|
(тезисы из доклада директора Фонда Валентины Самсоновой)
К настоящему времени сформировались общественные условия для того,
чтобы развитие женского предпринимательства стало реальным приоритетом
в Екатеринбурге и Свердловской области.
Необходимость выделения подобного приоритета обосновывается:
- демографической структурой населения Свердловской области, в том числе
- экономически активного населения (доля женщин - более 65%);
- значительной активностью женщин в предпринимательстве (по оценкам Управления
статистики Екатеринбурга, среди зарегистрированных частных предпринимателей
и руководителей предприятий малого бизнеса 25-30% составляют женщины);
- существующей общественной ситуацией, когда не сформировано представление
о престижности женского предпринимательства, и даже успешные в бизнесе
женщины сталкиваются с негативным общественным мнением. (Данное направление
нашло свое отражение в стратегической программе развития малого и среднего
бизнеса Свердловской области).
Важнейшим условием повышения статуса женского предпринимательства является
формирование общественной поддержки женского предпринимательства и положительного
образа женщины-предпринимателя. Поэтому программа поддержки должна включать
PR-кампанию, направленную на продвижение опыта успешных женщин-предпринимателей.
Выставки как действенная форма продвижения товара от производителя к
потребителю, как средство создания положительного имиджа предприятия и
активной рекламы, используются предприятиями женского предпринимательства
не в полной мере. Многие фирмы практически не принимают участие в общепромышленных
и специализированных выставках. Основная причина - отсутствие средств (директор
объединения "Универсальные выставки" Говорухина Л.А.).
Направления поддержки, которые необходимы.
- 1.Формирование положительного общественного мнения, которое
может осуществляться как через исполнительную власть различных уровней,
так и через структуры поддержки малого и среднего бизнеса и выставочные
организации. На уровне федеральном, региональном и местном через средства
массовой информации (создание на СГГРК специальных программ, рассказывающих
о позитивном опыте женщин в бизнесе). На уровне инфраструктуры поддержки
(например, Ассоциация малого бизнеса через специальный выпуск издания "АМБ-экспресс",
ЦСП - через пункты коллективного пользования сети Интернет, Региональный
Фонд -по международной женской информационной сети, через проведение ежегодных
выставок "Женское предпринимательство на Большом Урале", издание
газеты "Женские ведомости", журнал "Деловой квартал"
и т.д.). На уровне выставочных организаций на постоянной основе проводить
специализированные выставки женского предпринимательства, организовывать
коллективные стенды на областных и региональных общепромышленных и специализированных
выставках, применять различные формы участия в выставках, например, заочное
участие.
- Законодательное обеспечение. Через анализ и корректировку
федеральной, региональной и местной законодательной базы, мешающей развивать
бизнес с одной стороны, и мешающей вовлекать все большее число женщин в
бизнес. Например, упростить процедуры лицензирования бизнеса; уменьшить
выплаты местных налогов на суммы социальных выплат работникам за счет средств
предприятий (детские пособия), разработать и внести на обсуждение в Областную
думу законы о социальном заказе, о "Кредитных потребительских союзах",
дополнения в областной закон о вмененном налоге в части увеличения перечня
видов деятельности и др.
- Программа сохранения и развития рабочих мест на предприятиях
женского бизнеса. Через аттестацию рабочих мест привлекать средства
Департамента службы занятости для их сохранения. Это повысит конкурентоспособность
выпускаемых малым и средним бизнесом товаров и увеличит уровень автоматизации
и механизации технологических процессов и производств, позволит внедрять
на рынок новейшие технологические процессы.
- Муниципальный заказ для предприятий женского бизнеса.
Формирование госзаказа может идти через социальные структуры как создание
условий поддержки малоимущих слоев населения. Этот механизм позволит минимизировать
затраты государства на такую поддержку, с другой стороны, государство получит
качественную продукцию или услуги и поддержит местных товаропроизводителей.
- Создание информационных пунктов коллективного пользования.
Через создание данных пунктов не только женщины, но и остальная часть населения,
ориентированная на предпринимательскую деятельность, сможет получить доступ
к информации, касающейся законодательной основы по открытию собственного
дела. Государственные структуры в лице местных администраций должны вкладывать
средства в данные пункты, которые при грамотной организации могут приносить
доход. Информационная поддержка может оказываться через создание WEB-страниц
для предпринимателей.
- Создание сети бизнес-инкубаторов для начинающих женщин-предпринимателей,
которые постоянно сталкиваются с трудностями в поиске подходящих помещений,
высокой арендной платой за снимаемые помещения и с получением дополнительной
площади для развития бизнеса.
- Организация системы обучения для начинающих женщин-предпринимателей,
т.к. существуют проблемы в получении начального образования в период создания
и становления бизнеса, по причине отсутствия средств.
- Создание кредитных союзов, как инструмента решения проблем,
связанных с обеспечением стартового капитала, обеспечением необходимого
залога для получения кредита в банке, сложностью получения финансирования
для развивающихся компаний, сложностью получения грантов и ссуд и др.
- Создание общественных советов женщин-предпринимателей
при администрациях городов и районов области с целью вовлечения женщин-предпринимателей
для решения социально-экономических задач.
- Содействие в развитии сферы услуг. По нашему мнению,
в большой степени неудовлетворенным остается спрос на услуги бытового и
производственного характера, существующий у населения со средним и невысоким
уровнем доходов. Возможно, перспективы поддержки женского предпринимательства
должны быть связаны не только с содействием организации еще одного трикотажного
или хлебного производства, а с развитием сферы услуг.
|