Проект проводился ОРД Новгородский женский парламент в 2000-2001 годах
при поддержке EUROPEAN UNION Delegation of the European Commission in Russia.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Содействие развитию демократии путем участия женщин в процессе принятия
решений на региональном и местном уровне. Обеспечение равноправного участия
мужчин и женщин в обществе путем получения женщинами гражданского образования
в области экономической и политической жизни, стимулирование и поддержка
участия женщин в выборах на всех уровнях, поддержка деятельности в сфере
образования, обучения и повышения информированности населения в области
прав человека. Развитие сети женских организаций в Новгородской области.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В проекте "Школа гражданского образования женщин", далее (ШГО),
разработана и опробована концепция новой формы образования для взрослых,
которая позволяет обеспечить эффективную подготовку женщин, способных активно
и грамотно участвовать в общественной жизни на региональном и муниципальном
уровнях.
Концепция ШГО, в отличии от общепринятой пассивной системы образования,
основана на принципе "активного действия", направленного на подготовку
граждан, способных активно участвовать в общественной преобразовательной
деятельности.
ШГО - это не просто сумма знаний, а формирование общественных деятелей,
способных эффективно действовать в основных сферах общественных взаимоотношений,
умеющих согласовываться с другими представителями социума и обладающих
способностью самоизменяться в связи с изменениями в общественной жизни.
Проект получил большой резонанс в Великом Новгороде. Мы рассчитывали
на участие 70-80 слушателей, но "сарафанное радио", публикации
в СМИ, выступления на телевидении и радио привлекли более 200 слушателей,
которые занимались на различных курсах. Это является большим успехом проекта,
так как мы убедились в необходимости и большой заинтересованности населения
в получении гражданского образования. Следует отметить, что вслед за женщинами
слушателями ШГО становились и мужчины. Наиболее активные слушатели получили
дипломы, свидетельства и сертификаты.
Кроме теоретических занятий, слушатели ШГО выполняли практические задания
в Женском парламенте, которые заключались в разработке курсовых работ,
участии в социологических исследованиях, круглых столах. Инициативная группа
слушателей ШГО проводила мониторинг по гендерной направленности деятельности
НКО (некоммерческих организаций) в Великом Новгороде, принимала участи
в комплектовании фокус-групп и проводила гендерную экспертизу региональных
социальных программ.
КОНЦЕПЦИЯ ШКОЛЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Под "гражданским образованием" мы понимаем широкий спектр
общественных наук, социально - экономических знаний, адаптированных и ориентированных
на обычного человека. Цель гражданского образования заключается в формировании
активной жизненной позиции россиян.
На наш взгляд гражданское образование в России до сегодняшнего времени
не имеет своей концепции, поэтому в проекте мы ориентировались на опыт
практической деятельности в развитии взаимоотношений Женского парламента
и властных структур. Проект является инновационным как в образовательной,
так и в общественной деятельности. Программы построены по модульному принципу
и могут динамично варьироваться. Разработанная модель Школы гражданского
образования может быть востребована политическими партиями, малым бизнесом,
правозащитниками, некоммерческими организациями. Наибольшая трудность в
постановке программ ШГО связана с подбором преподавателей. Профессорско-преподавательский
состав, привыкший работать в рамках вузовских программ, не может перестроиться
к интерактивным способам обучения, что обнаружилось уже в ходе постановочного
тренинга. Известно, что для взрослых слушателей простой набор знаний не
является привлекательным и тем более не сможет подготовить общественного
деятеля. Поэтому наряду с современными теоретическими знаниями, были использованы
методики интерактивной работы и непосредственное общение в тренингах с
лидерами женского движения. Преподавателями и консультантами ШГО являлись
ведущие специалисты из муниципальных структур управления, депутатского
корпуса.
В начале проекта создавались условия, способствующие вхождению слушателей
в курсовую подготовку как в учебный процесс, так и в общественную деятельность.
