Словарь гендерных терминов


Гендерные квоты - узаконенный уровень представительства женщин и мужчин в органах власти. В основе квот лежит современная концепция равенства женщин и мужчин. В общем, квоты для женщин означают смену одной концепции равенства на другую, которая произошла под сильным воздействием феминизма (см. Концепция равенства результата). Квоты, как и другие формы позитивных мер, являются средством обретения равных возможностей: если существуют барьеры, то необходимы специальные меры для компенсации, чтобы иметь равные возможности достижения равного результата.

Главная идея гендерных квот состоит в том, чтобы, существенно увеличивая политическое представительство женщин, привлекать женщин на уровень принятия политических решений и не допустить изоляции женщин от политической жизни; или же - в случае нейтральных гендерных квот - корректировать представительство обоих полов. В этом случае система квот отстаивает и интересы мужчин, особенно в тех областях, где занято большинство женщин. Например, в социальной работе. Правда, даже в этой сфере большинство лидерских позиций занимают мужчины (см. Гендер в социальной работе).

С учетом сложившейся реальности в мире, когда женщины повсеместно, кроме стран Северной Европы, недопредставлены в структурах власти, система квот, исторически оправдавшая себя как один из эффективных инструментов достижения гендерного равенства в перераспределении власти, в условиях представительной демократии справедлива и необходима. Задача системы квот состоит в том, чтобы женщины (а женское население составляет, по меньшей мере, половину населения в большинстве стран мира) занимали хотя бы "критическое меньшинство" от 30 до 40% мест, например, в парламенте страны. Квотирование обеспечивает создание "критической массы" женщин-политиков, способных оказывать существенное влияние на политические процессы и политическую культуру в целом.

До последнего времени проблема квот широко обсуждается в мире как мужчинами, так и женщинами. Мнения самих женщин относительно эффективности системы квот, ее справедливости, последствий ее применения - различны. В мае 2000 г. в Государственной Думе РФ были проведены слушания по проблемам равных прав и возможностей женщин и мужчин, а в сентябре того же года состоялся Форум женщин-парламентариев стран СНГ и Балтии, который был посвящен обсуждению законопроекта "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин".

В то же время, система квот поднимает ряд серьезных проблем и в некоторых случаях вызывает сильное сопротивление. Приводятся аргументы "за" и "против" использования системы квот, изучаются методы квотирования, обсуждаются наиболее эффективные пути применения системы квот, анализируется практика стран, использующих у себя такую систему.

Международный и собственный российский опыт показал, что привлечь женщин с опытом политической деятельности к участию в борьбе за выборную должность не составляет труда. Гораздо сложнее набрать женщин, готовых впервые идти во власть. Гендерное квотирование стимулирует партии к активному привлечению женщин в свои ряды и заставляет партийные машины заниматься подготовкой значительного числа квалифицированных кандидатов для заполнения квот. В процессе этого партии вынуждены также концентрировать свое внимание на реальных рабочих условиях и культуре политического участия, вольно или невольно способствуя модернизации политического стиля, делая его более привлекательным для женщин.

Основываясь на международном опыте, следует подчеркнуть, что система квот, при всех своих позитивных и конструктивных характеристиках, не лишена определенных недостатков, способных откликнуться негативными последствиями. Эти последствия необходимо предвидеть и просчитывать для минимизации отрицательных воздействий на политическую обстановку. По свидетельству одной из членов парламента Испании, "квоты - обоюдоострый меч. С одной стороны, они обязывают мужчин думать о вовлечении женщин на уровень принятия решений, и, следовательно, мужчины должны создать это пространство для женщин, а с другой, именно мужчины … будут искать таких женщин, которыми они смогут управлять и которые с большей легкостью примут гегемонию мужчин". Это обстоятельство способно репродуцировать миф о бесполезности для интересов женщин увеличения их непосредственного представительства на уровне принятия решений, поскольку реально действующие женщины-политики не выступают проводниками интересов женщин.

Конечно, наличие самих правил - необходимая, но не решающая составляющая: достигнет ли квота своих целей - зависит в значительной степени от процесса применения. Квота должна быть встроена в отбор и процесс номинации с самого начала.

Система квот может быть применена как временная мера, до тех пор, пока не будут устранены барьеры на пути женщин в политику. Сегодня в России в предложенном законопроекте о государственных гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин, выдвинутом Комитетом по общественным организациям и религиозным объединениям Государственной Думы РФ, предусматривается введение системы гендерных квот, нацеленных на обеспечение "критического меньшинства" в 30%.

Gender-based quotas (англ.)

Литература:

Азбука демократии: гендерное просвещение. Информационный вестник N 1. М., 2000; Информационный вестник N 2. М., 2001; Информационный вестник N 3, N 4. М., 2002.
Айвазова С, Кертман Г. Мужчины и женщины на выборах. Гендерный анализ избирательных кампаний 1999 и 2000 гг. в России. М.: Эслан, 2000.
Интеграция женщин в процесс общественного развития. Части I и II. М.: Луч, 1994.
Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами: Концептуальные рамки, методология и ознакомление с "позитивным опытом": Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS) / (Пер. с англ.). Страсбург, май 1998 г. 129 с.
Национальный доклад о выполнении в Российской Федерации Платформы действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин. Подготовлен к специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке". Москва, 2000.
Парламентские слушания на тему "О концепции проекта федерального закона "О политических партиях и партийной деятельности" от 9 ноября 2000 г. Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Обобщающий доклад председателя Комитета Виктора Ильича Зоркальцева. <http://www.akdi/ru/GDSPRAV_IN/AKDI.HTM>
Проект. Федеральный Закон "О государственных гарантиях реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин". Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Законопроект в редакции, утвержденной рабочей группой 30.10.2000. Москва, 2000.
Резолюция Международного Форума женщин-парламентариев "Обеспечение равных прав и равных возможностей женщин и мужчин". 14-15 сентября 2000 г., г. Саратов, 2000.
Рекомендации парламентских слушаний на тему "О мерах по реализации принципа равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, закрепленного в пункте 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации". 22 мая 2000 г., г. Москва.
Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 1999, 2000.
Шведова Н. А. Квоты: благо или новые проблемы? // Женщина и власть. Сборник. М.: Эслан, 2001.
Шведова Н. А. Политическое представительство женщин. Материалы конференции "Юбилейные чтения. Женское движение в контексте российской истории". Москва, 9-10 декабря 1998 г. Москва, 1999.
Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002.
Men and Women in Politics. Democracy Still in the Making. A World Comparative Study. Series "Reports and Documents" N 28. Inter-Parliamentary Union. Geneva. 1997.
Women in Parliament: Beyond Numbers / International Institute for Democracy and Electoral Assistance (International IDEA). Stockholm, 1998.

© Н. А. Шведова

[Начало | Алфавитный указатель | Тезаурус | Англоязычные термины | Список авторов]