|
Министерство культуры Российской Федерации
Государственная Третьяковская галерея
представляют выставку
Искусство женского рода
Женщины-художницы России XV - XX веков
22 января - 31 марта 2002 г., по адресу: Крымский вал, 10
Церемония открытия выставки "Искусство женского рода" состоялась 22 января в Выставочном зале Государственной Третьяковской Галереи. На открытии выставки с приветствиями выступили Родионов В.А., генеральный директор ГТГ, Иовлева Л.И., зам. Директора ГТГ и руководитель проекта, Гениева Е.Ю., Президент Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) -Россия и др. Организаторы из Третьяковской галереи ожидали довольно большое число приглашенных гостей и действительно было не менее восьмисот гостей. Перед гостями выступил женский хор "Глория" Костромского Государственного Университета. Выставка продлится с 22 января по 31 марта 2002 г.
На выставке представлены более 200 работ художниц (включая и мастериц ручного шитья, вышивки) за 6 веков (XVI - XXI). Выставка "Искусство женского рода" размещена в выставочных залах первого, второго и третьего этажей. Предлагаемая вниманию публики выставка уникальна, так как являет собой первую попытку воссоздать панораму женского творчества на протяжении более пяти столетий - от средневековых шедевров золотого шитья, через живопись и скульптуру Нового времени к авангарду ХХ века и актуальным тенденциям рубежа XX - XXI веков. Более 200 созданных женщинами произведений собраны воедино из собственных фондов музея, Музея-заповедника "Московский Кремль", Исторического музея, Государственного Русского музея, Музея изобразительных искусств Республики Карелия (г.═Петрозаводск), галерей, частных коллекций и художественных мастерских. Задача выставки - не просто объединить имена и работы, а сделать еще один шаг в изучении "женского творчества", что должно способствовать более полному и целостному пониманию культуры.
Открывают экспозицию драгоценные произведения средневекового золотого шитья. Среди них следует отметить один из "высоких" образцов древнерусского искусства - пелену "Успение Богоматери", созданную в первой трети XV века в Москве.
Высочайшее художественное качество отличает также пелену "Рождество Богоматери" (1510 г.), изготовленную в мастерской волоцкой княгини Анны и воздух "Христос во гробе" (1593 г.) из мастерской царицы Ирины Федоровны Годуновой.
Раздел выставки, посвященный искусству XVIII века, - единственный, в котором представлено непрофессиональное творчество. Однако имена, представляющие этот раздел, более чем известны. Это - императрица Мария Федоровна, великие княжны Елена и Александра Павловны. К художественному творчеству венценосные особы относились как к сугубо домашнему занятию, что не помешало их произведениям занять подобающее место в музее.
Эпоха Просвещения подготовила почву для появления профессиональных женщин-художниц. В 1854 году Софья Сухово-Кобылина первой из женщин становится Золотой медалисткой Императорской Академии художеств. В середине XIX века в России работало довольно много художниц. Среди наиболее ярких имен этого периода можно отметить Александру Венецианову, дочь известного художника, Ольгу Лагоду-Шишкину - жену знаменитого пейзажиста-передвижника.
В 1880-е годы работала знаменитая Мария Башкирцева, щедро одаренная от природы не только художественным, но и певческим, и литературным талантами. О ее опубликованных дневниках английский премьер-министр У.Гладстон отзывался как о "самой замечательной книге столетия".
Рубеж XIX - ХХ веков ознаменовался появлением центров, связанных с национально-романтическим направлением в искусстве. В этих центрах решались задачи просветительства, возрождалась национальная культура. Заметную роль в жизни абрамцевского кружка играли художницы Елена Поленова, Мария Якунчикова-Вебер, Нина Симонович-Ефимова. Княгиня Мария Тенишева, замечательный художник-эмальер, собирательница и исследовательница искусства, создала художественный кружок в Талашкине. Одновременно с ними работала талантливая "мирискуссница" Зинаида Серебрякова.
В завершившемся ХХ столетии Россия подарила миру множество знаменитых женских имен, повлиявших на развитие художественного процесса не только в своем отечестве, но и за его пределами. В этот период можно выделить три основных взлета художественной активности, и все они связаны с историческими переменами в России: эпоха революции (1910-1920-е годы), 1970-е, предвещавшие распад советского государства, и 1990-е, ставшие началом новой России.