С этой целью был проведен адаптационный курс "Социальная мобильность",
направленный на решение задач активизации процессов индивидуального самоопределения,
снятия фрустрационных компонентов, формирование групповой сплоченности
и распределения социальных ролей в группе, адекватной модели поведения,
фасилицирующей процесс командной деятельности.
Наряду с теоретическими курсами, в программу обучения включались тренинги
личностного роста, деловые игры, которые показали возможность формирования
активной жизненной позиции у женщин.
Комплектование групп слушателей ШГО проводилось после анкетирования,
собеседования и адаптационного тренинга. Наличие высшего образования не
являлось оценочным критерием, но большинство слушателей его имеют.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОСТОЯЛ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПРОГРАММ:
"Трудовое и Семейное право". Занятия проводились юристом
- специалистом практиком, имеющим большой опыт преподавательской и практической
деятельности. Занятия показали неосведомленность женщин по вопросам законодательства
как международного, так и российского, поэтому программы вызвали активный
интерес слушателей, в число которых входили и мужчины. По итогам курсов
слушатели разрабатывали рефераты, проводилась защита курсовых работ. Часто
теоретические занятия заканчивались консультациями и дебатами, так как
у слушателей появлялось много вопросов.
"Выборы в демократическом обществе". Первоначальный
интерес слушателей постепенно исчезал. Отсутствие ярких политических деятелей
в регионе и ангажированность выборов властью снизили заинтересованность
женщин в выборной борьбе. Женщины априори не видят себя равными участниками
выборного процесса и поэтому не желают тратить время на эту "пустую"
деятельность.
"Творческое развитие личности." Курс базируется на
Теории творческого развития личности (ТРИЗ), созданной российским ученым,
Генрихом Самуиловичем Альтшуллером. Авторская программа и увлеченность
теорией преподавателя, а также прекрасные раздаточные материалы, дающие
возможность их практического использования, привели к тому, что курс оказался
наиболее популярным среди слушателей ШГО и получил высокую оценку. Курс
позволяет слушателям развивать логическое мышление и творческий подход
в решении задач, начиная с их постановки.
"Психология делового общения". Кроме теоретических
занятий, курс включает в себя деловые игры "Я и человек", "Конфликт
и его последствия". Слушатели с явным удовольствием стремились овладеть
навыками делового общения. В курсе включались навыки по нетрадиционным
методам познания собеседника. Все это позволило расширить представление
о типах собеседника, возможностях понимать собеседника по невербальным
жестам.
"Развитие НКО", курс состоял из серии трех семинаров.
Все семинары проводили приглашенные из Москвы и С. Петербурга специалисты.
Первый из них семинар- тренинг являлся базовым и был направлен на развитие
деятельности некоммерческих организаций в регионе. В нем приняли участие
около 23 организаций и инициативных групп, в том числе из районов области.
Второй семинар включал Методику организации работы с добровольцами. Третий
семинар "Правовые основы деятельности НКО", 2-дневный, проводился
для наиболее подготовленных слушателей, имеющих опыт практической работы
руководителя и бухгалтера в некоммерческих организациях.
"Освоение компьютерных технологий". В рамках курса
слушатели осваивали и приобретали навыки практической работы на персональном
компьютере, которые были им необходимы для работы над рефератами и курсовыми.
Программы были подстроены под конкретные группы, и в процессе обучения
большое значение уделялось психологическому климату в группе женщин.
Этот курс является важным для повышения уровня самооценки слушательниц.
Была создана электронная библиотека, которой смогли пользоваться слушатели
в компьютерном классе.
"Социологические методы сбора информации" - этот курс
возник в процессе обучения и стал дополнительным, так как потребовалась
подготовка группы волонтеров к социологическим исследованиям. Перед слушателями
была поставлена задача практического использования знаний, полученных в
ШГО. Для практической работы слушателям необходимо было получить начальные
знания по анкетированию, проведению фокус-групп. Разработка и проведение
курса было поручено одной из слушательниц ШГО, которая имеет социологическое
образование и опыт работы в социологической лаборатории. Полученные знания
помогли слушателям ШГО провести практическую работу по исследованию третьего
сектора и принять участие в работе фокус - групп.
