[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Анонсы, 2006

Женский Фонд Развития ООН (ЮНИФЕМ) объявляет конкурс на оказание консультативных услуг по внедрению гендерных принципов в Национальную Стратегию Развития и Стратегию Сокращения Бедности Республики Таджикистан

28-06-2006  

 

Тема: Гендеризация национальной стратегии развития и ССБ II Республики Таджикистан
Название должности: Международный Консультант по гендеризации ССБ
Место работы: Душанбе, Таджикистан
Ожидаемая дата начала работы: 20 июля, 2006 г.
Срок действия назначения: Краткосрочное назначение (1-2 месяца)
Крайний срок подачи заявки: 10 июля 2006 г.
Знание русского языка обязательно
Инструкции
: Резюме и письмо, подтверждающее интерес, должны быть адресованы Наргис Азизовой, Советнику ЮНИФЕМ по Гендеру и Управлению и отправлены по электронной почте на адрес nargis.azizova@unifem.org с пометкой: Международный Консультант по Гендеру. Будем признательны за все обращения, однако дальнейшие контакты будут осуществлены только с кандидатами, включенными в окончательный список претендентов.

I. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

После проведения оценки потребностей по ЦРТ Правительство Республики Таджикистан приступило к подготовке долгосрочного плана по сокращению бедности, начиная с 2005 года. Основу плана составляют ключевые отраслевые политики. В настоящее время этот план находится на этапе итоговой доработки в качестве исходного всеобъемлющего проектного документа под названием "Национальная стратегия развития (НСР) на период 2005-2015 г.г.". Исходя из НСР, Правительство намерено пересмотреть свою среднесрочную стратегию в рамках Стратегии Сокращения Бедности (ССБ) и Среднесрочную рамочную основу расходов, разработанные в 2002 году. С августа по декабрь 2005 года 12 отраслевых рабочих групп, учрежденных для разработки НСР, занимались разработкой отраслевых компонентов НСР/ССБ. С февраля 2006 года редакционная группа, в состав которой входит шесть экономистов (все мужчины) приступила к итоговой доработке отраслевых программ и подготовке документа по НСР/ССБ. За этим последовало проведение ряда локальных консультаций, а также консультаций с международными организациями, гражданским обществом и с экспертами по различным областям. Целью является завершение подготовки ССБ к августу 2006 года с последующей передачей этого документа донорским организациям в сентябре. Потом до конца этого года будет проводиться работа по усовершенствованию и уточнению НСР/ССБ.

На протяжении всего периода разработки стратегии ЮНИФЕМ оказывает внутристрановую поддержку по гендеризации ССБ II Республики Таджикистан посредством обеспечения экспертными знаниями по гендерным вопросам. Поддержка, оказываемая ЮНИФЕМ, включает в себя (1) консультации и помощь отраслевым рабочим группам, направленные на улучшение понимания вопросов, связанных с гендерным равенством, (2) содействие расширению состава рабочих групп по гендерным вопросам, чтобы в них были представлены организации гражданского общества, т.е. женские НПО, которые смогут предоставить свою экспертизу, (3) предоставление двух внешних консультантов для поддержки рабочих групп по вопросам внедрения гендерных аспектов в два основных направления экономической политики, а именно, в развитие частного сектора и сельскохозяйственного сектора, (4) предоставление рекомендаций в отношении проектных документов, вырабатываемых отраслевыми рабочими группами, с тем чтобы в отраслевых документах были затронуты гендерно-специфические потребности, (5) активную ведущую роль Гендерной Тематической Группы ООН, (6) предоставление содержательных рекомендаций по улучшению статистики в стране, (7) оказание непрерывной поддержки Комитету по делам женщин и семьи в вопросах изучения, пересмотра и анализа соответствующих документов, а также наращивания потенциала сотрудников Комитета. Имеются намерения, направленные на содействие повышению участию женщин-таджичек в процессе разработки НССБ посредством проведения опросов общественного мнения и анкетирования.

