Организованная преступность является одной из наиболее злободневных проблем современной социально-экономической и политической жизни России. Одним из направлений организованной преступной деятельности, которое довольно быстро развивается в настоящее время, и достигло больших масштабов, является - Торговля людьми. Торговля людьми с целью их криминальной эксплуатации является наиболее привлекательным бизнесом для организованной преступности из-за низкого риска и высоких доходов. По данным ОБСЕ ежегодно в мире 4.000.000 человек становятся жертвами торговли людьми. Это приносит преступным синдикатам до 7 миллиардов долларов США ежегодной незаконной прибыли, что ставит торговлю людьми в один ряд с торговлей наркотиками, оружием, делает ее составной частью международной организованной преступности и одним из способов, с помощью которого финансируются террористические организации. По данным МОМ около 30 миллионов человек стали жертвами торговли людьми с начала 1970-х годов. Россия является ведущей страной "экспортером" живого товара. Одной из наиболее опасных тенденций сегодняшнего времени является рост торговли женщинами и детьми. Согласно данным Международной организации по миграции только в страны Западной Европы их стран СНГ, Центральной и Восточной Европы к 1998 году ввезено контрабандой до 50.000 женщин и девочек. Для эффективной реализации политики по борьбе с торговлей людьми необходимо создавать механизмы по эффективному судебному преследованию торговцев людьми и защите жертв торговли людьми, а так же осуществлять широкий ряд взаимосвязанных мер. Особое место в пресечении торговли людьми принадлежит правовым средствам. В связи с этим весьма значимая роль в российском законодательстве отводится общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации. К сожалению, ряд международных правовых документов не ратифицированы Россией. К таким документам относятся Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (Италия 15 ноября 2000 г.), Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Нью-Йорк, 25 мая 2000 г.). Согласно названным документам, явление торговли людьми признается абсолютным нарушением прав человека. Для приведения российского законодательства в соответствие с международными нормами и стандартами в области прав человека рабочей группой под руководством заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по законодательству, Председателя Комиссии по вопросам женщин, семьи, материнства и детства, депутата Государственной Думы Е.Б. Мизулиной подготовлен проект федерального закона "О противодействии торговле людьми". С принятием данного закона будет запущен механизм реализации мер противодействия торговле людьми, проведение которых со стороны государства позволит реально противостоять такому опасному явлению, как торговля людьми. Участники Ассамблеи отмечают, что эффективное противодействие торговле людьми возможно только при создании условий по объединению усилий государственных органов и неправительственных организаций. Учитывая изложенное, участники Ассамблеи рекомендуют: 1. Объединить усилия органов государственной власти, неправительственных и межгосударственных организаций по разработке и принятию мер противодействия торговле людьми. 2. Государственной Думе РФ ратифицировать Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (декабрь 2002 года) и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказаний за нее. 3. Криминализировать круг деяний, охватывающих различные формы торговли людьми, посредством принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ". 4. Провести экспертизу действующего законодательства с целью внесения в него изменений и дополнений в соответствии с новой нормой УК РФ (Законы "О правовом положении иностранных граждан в РФ", "О въезде в РФ и выезде из РФ" и др.). 5. Ускорить процедуру принятия Федерального закона "О статусе жертв торговли людьми". 6. Президенту РФ выступить с законодательной инициативой по внесению законопроекта "О противодействии торговле людьми". 7. Ускорить процесс обсуждения и принятия Федерального закона "О противодействии торговле людьми". 8. Предложить органам законодательной власти субъектов Российской Федерации принять соответствующие законы, учитывая региональные особенности разграничения полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов РФ. 9. Правительству РФ разработать и внедрить федеральную программу исследования масштабов и характеристик торговли людьми в РФ. 10. Создать межведомственную комиссию, наделив ее полномочиями по разработке целевой программы по борьбе с торговлей людьми, отслеживанию ее реализации, координации действий участвующих сторон на национальном уровне и сотрудничеству с международными организациями. Обязать межведомственную комиссию представлять ежегодный отчет об оценке ситуации по проблеме торговли людьми. В состав данной комиссии должны войти представители: - Министерства иностранных дел,
- Министерства внутренних дел,
- Министерства здравоохранения,
- Федеральной пограничной службы,
- Федеральной таможенной службы,
- Министерства труда и социальной политики,
- Федеральной службы налоговой полиции,
- Генеральной прокуратуры РФ,
- Министерства образования и науки,
- Верховного Суда РФ,
- Неправительственных организаций
- Научно-исследовательских институтов,
- Уполномоченный по правам человека в РФ
- Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.
11. Представителям Правительства РФ принять участие в работе международных и региональных структур, занимающихся проблемой торговли людьми. 12. В целях правового просвещения, Министерству образования РФ ввести тему "Криминальная эксплуатация и торговля людьми" в программу среднего, среднего специального и высшего образования. 13. Включить специальный курс по проблеме торговли людьми в систему подготовки и переподготовки кадров учреждений, чья профессиональная деятельность связана с различными аспектами профилактики торговли людьми и борьбы с ней (правоохранительные органы, ФПС, ФТС, МИД, Минздрав, Генпрокуратура, Минобразования, Верховный Суд и др.). 14. Создать специальные подразделения в государственных органах для осуществления деятельности по борьбе с торговлей людьми (отделы в МВД, подразделения в дипломатических представительствах МИД и т.д.). 15. Способствовать усилению взаимодействия правоохранительных органов и неправительственных организаций, работающих в сфере противодействия торговле людьми, через проведение совместных профилактических и иных мероприятий. 16. Федеральным органам власти и органам местного самоуправления поддерживать программы, реализуемые неправительственными организациями, направленные на повышение осведомленности общественности о проблеме торговли людьми и решение проблемы в целом. 17. Учреждениям, чья профессиональная деятельность связана с различными аспектами профилактики торговли людьми и борьбы с ней, принять ряд ведомственных актов, регулирующих их информационное взаимодействие между собой и обмен информацией с НКО. 18. Государственным органам принимать активное участие и содействовать деятельности Всероссийской Ассамблеи неправительственных организаций по проблеме противодействия торговле людьми. 19. Придать Ассамблеи статус постоянно действующей структуры с проведением пленарных заседаний один раз в два года. 20. Утвердить Устав Ассамблее и состав Оргкомитета Ассамблеи. Источник: Оргкомитет
|