ценностных ориентаций многих преступников семья к
тому же играет отнюдь не главную роль. Наконец, многие лица потеряли семьи
за время отбывания наказаний. Это касается в первую очередь рецидивистов,
преступная деятельность которых и последующее наказание не раз отрывали их от
семьи. В результате к началу отбывания последнего наказания они пришли как не
состоявшие в браке. Вторая неблагоприятная тенденция -
распад семей осужденных, свидетельствуют о влиянии нескольких групп причин. С
одной стороны, - это личностные качества самих осужденных, что предопределяет
непрочность семьи еще до осуждения отбывающего наказание, а также неисправление
осужденного во время отбывания наказания. Другие причины связаны с отрывом от
семьи, невозможностью проживать вместе с ней, сложностью каких бы то ни было
контактов. Необходимо отметить, что распад
семей очень слабо компенсируется новыми браками. Семейное положение осужденного оказывает непосредственное влияние на трудности, с которыми сталкивается осужденный во время социальной адаптации после освобождения. На вопрос о возможных трудностях с трудоустройством только 37,6% мужчин и 27,7% женщин ответили, что не ожидают таких трудностей. Следовательно, 52,4% мужчин и 72,3% женщин такой уверенности не имеют. И здесь вновь мы видим, что женщины оказываются в худшем положении. 7. Правовая
регламентация некоторых дискриминационных мер, предусмотренных в отношении
осужденных мужчин Проведенная экспертиза
уголовно-исполнительного законодательства показала, что осужденные женщины в
ряде случаев пользуются, по сравнению с мужчинами, известными льготами и
преимуществами во время отбывания наказания. В большинстве случаев это связано
с особым положением беременной женщины или кормящей матери. Такие преимущества
не только оправданны, но и необходимы. Однако в некоторых отношениях можно
говорить о дискриминации мужчин, которая не связана с особым положением женщины
как матери или будущей матери. Дискриминация эта связана с разными причинами. 1. Более низкие нормы жилой площади
у мужчин (2 кв. м.) по сравнению с женщинами (3 кв. м.). Прежде всего, надо
отметить, что и та и другая нормы крайне недостаточны и должны быть увеличены.
Однако известно, что эти нормы установлены в связи с тем, что они отражают
реальность. Пример с увеличением норм жилой
площади в следственных изоляторах с 2,5 до 4 кв. м. показал, что это не привело
к улучшению положения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в
качестве меры пресечения. Положение в этих местах лишения свободы поистине
катастрофическое, ибо число заключенных под стражу в 2 - 3 раза превышает число
реально имеющихся мест. Поэтому изменение закона должно отражать реальные
возможности. Номинальное увеличение норм жилой
площади в колониях сегодня также не привело бы к улучшению положения
осужденных, ибо большего количества жилых помещений у уголовно-исполнительной
системы нет. Рассчитывать на существенное строительство новых колоний не
приходится, так как государство не сумеет в ближайшие годы выделить серьезных
капиталовложений на эти цели. Реальные меры по улучшению жилищных
условий осужденных могут связываться с изменением карательной политики
государства и ориентацией судов на более широкое применение мер наказаний, не
связанных с лишением свободы, уменьшением сроков лишения свободы за
преступления, не являющиеся тяжкими и особо тяжкими, а также с изменением
уголовного законодательства. 2. Различия в системе учреждений,
предназначенных для отбывания наказания мужчинами и женщинами, в принципе
оправданны. Содержание осужденных женщин, совершивших преступление при особо
опасном рецидиве, на условиях исправительных колоний особого режима не
вызывается необходимостью, так как в целом женщины отличаются от мужчин меньшей степенью общественной опасности,
и в ужесточении их условий нет нужды. С другой стороны, было бы неправильным
содержание лиц, совершивших преступления при особо опасном рецидиве, осужденных
пожизненно и помилованных осужденных к смертной казни, на условиях строгого
режима. Это - наиболее опасные преступники, нуждающиеся в жестких условиях,
достаточно высоком уровне кары и усиленных мерах безопасности. Все это может
быть обеспечено только в условиях особого режима. Нет необходимости и в увеличении
количества режимов для осужденных женщин. Категория эта сравнительно
малочисленна, влияние различных по
уровню социально-нравственной запущенности категорий осужденных значительно меньше, чем у мужчин. Изоляцию
различных категорий осужденных можно
обеспечить в локальных участках одной и той же колонии, если их
изолировать более тщательно. 3. Вместе с тем, осужденные женщины поставлены в значительно худшее положение тем, что многие из них отбывают наказание вдали от места жительства. Это объясняется тем, что женские колонии имеются на территории не всех субъектов Федерации. В особенной мере это относится к колониям строгого режима и к воспитательным колониям. Видимо, следует подумать о создании вместо этих колоний изолированных участков в женских колониях общего режима, а также об организации небольших по численности женских колоний. Это приблизило бы отбывающих наказание женщин к месту их жительства и способствовало бы усилению связей с семьями. 4. Как говорилось, в
уголовно-исполнительном законодательстве имеется норма, разрешающая осужденным
женщинам, у которых есть дети-инвалиды, выезжать один раз в год для свидания с
ними (ст. 91 УИК). Дети-инвалиды есть и у осужденных-мужчин, однако такого
права они не имеют. Объяснить это трудно. Привязанность к ребенку, тем более
инвалиду, могут в равной мере испытывать оба родителя. Непонятно, почему они
ставятся в неравное положение. Представляется, что эту ошибку легко исправить,
