[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Гражданское общество, события-2006

Летняя школа "Социальная политика в контексте трансформаций российского общества: идеологии и реалии социальных реформ" (1-6.08.2006, Саратов)

07-09-2006 Багуцкий Н.В., Саратов

 

В Саратове с 1 по 6 августа прошла летняя школа "Социальная политика в контексте трансформаций российского общества: идеологии и реалии социальных реформ", организованная Центром социальной политики и гендерных исследований г.Саратов (ЦСПГИ) при поддержке фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров. Целью этого мероприятия стало обсуждение промежуточных результатов исследований, осуществляемых участниками проекта, накопление и пересмотр знаний в области критического анализа социальной политики, культурно-исторического контекста социального реформирования, включая анализ смены идеологии и практики модернизации социального государства в России в ХХ веке, в том числе протекающих в настоящее время процессов реформ. Работа школы состояла из лекционных занятий и обсуждения исследовательских проектов.

Открыли работу школы директор ЦСПГИ д.с.н. профессор Павел Романов, научный руководитель ЦСПГИ д.с.н., профессор Елена Ярская-Смирнова и координатор проекта Екатерина Чуева. Участников приветствовали Татьяна Жданова, директор московского представительства фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров и Галина Устинова, референт программ фонда. Школа проводится в рамках проекта, поддержанного фондом, и выполняет важную функцию установочной сессии, на которой наряду с лекционным материалом необходимо обсудить задачи, методы и первые находки исследовательской работы участников.

В качестве преподавателей в работе школы приняли участие представители различных научных дисциплин, объединенных проблематикой социальной политики. Занятия начались с выступления д.и.н. Сергея Журавлева, сотрудника Института российской истории Академии наук РФ, посвященного теории и практике социально-исторического подхода в новейшей истории. Как можно объединить историю и социологию в исследованиях социальной политики? Есть ли что-то, чему социологи могли бы поучиться у историков, а какие новые перспективы социология могла бы открыть для Клио, богини истории? Эти вопросы связаны с методологическим поворотом в развитии исторической науки после Второй мировой войны, в частности, выразившемся в отказе от теории тоталитарного общества в объяснении множественных и разнообразных сторон социальной жизни при социализме. Для новой методологии стало характерно внимание историков к микро-уровню социальной реальности, к истории повседневной жизни, к судьбам и мнениям обычных людей. Методологические вопросы, поднятые С.Журавлевым, получили развитие в последующих дискуссиях.

Его коллега по цеху д.и.н. Наталья Лебина, профессор кафедры истории России и зарубежных стран СПбГУЭФ в своей лекции "Социально-бытовые аномалии в советском обществе: семиотический аспект" сфокусировалась на анализе советского периода как знаково-символической системы, аккумулирующей практики воспроизводства советского порядка и противодействия ему. На школе была представлена новая книга Н.Б.Лебиной "Энциклопедия банальностей", только что вышедшая в издательстве Дм.Буланина в Санкт-Петербурге. Книга представляет описания и фотографии вещей, практик, многих и многих деталей повседневной жизни советского общества, которые когда-то не вызывали у людей никакого любопытства и интереса, так как были неотъемлемой частью той современности, элементом обыденности, рутины. Такие детали быта, мелочи составляют мозаику прошлого, которое скрывается от нас в тени крупных полотен, созданных идеологами и являются материалом для насыщенных социологических реконструкций.

Еще одну грань исследований социальной политики открыло участникам выступление Анны Темкиной, PhD, декана факультета политических наук и социологии, со-директора программы "Гендерные исследования" Европейского университета в Санкт-Петербурге, которая в своей лекции "Советская гендерная политика" подняла проблему мобилизации гендерного ресурса как инструмента осуществления экономической, демографической, воспитательной функций в советском обществе, способы реализации которых определили дискриминируемый статус женщины в условиях советского общества. В лекции А.Темкиной были освещены теоретические подходы к исследованиям советской и постсоветской гендерной политики, представлены результаты и некоторые приемы анализа эмпирических данных. Предложенные автором идеи позволили заострить гендерную проблематику в исследовательских проектах участников школы.

Как отличаются условия жизни в российских регионах, и какое влияние на них оказывают современные реформы социальной политики? Над этими вопросами размышляла д.геогр.н. Наталья Зубаревич, доцент географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики. Ее доклад "Неравенство в социально-экономическом развитии регионов" убедительно показал усиление социально-экономической дифференциации между регионами по ряду параметров. В дискуссии, последовавшей за лекцией, слушателями были подняты такие вопросы, как направления и эффективность реализации национальных проектов, перспективы дальнейшего социально-экономического развития России, движущие силы модернизационных изменений в обществе.

Обсуждение проблем социальной политики немыслимо без рассмотрения вопросов оценки ее эффективности. Эту задачу взяла на себя Анастасия Александрова – директор направления "Социальная политика" фонда Институт экономики города, Москва. Слушатели живо отреагировали на предлагаемые в лекции идеи критериев, пригодных для оценки качества и эффективности социальных услуг. Дискуссия развернулась вокруг ряда дилемм и противоречий, обусловленных особенностями нынешнего состояния отрасли "социальная защита" и спецификой предоставления социальных услуг некоторым группам потребителей: детям-сиротам, людям с умственной отсталостью, тяжело больным и немощным и др. Обсуждение развернулось вокруг проблем объективности оценки, выбора и применимости тех или иных индикаторов в социальной сфере. Проблема дальнейшей разработки стандартов социальных услуг, как и услуг отрасли "здравоохранение" вызвала большой интерес у исследователей.

