|
Ирина Герцик, руководитель совета РОО "Лига избирательниц Калининградской области", Ольга Новосад, журналист, член РОО "Лига избирательниц Калининградской области". E-mail: irina@liko.koenig.ru Сегодня Калининградская область оказалась на передовом российском крае. Введение визового проезда - это лишь верхушка айсберга проблем, вызванных вступлением соседних государств в Европейский Союз. Не менее актуальным является и гендерный аспект. Область - в окружении благополучных, с точки зрения "женского вопроса", государств. По представительству женщин в органах власти Швеция занимает первое место (45%), Дания -38%, Финляндия - 37%, соседние - Польша - около 20%, за ней подтягивается Литва (более 10%), в Калининградской области - нет и 10%. В последнее время в области бывают сотни иностранных делегаций, им есть с чем сравнивать. У нас женщин-политиков во власти единицы. А в Германии, с которой складываются тесные взаимоотношения, правящая партия отдает каждое второе место женщинам, партия-оппонент - каждое третье, и нет политических партий, не предусмотревших не менее половины мест в списках для коллег-женщин. В Калининградской области из трех десятков партий, заявивших о себе в СМИ (из пятидесяти российских партий, стартующих на выборы в государственную думу), ни одна не объявила о квотировании мест для женщин в партийных списках. Депутаты областной Думы в целом поддержали проект федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации", но предложение разработать свой региональный законопроект отклонили. Одна женщина на десять мужчин приходится в законодательном органе власти - областной Думе, и, если кандидатки не попадут в партийные списки, число их может стать меньше в следующем созыве. Между тем, достижение равенства между мужчинами и женщинами является неотъемлемой частью процесса достижения подлинной демократии. Демократия неосуществима вне политического избирательного процесса. Статья 19(часть 3) Конституции РФ провозглашает, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Новый Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (№67-ФЗ от 12 июня 2002 года) направлен в первую очередь на стимуляцию участия политических партий в выборах различного уровня, таким образом, должна усилиться роль партий в обществе. Во всех субъектах Российской Федерации вводится пропорциональная система выборов депутатов законодательных органов власти, т.е. не менее половины депутатских мандатов будет распределено между партиями, принявшими участие в выборах. Областной закон уже принят. В 1996 году женщины были представлены в трех из четырех избирательных блоков и объединений, принявших участие в выборах: "Калининградской областной федерации профсоюзов", "Янтарном крае России", "Калининградской областной организации Компартия РФ". Профсоюзы включили 3 женщины в избирательный список под номерами 3, 5, 10, местные коммунисты и демократы включили в избирательный список по одной женщине, предоставив им последние места в списке. В избирательных программах ни одно из объединений и блоков не поднимало вопрос об улучшении положения женщин в обществе. На выборах 2001 года в избирательные списки от 10 избирательных блоков и объединений было включено 13 женщин (14%) из 77 (86%) мужчин-кандидатов. На выборах 2001 года уже 10 избирательных блоков и объединений боролись за 5 депутатских мандатов. Женщины были включены 7-ю избирательными блоками и объединениями в свои избирательные списки, но только 2 избирательных блока поставили женщин в "лидерскую тройку": "В поддержку Президента России" и "Янтарный край России - за созидание". Ни одна женщина не возглавляла список кандидатов. В программах избирательных блоков и объединений, участвующих в местных выборах, вопрос о гендерном равноправии, о повышении статуса женщины в обществе не поднимался. На выборах депутатов Калининградской областной Думы вопрос об улучшении положения женщин в Калининградской области региональными отделениями общероссийских общественных политических организаций также не поднимался. Как видим, используя формулу "равноправие мужчин и женщин", мужчины-политики говорят только о равенстве социальных возможностей мужчин и женщин, данная установка явно противоречит конституционному принципу равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Не ограничивая "политическую активность женщин", "либерал-демократы" просто не предоставляют женщинам места в избирательных списках как на федеральном, так и региональном уровнях. В настоящее время в представительных органах местного самоуправления Калининградской области работает 336 депутатов (111 женщин - 33%, 225 мужчин - 67%). Раннее из 336 местных депутатов женщин было 99 (29,4%), мужчин - 237 (70,6%). Количество женщин-депутаток увеличивается на уровне городов и районов. Избрание женщин в органы местного самоуправления является признанием того, что женщинам ближе насущные ежедневные проблемы населения, их политика близка к потребностям людей. Женщинам легче победить на местных выборах, т.