|
Выступление главы делегации Российской Федерации на 47-й сессии Комиссии ООН по положению женщин, руководителя Департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации М.В.Гордеевой по п. 3 повестки дня "Последующая деятельность по итогам 4-й Всемирной конференции по положению женщин и 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН под названием "Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке" 6 марта 2003 года Г-н Председатель, В мае 2002 года Российская Федерация была вновь переизбрана в состав Комиссии ООН по положению женщин на очередной четырехлетний срок. Пользуясь случаем, хочу выразить признательность всем государствам, поддержавшим кандидатуру России на выборах, и подтвердить нашу готовность активно участвовать в работе Комиссии. Озабоченность у российской делегации вызывает дублирование работы Комиссии ООН по правам человека и Комиссии ООН по положению женщин по рассмотрению сообщений о массовых и систематических нарушениях прав человека. Мы сожалеем, что на сессии ЭКОСОС не удалось принять решение о прекращении этой контрпродуктивной практики, и по-прежнему рассматриваем передачу конфиденциальной информации, поступающей в рамках процедуры 1503 в Комиссию ООН по положению женщин как не имеющую под собой юридической базы. Г-н Председатель, Цели и задачи, сформулированные в Пекинской Платформе действий и итоговом документе 23-й спецсессии ГА ООН, служат отправными точками для национальных правительств при разработке долгосрочных стратегий социально-экономического развития. Сейчас в России ведется разработка принципиально нового программного документа - Гендерной стратегии Российской Федерации, которая призвана определить систему требований и критериев к социально справедливому распределению ролей женщин и мужчин в политической и общественной жизни, социально-трудовых и семейных отношениях и других областях деятельности. Новый импульс получило развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей гендерное равенство. С этой целью был разработан законопроект "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации", в котором дается определение таких понятий, как "равные возможности", "дискриминация", "гендер", "гендерное равенство". Данный законопроект прошел экспертизу в соответствующих министерствах и ведомствах. В настоящее время ведется работа по подготовке к рассмотрению законопроекта в нижней палате Парламента. Российская Федерация твердо придерживается положений такого базового документа в области защиты прав женщин, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В декабре 2002 г. при содействии ПРООН в Москве состоялся семинар для представителей исполнительной и законодательной власти, посвященный вопросам реализации замечаний и рекомендаций Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, высказанных в ходе рассмотрения 5-го периодического доклада Российской Федерации о выполнении Конвенции. В настоящее время прорабатывается вопрос о ратификации Факультативного протокола к Конвенции, который уже был подписан Российской Федерацией 8 мая 2001 г. Г-н Председатель, Позвольте также отметить актуальность выбранных тем для обсуждения в ходе данной сессии Комиссии. Средства массовой информации справедливо называют четвертой властью. Если то или иное событие или явление не освещается СМИ, то оно, скорее всего, останется незамеченным. Именно СМИ формируют общественное мнение, способствуют созданию либо преодолению стереотипов массового сознания, влияют на восприятие и осознание обществом ключевых проблем и задач, стоящих перед всеми нами. Осознавая всю значимость и влияние СМИ на общество, Правительство Российской Федерации оказывает содействие освещению в средствах массовой информации гендерных проблем. Так, в 2002 году был проведен Всероссийский конкурс журналистов под девизом "Женщины России - на службе Отечеству", на котором было представлено значительное количество работ из большинства регионов страны. В последнее время выпускается все больше тематических журналов, информационных блоков и отдельных рубрик, посвященных роли женщин в современном обществе. Судьбы ярких и талантливых женщин все больше привлекают внимание журналистов. Не остаются без внимания и негативные явления в жизни российских женщин. Именно благодаря информационно-пропагандистской кампании, развернутой в российских СМИ, рухнула "завеса молчания" вокруг такой острой темы, как торговля женщинами в целях сексуальной эксплуатации. Прямая заслуга СМИ в том, что эта проблема стала одной из приоритетных для российских правоохранительных органов, а нижняя палата парламента начала разработку проекта закона "О предотвращении торговли людьми". К сожалению, и это подтверждает практика, самые сильные решения могут остаться только на бумаге, если, в первую очередь, не устранить глубинные причины торговли людьми - с одной стороны, устойчивый спрос на дешевую и бесправную рабочую силу в странах-потребителях "живого товара", и с другой - феминизацию бедности, безработицу и другие негативные социально-экономические факторы в странах происхождения. Особое значение имеет работа на законодательном уровне по пресечению торговли людьми. В России в последнее время такая работа значительно активизировалась. В частности, совершенствуется Уголовный кодекс, уже содержащий нормы, определяющие уголовную ответственность за торговлю несовершеннолетними и преступления против личности, включая незаконный вывоз женщин за рубеж, вовлечение в проституцию или принуждение к ней. Начата работа над проектом самостоятельного федерального закона "О противодействии торговле людьми". При подготовке законопроекта учитывались положения международно-правовых документов, рекомендации международных организаций в сфере противодействия торговли людьми, а также опыт разработки и принятия соответствующих законов в ряде зарубежных стран, в частности, в Украине, Болгарии и США. В проекте закона дается определение ряда понятий, связанных с проблематикой торговли людьми, часть которых впервые вводится в российское законодательство, сформулированы цели и принципы противодействия трэффику и детализированы его цели. Определены полномочия и задачи министерств и ведомств, осуществляющих профилактику и борьбу с этим криминальным бизнесом, а также предусматривается создание межведомственного координационного органа. Благодарю за внимание.
|