"Анализ социально-экономической политики региона" кроме
теоретических знаний включал обсуждение Концепции социально -экономического
развития области. Автор программы является сотрудником комитета экономики
Администрации города и обладает широкой эрудицией, что помогало осваивать
сложные экономические вопросы в столь короткой программе.
"Введение в гендерные исследования". Курс породил много
вопросов как в среде слушателей ШГО, так и в обществе. Нами были проведены
передачи на телевидении и радио, которые спровоцировали интерес общества
к этим проблемам. Мы получили много откликов, которые показали полную неосведомленность
населения в гендерных вопросах. В нашей работе мы использовали показатели
гендерной статистики по Великому Новгороду, которые удалось получить при
поддержке Института Открытое общество - Фонд Сороса (проект "Права
женщин в Великом Новгороде"). Результатом этого курса было активное
участие слушателей ШГО в работе круглых столов, привлечение внимания к
гендерным проблемам во властных структурах и обществе.
"Женское движение". Тема пронизывала всю программу
и включала в себя: теоретические занятия, тренинги, практические круглые
столы, участие в мероприятиях, конференциях, парламентских чтениях, выпусках
газетных материалов. Слушатели получили большой объем раздаточных материалов,
включая программные документы ООН, Программы на Федеральном уровне и региональном.
Большую роль оказали семинары-тренинги известных руководителей женских
организаций - Бычковой Н.А. и Бойченко Л.Д. по опыту женского движения
в Москве и Петрозаводске. Слушательницы имели возможность практического
общения с женщинами-лидерами из других регионов.
Методы обучения разнообразны и включают в себя: лекции, семинарские
занятия, тренинги, выступления на круглых столах, ролевые игры, дискуссии
на трибуне, курсовые работы и их общественная защита, работа с Программами,
Концепциями, другими документами. Наибольшее внимание в процессе занятий
уделялось индивидуальной работе со слушателями, консультированию, разработке
методических и раздаточных материалов, формированию электронной библиотеки.
Затруднения в образовательном процессе ШГО были связаны с сезонной занятостью
женщин на пригородных участках, поэтому летнее время было в большей мере
посвящено индивидуальным формам работы.
Занятия в ШГО способствовал личностному росту слушательниц, который
проявился как в их личных успехах (некоторые нашли для себя новую работу,
другие решили конфликтные ситуации, возникли новые контакты единомышленниц),
так и в общественной деятельности.
ИТОГИ:
Более 120 человек (в зависимости от активности) получили дипломы, сертификаты
и свидетельства. Инициативной группой была проведена экспертная гендерная
оценка региональных социальных программ и разработаны предложения в Концепцию
социально - экономического развития Новгородской области на 2002 год. Методика
экспертной оценки была разработана по материалам семинара "Социальное
моделирование", который провели в В. Новгороде ее авторы из Новосибирска
В.Г. Сибиряков и Л.Н. Семенова ООО "Диол" "Ключевые технологии".
На страницах газеты "Женский парламент" публиковались наиболее
удачные курсовые работы, сами слушатели становились корреспондентами газеты.
После окончания проекта продолжаются регулярные деловые встречи слушателей
ШГО, которые стали нашими подругами и отзывчивыми волонтерами.
Это был удачный проект для города и региона. Нам удалось изменить ситуацию
от безразличия до заинтересованности к гендерным знаниям в управленческих
кругах, в СМИ, в женских организациях.
Так как всем, кто к нам обратился по обмену опытом мы не в состоянии
высылать материалы, да и трудно передавать такой опыт заочно, мы продолжаем
поиск средств на развитие сотрудничества.
Руководитель проекта
Председатель Женского парламента
И.Б. Уртаева
Наш Адрес: 173016 В. Новгород, ул. Космонавтов д. 181 Женский парламент.
Тел. Факс 9816-2) 11-68-86. Электронная почта: irand@mail.natm.ru
Более подробно с нашей деятельностью можно познакомиться на сайте http:www.natm.ruwomenpar
Там же находится электронная версия нашей газеты "Женский парламент".
|