Русский авангард, славу которого составили во многом именно женщины-художницы - Наталия Гончарова, Любовь Попова, Варвара Степанова, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Александра Экстер - явился самой плодотворной эпохой в проявлении личности художницы. Интерес к этой эпохе продолжает расти, что подтверждается большим успехом выставки "Амазонки авангарда", организованной Фондом Соломона Гуггенхайма и завершившей свое триумфальное турне около года тому назад в Москве, в залах Третьяковской галереи.
Желая быть объективными в отражении художественной жизни ХХ века, авторы настоящей выставки включили в ее состав как работы "официальных" художниц сталинского периода (в их числе - один из крупнейших скульпторов ХХ века Вера Мухина), так и представительниц "чердачной культуры" - Антонины Софроновой, Татьяны Мавриной. В этом же разделе показываются работы представительниц "андеграунда" 1960-х.
В формировании наиболее значимого направления в советском искусстве 1970-х, получившего название "метафорическое искусство", первенство, несомненно, принадлежит женской половине художественного Олимпа - Татьяне Назаренко, Наталье Нестеровой, Ольге Булгаковой, Ирине Старженецкой и другим талантливым художницам, продолжающим интересно работать и в наше время. Этот период отмечен также стремлением таких художниц, как Елена Романова, Лариса Кириллова, Ирина Затуловская, сохранить и выявить те или иные элементы традиционной русской культуры. В 1990-е раскрывается творчество таких представителей московского концептуализма, как Ирина Нахова, Мария Константинова. Параллельно с ними существует неоакадемическая линия Айдан Салаховой, Ольги Тобрелутс. Имена этих художниц сегодня известны во всем мире. Их произведения выставляются не только на крупнейших выставках, но и закупаются ведущими европейскими и американскими музеями.
Сегодня специальный интерес к женскому творчеству велик и неслучаен. Актуализировавшаяся, особенно во второй половине ХХ века, философия различия повлекла пересмотр традиционных иерархий и выдвинула на первый план проблему и понятие "другого". Проблемы идентичности, в том числе и гендерные, стали основой современного искусства. Другая важная проблема и мотив выставки "Искусство женского рода" - женский взгляд во всей его специфике и многоплановости. Взгляд на себя, на мир и историю. Предоставить возможность взглянуть на мир глазами женщины может только визуальное искусство.
Выставка носит исторический и программный характер. До этого момента в мире всего в семи странах прошли сравнимые по идее проекты: выставка работ американских художниц 1550 - 1095 г. (в 1972 г.); 400 лет творчества голландских художниц (1987 г., Амстердам); "Profession without tradition" (1992 г., Берлин); серия из 200 выставок разных галерей, которые были проведены по всей Австралии в развитии выставки "Past and Present" (1996 г.); выставка работ ирландских художниц (1997 г.); "Minds and Spirit" (1998 г. Тайвань); выставка работ венгерских художниц (2000 г., Будапешт).
В рамках одной выставки было трудно показать весь материал по данной теме. Третьяковская галерея открывает в графических залах в Лаврушинском переулке экспозицию "Женский взгляд. Графика XVIII - ХХ веков из собрания ГТГ". В экспозиции, которая будет открыта в феврале-июне 2002 года, будет представлено около 300 графических листов. Надеемся, что это только начало┘. и число выставочных площадок доступных для творческих женщин будет множиться не в геометрической, то хотя бы в арифметической прогрессии┘
Выставка проводится в рамках совместного проекта Государственной Третьяковской Галереей и Творческой лаборатории ИНО "Художница в искусстве России", готовилась два годане только благодаря инициативе и поддержке Женской сетевой программы Фонда Сороса-Россия, и поддержке компании Бритиш Американ Тобакко Россия. Издание каталога, выход которого ожидается в феврале 2002 г. осуществляется при поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - Россия. Информационная поддержка: "Аргументы и Факты", "Радио России", "Эхо Москвы", "Домовой", "Officiel", "Мезонин".
|