Тема: Гендеризация национальной стратегии развития и ССБ II Республики Таджикистан Название должности: Международный Консультант по гендеризации ССБ Место работы: Душанбе, Таджикистан Ожидаемая дата начала работы: 20 июля, 2006 г. Срок действия назначения: Краткосрочное назначение (1-2 месяца) Крайний срок подачи заявки: 10 июля 2006 г. Знание русского языка обязательно Инструкции: Резюме и письмо, подтверждающее интерес, должны быть адресованы Наргис Азизовой, Советнику ЮНИФЕМ по Гендеру и Управлению и отправлены по электронной почте на адрес nargis.azizova@unifem.org с пометкой: Международный Консультант по Гендеру. Будем признательны за все обращения, однако дальнейшие контакты будут осуществлены только с кандидатами, включенными в окончательный список претендентов. I. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ После проведения оценки потребностей по ЦРТ Правительство Республики Таджикистан приступило к подготовке долгосрочного плана по сокращению бедности, начиная с 2005 года. Основу плана составляют ключевые отраслевые политики. В настоящее время этот план находится на этапе итоговой доработки в качестве исходного всеобъемлющего проектного документа под названием "Национальная стратегия развития (НСР) на период 2005-2015 г.г.". Исходя из НСР, Правительство намерено пересмотреть свою среднесрочную стратегию в рамках Стратегии Сокращения Бедности (ССБ) и Среднесрочную рамочную основу расходов, разработанные в 2002 году. С августа по декабрь 2005 года 12 отраслевых рабочих групп, учрежденных для разработки НСР, занимались разработкой отраслевых компонентов НСР/ССБ. С февраля 2006 года редакционная группа, в состав которой входит шесть экономистов (все мужчины) приступила к итоговой доработке отраслевых программ и подготовке документа по НСР/ССБ. За этим последовало проведение ряда локальных консультаций, а также консультаций с международными организациями, гражданским обществом и с экспертами по различным областям. Целью является завершение подготовки ССБ к августу 2006 года с последующей передачей этого документа донорским организациям в сентябре. Потом до конца этого года будет проводиться работа по усовершенствованию и уточнению НСР/ССБ. На протяжении всего периода разработки стратегии ЮНИФЕМ оказывает внутристрановую поддержку по гендеризации ССБ II Республики Таджикистан посредством обеспечения экспертными знаниями по гендерным вопросам. Поддержка, оказываемая ЮНИФЕМ, включает в себя (1) консультации и помощь отраслевым рабочим группам, направленные на улучшение понимания вопросов, связанных с гендерным равенством, (2) содействие расширению состава рабочих групп по гендерным вопросам, чтобы в них были представлены организации гражданского общества, т.е. женские НПО, которые смогут предоставить свою экспертизу, (3) предоставление двух внешних консультантов для поддержки рабочих групп по вопросам внедрения гендерных аспектов в два основных направления экономической политики, а именно, в развитие частного сектора и сельскохозяйственного сектора, (4) предоставление рекомендаций в отношении проектных документов, вырабатываемых отраслевыми рабочими группами, с тем чтобы в отраслевых документах были затронуты гендерно-специфические потребности, (5) активную ведущую роль Гендерной Тематической Группы ООН, (6) предоставление содержательных рекомендаций по улучшению статистики в стране, (7) оказание непрерывной поддержки Комитету по делам женщин и семьи в вопросах изучения, пересмотра и анализа соответствующих документов, а также наращивания потенциала сотрудников Комитета. Имеются намерения, направленные на содействие повышению участию женщин-таджичек в процессе разработки НССБ посредством проведения опросов общественного мнения и анкетирования. Комплексные задачи при внедрении гендерных аспектов в НСР/НССБ. Существует ряд факторов, которым необходимо уделить внимание, чтобы добиться более эффективного внедрения гендерных аспектов в НСР/ССБ. Одной из самых сложных задач, стоящих перед гендерными экспертами и всей гендерной рабочей группой по НСР/ССБ является недостаточное количество проведенных в стране гендерных исследований и гендерного анализа по конкретным секторам. Эта служит препятствием на пути эффективного внедрения гендерных аспектов в программы и стратегии на уровне отраслей, что, в свою очередь, негативно