[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Женское движение в России, события-2006

Примут ли закон о гендерном равенстве?

06-03-2006  

 

Законопроект "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ", внесенный несколькими депутатами парламента, будет рассмотрен Госдумой России в ходе весенней сессии.

Как передает "Росбалт", об этом сообщила председатель думского комитета по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова.

Она напомнила, что при гарантированных Конституцией и федеральным законодательством равных возможностях быть избранными в органы власти, из 450 депутатов Госдумы только 44 женщины, из 178 членов Совета Федерации - 10 представительниц "слабого пола".

Нет женщин в правительстве, а в губернаторском корпусе - одна Валентина Матвиенко, подчеркнула Екатерина Лахова.

Между тем около половины работающих в стране (более 32 миллионов) - женщины, у них более высокий по сравнению с мужчинами уровень образования, при этом зарабатывают они на 36 процентов меньше мужчин.

Несмотря на прямой запрет дискриминации по признаку пола, женщины значительно чаще сталкиваются с серьезными нарушениями их прав, считает Екатерина Лахова. Принятие закона о гендерном равенстве будет способствовать цивилизованному решению этой проблемы, убеждена депутат.

Поправки к законопроекту, внесенные депутатами и правительством, будут рассмотрены на заседании "круглого стола" по проблемам правового обеспечения гендерного равенства, который пройдет в понедельник в Госдуме.

Законопроект о гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин был принят Госдумой в первом чтении 16 апреля 2003 года. Целью закона является "закрепление мер по реализации государственной политики, направленной на обеспечение равных прав и свобод граждан РФ и предотвращение их дискриминации по признаку пола".

Устанавливается ответственность руководителей органов госвласти и работодателей по соблюдению социально-экономических и гражданских прав мужчин и женщин в трудовых отношениях, при поступлении на государственную службу и ее прохождении, а также в общественно-политической деятельности.

В соответствии с законопроектом, состав руководства органов исполнительной власти различных уровней "должен формироваться как из мужчин, так и из женщин". Государственные органы и руководители учреждений (предприятий) обязаны обеспечивать мужчинам и женщинам равную возможность доступа к экономическим ресурсам общества, в том числе - движимому и недвижимому имуществу, земле и финансовым средствам.

Работодателям предписывается при комплектовании организаций (структурных подразделений) кадрами и продвижении работников по службе "оказывать предпочтение лицам того пола, в отношении которого в данной организации существует гендерный дисбаланс". В случае массового увольнения работников предприятия число увольняемых лиц того или другого пола должно быть пропорционально сложившейся численности персонала.

Политическим партиям вменяется в обязанность при выдвижении кандидатов на выборные должности в органы власти "создавать равные возможности для мужчин и женщин-членов в партии".

Источник: Портал "Права человека в России"
Опубликовано: 06.03.2006
http://www.hro.org/editions/wom/2006/03/06.php  


Гендерное неравенство проявляется в разных аспектах

6 марта в Государственной Думе состоялся "круглый стол" на тему "Развитие правового механизма гендерного равенства". Заместитель Секретаря Президиума Генерального совета Партии "Единая Россия", первый заместитель Председателя Госдумы Олег Морозов, открывая встречу, заявил, что проблема обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации равных прав и свобод мужчин и женщин, равных возможностей для их реализации, предотвращения и устранения дискриминации по признаку пола чрезвычайно важна и актуальна. "Проявление гендерного неравенства мы видим в самых разных аспектах. Достаточно посмотреть на нашу Думу, Совет Федерации, правительство, органы исполнительной и законодательной власти субъектов федерации, чтобы увидеть, что представительство женщин все-таки в этих органах явно не соответствует их реальной роли в нашем обществе. Есть и масса других примеров, где по факту это равенство отсутствует", - отметил он.

Депутат отметил, что в ряде стран уже выработан механизм регулирования гендерного равенства. Эта ситуация характерна не только для Западной Европы, но и стран, для входящих в состав СНГ. О.Морозов напомнил, что в 2003 году в Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект, подготовленный при участии В.Володина, Е.Лаховой и Г.Райкова. "Это поставило жирный восклицательный знак в дискуссии, которая шла долгие годы", - сказал вице-спикер. Однако, заметил он, нередко от первого до второго шага проходит немало времени. "Мы второй шаг совершаем спустя три года. Это действительно не простая задача - найти грамотные, юридически точные решения для того, чтобы закон был не только ответом на соответствующий вопрос, но и работающим инструментом обеспечения гендерного равенства. Поэтому суть сегодняшней работы над законопроектом состоит в том, чтобы отработать юридическую технику. У нас нет сомнений в правильности наших действий, но мы должны сделать идеологически верный законопроект работающим, юридически чистым, инструментом решения тех задач, ради которых он создавался", - подчеркнул О.Морозов.

