|
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИИ И ПЕЧАТИ Выступление заместителя Министра иностранных дел России, представителя Председателя Комитета министров Совета Европы А.В.Яковенко на 6-й Европейской конференции министров по вопросам равенства между мужчинами и женщинами, Стокгольм, 8-9 июня 2006 года 1014-08-06-2006 Для меня высокая честь выступить сегодня перед вами, избранным кругом политических и общественных деятелей, приверженных делу достижения равенства между женщинами и мужчинами. Значение этой возможности обратиться к вам от имени Комитета министров Совета Европы повышается еще и потому, что место Председателя в этой Организации 19 мая заняла Российская Федерация. В предстоящий важнейший шестимесячный период моя страна призвана внести решительный вклад в достижение уставных целей Совета Европы и реализацию общеевропейской стратегии, которая нашла свое отражение в девизе, избранном Российской Федерацией для ее срока полномочий: "К единой Европе без разделительных линий". Дамы и господа, Равенство между женщинами и мужчинами уже давно является важнейшим предметом озабоченности Совета Европы и считается Комитетом министров приоритетной задачей. Хотел бы подчеркнуть инициативную роль, которую играет Совет Европы в этой области на международном уровне. Практически необходимо обратиться к 1988 году, когда Комитет министров, в свете первого межправительственного мероприятия в этой сфере, принял Декларацию о равноправии женщин и мужчин. В этой Декларации признается, что равноправие является составной частью прав человека и что дискриминация по признаку пола представляет собой препятствие для признания и осуществления прав человека и основных свобод. Таким образом, она определила концепцию, принятую Организацией Объединенных Наций на ее Конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 году. Обязательство, взятое в этой связи Комитетом министров, было вновь подтверждено и закреплено в декларациях и планах действий, принятых главами государств и правительств государств-членов Совета Европы сначала на Страсбургском саммите в октябре 1997 года, а затем и на Варшавском саммите в мае 2005 года. В этом контексте мне хотелось бы остановиться на четырех наиболее заметных направлениях деятельности. Комитет министров придает большое значение усилению введения перспективы равенства между мужчинами и женщинами во все виды национальной политики на всех уровнях и на любых этапах, а также поощрению равного участия женщин и мужчин в процессе принятия решений. Еще в Декларации, принятой на 4-й Европейской конференции министров по вопросам равенства между мужчинами и женщинами, состоявшейся в Стамбуле в 1997 году, подчеркивалось, что равенство между мужчинами и женщинами рассматривается как основной критерий демократии. Комитет министров предпримет также все усилия для того, чтобы побудить государства-члены к проявлению активности в борьбе с насилием в отношении женщин, включая бытовое насилие, и торговлей людьми. Во-первых, сразу после Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по положению женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 году, комплексный подход к равенству между мужчинами и женщинами, или "учет гендерной проблематики", был возведен Советом Европы в ранг концепции, а Комитет министров закрепил это официально, приняв в 1998 году Рекомендацию об учете гендерной проблематики. Комитет министров убежден в том, что учет гендерной проблематики - это важная стратегия, и не только потому, что она содействует равенству и акцентирует аспект "гендерного равенства" в каждом виде политики и деятельности, но и, таким образом, что она в полной мере использует все людские ресурсы и, таким образом, должна вести к разработке более предусмотрительной и более целенаправленной политики. На деле это требует учета потребностей, интересов, наклонностей и способностей женщин и мужчин. Для того чтобы обеспечить надлежащее применение такого же подхода к межправительственной деятельности Организации, Комитет министров направил послание в руководящие комитеты Совета Европы с рекомендацией использовать эту стратегию в своих программах деятельности. Я рад отметить, что в настоящее время ряд инициатив успешно осуществляется в соответствии с этой стратегией, в частности в области образования, здравоохранения и укрепления социальной сплоченности. Текущая работа касается подготовки руководящих принципов поощрения учета гендерной проблематики в сфере образования, устранения гендерных различий в политике в области здравоохранения и участия пользователей в социальном обслуживании и предоставлении всего комплекса социальных услуг. Позитивные результаты этого первоначального опыта подтвердили целесообразность более широкого применения этого подхода. Поэтому от имени Комитета министров я хотел бы вновь призвать руководящие комитеты опираться на эту стратегию