сказывается на формулировании национального долгосрочного плана и среднесрочной стратегии. Следующая огромная проблема - эта недостаток прочных знаний и навыков по внедрению гендерных аспектов как в правительстве, так и в организациях гражданского общества. Эта проблема еще больше усугубляется и тем фактом, что члены команд, участвующих в разработке НСР/ССБ, не обладают ни теоретическими знаниями, ни практическими навыками и методиками по внедрению гендерных аспектов на уровне политики. Это находит свое отражение в недостатке истинного желания и готовности (речь не идет о публичном волеизъявлении) со стороны правительства учитывать аспекты гендерного равенства в направлениях политики, планах и мониторинге. Следующий аспект, который мешает эффективному продвижению гендерного равенства в стране, - это низкий уровень прозрачности, который является результатом слабого мониторинга в отношении прав женщин как со стороны правительства, так и со стороны гражданского общества. Принципы и предварительные условия, необходимые для успешной гендеризации ССБ. В процессе гендеризации ССБ во внимание будут приниматься следующие принципы: - Выбор некоторых стратегических областей, где гендерные аспекты нужно будет внедрять исходя из четко определенных взаимосвязей между приоритетной областью и гендерным равенством.
- Стратегические области, по которым в наличии имеются данные, дифференцированные по полу, чтобы предоставлять фактические доказательные данные и конкретные примеры в контексте страны.
- Области, по которым имеются или можно будет получить гендерно-чувствительные данные на основе обследований и исследований.
Ниже суммированы некоторые предварительные условия, необходимые для того, чтобы сделать усилия по гендеризации ССБ успешными: - Разработаны гендерные индикаторы по конкретным отраслям и бедности, которые позволят проводить отслеживание на протяжении всей стратегии.
- Человеческие ресурсы в отношении гендерных экспертов, обладающих знаниями по конкретным областям, имеются в наличии или могут быть подготовлены для внедрения гендерных аспектов.
- Наличие методологии по внедрению гендерных аспектов в национальную стратегию, а также в отраслевую стратегию.
- Подготовленное общественное мнение о необходимости внедрения гендерных аспектов во все сферы развития, включая и руководителей, которые отвечают за разработку политики.
- Инициативные и полноценные информационные кампании и мероприятия, направленные на повышение осведомленности среди населения, проводятся до и на протяжении разработки ССБ, становясь платформой, посредством которой формируется необходимость уделять внимание гендерным аспектам.
Уроки, извлеченные из внедрения гендерных аспектов в ССБ I. Основные причины, в силу которых внедрение гендерных аспектов в первую среднесрочную стратегию по снижению бедности в странах этого региона проходило неадекватно, заключаются в том, что у таких сторонников гендерной проблематики, как гендерные эксперты, НПО и международные организации не было четких и сильных аргументов в поддержку своих взглядов и мнений в присутствии высокопоставленных лиц, отвечающих за разработку политики и принимающих решения, равно как и у команды ССБ во время процесса разработки стратегии (источник: Региональная консультация по продвижению гендерного равенства в национальные стратегии реализации Декларации Тысячелетия, проведенная ЮНИФЕМ в октябре 2005 года). Были и другие причины на различных этапах выработки и реализации стратегии, которые также не способствовали успеху в целом. А именно: 1. недостаток политической воли, необходимой для того, чтобы рассматривать гендерные вопросы как релевантные для развития страны и сокращения бедности; 2. команды по ССБ не обладали достаточными знаниями по гендерным вопросам; 3. национальные механизмы по продвижению женщин не были достаточно сильны, чтобы продвигать гендерные вопросы вследствие низкого потенциала и слабых экспертных знаний по гендерным вопросам на тот период; 4. недостаточное использование/доступ к данным, дифференцированным по полу, (национальные статистические данные и данные министерств); 5. механизм реализации ССБ абсолютно не учитывал существование координаторов по гендеру при министерствах, и они не были задействованы в процессе разработки стратегии, и плюс к этому министерские работники не обладали достаточным потенциала для того, чтобы признать важность гендерных аспектов; 6. донорские агентства не принимали активного участия в оказании содействия, направленного на включение гендерных аспектов в формулировку ССБ; 7. недостаток структурированного участия гражданского общества, научного сообщества и других основных партнеров в разработке стратегии. II. