Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН объявляет
о проведении образовательной программы "Гендер и
глобализация" во второй половине апреля 2002 г. Авторы
и ведущие образовательной программы доктор экономических наук
Малышева Марина Михайловна
и кандидат философских наук Баллаева Елена Александровна.
Заявки принимаются по следующим адресам:
Электронный: mcgs@orc.ru; isepp@glasnet.ru
Почтовый: 117218, Москва, Нахимовский проспект, 32, ИСЭПН РАН,
комн. 924.
Чем вызвана необходимость проведения такой программы?
В последние годы в преподавании теории гендерных исследований
в российских высших и средних специальных учебных заведениях явно
обозначился интерес к использованию гендерной методологии для
анализа социально-экономических, политических и культурных реалий
процесса глобализации. Об этом говорит большое число получаемых
нами заявок, на участие в семинарах, тренингах и круглых столах,
так или иначе связанных с гендерным подходом к глобализации, его
теоретическим и практическим измерениями. Проблемы глобализации
осознаются теоретиками и практиками женского движения как весьма
значимые, и это осознание возрастает. Однако источников для анализа
гендереных аспектов глобализации явно не хватает. Научные наработки
в этой области остаются преимущественно в анналах узкого круга
специалистов. Они не интегрированы в преподавательскую практику,
нет налаженных каналов повышения информированности о качественно
новом осмыслении гендерного неравенства в глобальном контексте.
Особенно важно подчеркнуть, что проблемы глобализации не могут
быть просто интегрированы в число прочих проблем, оказывающих
значительное воздействие на гендерные отношения. Они должны быть
интерпретированы в гендерной перспективе, с использованием гендерных
методов анализа. Обучение этим методам - одна из стратегий современного
международного женского движения (ЮНИФЕМ, WIDE и др.) с целью
защиты прав женщин и прав человека в целом. МЖД рассматривает
гендерное образование как один из необходимых шагов в процессе
формирования гендерно сенситивной экономики и социальной политики
во всех регионах мира, а также ориентации на эти задачи развивающегося
гражданского общества.
Какие цели мы преследуем, затевая такую образовательную программу?
1. Предоставить теоретические знания о гендерных аспектах глобализации
и методах гендерного анализа глобализационных процессов в экономике,
социальной сфере, политике и культуре.
2. Помочь разработать и включить тематические блоки, посвященные
гендерным аспектам глобализации, в лекционные курсы, использовать
полученные знания в научных исследованиях и транслировать их самой
широкой аудитории - студентам, аспирантам, НПО и другим институтам
гражданского общества.
Что мы ждем от образовательной программы?
3. Возникнет экспертное сообщество по проблемам гендерных аспектов
глобализации,
4. Гражданский сектор сможет более эффективно влиять на политические
процессы в России и активно участвовать в усилиях МЖД и других
гражданских инициативах на международном уровне.
Мы сделаем все, чтобы:
5. ознакомить слушателей с различными подходами к гендерным проблемам
глобализации в различных странах и их последствиями;
6. дать информацию о доминирующих и альтернативных оценках гендерных
аспектов глобализации,
7. рассказать о деятельности международных институтов, международного
женского движения, экологического движения и других гражданских
инициатив.
Структура образовательной программы
Программа будет состоять из шести модулей:
- Тренинг
- Лекции
- Семинарские занятия
- Работа с первоисточниками
- Работа в библиотеке
- Заключительная дискуссия
Место проведения образовательной программы.
Образовательная сессия состоится в апреле 2002 года на базе Института
социально-экономических проблем
народонаселения РАН и Московского центра гендерных исследований.
Продолжительность учебной сессии - две недели.
Прием заявок - с 14 февраля по 14 марта 2002 года.
Конкурсный отбор - 18 - 23 марта 2002 года.
Образовательная сессия - 15 - 28 апреля 2002 года.
Первый день - знакомство участников, глубинное погружение в тему
через однодневный тренинг.
8 дней по следующему сценарию:
2-х часовое чтение лекций с 10.00. до 12.00.
1 час - совместная работа с первоисточниками (с 12. 00 до 13.00)
с 14.00 до 15.00 - семинарские занятия в интерактивной форме
с 15.00 до 17.00 - работа в библиотеке.
9 день - групповая дискуссия с визуализацией усвоения материала,
прояснение основных понятий и сюжетов
А) Методологические составляющие программы:
Раскрытие взаимосвязей между гендером, экономикой и политикой;
Выявление связи между правами человека и экономическими проблемами;
Демонстрация воздействия экономических проблем на гендерные отношения;
Формулировка альтернативной политики, инструментов и действий,
направленных на минимизацию негативных последствий глобализации.
В процессе реализации программы мы будем использовать методы и
приемы популярного образования, широко используемые такими известными
международными организациями, как Мировой банк, WIDE, WLDI, NEWW
и др.