и применять ее в своей работе. Дамы и господа, Думаю, вы согласитесь со мной, что разработки политики и принятия новых стратегий недостаточно. Их необходимо осуществлять, при этом следует позаботиться об их надлежащем применении. Поэтому Комитет министров решил провести тематический мониторинг выполнения своих обязательств государствами-членами, сконцентрировав внимание на теме равенства женщин и мужчин. Результаты мониторинга, проведенного в 2003 году, подтвердили мнение Комитета министров о том, что государствам-членам необходимо создавать или укреплять национальные механизмы обеспечения равенства. Эти механизмы, в частности, должны быть ориентированы на такие области, как занятость и сбалансированное участие женщин и мужчин в принятии решений, имеющих политическое и общественное значение. Хотя женщины составляют более половины населения государств - членов Совета Европы, они недопредставлены на руководящих постах во многих государствах-членах. Аналогичным образом, несмотря на законодательно закрепленное равенство, распределение полномочий и ответственности между женщинами и мужчинами, в особенности доступ к экономическим ресурсам, остаются весьма несбалансированными. Вот почему в 2003 году мы вновь направили государствам-членам рекомендацию по этому вопросу. Мы призвали их, среди прочего, принять обязательства по поощрению сбалансированного участия женщин и мужчин в принятии решений, имеющих политическое и общественное значение. Кроме того, мы предложили им способствовать развитию равных гражданских и политических прав женщин и мужчин и их реализации. Очевидно, что директивным структурам Совета Европы придется приложить дополнительные усилия для выполнения собственных рекомендаций Организации. Я хотел бы, тем не менее, еще раз повторить призыв Комитета министров ко всем представленным здесь государствам-членам Совета Европы и прошу передать его вашим национальным властям, с тем чтобы они решительно действовали в данном направлении. Тем самым вы будете одновременно способствовать и осуществлению Плана действий, принятого на третьем саммите Совета Европы. Действительно, основное внимание в рамках данной Конференции будет уделено тому факту, что в демократическом обществе равенство между мужчинами и женщинами является неотъемлемой частью прав человека и непременным условием экономического роста. Считаю, что последние две из обозначенных Комитетом министров приоритетных задач, на которых я остановлюсь подробнее, полностью соответствуют теме сегодняшней дискуссии. Это, как я уже говорил ранее, борьба с насилием в отношении женщин и борьба с торговлей людьми. Комитет министров крайне обеспокоен масштабами проблемы, связанной с насилием в отношении женщин, прежде всего насилием в семье, а также ростом и распространением торговли женщинами и сексуальной эксплуатации. Эти проблемы связаны с посягательством на основные права и свободы, а также на физико-эмоциональную и сексуальную неприкосновенность потерпевших. Кроме того, необходимо рассмотреть не только социальные аспекты, не говоря уже о гуманитарных, но и определенные сложные экономические вопросы. Иными словами, насилие дорого обходится государству и обществу. В этой связи мне хотелось бы подчеркнуть важность Рекомендации о защите женщин от насилия, которую в 2002 году государствам-членам направил Комитет министров. Этому предшествовал целый ряд исследований и дискуссий на межправительственном уровне, и данная Рекомендация является первым международным документом, в котором предлагается глобальная стратегия защиты женщин от насилия. В ней предлагается комплекс практических и правовых мер, направленных на укрепление профилактики, помощь жертвам, обеспечение законности и повышение осведомленности населения, применение которых должно помочь повернуть вспять существующую тенденцию. Все эти аспекты были учтены на Варшавском саммите, в ходе которого главы государств и правительств приняли решение создать целевую группу и развернуть общеевропейскую кампанию по борьбе с насилием в отношении женщин. В настоящее время первый этап уже завершен, и я рад сообщить, что целевая группа подготовила весьма конструктивную и крайне подробную схему кампании Совета Европы по борьбе с насилием в отношении женщин, в том числе и бытовым насилием. В ближайшее время Комитет министров тщательно рассмотрит предложения целевой группы, и я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы приветствовать межведомственный аспект данной кампании, в который внесут свой вклад Парламентская Ассамблея, Конгресс местных и региональных властей и НПО. Одним из ключевых принципов, лежащих в основе кампании, является то, что хотя у каждого правительства есть свой особый подход к проблеме борьбы с насилием в отношении женщин, обусловленный специфическими обстоятельствами каждой страны, все эти подходы должны включать ряд аспектов. Во-первых, мы