[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Женское движение в России, события-2006

Послание матерям

09-06-2006  

 

Во что обойдется демографическая корзина президента

Очередное Послание Президента Российской Федерации больше походило на сеанс магии. Черной или белой - это покажет время. Президент, изображая из себя факира, легким мановением правой руки создавал из воздуха сотни миллиардов рублей, а изящным движением левой раздавал их десяткам миллионов страждущих.

При этом, несмотря на антураж, списанный с арабских сказок, адресат финансовой помощи был выбран достаточно четко, ясно и понятно. Как выбирают фокус-группу при проведении исследования на предмет того, широко пойдет новая марка пива или она локализуется в достаточно узком спросовом сегменте. Четкость сегментации удачно сочеталась с широтой охвата: получателями помощи заявлены, во-первых, матери детей от нуля до 3-х лет, во-вторых, матери детей того же возраста, у которых в семье есть второй или третий ребенок, в-третьих, взрослые, желающие взять на воспитание детей, не имевших родителей, и, в-четвертых, матери, которые очень хотели бы иметь второго или третьего ребенка.

Не менее четко в Послании определен и адресат политической поддержки. Лицо, щедрой рукой раздающее миллиарды рублей миллионам избирателей, имеет основания рассчитывать на их поддержку на каких угодно выборах - думских или президентских.

При этом, естественно, важно не терять чувство реальности. Повторяя слова Послания, можно сказать, что "…для реализации всего вышеназванного плана потребуется большая работа и просто огромные деньги". И поэтому тут же дается задание "…просчитать обязательства государства" не менее чем на 10 лет вперед. Имея в виду, что по истечении этого срока государство должно будет определиться: изменилась ли в стране экономическая и демографической ситуация или нет.

Под изменением демографической ситуации понимается, вероятно, ожидаемый рост численности российского населения как результат государственной политики. А под изменением экономической ситуации понимается, наверное, качественный скачок в доходах подавляющего числа российских семей, позволяющий обходиться без государственной поддержки. И тогда эту поддержку, с учетом того, что воспроизводство населения идет уже самотеком, можно будет просто отменить. Или произойдет снижение экономических возможностей государства после изменения конъюнктуры рынка, в результате чего поддержку придется отменять (или снижать) вне зависимости от демографической ситуации.

Но это в будущем. А пока можно попробовать подсчитать, во сколько обойдется государственному бюджету предвыборная щедрость президента. Это тем более необходимо, что одновременно в президентском Послании ставится задача проведения ответственной финансовой политики (читай: бездефицитного бюджета и низкой инфляции), и провозглашается намерение ввести конвертируемость рубля прямо с 1 июля текущего года.

Итак, первое предложение Президента (хотя в Послании оно идет где-то пятым по счету, но с точки зрения логики процесса воспроизводства населения должно быть в самом начале) - это увеличение стоимости родовых сертификатов в женской консультации с 2 до 3 тыс. рублей, а стоимость сертификата в родильном доме - с 5 до 7 тыс. рублей. С учетом того, что ежегодно у нас рождается около 1,5 млн детей, расходы государственного бюджета по первому виду сертификатов должны вырасти на 18 млрд руб., а по второму виду сертификата - на 36 млрд руб. Итого улучшение предродового обслуживания и самих родов обойдется в 54 млрд руб.

Второе предложение - это компенсация потери доходов женщинам, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам, а впоследствии - по уходу за ребенком. Они, по мнению президента, должны получать за счет государства не менее 40% от прежнего заработка. Правда, несмотря на весь гуманизм этого предложения, реализовать его будет трудновато. Многие из работающих женщин получают фактически недекларируемые доходы (небезызвестный "черный нал"), а официально расписываются только за рублевую заработную плату - в пределах прожиточного минимума. Который у нас сейчас очень невелик, ну а 40% от него - это вообще жалкие копейки. Поэтому в Послании специально оговаривается, что сумма пособия в любом случае не должна быть меньше той, которую будет получать ранее не работавшая женщина. Для тех же женщин, которые декларируют серьезные доходы, предложено установить потолок выплат.

Теперь можно перейти к третьему предложению - поднять пособие на детей, которое выплачивается матери ребенка, ранее не работавшей, в течение полутора лет после его рождения с нынешних 700 до 1,5 тыс. рублей, а при рождении второго ребенка - до 3 тыс. рублей ежемесячно. Здесь, для вычисления минимальных расходов государства, мы включим в число претенденток на пособие всех рожениц, как работавших и получавших недекларируемые доходы, так и не работавших. При рождении около 1,5 млн детей расходы государственного Фонда социального страхования, из которого, судя по всему, будут производиться эти выплаты, возрастут с 1,5 млрд рублей в месяц не менее, чем до 3,4 млрд рублей. Или, в годовом исчислении, с 18 млрд рублей до 40 млрд рублей. Далее, если часть семей соблазнится президентскими обещаниями и решит завести второго ребенка, и таких семей, предположим, будет одна треть от тех, у кого уже есть один ребенок, то тогда прирост рождаемости составит 500 тыс. детей. А прирост расходов социального фонда, соответственно - 27 млрд руб. в год. Итого, прирост расходов по второму и третьему предложению составит не менее 67 млрд рублей в год.

Еще два президентских предложения - компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание и выплаты семьям, которые будут брать на воспитание детей из интернатов, - мы пропускаем, так как не беремся с точностью подсчитать, во что они обойдутся бюджету. Но вот последнее предложение заслуживает самого большого внимания, так как требует очень больших затрат. Оно состоит в том, что государство должно предоставить женщине, рождающей второго ребенка, так называемый первичный материнский капитал. Этот капитал, размер которого предполагается сделать не меньше 250 тысяч рублей и ежегодно индексировать в зависимости от инфляции, может быть или вложен в приобретение жилья (видимо, в качестве первого взноса по ипотеке), или направлен на финансирование образования ребенка, или положен матерью на свой накопительный пенсионный счет. Исходя из нашего предположения, что число "вторых" детей будет составлять где-то одну треть от "первых", то есть 500 тысяч человек, ежегодный государственный взнос на формирование первичного материнского капитала составит 125 млрд рублей. И, если официальные показатели инфляции будут находиться в пределах 10% в год, то еще 12,5 млрд руб. надо будет добавлять на индексацию этого капитала.

Итак, предвыборный "социальный пакет", предложенный президентом, тянет на 250-260 млрд руб. в год. В принципе, это не так много, особенно при современном состоянии российских государственных финансов. Правда, каков будет демографический эффект от его применения, предсказать невозможно - опыт развитых стран говорит о том, что он будет минимальным, но в нашей ситуации глобального "перехода" все может сработать и иначе. В конце концов, 250 тыс. руб. стартового капитала - сумма очень привлекательная.

Лучше бы, конечно, адресаты-матери не услышали другую часть послания, - вероятно, адресованную отцам - рассказывающую о необходимости не только поддержать гонку вооружений на новом ее витке, но и сохранить практику обязательного призыва в армию.

В любом случае раздача бюджетных денег непосредственно гражданам гораздо лучше, чем замораживание их в Стабилизационном фонде и тем более - в незавершенном капитальном строительстве.

Григорий Гриценко

Источник: Полит.ру
Опубликовано: 11.05.2006, 09:23
http://www.polit.ru/analytics/2006/05/11/poslanie.html


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]