тем более, что таким правом будут пользоваться единицы, к тому же оно, как и
любое право на выезд, будет предоставляться с учетом характера и тяжести
совершенного преступления, отбытого срока, личности осужденного и его поведения
в местах лишения свободы. Мы не видим здесь проблемы и потому, что этим
мужчинам предоставляется право краткосрочных выездов в связи с исключительными
личными обстоятельствами, а также выездов во время отпуска. 5. Есть основания подумать и о возможности предоставления отсрочки отбывания наказания некоторым категориям осужденных мужчин, имеющих детей в возрасте до 8 лет. В России принято, что функция ухода за малолетними детьми в семье чаще всего лежит на женщине. Однако у ребенка может не быть матери (умерла, лишена родительских прав). В этом случае при отсутствии других родственников ребенок передается в детский дом. Думается, что если отец осужден за преступление, не являющее достаточно серьезным, а его личность не представляет особой опасности - суд мог бы рассмотреть вопрос о предоставлении ему отсрочки отбывания наказания. Если же в местах лишения свободы находятся и отец, и мать, то суд мог бы решить, кому в интересах ребенка, но с учетом опасности того и другого родителя, предоставить отсрочку. Естественно, это требует внесения изменений в законодательство. 8. Выводы и предложения Проведенная гендерная экспертиза показала, что в основе своем
действующее уголовно-исполнительное законодательство отвечает принципу гендерного
равновесия и не требует кардинальных изменений. Вместе с тем установлено, что
целый ряд норм предоставляет женщинам преимущества и привилегии, большинство
которых связано с беременностью женщины, рождением и воспитанием детей.
Представляется, что эти преимущества обоснованны и необходимы. Наряду с этим у осужденных женщин
имеются некоторые преимущества, которые не связаны с беременностью и рождением
ребенка. Некоторые из них (отбывание наказания в менее суровых условиях)
объясняются меньшей общественной опасностью женщин и отсутствием необходимости
содержать тех из них, кто совершил преступление при особо опасном рецидиве в
условиях особого режима, а тех, кто виновен в преступлении, совершенном при
рецидиве и опасном рецидиве, - в колониях строгого режима. По тем же причинам
Можно признать обоснованным и неприменение к осужденным женщинам взысканий в
виде водворения и помещение камерного типа на срок более трех месяцев или
водворения в единое помещение камерного типа. Вместе с тем, хотелось бы предложить
внести некоторые изменения в законодательство: 1. Разрешить отсрочку отбывания
наказания мужчинам, осужденным за преступления небольшой и средней тяжести,
если они имеют детей в возрасте до 8 лет, у которых нет матери. Если оба
родителя отбывают наказание в виде лишения свободы, отсрочка предоставляется
одному из них по решению суда. 2. Разрешить осужденным мужчинам,
имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, один
краткосрочный выезд в год для свидания с ними на срок до семи суток, не считая
времени, необходимого для проезда туда и обратно. 3. Организовать при женских колониях
общего режима изолированные участки для содержания женщин, осужденных к лишению
свободы в колониях строгого режима, а также участки для содержания лиц женского
пола, которым к моменту вынесения приговора не исполнилось 18 лет. Установить,
что эти лица содержатся на условиях режима, определенного им приговором суда. 4. Не предоставлять отсрочки отбывания наказания
осужденным, не прошедшим курса принудительного лечения от алкоголизма и
наркомании, лицам, страдающим психическим расстройством, не исключающим
вменяемости, а также не прошедшим обязательного полного курса лечения открытой формы туберкулеза, венерического
заболевания, токсикомании и ВИЧ-инфицированным. 5. Разрешить осужденным, которым
предоставлена отсрочка отбывания наказания, забирать своих детей через один - два
месяца после освобождения из исправительного учреждения, чтобы использовать это
время для трудового и бытового устройства. б. Предусмотреть в законе раздельное
содержание в отдельных отрядах беременных женщин и женщин, имеющих детей в
домах ребенка при исправительных колониях. 7. Предусмотреть, что беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка при исправительных колониях, проживают в улучшенных условиях в маломестных комнатах до 10 человек при норме жилой площади не менее 4 кв. м. на человека. 8. Установить, что осужденные женщины, получающие государственные пособия на детей, могут расходовать эти средства только на приобретение в магазине колонии продуктов питания или детских вещей. Неизрасходованные суммы зачисляются на лицевой счет осужденных и выдаются при освобождении. [i] Таблица 1 составлена на основе данных статистической формы 10/1 Министерства юстиции Российской Федерации за 1999 г. [ii] Таблица составлена по материалам специальной переписи осужденных 1999 г. [iii] Мы не касаемся колоний особого режима для лиц, отбывающих наказание в колониях, предназначенных для отбывающих пожизненное лишение свободы, поскольку это наказание женщинам не назначается. [iv]
См.: СЗ РФ. 1997. № 28. Ст.3447. [v] Кириллова К.А. О целесообразном сроке содержания детей осужденных женщин в домах ребенка при исправительно-трудовых колониях // Труды ВНИИ МВД СССР. 1969. № 14. С. 112; Она же. Дом ребенка при колонии // К новой жизни. 1967. № 10. С. 30. [vi] См.: Сушко В.А. Совершенствование условий и порядка отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД РФ, 1994. [vii] Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992. С.215 . [viii] См. Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 156 - 157. Материал любезно предоставлен автором для размещения на портале "Женщина и общество" |