должны устранить коренные причины насилия и его последствий. Мы также должны изменить отношение и поведение людей и принять правовые, политические и практические меры. Следовательно, основные цели кампании должны быть сосредоточены на повышении осведомленности населения и выработке эффективных мер по предотвращению и борьбе с насилием в соответствии с только что упомянутой мной Рекомендацией Комитета министров. Остается только добавить, что кампанию планируется начать в Страсбурге в ноябре этого года и что ко всем государствам-членам Совета Европы обращается настоятельная просьба уделять первоочередное внимание предотвращению насилия в отношении женщин и борьбе с ним. Я призываю вас, когда придет время, всесторонне поддержать эту кампанию Совета Европы, которая требует твердой приверженности на национальном уровне. Дамы и господа, Последнее, на чем я хотел бы остановиться, - это работа Совета Европы по борьбе с торговлей людьми. Торговля людьми является не только одним из грубейших нарушений прав человека, но также одним из самых прибыльных видов организованной преступной деятельности. Ее распространению способствует благосостояние стран назначения, с одной стороны, и тяжелое экономическое положение стран происхождения, с другой, причем в последних благодатную почву для торговли людьми создают нищета и недостаток информации о реалиях и рисках, связанных с ней. Все мы знаем, что торговля людьми стала для Европы серьезной проблемой. И обеспокоенность Совета Европы тем более высока, что, будучи общеевропейской организацией, Совет включает сорок шесть государств-членов, среди которых имеются страны происхождения, транзита и назначения жертв торговли людьми. Именно поэтому принятие Комитетом министров Совета Европы Конвенции о противодействии торговле людьми и ее открытие для подписания на Варшавском саммите немногим более года назад стало важным этапом кампании по борьбе с торговлей людьми. Впервые мы имеем на общеевропейском уровне правовой документ, предназначенный специально для защиты жертв торговли людьми и охраны их прав. Конвенция повысит эффективность мер по пресечению торговли людьми и преследованию виновных в этой преступной деятельности. Она также обеспечит реальное выполнение положений Конвенции договаривающимися сторонами благодаря внедрению независимых контрольных механизмов. В настоящее время основной целью всех заинтересованных сторон должно стать содействие подписанию и ратификации Конвенции, что позволит ей вступить в силу как можно раньше. Эту цель преследует и кампания, развернутая Советом Европы в начале года, на которую я хотел бы обратить ваше внимание. Как и кампания против насилия, о которой я говорил ранее, кампания по борьбе с торговлей людьми стала результатом совместной работы всех органов Совета Европы. От лица Комитета министров приветствую ценный вклад, внесенный Ассамблеей, Конгрессом и другими партнерами, принимающими участие в данной инициативе. Все мы: правительства, парламенты, местные и региональные власти и НПО - должны помнить о проблеме торговли людьми и заниматься поиском решений в этой области. Господин Председатель, Дамы и господа, Прежде чем завершить свое выступление, я хотел бы отметить высокое качество работы, проделанной Руководящим комитетом по вопросам равенства между женщинами и мужчинами и его секретариатом не только при подготовке основной конференции, но и при постоянном выполнении задач, которые ставит перед ними Комитет министров. В настоящее время ведется работа по многим направлениям, завершения которой с интересом ожидает Комитет министров. Особо отмечу работу над стандартами и механизмами гендерного равенства, а также деятельность, касающуюся учета гендерных вопросов в образовании, которое играет значительную роль в формировании и передаче ценностей. Мое внимание также привлек доклад о включении гендерной перспективы в бюджетный процесс ("составление бюджета с учетом гендерной проблематики"), опубликованный Руководящим комитетом в начале года. При составлении бюджета с учетом гендерной проблематики принимаются во внимание особые потребности женщин и мужчин, что позволяет более эффективно использовать государственные средства и, тем самым, проводить более действенную политику. Методология, предлагаемая государствам-членам для разработки бюджетов с гендерной перспективой, может быть эффективно применена к бюджету самого Совета Европы тем же образом, как учет гендерных вопросов был использован в программах работы Организации. Господин Председатель, На этом я хотел бы завершить свое выступление и пожелать Вам успехов в проведении конференции, результативных обменов мнениями и плодотворной работы. Благодарю за внимание. 8 июня 2006 года Источник: Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации http://www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/DA6839401BBD63E0C32571870046E0FE
|