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ РАБОТЫ Международный Консультант по Гендеру будет работать в тесном сотрудничестве со специалистом/советником ЮНИФЕМ СНГ по управлению, советником ЮНИФЕМ по гендеру и управлению в Таджикистане и под руководством Директора и Главного технического советника регионального офиса ЮНИФЕМ СНГ. Консультант должен будет должен будет реализовать следующие цели и виды деятельности: Цель 1: Посредством вовлечения более широких групп гендерных экспертов из правительства, донорских организаций и организаций гражданского общества провести гендерный анализ отобранных отраслевых стратегий, программ и рамок мониторинга НСР/ССБ, используя существующие отраслевые оценки, отчеты. Более конкретно, в рамках этой цели необходимо сделать следующее: 1.1. Изучить и проанализировать все существующие оценки и отчеты касательно вопросов гендерного равенства в Таджикистане, чтобы четко расставить приоритеты относительно целей и задач по улучшению политики в этой сфере; 1.2. Оказать помощь национальным экспертам при проведении гендерной оценки проектов НСР/ССБ и конкретизации приоритетов и целей, связанных с гендерными вопросами для ключевых отраслевых политик в рамках НСР/ССБ; 1.3. Оказывать помощь в ходе пересмотра и итоговой доработки индикаторов мониторинга в гендерно-чувствительном ключе; Цель 2: Нарастить национальный потенциал посредством предоставления практического руководства, тренинга и консультирования по вопросам внедрения гендерных аспектов в национальные планы и программы для (а) гендерных экспертов и (б) основной команды, занимающейся разработкой НСР/ССБ. Более конкретно, в рамках этой цели необходимо сделать следующее: 2.1. Усилить потенциал национальных экспертов и редакционной команды по НСР/ССБ посредством повышения их знаний и навыков касательно проведения гендерного анализа документов по национальной политике развития; 2.2. Провести установочный тренинг по повышению гендерной чувствительности для членов редакционной команды по НСР/ССБ, чтобы помочь им проводить анализ приоритетных отраслей/сфер в гендерно-чувствительной манере. Гендерный тренинг для команды по НСР/ССБ должен включать (но, не ограничиваться этим) инструментарий по проведению анализа бедности с гендерной точки зрения, например гендерный анализ бюджета и анализ гендерных ассиметрий внутри домохозяйств, чтобы усилить/сформировать понимание концепции гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин; Цель 3: Оказать содействие и помощь в организации консультаций по определению приоритетов и их согласованию с широким кругом заинтересованных сторон в гендерно-чувствительной манере и на основе принципа широкого участия. 3.1. Содействовать приоритизации областей, в которые необходимо внедрить аспекты гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в соответствии с приоритетами, обозначенными в государственной программе по равным правам и равным возможностям с особым акцентом на экономические права и экономические возможности; 3.2. Проконсультироваться с широким кругом партнеров из числа ключевых заинтересованных сторон, Исполнительного аппарата Президента РТ, редакционной командой по НСР/ССБ, персонала проекта ПРООН/ЦРТ, в отношении ключевых приоритетов и потенциала; 3.3. Представить рекомендации по гендерным аспектам, разработанные во время процесса проведения локальных консультаций и Целевой группой 3 Проекта тысячелетия ООН; 3.4. Содействовать процессу формализации работы по внедрению гендерных аспектов в ССБ. Консультант должен будет подготовить отчет по результатам предоставленных консультаций и конкретным предложениям в отношении дальнейшей гендеризации НСР/ССБ. III. СОТРУДНИЧЕСТВО И ПАРТНЕРСТВО Международный Консультант будет работать с командой, состоящей из национальных экспертов, и в сотрудничестве со следующими партнерами: 1. Гендерная Тематическая Группа; 2. Комитет по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан; 3. Редакционная группа по