Источник: Сайт партии "Единая Россия"
Опубликовано: 06.03.2006, 15:30
http://www.edinros.ru/news.html?id=111419


Госдума запретит дискриминацию по половому признаку

Сегодня в Госдуме прошел "круглый стол" на тему "О развитии правового механизма гендерного равенства", на котором обсуждались поправки к проекту Федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод, и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации". Инициаторами законопроекта стали депутаты Вячеслав Володин, Екатерина Лахова, Олег Морозов. Законопроект был принят в первом чтении в 2003 году. Сейчас идет его подготовка ко второму чтению. Для чего нужен этот закон, рассказала сайту edinros.ru глава думского комитета по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова:

"Россия ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Но правовые механизмы пока на сегодня не совершенны. Нет серьезных оснований говорить о наличии в российском законодательстве норм, которые прямо бы ограничивали права женщин или мужчин. Однако не все законы снабжены таким механизмом, который бы обеспечивал женщинам и мужчинам возможность на равных реализовывать предоставленные права. Иными словами, дискриминация в отношении женщин у нас сохраняется.

К примеру, и мужчинам, и женщинам предоставлено равное право избираться в органы власти. Однако по представительству женщин в органах законодательной и исполнительной власти Россия отстает от большинства развитых стран мира и, в том числе, государств СНГ. В Госдуме из 450 депутатов - 44 женщины, из 178 членов Совета Федерации - всего 10 женщин. На протяжении многих лет доля женщин в органах законодательной власти субъектов федерации не превышает 10%. Нет женщин среди членов российского правительства, лишь одна женщина является главой исполнительной власти региона, и только в одном областном центре - в Костроме - мэром является женщина.

Около половины общей численности занятых в стране - более 32 млн - женщины. У них более высокий уровень образования, по сравнению с мужчинами. Удельный вес работающих женщин с высшим и средним специальным образованием составляет около 60%, при этом уровень заработной платы женщин на 36% ниже зарплаты мужчин. Причем существенная разница в оплате по полу сложилась не только в традиционно мужских отраслях, но и в отраслях с преобладанием женской занятости. Например, и в системе образования или здравоохранения мужчины получают больше, так как чаще всего это или руководители, или же они имеют возможность получения различных категорий, что также ведет к повышению оплаты.

Мы считаем, что различия в оплате труда мужчин и женщин - результат гендерной сегрегации: чем более высокодоходная отрасль или профессия, тем меньше в ней женщин. Низкая зарплата женщин зависит также от того, что они занимают преимущественно низкие ступени должностной пирамиды.

Есть и другие признаки дискриминации. В общей численности безработных преобладают мужчины, при этом среди зарегистрированных безработных - женщины. Это говорит о том, что женщины ищут работу дольше, чем мужчины, и регистрируются в службе занятости.

Несмотря на прямой запрет дискриминации по признаку пола, женщины значительно чаще сталкиваются с серьезными нарушениями их прав. Это связано с тем, что семейные обязанности, в том числе по уходу за детьми, лежат преимущественно на женщинах.

Изменить ситуацию могло бы принятие законопроекта, направленного на обеспечение равных прав мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации. Законопроект развивает конституционный принцип гендерного равенства и предусматривает меры для его достижения. Законы о равноправии приняты во многих странах мира - в Канаде, Дании, Финляндии, Швеции, Норвегии, Португалии, Литве, Эстонии, а также в странах СНГ. В ноябре прошлого года модельный закон о государственных гарантиях равных прав мужчин и женщин был принят и Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ. Чтобы иметь репутацию цивилизованной страны, Россия обязана включиться в этот процесс. Принятие этого закона - признак прогрессивности, понимания значимости проблематики прав человека.

Законопроект, предлагаемый нашими депутатами, отражает закрепление прав женщин в разных сферах, например, в социальной сфере, в трудовых отношениях, в сфере науки, образования, культуры и так далее. Мы указываем на те механизмы, которые позволили бы защитить наших женщин.

Сегодня в законодательстве нет характеристики, что такое дискриминация. Это создает трудности для толкования, например, в судах. В первой статье закона дается определение этому понятию. Вторая статья вводит запрет дискриминации по признаку пола.

