"Я чувствую себя после этого курса подзаряженной батарейкой. Хочется
идти и нести эти знания, передавать их другим" так выразила свои чувства
Татьяна Епикова, психолог средней школы из поселка Молочное, участница
десятидневного пилотного курса по гендерной педагогике в Мурманске.
Учителей и школьных психологов поразила представленная масштабность
продвижения гендерных исследований в России, значение гендерного подхода
в образовании для полноценного развития личности каждого ребенка.
"Сначала было сопротивление, казалось, что мне навязывают что-то
чужое, но потом я поняла основную мысль: гендерный подход - это защита
права личности на выбор." - подчеркнула при подведении итогов Нина
Будникова, психолог из гимназии №3 г. Мурманска.
Преподаватели Мурманского педагогического института, организовали экскурс
школьных педагогов и психологов в мировую историю идей о женском и мужском
в обществе, вместе с участницами курса проанализировали психологические
и социальные последствия гендерной асимметрии полов в обществе. С этой
задачей помогли справиться сюжеты из видеопроекта "Потому что я женщина"
и " Есть город золотой" ("Интерньюс", 2000г.), видеолекции
специалистов по гендерной психологии из проекта "Гендерный подход
в дошкольной педагогике" (Мурманск, 2001г).
Ежедневно педагоги открывали для себя неизвестное в привычном и изумлялись.
Логика и методика курса сделали естественной встречу педагогов с феминизмом,
как новым подходом к познания реальности. Встреча прошла успешно.
"Каждый день расширялось мое сознание. Не дай бог, чтобы мне раньше
кто-то сказал, что я -сторонница феминизма! А оказалось, что многие исследования,
которые я проводила в школе, были гендерными. У меня появилось желание
учиться еще. Хочется поступить в аспирантуру. Раньше все время откладывала,
думаю, что теперь что-то изменится." - сказала классная руководительница
и школьный психолог в одном лице Марина Гаврицкова из Апатитской школы
№10.
Курс завершился вступлением всех участниц в новое региональное сообщество
исследователей гендерного подхода в педагогике. Учителя и психологи хотят
участвовать в распространении гендерных знаний как среди коллег, так и
среди воспитанников. В связи с этим состоялись презентации программ "Уполномоченного
образования" и "Антитреффика" для образовательных учреждений..
Успех пилотного курса во многом объясняется тем, что организаторы правильно
определили фокус в подаче материала для школьных работников, работали командой,
использовали разнообразные жанры пособий: публицистическую книгу Н.Ажгихиной
"Внучки викингов у себя дома", курс лекций по философии из пособия
МЦГИ, статьи российских исследовательниц гендерной проблематики, видеоматериалы
НЖО, материалы с сайтов и собственную монографию "Гендерный подход
в дошкольной педагогике: теория и практика".
В свою очередь, такая работа стала возможной в результате "втягивания"
преподавателей региональных вузов в гендерную проблематику в ходе проекта
"Шире круг, коллеги!", который исполняется в Мурманской области
в 2001-2002 г.г. при непосредственной поддержке фонда Сороса, Женской сетевой
программы.
|