В) Методические основы реализации семинаров:
Рассмотрение каждой проблемы начинается с анализа конкретной ситуации.
Высказываются собственные идеи к размышлению по обсуждаемым вопросам.
Анализ конкретных ситуаций дополняется новой информацией, которая
появляется в ходе группового обсуждения изучаемых вопросов с тем,
чтобы участники могли сравнить свое понимание проблем до получения
новой информации и после, а также оценить значимость новой информации;
После оценки новой информации участники программы приглашаются
к размышлениям о стратегическом значении обсуждаемых вопросов
и возможных альтернативах решения проблем.
Что может дать использование этих методических принципов?
- активизировать обмен идеями и опытом между участниками с целью
более эффективного освоения новых знаний;
- перевести имеющиеся у участников личностные представления
и академические знания по обсуждаемым проблемам в плоскость гендерных
отношений, отношений власти и путей социальной трансформации;
- объединить ответственность за достижение целей образовательной
пограммы в рамках всей группы.
Кто может быть участником образовательной программы?
Мы можем пригласить только 20 человек: 15 из европейской части
России и 5 из Москвы и Подмосковья. В качестве участников программы
на конкурсной основе будут отобраны преподаватели высших учебных
заведений, аспиранты, читающие лекции по гендерным исследованиям,
феминологии и специалисты, ведущие научную работу в сфере гендерных
исследований. Мы считаем необходимым в отдельных случаях рассмотреть
вопрос об участии представителей НКО, имеющих необходимый уровень
подготовки и занимающихся реализацией образовательных программ
по проблемам прав женщин и прав человека. Критерием отбора будет
возможность участников разработать и внедрить в преподавательскую
практику оригинальные спецкурсы по теме "Гендер и глобализация",
инициировать тематические тренинги или семинары.
Условием допуска к конкурсу будет согласие руководства организаций,
в которых работают претенденты, на их участие в образовательной
программе и предоставление отпуска на период обучения.
Какие рабочие материалы мы намерены предоставить?
В качестве учебных материалов к началу образовательной сессии
будут подготовлены:
Методическое пособие, в котором будет содержаться тематика лекций
с аннотированным содержанием и списком рекомендуемой литературы;
темы семинарских занятий и перечень вопросов, предлагаемых на
обсуждение;
Учебник "Женщины и рыночная экономика", подготовленный
WIDE, и переведенный на русский язык организаторами программы;
План и материалы тренинга "Гендерные аспекты глобализации";
Список адресов сайтов в интернете, где можно получить дополнительную
информацию по изучаемым вопросам.
Размещение материалов программы в Интернет.
По ходу реализации программы будут вывешены темы лекций и их краткое
содержание, списки участников, их статус, география; в конце проекта
будет вывешен отчет о его результатах, предоставлены контактные
данные участников программы для укрепления сообщества экспертов
по "Гендеру и глобализации".
Коротко об организаторах образовательной программы и об ИСЭПН
РАН
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН создан
в 1988 г. на базе ряда научных подразделений Российской Академии
наук. Главная цель его научной деятельности - разработка теории
и методологии исследований трансформационных процессов, социально-экономических
проблем народонаселения и методов их решения.
Приоритеты в работе Института связаны с анализом и прогнозированием
экономической и демографической ситуации, разработкой стратегии
социальной политики, созданием эффективного механизма социальной
защиты населения. Особое значение имеют новые исследовательские
направления: оценка качественного потенциала населения, формирование
гендерных отношений в обновляющемся российском обществе, становление
новой социальной структуры.
Аналитические доклады Института, отражающие специфику реалий переходного
периода российского общества, получили широкую известность в профессиональных
кругах и были использованы органами государственной власти в их
практической деятельности: "Новые социальные технологии и
общественные трансформации в России", "Социальная доктрина
переходного периода и концепция Программы действий", "Глобализация
и население".
В Институте 16 научных подразделений, в том числе Лаборатория
гендерной экономики, на базе которой сформировался Московский
Центр гендерных исследований. Он обладает крупнейшей в России
библиотекой, содержащей большое собрание литературы. Профессиональные
библиотекари имеют опыт работы со слушателями образовательных
программ по оказанию библиографических и иных консультаций. Слушатели
имеют возможность работать на компьютерах и пользоваться ресурсами
Интернет ИСЭПН РАН и МЦГИ.
Сотрудники ИСЭПН РАН - д. э. н. М. Малышева и к. ф. н. Е. Баллаева
сотрудничают с крупнейшей сетью женских организаций Women in Development
Europe, занимающиейся развитием экономического образования для
женщин в контексте проблем глобализации. Они прошли специальный
тренинг по проведению образовательных программ "Женщины и
рыночная экономика", который WIDE проводил в мае 2000 г.,
а также принимали участие в консультациях WIDE в 2000 и 2001 гг.
в Брюсселе и Вене.
|