Мы также попытались сформулировать основы государственной политики в сфере обеспечения равных прав и свобод и равных возможностей для их реализации между мужчиной и женщиной, пояснить, из чего должна складываться эта политика. Надо понимать, что права одинаковые, а возможности реализовать эти права различные. Государство должно создавать условия, чтобы женщина могла себя реализоваться во всех сферах.

К государственной политике относится, например, обеспечение детскими дошкольными учреждениями, особенно когда женщина одна воспитывает ребенка (у нас 30% неполных семей). Значит, государство должно защитить эту женщину - в данном случае, в вопросе доступности детских дошкольных учреждений.

Хороший пример, это "родовой сертификат", введенный по инициативе Партии "Единая Россия". Этот механизм направлен как раз на защиту материнства и детства, на улучшение качества помощи беременной женщине, медицинской помощи при родах.

В рамках государственной политики необходимо проводить гендерное просвещение, должны быть обязательные образовательные программы, а не пожеланию отдельных ректоров, как сейчас.

Еще один аспект - гарантия равенства при реализации прав избирать и быть избранным. Мы же понимаем, что дискриминация есть и при выдвижении в законодательные собрания регионов. Списки кандидатов - исключительно мужские, если и появляется одна-две женщины, то в самом конце списка на непроходных местах.

Предлагаемый нами закон - рамочный, который, к сожалению, не дает квот, не организует никакую новую структуру по контролю за соблюдением гендерного равенства. Но его ценность в том, что он позволяет в субъектах федерации развивать свое законодательство".

Источник: Сайт партии "Единая Россия"
Опубликовано: 06.03.2006, 17:28
http://www.edinros.ru/news.html?id=111419


Депутаты озаботились гендерным равенством

Законопроект "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ", внесенный депутатами Екатериной Лаховой, Вячеславом Володиным, Олегом Морозовым и Геннадием Райковым, будет рассмотрен Госдумой в ходе весенней сессии. Об этом сообщила в интервью "Росбалту" в понедельник председатель думского комитета по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова.

Глава комитет напомнила, что при гарантированных Конституцией и федеральным законодательством равных возможностях быть избранными в органы власти, из 450 депутатов Госдумы только 44 женщины, из 178 членов Совета Федерации - 10 представительниц "слабого пола". Нет женщин в Правительстве, а в губернаторском корпусе - одна Валентина Матвиенко. Между тем, около половины работающих в стране (более 32 млн.) - женщины, у них более высокий по сравнению с мужчинами уровень образования, при этом зарабатывают они на 36% меньше мужчин.

Несмотря на прямой запрет дискриминации по признаку пола, женщины значительно чаще сталкиваются с серьезными нарушениями их прав, отметила Лахова. Принятие закона о гендерном равенстве будет способствовать цивилизованному решению этой проблемы, убеждена депутат.

"С учетом замечаний президента и Правительства законопроект был существенно доработан, он стал более компактным и менее декларативным, однако концепция его никаких изменений не претерпела", - сказала Лахова. Поправки к документу, внесенные депутатами и Правительством, будут рассмотрены на заседании "круглого стола" по проблемам правового обеспечения гендерного равенства, который пройдет сегодня в Госдуме.

Напомним, законопроект о гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин был принят Госдумой в первом чтении 16 апреля 2003 года. Целью закона является "закрепление мер по реализации государственной политики, направленной на обеспечение равных прав и свобод граждан РФ и предотвращение их дискриминации по признаку пола". Устанавливается ответственность руководителей органов госвласти и работодателей по соблюдению социально-экономических и гражданских прав мужчин и женщин в трудовых отношениях, при поступлении на государственную службу и ее прохождении, а также в общественно-политической деятельности.

В соответствии с законопроектом, состав руководства органов исполнительной власти различных уровней "должен формироваться как из мужчин, так и из женщин". Государственные органы и руководители учреждений (предприятий) обязаны обеспечивать мужчинам и женщинам равную возможность доступа к экономическим ресурсам общества, в том числе - движимому и недвижимому имуществу, земле и финансовым средствам.

Работодателям предписывается при комплектовании организаций (структурных подразделений) кадрами и продвижении работников по службе "оказывать предпочтение лицам того пола, в отношении которого в данной организации существует гендерный дисбаланс". В случае массового увольнения работников предприятия число увольняемых лиц того или другого пола должно быть пропорционально сложившейся численности персонала.

