"Информационный центр как новый социальный институт усиления женщин" - так называется проект, выполняемый в настоящее время ИЦ НЖФ при поддержке Фонда имени Генриха Белля. Одно из стратегических направлений деятельности ИЦ НЖФ в последние годы - установление партнерских отношений между социальными активистами из различных общественных движений (экологических, правозащитных, профсоюзных и др.) для формирования у них понимания, что гендерное равноправие является важнейшей составляющей построения гражданского общества в России. Одной из сложностей этой работы является то, что идея гендерного равноправия, проблемы дискриминации по признаку пола и возраста до сих пор не только не находятся в сфере внимания большинства российских общественных организаций, но и расцениваются как малозначимые по сравнению с "общечеловеческими". На сегодняшний день только в среде женских организаций ведется работа по преодолению дискриминации по признаку пола и возраста. Вместе с тем, не все женские организации понимают глубинную взаимосвязь проблемы "положения женщин" с другими социальными проблемами, и работают в основном в стратегии защиты прав женщин, не выходя на уровень осознания самих корней дискриминации и насилия, которые не могут быть искоренены только методами права. Поэтому ИЦ НЖФ ставит перед собой две взаимосвязанные цели: - Усиление женщин и женских организаций (т.е. решение внутренних проблем женского движения);
- Формирование устойчивых партнерских отношений с другими общественными организациями и движениями.
Для достижения поставленных целей деятельность ИЦ НЖФ осуществляется по трем взаимосвязанным программам: - инновационные подходы к усилению женщин;
- участие женщин в городской политике;
- информационно-издательская деятельность.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УСИЛЕНИЮ ЖЕНЩИН В рамках данной программы мы развиваем и углубляем имеющиеся у нас инновационные практики в образовании женщин, направленные на обретение женщинами личностного и социального усиления. Одна из задач программы просмотреть, апробировать и проработать имеющиеся в России и за рубежом эффективные практики усиления женщин, создать технологию их ретрансляции в другие общественные движения и группы. Сформировать у женских групп осознание необходимости изменения самого принципа в образовании, сместив акцент с абстрактно-интеллектуального в сторону социально-деятельностного. УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В ГОРОДСКОЙ ПОЛИТИКЕ Традиционно, когда говорят о женщинах в управлении городами, дают сведения о количестве женщин в законодательной и исполнительной ветвях власти. ИЦ НЖФ в своей деятельности основное внимание обратил на женщин, работающих в СТОСах и ТСЖ на новом, недавно появившемся, территориальном управленческом уровне, который создается в результате формирования новых властных отношений между населением и органами местного самоуправления в ходе проведения в стране жилищно-коммунальной реформы и становления территориального общественного самоуправления. Сегодня у женщин, осознанно участвующих в проводимых реформах, уже появились новые возможности для влияния на изменение самого характера власти и развития диалога на уровне местных сообществ. Указом Президента РФ от 28.04.97 №425 была одобрена "Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации". Одним из важнейших ее моментов является передача жилья в управление самим жильцам. Прошло более пяти лет, но население по-прежнему не готово взять на себя бремя управления собственным жильем, а местные власти уже не в состоянии поддерживать его в технически исправном состоянии с использованием старых командно-административных методов управления и хозяйствования - здания становятся бесхозными, ветшают, коммуникации выходят из строя… Параллельно с реформой жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) идет становление местного самоуправления. В статье 2 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (ФЗ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ в ред. от 04.08.2000) говорится, что под местным самоуправлением подразумевается "...самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций". Становление местного самоуправления - длительный процесс. Он в России только начинается. Поскольку гражданское общество в России только создается, а население в основной своей массе, в том числе и женщины, еще не готово к самостоятельной политической, экономической и общественной деятельности, то важно привлекать к этим процессам как можно больше субъектов социального развития. Немалая часть проблем, существующих на локальных территориях, вполне может быть решена за счет грамотной работы с теми ресурсами, которыми располагает сама территория, - без обращения в вышестоящие структуры (городские, областные, федеральные). Важнейшим аспектом такой работы является налаживание диалога между различными субъектами локальной политики, действующими на самой территории (СТОСы, ТСЖ, опорные пункты милиции, учебные заведения, социальные центры, поликлиники, общественные организации и др.) Необходимо, чтобы и общественные