[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Гражданское общество, события-2007

Тверская обл. В поддержку "третьего сектора"

02-04-2007  

 

С марта этого года негосударственные некоммерческие организации (НКО) Тверской области впервые получили возможность официальной поддержки органами государственной власти. Вступил в силу закон "О поддержке негосударственных некоммерческих организаций органами государственной власти Тверской области".

Законодательство, регулирующее деятельность российского "третьего сектора" на федеральном уровне, на сегодня, по мнению экспертов, является довольно устаревшим - закон РФ "Об общественных объединениях" и закон РФ "О некоммерческих организациях" были приняты еще в 1995 году. Их можно отнести к категории так называемых "рамочных законов" - тех, что грешат отсутствием конкретики. Например, в них не зафиксировано множество понятий, появившихся в последние полтора десятка лет в связи с активным развитием гражданского общества: "социальный заказ", "грант", "общественная экспертиза", уже давно существующих в реальности. В законах ничего конкретно не прописано о поддержке НКО государством. Правда, к этим двум законам принимались многочисленные поправки (самые известные - об ограничении деятельности НКО, имеющих в уставном фонде зарубежный капитал), но по существу ничего не изменилось с точки зрения государственной поддержки. Не случайно в связи с активным развитием в России "третьего сектора" с 2000 года исправлять эти недостатки активно начали региональные власти, собственноручно занявшись законотворчеством в данной сфере.

Инициатором и разработчиком закона Тверской области о поддержке НКО выступил Совет общественности при Губернаторе, образованный в 2004 году, который, по аналогии с несколькими регионами, разработал проект закона не "о поддержке", а "о взаимодействии" органов государственной власти Тверской области и НКО. Но уже на предварительном этапе рабочего согласования органы юстиции и прокуратуры усмотрели как в самом названии законопроекта, так и в ряде его статей определенную некорректность, а именно нарушение баланса независимости сторон, чего нельзя допускать согласно действующему законодательству. В результате дальнейших консультаций формулировка "взаимодействие" поменялась на "поддержка". Через несколько месяцев напряженной работы представителей общественности и сотрудников Администрации области законопроект был внесен Губернатором в Законодательное Собрание. Областной парламент рассмотрел документ в первом чтении в декабре 2006 года, в окончательном - 1 марта 2007 года. 16 марта принятый закон был официально опубликован и вступил в силу.

Согласно Бюджетному кодексу РФ государство не имеет права напрямую выделять средства своих бюджетов для поддержки "третьего сектора" - это можно сделать только на конкурсной основе и в случае, если конкретные формы поддержки закреплены в законах, например, в областных целевых программах. В связи с этим в тверском региональном законе прописано определение двух его центральных понятий: "областной социальный заказ" - государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) в социальной сфере и "грант" - средства областного бюджета для реализации социальных проектов НКО. В чем их принципиальное различие?

Грант - это определенная сумма бюджетных средств, предоставляемая той или иной некоммерческой организации по результатам открытого публичного конкурса для реализации социальных проектов. В настоящее время готовится прописанное в законе положение о грантах, в котором будут зафиксированы порядок и условия их предоставления. Периодичность конкурсов - один раз в год, средства закладываются отдельной строкой в областной бюджет. Проекты получают оценку специальной экспертной комиссии, и лучшие становятся победителями.

Соцзаказ - это тоже бюджетные средства, но исходный импульс исходит не от НКО, как в грантовой системе, а от власти. Это происходит тогда, когда государственные и муниципальные органы не в состоянии обеспечить полный спектр социальных услуг населению, и они обращаются за помощью к "третьему сектору". Например, необходимо очистить от мусора набережную или организовать патронаж в хосписе. В этой ситуации возможно обратиться и к частной организации, но здесь есть два "но". Во-первых, частника всегда интересует прибыль, поэтому коррупционные риски при этом весьма велики. Во-вторых, "третий сектор", как правило, представлен самыми инициативными гражданами, искренне радеющими за процветание своей территории. Они сделают дело и за небольшую оплату, и более качественно.

Законом строго определен перечень НКО, могущих претендовать на поддержку государством. Это те организации, которые занимаются поддержкой социально незащищенных слоев населения, семьи, материнства и детства, развитием молодежных движений, охраной природы и здоровья, укреплением межнациональных отношений, образованием и просветительством, туризмом, патриотическим и нравственным воспитанием, защитой прав граждан. Стоит отметить, что опыт конкурсного распределения бюджетных средств практиковался и раньше - департаментом соцзащиты, комитетом по делам молодежи, но сегодня этот процесс встал на твердые законодательные рельсы.

Отдельная статья закона посвящена добровольческой деятельности. Как отмечают эксперты, это связано с тем, что Тверская область имеет уникальный опыт в развитии российского добровольчества. На ее территории действует добровольческое движение "Важное дело", получившее поддержку на самом высоком федеральном уровне. Кстати, подобный прецедент - отдельный раздел о добровольчестве в законе об НКО - на сегодня в России имеет место быть только в Москве и Твери. Добровольческая деятельность в законе определена как "добровольная безвозмездная социально значимая деятельность негосударственной некоммерческой организации - организатора добровольческой деятельности". "Важное дело", всегда получавшее одобрение своей деятельности со стороны Администрации области, тем не менее в финансовом отношении (организация акций) существует на средства попечительского совета, участники которого - представители социально ответственного бизнеса Тверской области. Теперь у добровольцев появилась также возможность выигрывать областные гранты.

В завершение отметим, что общий объем поддержки НКО, согласно закону об областном бюджете, в 2007 году составит свыше 10 миллионов рублей.

"Тверские ведомости"

Источник: Тверь Инфо
Опубликовано: 30.03.2007, 08:49
http://www.tverinfo.ru/ekonomika/v_podderzhku_tretego_sektora.html


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]