Чайник должен быть с мозгами и здоровым чувством юмора. З0 ноября в Мурманском государственном педагогическом университете состоялась презентация сборника статей, изданного Фондом Генриха Белля, "Гендер для чайников". Студенты и преподаватели собрались в читальном зале, сотрудники библиотеки подготовили специальную выставку литературы "Пол и Гендер". Значительная часть изданий по гендерной проблематике, представленных на выставке, переданы в библиотеку неправительственными женскими организациями Мурманска, преподавателями университета – членами общественной лаборатории гендерного образования. "Преимущество новой книги состоит в том, что она написана очень хорошим авторским коллективом, который сделал качественный отбор тем, некоторые из которых освещаются крайне редко. На факультете истории "Гендер для чайников" будет очень востребован при подготовке тематических семинаров по семейной политике. Особенно ценно, что приведены российские данные, под одной обложкой собрано несколько тематических статей, очень интересный критический анализ популярной психологической литературы. Особым достоинством книжки является легкий язык и юмор. Разумеется, эта книжка не совсем для "чайников", то есть людей, которые слышат слово "гендер" впервые. Она требует определенной подготовленности, но легкая подача материала, на мой взгляд, компенсирует объективную сложность проблематики" – сказала в своем выступлении доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Мария Ильичева. Всего в презентации книги "Гендер для чайников приняли участие 46 человек. В фонд библиотеки поступило 30 экземпляров. Еще 70 книг передано в библиотеки других региональных ВУЗов, научную областную и городские публичные библиотеки. Подготовила Любовь Штылева 1. Расхожий вопрос в американских фильмах – "Ты управляешь ситуацией? Ты управляешь своей жизнью или это делают за тебя другие?" Все, что написано про гендер и гендерные отношения – имеет самое прямое отношение к ответу на этот вопрос. Потому что "гендер" – это - про каждого из нас,
- потому что, вскрывая сущность, происхождение и механизмы конструирования, концепция гендерных отношений между полами дает возможность отделять зерна от плевел в таком важном для каждого человека вопросе, что есть, на самом деле пресловутые женственность и мужественность, есть ли у личности право на индивидуальность, не ограниченную рамками пола?
- про то, каким образом формируется тот или иной порядок отношений между полами на всех возможных уровнях – от отношений между влюбленными студентами и студентками, отношений между супругами, до политических позиций партий в вопросе принятия гендерных квот в списках на выборах – "не более 60% лиц одного пола".
Иначе говоря – гендер – это новый взгляд на жизнь, на самое базовое, главное в жизни каждого человека в любом возрасте, собственно про то, что мы имеем ввиду, употребляя более привычное для нас выражения – "пол", отношения между полами, но подразумевая при этом социальные характеристики личности и отношений. 2. Гендерное образование уже 30 лет является компонентом современного гуманитарного образования, включено в учебные планы и программы университетов, колледжей и высших юридических и экономических школ как в Европе, Америке, так и в индустриальных странах Азии. 3. Вопросы гендерного равенства объявлены приоритетами государственной политики в странах – лидерах по показателям высокого уровня жизни и развития человеческого капитала. (Скандинавские страны, Канада) 4. Включение гендерных исследований в поле зрения отечественной науки и образования – один из результатов Перестройки, падения "железного занавеса" и выхода наших общественных наук из длительной политической и научной изоляции. Безусловно, это компонент глобализации в области образования, приближения к стандартам современного образования в рамках Болонского процесса. Было бы наивно рассчитывать вписаться в современное европейское образование, пользуясь научными представлениями в области социологии и психологии, которые отражают уровень достижений науки конца 70-х годов минувшего века. 5. Включение компонента гендерного образования в непрерывное педагогическое образование имеет беспрецедентное значение, поскольку школа как общественный институт и образование как социальная технология активно участвуют в социализации мальчиков и девочек, направленно и "по умолчанию" канализируют становление определенного типа женственности и мужественности, в конечном итоге, программируют тип отношений между полами в современной будущей России. 6. Все разговоры о том, что наша школа, наша педагогика – бесполые не имеют под собой оснований. Существование таких точек зрения само по себе подтверждает необходимость гендерного образования учителей и руководителей образования, потому что во всех учреждениях по умолчанию активно используется традиционный полоролевой подход. Полоролевой подход в образовании ограничивает развитие индивидуальности, провоцирует напряженность в школьных аудиториях и воспроизводит особый тип общественных отношений, который характеризуется как патриархатный, дискриминационный. Гендерная дискриминация и демократия, развитие гражданского общества и устойчивое развитие нации – вещи несовместимые. Очевидно, что для овладения новыми знаниями и подходами к пониманию реальности необходимо включить гендерную компоненту содержание общей и специальной подготовки студентов. Что и сделано в значительной части высших учебных заведений нашей страны . В МГПУ гендерная составляющая включена в программу обучения на факультете социальной педагогики и социальной работы, на ФПК. Ежегодно гендерную проблематику выбирают в качестве предмета для курсовых и дипломных работ десятки студентов нашего университета. 7. Включение новых знаний и дисциплин в образовательный процесс предполагает помимо политической воли и административных решений еще очень важный компонент: учебно- методическое обеспечение. Проще говоря, нужны планы, программы, учебники и учебные пособия. 8. За последние 15 лет издано достаточно много разной литературы по гендерной проблематике. В том числе – отдельные исследования, обзоры, статьи, отчеты по проектам, переведены иностранные первоисточники, издан комплект вузовских учебников по гендерым аспектам в социальной работе, в политологии, социологии, экономике, философии и др. Много информации можно получить на сайтах центров гендерных исследований. (отнестись к выставке литературы из фондов читального зала) 9. Тем не менее, общим местом в дискуссиях о внедрении гендерной проблематики в общественный и научный дискурс остается вопрос о качестве литературы, доступности языка, "читабельности". 10. Для посвященных очевидно, что за последние 15 лет ни одна проблематика не вызывала столь ожесточенных споров, резких эскапад, нередко переходящих на личности, как дискуссии, связанные с гендерной концепцией отношений полов и проблематикой гендерного равенства. В голову приходят аналогии и перипетии институционализации генетики. Поколениям, получившим образование с сильным биодетерминистским, нередко фрейдистским креном (Пол – это судьба!), оказалось очень сложно принять точку зрения, основанную на ином, социокультурном подходе. 11. Издание, которое мы презентуем сегодня, инициировано дебатами о "плохой, непонятной, заумной литературе по гендеру", которые неоднократно возникали на различных конференциях и мероприятиях, в том числе – российского женского движения. Это попытка отечественных специалистов, в большей части – преподавателей университетов и исследователей, – написать о сложном просто и интересно. 12. Формат "для чайников" предполагает приоритет простоты (популярности) изложения при сохранении научной достоверности. Книжка сформирована в виде сборника статей по основным вопросам: что такое гендер, как и кем он формируется, каковы актуальные параметры и острые проблемы гендерных отношений в России в основных жизненно важных сферах - в семье и на рынке занятости. Многие статьи включают сравнительные данные из российских и зарубежных гендерных исследований. Читается легко, как увлекательная беллетристика, но требует вдумчивого отношения, разговора с самим собой, сравнения со своим опытом. Основная рекомендация - читать и думать! Авторы слукавили: если эта книжка для "чайников", то все-таки не эмалированных, а с электронной начинкой, то есть с мозгами. Безусловно, она может стать хорошим подспорьем для преподавателей и студентов, счастливым дополнением к той "строгой" научной литературе, которая уже имеется в наших фондах.
|