|
Не мужское это дело – журналистика. Такой странный вывод можно сделать, ознакомившись со статистикой: на сегодняшний день 80% работающих журналистов – женщины. "Подобная ситуация привела к тому, что в материалах снизилась гендерная чувствительность", – заявила на семинаре "Образ современной женщины в СМИ" Надежда Ажгихина, секретарь Союза журналистов России. Мероприятие, состоявшееся в рамках российско-финляндского проекта "Совместными усилиями к развитию равноправия", должно было как привлечь внимание к проявлению сексизма в российских средствах массовой информации, так и показать равнодушие представителей медиасообщества к проблемам гендера. В то время как в европейских странах все чаще в судах слушаются дела о дискриминации по половому признаку, в нашей судебной практике такие прецеденты крайне редки. Их можно насчитать не более трех. Первый раз возмущение общественности вылилось в судебный иск десять лет назад. Причиной явилось объявление в газете "Известия", в котором говорилось, что приглашаются на работу исключительно юристы-мужчины. Второй случай произошел с журналом PLAYBOY. Петербургским феминисткам показалось уничижительным изображение некоторых исторических личностей-женщин в опубликованных работах художника Дмитрия Врубеля. Третий случай: реклама Lenor "О чем думает женщина на работе" в декабре 2004 года была признана неэтичной антимонопольной службой. Она, по мнению экспертов, представляла женщину как плохого сотрудника, думающего о домашних проблемах в рабочее время. – Главной бедой нашего времени я назвала бы отсутствие готовности общества отстаивать свои права, – комментирует положение дел г-жа Ажгихина. – Еще в постперестроечный период публикация материала, полного сексизма и неуважения к женщине, называлась проявлением свободы. В то время в газетных статьях женщина представала либо в роли домохозяйки, секс-объекта или подруги бизнесмена. Созданная в 1992 году Ассоциация журналисток, сопредседателем которой является Надежда Ажгихина, проводила ряд исследований. Результат их оказался крайне любопытным. Так, выяснилось, что СМИ не очень-то любят писать на "женскую тему". В 90-х годах лишь один-два процента от общей газетной площади неспециализированных изданий отводилось обсуждению женских проблем. Сегодня эта доля составляет около восьми процентов. Только появившиеся в постперестроечный период мужские издания представляли собой довольно необычное явление. Они создавали новый образ мужчины, правда довольно далекий от реальности. Журнал "Супермен" утверждал, что настоящий мужчина — это этакий мачо, который любит сорить деньгами и гонять на своей новой машине. Журнал "Махаон" предлагал похожие критерии, по которым можно определить истинного "короля жизни". Он должен иметь много денег, машин, оружия (время-то неспокойное), его должны окружать красивые женщины. Такой образ был довольно далек от вчерашнего советского типа мужчины, политически грамотного и морально устойчивого. Женщинам в подобных изданиях популярно объяснялось, как научиться жить рядом с суперменом, как вырастить супергероя и при этом не стать суперженщиной. Появление ряда женских глянцевых журналов коренным образом ситуацию не изменило: серьезные женские проблемы все так же считались в нашей стране неактуальными. Подобный тип прессы не может решить такие задачи — считает Маийа Тэюрю, преподаватель журналистики, директор медиалаборатории при Институте искусств, развития и образования в Хельсинки. – Женские журналы не поднимают на своих страницах такие темы, как обсуждение сфер влияния между мужчиной и женщиной, они придерживаются мнения большинства, – заявила Маийа Тэюрю. – Подобные издания говорят: "У вас много проблем, которые легко решить, если вы что-то купите. У вас второй подбородок? Этот крем поможет. Не хватает времени? Приобретите стиральную машину. По ее словам, глянцевые женские журналы появляются на прилавках, когда общество достигает определенного состояния, а потребительская способность возрастает. Такие журналы не решают проблем, они идут в фарватере существующей морали. Г-жа Тэюрю работала как в самом популярном в Финляндии женском глянцевом журнале Anna, так и в феминистическом издании Tulva. – Работа в популярном журнале является гарантом высокой заработной платы, хороших условий труда. Аудитория этого СМИ огромна, только степень власти его не так велика, – рассказывает она. – Другое дело несколько маргинальное издание Tulva. Работа журналиста там схожа с трудом волонтера. Издаваемое на гранты от правительства, это СМИ не приносит прибыли. Но в отличие от Anna, имея маленькую читательскую аудиторию, Tulva обладает огромной властью. Маийа Тэюрю отметила, что феминистические издания в Финляндии оказывают влияние и на формирование контента глянцевых СМИ. Еще несколько лет назад трудно было представить, чтобы на обложке женского журнала появилось лицо пожилой женщины, а на его страницах было бы опубликовано интервью с лесбийской парой. Сейчас финская пресса стала более свободной от сложившихся ранее стереотипов. Мария Соколова Источник: Lenizdat.ru Опубликовано: 29.11.2006, 15:13 http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c.thtml?i=1045450&p=0#1
|