организации, в том числе и женские, которые уже приобрели практический опыт работы, активно участвовали в процессе становления местных сообществ и в улучшении качества жизни. А для этого нужно создавать условия для повышения уровня их экономических, управленческих и правовых знаний и эффективности взаимодействия с городскими структурами и горожанами. В последние четыре года деятельность ИЦ НЖФ связана с городской политикой. За это время ИЦ реализовал несколько проектов, результатом деятельности по трем из них стал выпуск тематических номеров журнала "Вестник" ИЦ НЖФ № 18, 20, 21. "Городская политика и статус женщин" №18 - об уникальном опыте Великого Новгорода в реформировании жилищно-коммунального хозяйства и участии женщин в этом процессе (по проекту с тем же названием). "Городская политика и статус женщин" №20 - об уникальном опыте города Саратова в организации территориального общественного самоуправления, его финансирования из средств городского бюджета и ролью женщин в этом процессе (по проекту "Женщины в управлении городами"). "Внедрение гендерного подхода в городскую политику и органы местного самоуправления" №21 - об опыте деятельности ИЦ НЖФ в городах Челябинске, Снежинске, Дубне и Тарусе: попытка переосмысления технологий и механизмов внедрения гендерного подхода в городскую политику (по проекту с одноименным названием). Поскольку основная цель программы "Городская политика" - участие женщин и женских групп в формировании политики на местном уровне, то это требует специальных образовательных программ для этих женщин. Такое участие предполагает наличие так называемых профессиональных знаний, социальных умений и навыков ведения диалога, создания коалиций, построение партнерских отношений с различными субъектами городской политики (депутатами, муниципальной властью, социальными службами, правоохранительными органами и др.). Эта программа предполагает превращение социальных инициатив женщин в политические, тем самым формируя "политику снизу". Поскольку проблема гендерного равноправия может быть решена только при целостном подходе, то в рамках городской политики стоит задача преодоления ведомственного подхода в решении проблем городского уровня (в том числе и положения женщин), установление субъект-субъектных отношений в сфере здравоохранения, образования и социальной. К сожалению, если на уровне государственном (1 сектор) уже существует определенное понимание важности целостного подхода в решении проблем, то на уровне общественном (3 сектор) этого понимания еще нет. И следствием этого является отсутствие прочных горизонтальных связей между общественными организациями различного профиля. Поэтому еще одной целью программы "Городская политика" является формирование у общественных организаций осознания важности установления между ними партнерских отношений. Одна из технологий, укрепляющих связи внутри третьего сектора на межрегиональном уровне (ее мы уже апробировали в предыдущей деятельности) заключается в том, что при проведении мероприятий в каком-то регионе-партнере в них постоянно принимают участие представители всех городов формирующейся сети (Петрозаводск, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Воронеж, Саратов, Таруса (Калужская обл.), Челябинск, Снежинск (Челябинская обл.), города Московской области). ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЦ НЖФ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ Кроме того, ИЦ НЖФ работает как ресурсный, документационный и консультационный центр для женских НПО, исследовательниц, преподавателей, аспирантов и студентов из России и СНГ, которые изучают проблемы гендерного равенства и прав человека. ИЦ НЖФ является членом следующих международных организаций: - КАРАТ коалиции (объединение женских организаций из стран Центральной и Восточной Европы);
- Huairou Commission (объединение женских организаций из США, Канады, Индии, Австралии, Коста-Рики и др.) стратегического партнера Программы ООН по населенным пунктам (Хабитат);
- партнерской сети "Stockholm Partnership for Sustainable Cities".
ИЦ НЖФ внесен в справочник женских информационных агентств и сетей (Women's Information Services and Networks, 1999), в котором представлены всего две российские организации. Помимо этого, деятельность ИЦ НЖФ как независимого женского информационного агентства признана в 2000 году признана "Хорошей практикой" на международном конкурсе в Дубаи и вошла в список 472 "Лучших и хороших практик" (The list of 472 Good and Best Practices to be included in the Best Practices Database, 2000, http://www.sustainabledevelopment.org/blp/awards/). В 2002 году ИЦ НЖФ вновь участвовал в конкурсах. И проекту "Информационные центры - новые социальные институты усиления женщин и продвижение Хабитат-повестки дня в российские города" присвоена квалификация "лучшая практика" ("best practice"). А в результате Конкурса Стокгольмских партнеров устойчивой городской политики (Stockholm Partnerships for Sustainable Cities) ИЦ НЖФ за успешную реализацию проекта "Внедрение гендерного подхода в местную политику" вошел в список "партнеров".
|