НСР/ССБ; 4. Департамент по мониторингу ССБ при Исполнительном аппарате Президента РТ; 5. Гендерные эксперты и координаторы по гендеру из государственных учреждений и организаций гражданского общества. IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Международный Консультант должен будет добиться следующих результатов: 1. Гендерная оценка/ анализ НСР/ССБ проведена в течение оджного месяца и и окончательно доработана посредством консультаций; 2. Вопросы гендерного равенства и улучшения положения женщин внедрены в ключевые отраслевые политики в рамках ССБ (макроэкономическая политика, политика в области занятости/социальной защиты/миграции, политики в сфере развития сельского хозяйства, и развития МСП); 3. Основные национальные заинтересованные стороны прошли тренинг по подходам и инструментарию в отношении внедрения гендерных аспектов; 4. Индикаторы мониторинга пересмотрены и сделаны гендерно-чувствительными. Ожидаемые материалы Итоговый отчет (30 страниц максимально) должен касаться задач и объема консалтинговой работы, которая была проведена и описана выше, включая: - оценку прогресса в отношении ожидаемых результатов и факторов, которые способствовали или негативно влияли на их достижение;
- оценку партнерской стратегии по НСР/ССБ;
- извлеченные уроки (главным образом в отношении процессов, существующего потенциала и экспертных знаний, и т.д., чтобы помочь справиться с тем, что накладывает ограничения);
- предложения/рекомендации по дальнейшему внедрению гендерных аспектов в национальную политику развития;
- приложение с перечислением систематически проводимых консультаций и их результатов/итогов.
V. СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ Консультативная работа начинается с середины июля и продолжается до конца августа 2006 года. VI. ПЛАНИРОВАНИЕ Подробный план выполнения технического задания должен быть составлен перед началом работы. VII. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ Итоговый отчет с перечислением достижений и сложностей должен быть предоставлен в региональный офис ЮНИФЕМ СНГ по завершению работы. После подтверждения успешно достигнутых результатов сотрудник регионального офиса ЮНИФЕМ СНГ подпишет документ о выполнении работы, который является необходимым для оплаты работы по контракту. VIII. ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТУ - По крайней мере степень кандидата наук в экономической или социальной сферах
- Минимум 5 лет обширного опыта исследовательской и аналитической работы в сфере гендерного равенства и улучшения положения женщин
- Глубокие знания и навыки по проведению гендерного анализа и внедрению гендерных аспектов
- Понимание гендерных аспектов макроэкономической политики и других отраслевых политик
- Кандидат должен быть знаком с CEDAW, ППД, ЦРТ
- Знания о процессе развития в Таджикистане
- Опыт проведения такой работы в других странах был бы желателен
- Кандидат должен быть знаком с концепцией прав человека и подходами, основанными на правах человека
- Опыт разработки стратегических документов в экономической и социальной сферах
- Сильные аналитические и презентационные навыки
- Навыки работы на ПК, и использования другой оргтехники,
- Знание русского языка обязательно. Рабочий уровень английского языка желателен.
IX. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ И АНАЛИЗА Ниже представлен перечень рекомендованных (но, не ограничиваясь ими) документов, которыми следует пользоваться гендерному эксперту в ходе выполнения технического задания: - Проект НСР и ССБ II
- Итоговый отчет о реализации НССБ I (подготовленный Департаментом по мониторингу НССБ)
- Государственная Программа по равным правам и равным возможностям на период 2001-2010 гг.
- Национальный план действий по улучшению положения женщин на период 1998-2005 гг.
- Отчет об оценке потребностей по ЦРТ по Таджикистану
- Национальный отчет по реализации CEDAW за 2005 г.
- Сборник документов Всемирного банка по НССБ, глава 10
- Рекомендации Целевой группой 3 Проекта тысячелетия ООН, "Направление будущих действий"
- Гендерный профиль в Таджикистане - ВБ, 2005 г.
- Инструментарий по гендеризации НССБ (проект), разработанный ЮНИФЕМ СНГ
- Справочник по внедрению гендерных аспектов: Нейманис Астрида, ПРООН
Источник: Региональный Офис ЮНИФЕМ для стран СНГ http://www.unifemcis.org/index.html?id=22
|