[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости женского движения в России, 2000-2004

Опыт и задачи независимого женского движения в усилении влияния женщин на политику в регионе

08-06-2004 Любовь Штылева

 

Тезисы доклада 28.05.04
Штылевой Л.В
на региональной конференции
«Повышение эффективности участия женщин в
региональной политике и расширение их представительства
в деятельности политических партий».

Вопрос №1. А был ли мальчик?» Являлся ли Конгресс женщин Кольского полуострова в действительности «независимым женским движением»?

Конгресс женщин изначально создавался и существовал в течение 10 лет как союз различных женских групп Деятельность женских групп в регионе имела, в основном, социальную направленность. Так, например, из 12 групп, которые постоянно входили в сеть Конгресса в Мурманске, 10 были группами самопомощи слабо защищенных слоев населения (клуб матерей детей инвалидов, клуб молодых инвалидов, клуб женщин инвалидов, 3 клуба многодетных семей и семей с детьми инвалидами, клуб пожилых женщин «Ретро» и др.)

Сильной стороной женских групп самопомощи является их самоотверженность, готовность действовать, чтобы помочь своим членам.

Пример – деятельность клуба «Валентина», «Радуга», «Надежда», «Дети Чернобыля».

Это наиболее активные и деятельные женские группы.

Позитивный результат для имиджа женского движения - деятельность этих организаций заметна, понятна окружающим, при правильном информационном сопровождении вызывает сочувствие, уважение и получает признание в обществе. Клубы и объединения многочисленны, поэтому формируется ощущение массовости социального движения, силы. Работа таких организаций повышает доверие общества к женскому движению.

Слабость - настрой на получение «быстрой» помощи, нетерпеливость и нежелание понимать реальность, действовать шаг за шагом, добиваться систематических изменений с долгосрочным результатом (безбарьерная среда для инвалидов, например), равнодушие к вопросам политического участия, специфический эгоизм людей озабоченных только своей проблемой и нечувствительность к проблемам других групп.

Лидеры таких организаций не стремились выдвинуться в депутаты, чтобы решать вопросы на политическом уровне. Легко поддаются манипуляциям в выборных кампаниях, нарушают договоренности женской сети, предпочитают получить пусть небольшую, но материальную выгоду, легко «продаются» и «перекупаются».

Превалирование в региональной сети женских групп самопомощи с тяжелыми социальными проблемами в целом формирует имидж женского движения как объединения социальных аутсайдеров, снижает привлекательность для широкого круга других женщин, ассоциируется со «знаком беды». Женщины, не имеющие тяжелых социальных проблем, не находят своего места в организации и отходят от ее деятельности.

В начале 90-х годов ХХ века создательницы нового женского движения в Мурманской области сами еще не обладали новым языком и теоретическим концептом, который помог бы вскрыть причины катастрофического положения женщин после крушения коммунистической идеологии и сформулировать новые задачи. Специфичексие интересы женщин не дифференцированы. Женские организации на самом деле в большей степени выражали отношение женщин к проблемам их близких (детям, старикам, больным членам семей и др.)

Т.О., по ряду признаков Конгресс женщин можно отнести к социальному движению: есть женские группы, есть деятельность, направленная на удовлетворение потребностей членов группы, но в то же время, собственно специфические женские проблемы и интересы слабо осознаются самими участницами движения, идеология гендерного равноправия не стала ведущей для большинства участниц, не все функции, присущие женскому движению, реализуются. В особенности западают такие важные для роста сознания функции как идеологическая и политической социализации.

Вопрос №2. Могло ли, в таком случае, независимое женское движение, влиять на политику в регионе?

Попытки Конгресса влиять на региональную политику заключалось , в основном, в следующем:

  • организация информационных и организационных акций протеста против действий чиновников или коммерческих кампаний, наступления на интересы населения (речь идет о кампании в пользу гласности программы переселения северян – 1994-95г.г, кампании против введения повременной оплаты телефонных разговоров; кампании «За честные выборы»)
  • политические заявления по поводу важных государственных и региональных событий ( начало первой Чеченской войны- против войны в принципе и против направления в зону боевых действий солдат –новобранцев срочной службы; обращение к кандидатам в губернаторы на выборах 1999 года и др.)
  • непосредственное участие членов организации в выборах депутатов местного, регионального и федерального уровней (кандидаты в депутаты, организация кампании в поддержку, работа наблюдателями и пр.)