Политическим партиям вменяется в обязанность при выдвижении кандидатов на выборные должности в органы власти "создавать равные возможности для мужчин и женщин-членов партии".

Источник: ИА Росбалт
Опубликовано: 06.03.2006, 10:25
http://www.rosbalt.ru/2006/03/06/245876.html


6 марта в Госдуме Комитет по делам женщин, семьи и детей провел "круглый стол" по теме "Развитие правового механизма гендерного равенства", участники которого обсудили поправки к законопроекту "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ".

Вела дискуссию председатель Комитета Екатерина Лахова. Она напомнила, что указанный законопроект был принят в первом чтении 16 апреля 2003 года. Перед этим состоялись многочисленные дискуссии. В частности, парламентские слушания и "круглый столы", конференции, организованные Комитетом. Рассмотрение законопроекта во втором чтении планируется в апреле 2006 года. На проходящий "круглый стол" выносятся поправки, учитывающие замечания Президента РФ, Правового управления Госдумы, а также изменения в российском законодательстве за прошедшие три года, в частности по вопросу разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти. Обсуждаемый сегодня документ не является окончательно сформулированным законопроектом второго чтения. Это только один из возможных вариантов. По итогам обсуждения будет создан более конкретный и емкий документ. При этом концепция принятого в 2003 году законопроекта не меняется.

Во вступительном слове Первый заместитель Председателя Госдумы Олег Морозов напомнил, что в российском обществе долгое время шла дискуссия о том, нужен ли специальный закон об обеспечении гендерного равенства, поскольку существует Конституция РФ, кодексы, где гарантировано равноправие граждан вне зависимости от их пола. Но реальное положение дел свидетельствует о том, что до полного гендерного равенства пока далеко. Например, существует диспропорция в области представительства женщин в Госдуме, Правительстве РФ, на должностях руководителей субъектов Федерации. Поэтому депутатами Госдумы в 2003 году был внесен соответствующий законопроект. Спустя три года мы делаем второй шаг. Перед нами стоит задача создать реальный механизм достижения равенства, отточенные юридические формулировки, которые бы способствовали стиранию указанной диспропорции в различных сферах жизнедеятельности людей.

В ходе дискуссии некоторые выступавшие говорили о том, что новый документ, по их мнению, уступает по объему и качеству содержания принятому в первом чтении законопроекту. Уже в самом предлагаемом названии будущего закона теперь исчезает указание на необходимость государственной гарантии равных прав мужчин и женщин. В документе отсутствует юридическая трактовка понятия "гендерное равенство", которое широко используется многими женскими общественными организациями России при формировании и реализации программ своей деятельности, а также понятие "механизм реализации равенства". Без четкого определения этих понятий в федеральном законе вряд ли можно ожидать от региональных и муниципальных властей реального обеспечения равенства прав между женщинами и мужчинами.

Полномочный представитель Госдумы в Конституционном Суде РФ Елена Мизулина считает, что обсуждаемый документ нельзя рассматривать в качестве приемника принятого законопроекта, хотя в аспекте юридической техники достигнута более лучшая редакция. В частности потому, что в новом документе не реализуются взятые Россией на себя обязательства при ратификации соответствующей Международной конвенции. Кроме того, для эффективной правоприменительной практики в соответствии с положениями Конвенции нужно четко определить, что такое "гендерное право" относительно различных сфер деятельности человека: образования, политики, государственного устройства, занятости. В новом варианте теперь нет положения о принятии специальных программ достижения равноправия, хотя в Конвенции прямо указывается на необходимость разработки и реализации таких программ. В частности, программ по искоренению насилия над женщинами, торговли женщинами, повышению участия женщин в формировании политики правительства.

Выступавшие в поддержку обсуждавшегося документа, подчеркивали, что нельзя в один миг и в полном объеме достигнуть подлинного равенства между женщинами и мужчинами, что необходимо учитывать реальную ситуацию в сфере решения проблем равенства как в количественном, так и качественном аспектах, ее экономическую составляющую, а также инерцию сложившегося разделения труда, традиций и обычаев. Нужно подготовить действительно "работающий" документ. Причем нельзя ориентироваться на создание идеального во всех отношениях закона. Такой документ вряд ли удастся создать. Но закон нужен уже сегодня. Поэтому следует принимать компромиссный вариант, и, по мере действия нового закона, вносить в него необходимые дополнения и изменения.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ

Источник: Сайт Государственной Думы Федерального собрания РФ
http://www.duma.gov.ru/index.jsp?t=news/index.jsp&file=2879.html


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]