|
(см. также "Инф. листок" N 25 (355) от 01.08.04) РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО КАК ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Ручным ткачеством я занимаюсь почти семь лет. Все началось с того, что, оказавшись в сложной жизненной ситуации, я нуждалась в помощи. Эту помощь я получила, сделав шаг в направлении народной культуры: старинного ремесла – ручного ткачества. Именно занятие гобеленом стало для меня в то тяжелое время и психотерапевтом, и другом. Конечно, все произошло не вдруг. Интересный художник и добрый человек Анатолий Николаевич Войтов обучил основным приемам ткачества. И не только. Передал в пользование небольшой, но самый настоящий ткацкий станок. Первый гобелен – и главный результат: удивление перед возможностью создать нечто самой, своими руками, практически из ничего. Позже свой опыт "лечения" ткачеством я не раз передавала своим подругам, желающим не просить помощи, а самим помочь себе. Отмечу, что в большинстве таких случаев, занятие ткачеством служило толчком проявления социальной активности конкретного человека. Эффективность использования возможностей ткачества как социальной работы была выявлена в ходе осуществления проекта "Нить надежды". Этот проект - победитель конкурса "Моя социальная программа", который проводил общественный фонд поддержки партии "Единая Россия" в 2003 году. Суть его заключается в передаче навыков домашнего ткачества группе женщин и девочек с ограниченными возможностями, расширение круга общения, проявление их фантазии в этом виде творчества и стимулирование познавательной активности. Включение в программы обучающих семинаров общественной направленности (и не только) занятий ручным ткачеством дополняет их теоретическую составляющую непосредственной индивидуальной и одновременно коллективной социальной работой. Этот прием был использован на семинаре "Участие женщин-лидеров местных сообществ в процессе принятия решений на локальном уровне", который проводил ИЦ НЖФ в Петрозаводске 17-19 июня 2004 года. Объединение в единое целое обсуждения значимых проблем территорий и знакомство с техникой гобелена как возможностью развития социальной работы на территории можно рассматривать как инновационную практику в системе гражданского образования. Практическим занятиям предшествовали: беседа на тему: "Гобелен как возможность для адаптации и повышения социальной активности жителей"; показ видеофильма, повествующего об одном из эпизодов обучения ткачеству в Твери в рамках проекта "Нить надежды". Важно заметить, что в беседе акцентировалось внимание на той роли занятий ткачеством, которую образно можно назвать социальным аниматором, т.е. его способность пробудить, оживить полезную инициативу в местном сообществе. Оценка воздействия практических занятий гобеленом (1 час в день) показала что: 1-е занятие: - технически с заданием выполнения подготовительных работ справилась вся группа одновременно;
- перед началом работы большинство участвующих испытывало чувства неуверенности, а после ее завершения – удовлетворения и радости от процесса сновки и исполнения плетенки, закрепляющей начало ткани;
- двое участников выразили непонимание целей занятия, а одна участница сказала о том, что применить новые навыки ей негде;
- произошло включение людей в процесс творчества;
- мероприятие сложилось как целостное и законченное.
2-е занятие (ткачество по оригинальному эскизу): - ткачество гобелена потребовало от исполнительниц(лей) больших эмоциональных усилий;
- возникшая в группе потребность в облегчении труда (инстинкт самосохранения) стихийно вылилась в сопровождающее его пение;
- пение объединило отдельных исполнительниц(лей), сделало работу коллективной;
- занятие ткачеством формирует социальное поведение;
- создание полотна – процесс свободного творения;
- мероприятие не имело законченного результата.
3-е занятие (продолжение ткачества и снятие готового гобелена с рамки): - все участницы(ки) получили первоначальные навыки и опыт ручного ткачества;
- возникшая высокая эмоциональная напряженность тренинга вновь была снижена коллективным пением;
- среди всех готовых работ не было и двух одинаковых, при том, что, задание по созданию эскиза гобелена диктовало исполнительницам(лям)определенные ограничения в проявлении их фантазии;
- реальный результат тренинга дал заряд энергии на продолжение занятий ткачеством;
- участницы(ки) познакомились с новой малобюджетной и эффективной формой гражданской инициативы по месту жительства;
- при выполнении заданий экологического тренинга (план семинара) две малые группы из пяти, выбрали для своего ТОСа цех по производству гобеленов, как наиболее целесообразную производственную деятельность на локальной территории;
- занятие ткачеством содействует становлению активной личности, а не простому потребителю государственных услуг;
- способствует самовыражению и самореализации через творчество.
Опыт занятий ручным ткачеством подсказывает, что возможности гобелена гораздо больше, чем просто создание красоты, уюта в интерьере. Это творчество содержит в себе пока очень мало реализующийся на практике социальный смысл, оно способно объединить людей и творчески, и мировоззренчески, и идейно. Надежда Кружкова, ведущая практикума по ручному ткачеству. президент Центра социальной реабилитации женщин "Так живем" takzivem@tvcom.ru ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВОЙ, УЧАСТНИЦЫ СЕМИНАРА, ХУДОЖНИЦЫ ПО ГОБЕЛЕНУ Гобелен - очень сложная техника, одна из самых трудных в декоративном искусстве. И не только потому, что требует особой тщательности - ниточка к ниточке, ряд за рядом. Под нитяной основой лежит черно-белый эскиз. Бывает трудно попасть в рисунок, не сбить ритм. К тому же в процессе ткачества что-то неизбежно меняется, вносятся новые изобразительные элементы, цветовые нюансы, додумывается композиция. Порой нервы сдают - все бы выбросила, разломала… А на следующий день, как последний алкоголик к бутылке, плетусь против своей воли на разбитых ногах к станку, и опять все сначала. Гобелен предполагает стилизацию. Абсолютно четкой линии быть не может. Даже круг получается прерванным, обязательно будет лесенка - сама техника диктует стилизацию. Правда, на мелком рисунке это кажется незаметным. Когда я вела курсы гобелена, любила задавать "на засыпку" вопрос: что легче ткать - большой круг или маленький? Конечно, маленький - он больше на круг похож. Любая законченная работа меня вообще не интересует. В каждой вижу неудавшиеся элементы, хочется следующую сделать лучше. Состояние творческого процесса не должно покидать в разных жизненных ситуациях, оно обнаруживает себя во всем - в отношении к окружающему и в его восприятии. Ведь гобелен в основе своей искусство, воспевающее светлые стороны жизни, ее красоту, и оно обогащает духовно. Творчество – это не только набор навыков и особый взгляд на мир, но и радостное содружество. Наша задача при работе в группах на семинаре – найти точки соприкосновения. Одна из основных идей семинара – приобретение коммуникативных навыков и умений, способствующих личностному росту и развитию. Работа в группах на практических занятиях для меня дело новое. Было интересно всё, но я не берусь анализировать тренинги, практические занятия и в целом весь семинар. Мне трудно себя представить в общении с властными структурами города, связать себя с понятием "общественность". А такие фразы, как "влияние инициатив", "внедрение гендерного подхода в городскую политику", я впервые услышала на семинаре. Но успехи других вдохновляют, и мне захотелось многое изменить в себе и своей жизни, не замыкаться на своем творчестве, знакомиться с новыми людьми, быть полезной, уделять время другим людям. Для осознания радости необходимо действовать! Спасибо Вам за нашу встречу!
|