[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Женское движение в России, события-2006

Российским СМИ свойственен сексизм

29-11-2006  

 

Не мужское это дело журналистика. Такой странный вывод можно сделать, ознакомившись со статистикой: на сегодняшний день 80% работающих журналистов женщины. "Подобная ситуация привела к тому, что в материалах снизилась гендерная чувствительность", заявила на семинаре "Образ современной женщины в СМИ" Надежда Ажгихина, секретарь Союза журналистов России.

Мероприятие, состоявшееся в рамках российско-финляндского проекта "Совместными усилиями к развитию равноправия", должно было как привлечь внимание к проявлению сексизма в российских средствах массовой информации, так и показать равнодушие представителей медиасообщества к проблемам гендера. В то время как в европейских странах все чаще в судах слушаются дела о дискриминации по половому признаку, в нашей судебной практике такие прецеденты крайне редки. Их можно насчитать не более трех. Первый раз возмущение общественности вылилось в судебный иск десять лет назад. Причиной явилось объявление в газете "Известия", в котором говорилось, что приглашаются на работу исключительно юристы-мужчины. Второй случай произошел с журналом PLAYBOY. Петербургским феминисткам показалось уничижительным изображение некоторых исторических личностей-женщин в опубликованных работах художника Дмитрия Врубеля. Третий случай: реклама Lenor "О чем думает женщина на работе" в декабре 2004 года была признана неэтичной антимонопольной службой. Она, по мнению экспертов, представляла женщину как плохого сотрудника, думающего о домашних проблемах в рабочее время.

Главной бедой нашего времени я назвала бы отсутствие готовности общества отстаивать свои права, комментирует положение дел г-жа Ажгихина. Еще в постперестроечный период публикация материала, полного сексизма и неуважения к женщине, называлась проявлением свободы. В то время в газетных статьях женщина представала либо в роли домохозяйки, секс-объекта или подруги бизнесмена.

Созданная в 1992 году Ассоциация журналисток, сопредседателем которой является Надежда Ажгихина, проводила ряд исследований. Результат их оказался крайне любопытным. Так, выяснилось, что СМИ не очень-то любят писать на "женскую тему". В 90-х годах лишь один-два процента от общей газетной площади неспециализированных изданий отводилось обсуждению женских проблем. Сегодня эта доля составляет около восьми процентов.

Только появившиеся в постперестроечный период мужские издания представляли собой довольно необычное явление. Они создавали новый образ мужчины, правда довольно далекий от реальности. Журнал "Супермен" утверждал, что настоящий мужчина — это этакий мачо, который любит сорить деньгами и гонять на своей новой машине. Журнал "Махаон" предлагал похожие критерии, по которым можно определить истинного "короля жизни". Он должен иметь много денег, машин, оружия (время-то неспокойное), его должны окружать красивые женщины. Такой образ был довольно далек от вчерашнего советского типа мужчины, политически грамотного и морально устойчивого. Женщинам в подобных изданиях популярно объяснялось, как научиться жить рядом с суперменом, как вырастить супергероя и при этом не стать суперженщиной.

Появление ряда женских глянцевых журналов коренным образом ситуацию не изменило: серьезные женские проблемы все так же считались в нашей стране неактуальными. Подобный тип прессы не может решить такие задачи — считает Маийа Тэюрю, преподаватель журналистики, директор медиалаборатории при Институте искусств, развития и образования в Хельсинки.

Женские журналы не поднимают на своих страницах такие темы, как обсуждение сфер влияния между мужчиной и женщиной, они придерживаются мнения большинства, заявила Маийа Тэюрю. Подобные издания говорят: "У вас много проблем, которые легко решить, если вы что-то купите. У вас второй подбородок? Этот крем поможет. Не хватает времени? Приобретите стиральную машину.

По ее словам, глянцевые женские журналы появляются на прилавках, когда общество достигает определенного состояния, а потребительская способность возрастает. Такие журналы не решают проблем, они идут в фарватере существующей морали. Г-жа Тэюрю работала как в самом популярном в Финляндии женском глянцевом журнале Anna, так и в феминистическом издании Tulva.

Работа в популярном журнале является гарантом высокой заработной платы, хороших условий труда. Аудитория этого СМИ огромна, только степень власти его не так велика, рассказывает она. Другое дело несколько маргинальное издание Tulva. Работа журналиста там схожа с трудом волонтера. Издаваемое на гранты от правительства, это СМИ не приносит прибыли. Но в отличие от Anna, имея маленькую читательскую аудиторию, Tulva обладает огромной властью.

Маийа Тэюрю отметила, что феминистические издания в Финляндии оказывают влияние и на формирование контента глянцевых СМИ. Еще несколько лет назад трудно было представить, чтобы на обложке женского журнала появилось лицо пожилой женщины, а на его страницах было бы опубликовано интервью с лесбийской парой. Сейчас финская пресса стала более свободной от сложившихся ранее стереотипов.

Мария Соколова

Источник: Lenizdat.ru
Опубликовано: 29.11.2006, 15:13
http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c.thtml?i=1045450&p=0#1


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]