|
Любовь, совесть, доброта каждого к каждому - это три кита, на которых, по мнению детей, можно построить мир без насилия.
Накануне Международного дня семьи (15 мая) в Сыктывкаре были подведены итоги республиканского конкурса сочинений "Как построить мир без насилия" и рисунков "К миру свободному от насилия", а в канун Международного дня защиты детей (1 июня) победители получат призы и дипломы.
Этот конкурс стартовал в школах Республики Коми с 29 ноября 2001 г. в рамках Информационно-просветительской кампании "Жизнь без насилия - это наше право", которую проводит женская неправительственная организация Женская Палата под эгидой ЮНИФЕМ. Его учредили Женская Палата совместно с Союзом женщин РК и Министерством образования и высшей школы РК с целью повысить уровень осведомленности школьников о проблеме насилия, как о преступлении и нарушении прав человека.
В течение 4 месяцев в разных городах и районах республики ребята готовили сочинения и рисунки, из них 50 сочинений и 65 рисунков стали победителями школьных, городских (районных) этапов и были представлены на республиканскую конкурсную комиссию. Примечательно, что большинство детей, принявших участие в конкурсе, живут в отдаленных поселках сельских районов республики.
Главным критерием для определения лучших сочинений был один: есть ли в сочинении ответ на вопрос "Как построить мир без насилия?". В итоге были выбраны 8 наиболее интересных работ, в которых ребята предложили самые разные концепции построения мира без насилия: от серьезных государственных изменений под девизом "каждый человек для государства - ценность" до сказок, где в мире без насилия живут лишь животные. Трое старшеклассников из Воркутинской гимназии № 1 предложили на конкурс результаты собственного исследования на тему насилия. Они сделали анализ центральных телеканалов с целью выяснить, как много передач пропагандируют насильственные отношения между людьми, попытались разобраться, насколько они влияют на детей и взрослых, и представили конкретные предложения по изменению характера и сетки вещания на телевидении. Хотя это исследование и не соответствует заданному конкурсом жанру сочинения, но оно так впечатлило серьезностью и основательностью в подходе к теме, что эксперты решили включить его в число победителей.
Победителями конкурса рисунков стали 10 ребят из Сосногорска, Инты, Воркуты и Сыктывкара. В каждой работе выразилось личное отношение ребенка к теме насилия: кто-то нарисовал свою счастливую семью и уютный дом, где нет насилия, кто-то - перечеркнутую сцену домашнего насилия, кто-то освобожденных из зоопарка зверей.
И в сочинениях и в рисунках детей объединяет то, что они представляют мир без насилия, как мир, где нет денег, где каждый человек - ценность, все люди летают, животные мирно соседствуют с людьми, никто не убивает друг друга, у всех всего достаточно, у всех есть своя ниша, люди самодостаточны и учатся на ошибках истории, не повторяя их. Дети выстраивают собственную модель мира без насилия, которая не соприкасается с реальным миром, в котором они живут. И это стремление вполне объяснимо желанием отгородится от мира насильственных отношений, тем более, что многие их тех кто прислали работы на конкурс сами пережили эмоции связанные с насилием, очень точно выразив свое эмоциональное состояние.
Естественно и то, что большинство из ребят ищут причину насилия в деньгах, в правительстве, во взрослых, но крайне редко в себе самих.
Этот конкурс и предшествующие ему беседы с детьми в рамках Информационно-просветительской кампании "Жизнь без насилия" дали толчок для обсуждения проблемы насилия среди школьников. Работы детей свидетельствуют, что эта тема практически не обсуждается в школе, ребята ищут примеры насильственных отношений между людьми в литературе, в истории, на примере других стран, т.е. вне своего личного опыта.
Продолжение просветительской работы с детьми по проблеме насилия в рамках кампании "Жизнь без насилия" планируется с начала нового учебного года в школах республики, а работы детей, присланные на конкурс, помогут при ее проведении. Рисунки детей будут оформлены в передвижную выставку для школ республики, а сочинения войдут в рукописный журнал. Главная цель занятий с детьми по проблеме насилия, чтобы ребята знали, что есть ненасилие и насилие как вид отношений, и научились выбирать сами, на каком из этих принципов строить свои отношения с другими людьми. Установка, что "насилие - это где-то, с кем-то, но не с нами и не здесь" очень опасна тем, что, столкнувшись с ситуацией насилия в собственной жизни, ребенок, подросток не сможет оценить и найти выход из ситуации.
Петунина Елена, руководитель службы социальной информации Центра управления для женщин ПРООН в Республике Коми wmncentr@parma.ru
|