к. здесь не нужны большие финансовые ресурсы, с одной стороны, с другой стороны - избирателям проще сделать выбор, т.к. в муниципальных образованиях люди знают друг друга, и, как правило, отдают свои голоса женщинам, которые лучше понимают и решают ежедневные проблемы избирателей. В 7 муниципальных образованиях из 22-х в Калининградской области советы депутатов возглавляют женщины. Два муниципальных образования в Калининградской области возглавляют женщины - г. Пионерский, Черняховский район. Для того, чтобы область не выпадала из Европейского окружения, развивала демократические институты, на первом этапе необходимо: сформировать законодательную базу, обеспечивающую активное участие женщин во всех сферах общественной жизни: проводить обязательную гендерную экспертизу законодательства, особенно в сфере трудового и социального права; способствовать продвижению женщин в органы государственной власти, в т.ч. в законодательстве о политических партиях закрепить рекомендательную норму о паритетном представительстве мужчин и женщин в руководящих органах; совершенствовать семейное законодательство с целью обеспечения гарантий равных прав мужчин и женщин в воспитании и обеспечении детей, уравнивания в правах родителей, не состоящих в браке, с родителями-супругами; ратифицировать международные конвенции, обеспечивающие права женщин в сфере занятости; подписать и ратифицировать Европейскую Социальную Хартию, статья 20 которой гарантирует право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола. Активно содействовать женскому предпринимательству; поддерживать женские некоммерческие, неправительственные организации: разрабатывать специальное законодательство в сфере общественных неправительственных организаций, особенно законодательства о государственной регистрации женских организаций; принять пакет законов об упорядочении налогообложения в сфере третьего сектора; содействовать повышению статуса женских организаций, в том числе их международного статуса; способствовать созданию сети центров реабилитации женщин-жертв насилия. Одним из шагов на пути реализации намеченного стала международная научно-практическая конференция "Реализация политики равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в Скандинавских странах и Северо-Западе России", организованная Советом Министров Северных Стран, РОО "Лига избирательниц Калининградской области", администрацией области и централизованной библиотечной системой города Калининграда. В работе форума приняли участие представители исполнительной и законодательной власти региона, муниципалитетов, общественных организаций, учебных заведений. Приветствовали участников Пелтонен Карита - Советник Совета Министров Северных Стран и заместитель главы администрации (губернатора) Калининградской области Янковская Г.С. Ирена Халета, вице-президент Лиги польских женщин отметила, что равная возможность, равные права женщин и мужчин в политической, общественной, экономической жизни - это все еще "открытый" процесс, переживающий этап адаптации к требованиям Евросоюза. В.Шимкувене (Литва, Шауляй) справедливо подметила, что женская политика - это политика нации, ориентированная на будущее, а мужская - политика власти в настоящем времени. И баланс интересов настоящего и будущего должен быть выдержан. Большой интерес вызвали доклады председателя Постоянного комитета по социальной политике областной Думы Зелинской Л.Н. "Женщина и политика", Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Ирины Вершининой "Гендерная политика и права человека в области", председателя РОО "Лига избирательниц Санкт-Петербурга" Татьяны Дорутиной "Женское лицо российской политики" и другие. Результативно поработали все четыре секции: продвижение женщин на уровень принятия политических решений; гендерная экспертиза социальной политики; реализация права на труд в гендерном измерении; деятельность кризисных центров как новое направление в деятельности женского движения России. Кризисные центры только открываются в области, и опыт "продвинутых" стран просто необходим. Участники конференции обменялись мнениями, информацией, определили приоритеты в реализации равных прав и возможностей. Сегодня, этот вопрос, как никогда, актуален. Впереди целая череда выборов в законодательные органы власти всех уровней: от федеральных до муниципальных. Предстоит административная реформа, включающая реформу государственной службы, реорганизацию местного самоуправления под "европейский стандарт". Сделана ставка на укрепление политических партий, поэтому так актуальна политика равных прав и возможностей именно в самом западном российском регионе, переживающем этап интенсивной интеграции в ЕС. Ее реализация на этом этапе, при участии общественности, может стать как никогда результативной.
|