[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Женское движение в России, события-2006

Охватить все семьи

15-05-2006  

 

В новую демографическую программу Кремля включены 100 мер для вывода России из кризиса

Программа демографического развития России предполагает не только выплату 250 тыс. рублей за рождение второго ребенка. Об основных направлениях новой демографической политики газете ВЗГЛЯД рассказал один из авторов программы - замглавы аналитического управления ФАС, доцент МГИМО Алексей Ульянов.

- Алексей Сергеевич, каким будет механизм реализации новой демографической политики? На какие этапы делится программа стимулирования рождаемости в России?

"Мы задумывались над тем, чтобы охваченными оказались все семьи, включая те, в которых дети родились до того момента, как начнет работать программа" - Я участвовал в одной из рабочих групп, которые разрабатывали демографическую программу. И мы были приятно удивлены тем, что почти сразу после знакомства с предложенными мерами президент озвучил их в обращении к Федеральному собранию. Программа рассчитана на 10 лет и будет проходить в два этапа. Первый этап - до 2010 года, и второй - с 2010-го по 2015 год. Соответственно, до 2010 года механизм будет запущен, а в дальнейшем отработан.

- Президент назвал все меры по изменению демографической ситуации в России, которые предусмотрены программой?

- В целом программа предусматривает введение более ста мер, рассчитанных на изменение демографической ситуации в стране. Кроме единовременной выплаты сертификата на второго ребенка в размере не менее 250 тыс. рублей, будут повышены ежемесячные пособия на ребенка, введены компенсационные выплаты на дошкольников, усилена программа по обеспечению жильем молодых семей, будет стимулироваться патронат и иные формы семейного воспитания детей-сирот. Нововведения коснутся также скорой помощи, будет меняться оборудование в роддомах и поликлиниках. С учетом статистики смертности мы также планируем сделать упор на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

- Программа учитывает интересы семей, в которых дети родились до того, как проект начал действовать?

- Да, президент недаром обратил в послании на эту проблему особое внимание. Мы задумывались над тем, чтобы охваченными оказались все семьи, включая те, в которых дети родились до того момента, как начнет работать программа. Для этого мы предусмотрели ежемесячные выплаты, которые будут отличаться по сумме: 1500 рублей на первого ребенка и 3000 рублей на второго.

- Каким образом будет оцениваться эффективность программы?

- Как известно, теперь все федеральные целевые программы должны иметь четкую систему показателей оценки результативности. Демографическая программа не станет исключением. Мы будем ориентироваться на увеличение суммарного коэффициента рождаемости. Сейчас он равен 1,3. Если к концу первого этапа (2010 год) он повысится хотя бы до 1,5, можно будет говорить о результатах, в противном случае необходимо будет пересматривать все механизмы. Другим важным показателем эффективности программы станет снижение детской смертности с 11 до 6 на 10 тысяч новорожденных. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни, рост легальной миграции. Желаемым результатом для нас станет увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,3 до 1,7 к 2015 году - на таком уровне рождаемость в Европе.

- Из каких фондов будут производиться выплаты молодым семьям?

- Все выплаты будут производиться за счет бюджетных средств. На реализацию программы предполагается потратить порядка 500 млрд. рублей, что составит менее 2% ВВП страны. Сумма значительная, но по нашим подсчетам, например, если добавить к расходам на скорую помощь всего 1% от всех расходов бюджета, можно предотвратить порядка 100 тыс. преждевременных смертей.

- Можно сейчас рассчитать объем ежегодных расходов государства на программу?- В 2007 году на выплаты по случаю рождения второго ребенка предусмотрено порядка 120 млрд. рублей. Чтобы определить ежегодную сумму, существует специальная система расчетов - есть статистика рождаемости, определены ежемесячные и разовые выплаты, поэтому сумма прогнозируема.

- В связи с ростом бюджетных трат планируется ли изменение структуры налогов, которые платят работодатели?

- Налоги трогать не хотелось бы. Сейчас держатся высокие цены на нефть, и нет необходимости увеличивать налоговую нагрузку. Ведь направлениями налоговой политики до 2009 года предусматривается определенное снижение налогового бремени в 2007 году. В условиях благоприятной конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей наша страна обладает уникальной возможностью снижать налоги и увеличить социальные выплаты одновременно. Лично я бы не возражал, если бы цена отсечения для осуществления демографической программы была повышена, то есть использованы были бы дополнительные поступления в Стабфонд. Однако, повторяясь, и текущих доходов бюджета вполне достаточно.

- Поступление свободных средств в экономику не вызывает у вас опасений по поводу возможного роста инфляции?

- Определенные опасения скачка инфляции в случае роста бюджетных расходов существуют. Однако не стоит забывать, что важнейшим фактором у нас является инфляция издержек, а не инфляция спроса. Другими словами, на рост цен влияют тарифы естественных монополий и монополизация экономики в целом, а фактор спроса играет второстепенную роль. Наши расчеты показывают, что увеличение социальных расходов, эквивалентное 10% ВВП, увеличивает инфляцию на 0,7 процентных пункта. Напомню, что демографическая стратегия предусматривает расходы в размере менее 2% ВВП.

- Какие законопроекты должны быть приняты для того, чтобы идея была реализована? Достаточно ли времени для этого?

- Для реализации стратегии потребуются определенные изменения в ряде федеральных законов, постановлений правительства, иные нормативные акты. Однако речь не идет о перекройке законодательной базы. Изменения будут носить во многом технический характер, они вполне понятны. Кроме того, есть политическая воля к тому, чтобы идея была реализована. А когда есть политическая воля, времени точно будет достаточно.

- Не боитесь, что средства, выделенные на демографическую программу, могут быть разворованы?

- Практически нет. Социальные расходы - целевые. Они, пожалуй, наименее коррупциогенны. Особенно если сравнивать с государственными инвестициями и расходами на госзаказ. И вероятность, что они не дойдут до получателей, минимальна.

Екатерина Геращенко

Источник: Деловая газета "Взгляд"
Опубликовано: 13.05.2006, 10:30
http://www.vz.ru/economy/2006/5/13/33389.html


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]