Оценивая влияние Конгресса женщин на политику в регионе в период с 1993 по 2003 г.г. можно выделить следующие видимые результаты:

  • изменился социально – политический контекст действий региональной власти: деятельность женских организаций фиксировала появление в регионе элементов реального гражданского общества, которое заставляло с собой считаться, прислушиваться к своему мнению и вносить коррективы в деятельность власть придержащих;
  • произошли изменения в общественном сознании населения: просветительская и информационная деятельность Конгресса женщин способствовала расшатыванию традиционных гендерных стереотипов, улучшила ситуацию принятия женщин в роли предпринимательниц, политиков, руководителей предприятий и организаций.
  • Участие Конгресса женщин в региональных выборах формировало практику и традицию участия женщин «из народа» в политике.

Резюме первой части:

  1. Опыт сети независимых женских организаций «Конгресс женщин Кольского полуострова» показывает, что Женские организации и т.н. «женское движение» – одна из наиболее дееспособных, здоровых, некоррумпированных частей формирующегося в России гражданского общества, обладающих большим созидательным потенциалом, признаками социального и альтернативного движения.
  2. Деятельность большинства неправительственных женских организаций относится к типу организаций самопомощи и защиты прав ущемляемых групп населения ( КСМ, защиты прав детей, защиты жертв трэффика и домашнего насилия и пр.) в целом одобряется жителями области, но не дифференцируется в общественном сознании как аргумент в пользу женского политического участия.
  3. Новое женское движение (Конгресс женщин Кольского полуострова) в начале 90-х гг. ХХ века недостаточно смело и определенно формулировало свои идеологические позиции, находясь в условиях дефицита языка и идеологии.
  4. Региональное женское движение, не обладая политической властью, тем не менее, оказывало влияние на региональную политику, становление гражданского общества в Мурманской области.
  5. По мере накопления опыта взаимодействия регионального женского движения с институтами власти на местном и федеральном уровне, участия в межрегиональных акциях и мероприятиях российского женского движения, происходила постепенная политизация сознания участниц и лидеров региональных организаций.
  6. Причины, которые вызвали к жизни женский активизм в 90-х, сохраняются, в связи с чем, есть все основания полагать, что женское движение в форме сетевого социального беспокойства будет и впредь постоянно возникать.
  7. Очевидна необходимость трансформации социального движения в социально – политическое. Региональное женское движение способно усилить свое политическое влияние, если привлечет в свои ряды социально активных женщин из среднего и прото-среднего слоев общества, сформулирует политическую повестку дня, отражающую реальные интересы женщин в условиях нарастающей гендерной дискриминации на основе идеологии гендерного равенства.

Вопрос №3. В чем состоят задачи независимого женского движения ради усиления влияния женщин на политику в регионе?

Два основные механизма политического влияния –

  • коллективное через массовые согласованные действия женщин – участниц движения
  • индивидуальное – через проведение на уровень принятия решений женщин – политиков (группы не менее 30% от численности органа принимающего решения)

Общее условие и задача – организационное и идеологическое усиление самой организации.

Организационное укрепление – предполагает разработку более четкой структуры и регламента взаимодействия женских групп в рамках регионального движения, привлечение в ряды движения новых групп женщин, создание экспертных групп и групп целевой поддержки и др.

Идеологическое усиление – предполагает постановку четких и понятных политических целей организации, формулирование системы взглядов и идей, с помощью которых женщины могут осознать свое положение в обществе и выразить свои специфические интересы, идентификацию организацию в спектре политических направлений и существующих институтов вплоть до создания самостоятельной женской партии (по признаку гендерной дискриминации).

Особое внимание должно быть уделено гендерному просвещению взрослых женщин и гендерному образованию молодежи, начиная со школы. Феминистское сознание – самая горячая проблема женского движения. Феминизм подразумевает прежде всего осознание и неприятие дискриминации по признаку пола. А для того, чтобы осознать это, женщине необходимо пройти путь самопознания и самовыражения, достойного ее личности, интеллекта и возраста. Цель – политизация женской общественности.

Специальное направление – подготовка, поддержка и продвижение женщин на уровень региональной политики. Воспитание гендерно просвещенных женщин – политиков, способных сочетать личные амбиции и интересы общества. Организационная поддержка и информационное сопровождение деятельности женщин –политиков в регионе. (Проблема – утрата связи женщин, вышедших на уровень политики, с НЖО).


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

смотри также:

В Мурманске открылся центр политических дебатов для женщин

28-29 мая 2004 года в пригороде Мурманска состоялась региональная конференция "Повышение эффективности участия женщин в региональной политике и расширение их представительства в деятельности политических партий", в ходе которой был открыт центр политических дебатов для женщин.

О положении женщин в Мурманской области

Тезисы выступления заместителя начальника отдела демографической и социальной статистики Мурманского облкомстата Мухаевой М.Н. на конференции "Повышение эффективности участия женщин в региональной политике и расширение их представительства в деятельности политических партий", г.Мурманск, 28-29 мая 2004 г.

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]