Комплексные задачи при внедрении гендерных аспектов в НСР/НССБ. Существует ряд факторов, которым необходимо уделить внимание, чтобы добиться более эффективного внедрения гендерных аспектов в НСР/ССБ. Одной из самых сложных задач, стоящих перед гендерными экспертами и всей гендерной рабочей группой по НСР/ССБ является недостаточное количество проведенных в стране гендерных исследований и гендерного анализа по конкретным секторам. Эта служит препятствием на пути эффективного внедрения гендерных аспектов в программы и стратегии на уровне отраслей, что, в свою очередь, негативно сказывается на формулировании национального долгосрочного плана и среднесрочной стратегии. Следующая огромная проблема - эта недостаток прочных знаний и навыков по внедрению гендерных аспектов как в правительстве, так и в организациях гражданского общества. Эта проблема еще больше усугубляется и тем фактом, что члены команд, участвующих в разработке НСР/ССБ, не обладают ни теоретическими знаниями, ни практическими навыками и методиками по внедрению гендерных аспектов на уровне политики. Это находит свое отражение в недостатке истинного желания и готовности (речь не идет о публичном волеизъявлении) со стороны правительства учитывать аспекты гендерного равенства в направлениях политики, планах и мониторинге. Следующий аспект, который мешает эффективному продвижению гендерного равенства в стране, - это низкий уровень прозрачности, который является результатом слабого мониторинга в отношении прав женщин как со стороны правительства, так и со стороны гражданского общества.

Принципы и предварительные условия, необходимые для успешной гендеризации ССБ. В процессе гендеризации ССБ во внимание будут приниматься следующие принципы:

  • Выбор некоторых стратегических областей, где гендерные аспекты нужно будет внедрять исходя из четко определенных взаимосвязей между приоритетной областью и гендерным равенством.
  • Стратегические области, по которым в наличии имеются данные, дифференцированные по полу, чтобы предоставлять фактические доказательные данные и конкретные примеры в контексте страны.
  • Области, по которым имеются или можно будет получить гендерно-чувствительные данные на основе обследований и исследований.

Ниже суммированы некоторые предварительные условия, необходимые для того, чтобы сделать усилия по гендеризации ССБ успешными:

  • Разработаны гендерные индикаторы по конкретным отраслям и бедности, которые позволят проводить отслеживание на протяжении всей стратегии.
  • Человеческие ресурсы в отношении гендерных экспертов, обладающих знаниями по конкретным областям, имеются в наличии или могут быть подготовлены для внедрения гендерных аспектов.
  • Наличие методологии по внедрению гендерных аспектов в национальную стратегию, а также в отраслевую стратегию.
  • Подготовленное общественное мнение о необходимости внедрения гендерных аспектов во все сферы развития, включая и руководителей, которые отвечают за разработку политики.
  • Инициативные и полноценные информационные кампании и мероприятия, направленные на повышение осведомленности среди населения, проводятся до и на протяжении разработки ССБ, становясь платформой, посредством которой формируется необходимость уделять внимание гендерным аспектам.

Уроки, извлеченные из внедрения гендерных аспектов в ССБ I. Основные причины, в силу которых внедрение гендерных аспектов в первую среднесрочную стратегию по снижению бедности в странах этого региона проходило неадекватно, заключаются в том, что у таких сторонников гендерной проблематики, как гендерные эксперты, НПО и международные организации не было четких и сильных аргументов в поддержку своих взглядов и мнений в присутствии высокопоставленных лиц, отвечающих за разработку политики и принимающих решения, равно как и у команды ССБ во время процесса разработки стратегии (источник: Региональная консультация по продвижению гендерного равенства в национальные стратегии реализации Декларации Тысячелетия, проведенная ЮНИФЕМ в октябре 2005 года).

Были и другие причины на различных этапах выработки и реализации стратегии, которые также не способствовали успеху в целом. А именно:

1. недостаток политической воли, необходимой для того, чтобы рассматривать гендерные вопросы как релевантные для развития страны и сокращения бедности;

2. команды по ССБ не обладали достаточными знаниями по гендерным вопросам;

3. национальные механизмы по продвижению женщин не были достаточно сильны, чтобы продвигать гендерные вопросы вследствие низкого потенциала и слабых экспертных знаний по гендерным вопросам на тот период;

4. недостаточное использование/доступ к данным, дифференцированным по полу, (национальные статистические данные и данные министерств);

5. механизм реализации ССБ абсолютно не учитывал существование координаторов по гендеру при министерствах, и они не были задействованы в процессе разработки стратегии, и плюс к этому министерские работники не обладали достаточным потенциала для того, чтобы признать важность гендерных аспектов;

6. донорские агентства не принимали активного участия в оказании содействия, направленного на включение гендерных аспектов в формулировку ССБ;

7. недостаток структурированного участия гражданского общества, научного сообщества и других основных партнеров в разработке стратегии.

II. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ РАБОТЫ

Международный Консультант по Гендеру будет работать в тесном сотрудничестве со специалистом/советником ЮНИФЕМ СНГ по управлению, советником ЮНИФЕМ по гендеру и управлению в Таджикистане и под руководством Директора и Главного технического советника регионального офиса ЮНИФЕМ СНГ. Консультант должен будет должен будет реализовать следующие цели и виды деятельности:

Цель 1: Посредством вовлечения более широких групп гендерных экспертов из правительства, донорских организаций и организаций гражданского общества провести гендерный анализ отобранных отраслевых стратегий, программ и рамок мониторинга НСР/ССБ, используя существующие отраслевые оценки, отчеты. Более конкретно, в рамках этой цели необходимо сделать следующее:

1.1. Изучить и проанализировать все существующие оценки и отчеты касательно вопросов гендерного равенства в Таджикистане, чтобы четко расставить приоритеты относительно целей и задач по улучшению политики в этой сфере;

1.2. Оказать помощь национальным экспертам при проведении гендерной оценки проектов НСР/ССБ и конкретизации приоритетов и целей, связанных с гендерными вопросами для ключевых отраслевых политик в рамках НСР/ССБ;

1.3. Оказывать помощь в ходе пересмотра и итоговой доработки индикаторов мониторинга в гендерно-чувствительном ключе;

Цель 2: Нарастить национальный потенциал посредством предоставления практического руководства, тренинга и консультирования по вопросам внедрения гендерных аспектов в национальные планы и программы для (а) гендерных экспертов и (б) основной команды, занимающейся разработкой НСР/ССБ. Более конкретно, в рамках этой цели необходимо сделать следующее:

2.1. Усилить потенциал национальных экспертов и редакционной команды по НСР/ССБ посредством повышения их знаний и навыков касательно проведения гендерного анализа документов по национальной политике развития;

2.2. Провести установочный тренинг по повышению гендерной чувствительности для членов редакционной команды по НСР/ССБ, чтобы помочь им проводить анализ приоритетных отраслей/сфер в гендерно-чувствительной манере. Гендерный тренинг для команды по НСР/ССБ должен включать (но, не ограничиваться этим) инструментарий по проведению анализа бедности с гендерной точки зрения, например гендерный анализ бюджета и анализ гендерных ассиметрий внутри домохозяйств, чтобы усилить/сформировать понимание концепции гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин;

Цель 3: Оказать содействие и помощь в организации консультаций по определению приоритетов и их согласованию с широким кругом заинтересованных сторон в гендерно-чувствительной манере и на основе принципа широкого участия.

3.1. Содействовать приоритизации областей, в которые необходимо внедрить аспекты гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в соответствии с приоритетами, обозначенными в государственной программе по равным правам и равным возможностям с особым акцентом на экономические права и экономические возможности;

3.2. Проконсультироваться с широким кругом партнеров из числа ключевых заинтересованных сторон, Исполнительного аппарата Президента РТ, редакционной командой по НСР/ССБ, персонала проекта ПРООН/ЦРТ, в отношении ключевых приоритетов и потенциала;

3.3. Представить рекомендации по гендерным аспектам, разработанные во время процесса проведения локальных консультаций и Целевой группой 3 Проекта тысячелетия ООН;

3.4. Содействовать процессу формализации работы по внедрению гендерных аспектов в ССБ.

Консультант должен будет подготовить отчет по результатам предоставленных консультаций и конкретным предложениям в отношении дальнейшей гендеризации НСР/ССБ.

III. СОТРУДНИЧЕСТВО И ПАРТНЕРСТВО

Международный Консультант будет работать с командой, состоящей из национальных экспертов, и в сотрудничестве со следующими партнерами:

1. Гендерная Тематическая Группа;

2. Комитет по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан;

3. Редакционная группа по НСР/ССБ;

4. Департамент по мониторингу ССБ при Исполнительном аппарате Президента РТ;

5. Гендерные эксперты и координаторы по гендеру из государственных учреждений и организаций гражданского общества.

IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Международный Консультант должен будет добиться следующих результатов:

1. Гендерная оценка/ анализ НСР/ССБ проведена в течение оджного месяца и и окончательно доработана посредством консультаций;

2. Вопросы гендерного равенства и улучшения положения женщин внедрены в ключевые отраслевые политики в рамках ССБ (макроэкономическая политика, политика в области занятости/социальной защиты/миграции, политики в сфере развития сельского хозяйства, и развития МСП);

3. Основные национальные заинтересованные стороны прошли тренинг по подходам и инструментарию в отношении внедрения гендерных аспектов;

4. Индикаторы мониторинга пересмотрены и сделаны гендерно-чувствительными.

Ожидаемые материалы

Итоговый отчет (30 страниц максимально) должен касаться задач и объема консалтинговой работы, которая была проведена и описана выше, включая:

  • оценку прогресса в отношении ожидаемых результатов и факторов, которые способствовали или негативно влияли на их достижение;
  • оценку партнерской стратегии по НСР/ССБ;
  • извлеченные уроки (главным образом в отношении процессов, существующего потенциала и экспертных знаний, и т.д., чтобы помочь справиться с тем, что накладывает ограничения);
  • предложения/рекомендации по дальнейшему внедрению гендерных аспектов в национальную политику развития;
  • приложение с перечислением систематически проводимых консультаций и их результатов/итогов.

V. СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Консультативная работа начинается с середины июля и продолжается до конца августа 2006 года.

VI. ПЛАНИРОВАНИЕ

Подробный план выполнения технического задания должен быть составлен перед началом работы.

VII. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

Итоговый отчет с перечислением достижений и сложностей должен быть предоставлен в региональный офис ЮНИФЕМ СНГ по завершению работы. После подтверждения успешно достигнутых результатов сотрудник регионального офиса ЮНИФЕМ СНГ подпишет документ о выполнении работы, который является необходимым для оплаты работы по контракту.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТУ

  • По крайней мере степень кандидата наук в экономической или социальной сферах
  • Минимум 5 лет обширного опыта исследовательской и аналитической работы в сфере гендерного равенства и улучшения положения женщин
  • Глубокие знания и навыки по проведению гендерного анализа и внедрению гендерных аспектов
  • Понимание гендерных аспектов макроэкономической политики и других отраслевых политик
  • Кандидат должен быть знаком с CEDAW, ППД, ЦРТ
  • Знания о процессе развития в Таджикистане
  • Опыт проведения такой работы в других странах был бы желателен
  • Кандидат должен быть знаком с концепцией прав человека и подходами, основанными на правах человека
  • Опыт разработки стратегических документов в экономической и социальной сферах
  • Сильные аналитические и презентационные навыки
  • Навыки работы на ПК, и использования другой оргтехники,
  • Знание русского языка обязательно. Рабочий уровень английского языка желателен.

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ И АНАЛИЗА

Ниже представлен перечень рекомендованных (но, не ограничиваясь ими) документов, которыми следует пользоваться гендерному эксперту в ходе выполнения технического задания:

  1. Проект НСР и ССБ II
  2. Итоговый отчет о реализации НССБ I (подготовленный Департаментом по мониторингу НССБ)
  3. Государственная Программа по равным правам и равным возможностям на период 2001-2010 гг.
  4. Национальный план действий по улучшению положения женщин на период 1998-2005 гг.
  5. Отчет об оценке потребностей по ЦРТ по Таджикистану
  6. Национальный отчет по реализации CEDAW за 2005 г.
  7. Сборник документов Всемирного банка по НССБ, глава 10
  8. Рекомендации Целевой группой 3 Проекта тысячелетия ООН, "Направление будущих действий"
  9. Гендерный профиль в Таджикистане - ВБ, 2005 г.
  10. Инструментарий по гендеризации НССБ (проект), разработанный ЮНИФЕМ СНГ
  11. Справочник по внедрению гендерных аспектов: Нейманис Астрида, ПРООН

Источник: Региональный Офис ЮНИФЕМ для стран СНГ
http://www.unifemcis.org/index.html?id=22


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]