Выступление д.с.н. Елены Омельченко, директора научно-исследовательского Центра "Регион" (Ульяновск), "Разговор о наркотиках: молодежные контексты и социальные дискурсы" погрузило слушателей в контекст повседневных практик современной российской молодежи, с особенностями которого далеко не всегда считаются те, кто организует профилактические программы по борьбе с наркотиками, и те, кто с высоких трибун говорят о молодежи исключительно с контролирующих позиций. Если молодежь стремиться к формированию и сохранению своей идентичности и легитимности, то мир "взрослых" отвечает стигматизацией и моральной паникой. Представленный материал инициировал интенсивные дискуссии, в том числе по проблемам определения границ наркомании, путей выхода из проблемной ситуации как на индивидуальном, так и на социальном уровнях, функциональности дискурсивных практик в молодежной среде.

Летняя школа объединила 15 исследователей из Казани, Самары, Саратова, Санкт-Петербурга и Ульяновска. На школе они не только знакомились с новыми идеями и тенденциями в сфере исследованиях социальной политики, но делились своими опытом, идеями, проектами и практическими результатами с преподавателями и слушателями. Преподаватели школы приняли самое живое участие в обсуждении результатов исследований, уже проведенных участниками проектов и перспективных планов, намеченных учеными в их стремлении понять многообразие контекстов модернизации недавнего российского прошлого и современных процессов социального реформирования. Здесь рождались новые повороты проектов, отмечались возможные трудности, предлагались пути их решения. В перспективе реализованные исследовательские проекты должны воплотиться в статьях и отчетах, в сборниках статей, посвященных истории и современности социальной политики в России.

Проекты участников школы были представлены в двух направлениях: история и современность социальной политики. Направление "История социальной политики, социальной помощи, социального контроля" привлекает ученых феноменологическим подходом, позволяющим открыть новые страницы прошлого и его влияние на текущие социальные процессы. Анализ хода реализации социальной политики в образовательном пространстве объединяет несколько тем. Исследование Ирины Кузнецовой-Моренко и Лейсан Салахатдиновой (Казань) "Сексуальное воспитание в школах в 1970-1980-х годах: официальные практики, идеология, гендерные аспекты", в котором авторы в исследовании фокусируются на роли женщин в сексуальном воспитании детей, рассматривая влияние действовавшей идеологии, нормативов и оценок на воспитание детей. Николай Багуцкий (Саратов) в проекте "Студенческие объединения как механизм социальной помощи в советской России в послевоенные годы" обращает свое внимание на проблему функционирования студенческих объединений как одного из агентов социальной помощи и контроля в советское время. Автор делает акцент на неформальных нормативно-ценностных регуляторах, которые в значительной степени определяли направления и результаты деятельности студенческих объединений. Гузель Амалиева (Казань) предложила тему "Студенчество Казанского университета в 1920-е гг.: социальный портрет", для раскрытия которой осуществила анализ личных дел поступавших и учащихся в те годы в университете.

Интересный поворот в изучении повседневных контекстов советской социальной политики связан с анализом механизмов разрешения социальных проблем. Елена Жидкова (Самара) в своем исследовании фокусируется на практиках разрешения семейных конфликтов, обращений граждан по семейным проблемам в общественные организации, в т.ч. социально-бытовые комиссии на предприятиях и организациях, профсоюзы и партийные ячейки. Екатерина Чуева (Саратов), рассматривая в своем исследовании ""Мир после войны": жалобы как инструмент регулирования отношений между государством и инвалидами ВОВ", проблемы взаимоотношений между государством и участниками ВОВ, в аспекте реализации последними своих прав посредством такого инструмента коммуникации, как жалобы. Ольга Бендина (Саратов) обратилась к проблематике жестокого обращения с детьми в советской истории, размышляя над этапами формирования и развития институциализированных механизмов контроля, которые в значительной степени были детерминированы действовавшей в тот или иной период идеологией. В качестве тонкого инструмента контроля над человеком Оксана Запорожец и Яна Крупец (Самара) рассматривают политику общественного питания. Изменения в приоритетах и практиках контроля за практиками питания, происходившие с 30-х годов, авторы связывают с идеологиями и особенностями функционирования медицинских, экономических и социальных институтов.

Продукты искусства порой несут не меньше информации и знания об эпохе, которую они фиксируют, чем официальные документы или живой опыт людей. Следуя этой логике, Галина Карпова (Саратов) проводит исследование "Репрезентации социальных проблем в советском кинематографе в 1940-1960-е годы", где автор фокусируется на кинематографе как инструменте репрезентации проблемы инвалидности и алкоголизма, рассматривая их в качестве канала трансляции социальной политики государства и социально одобряемых норм, нацеленных на создание образа "советского человека". Завершает серию исторических кейс стади исследование, посвященное неотъемлемой части жизни многих людей – туризму, который, помимо рекреационных функций, реализует и функцию социального контроля, на что и обратила свое внимание Ольга Лысикова (Саратов) в исследовании "Советские курорты и здравницы как вид социальных услуг". Автор касается проблемы организации туристических путешествий, которые наряду со своей массовостью и доступностью, жестко регламентировались государством. В этом контексте туризм как социальная практика конкретного исторического периода рассматривается в контексте идеологических приоритетов и меняющейся роли предприятий в предоставлении этого вида социальных услуг.

Исследования современной социальной политики и социальной работы проводятся в духе феноменологической парадигмы социологии. Важнейшим показателем качества и эффективность социальной политики реализуемой через деятельность социальных служб, выступает восприятие их деятельности потребителями услуг – клиентами. Анализ сложившихся отношений является предметом анализа ряда исследователей, среди них Нина Щукина (Самара) с проектом "Реформирование социальной политики в жизненных историях клиентов и специалистов социальных служб", в рамках которого осуществляется анализ восприятия клиентами социальных служб результатов реформ в социальной сфере. Близкий по духу проект, но реализованный не на материале жизненных историй клиентов, а в формате кейс стади конкретной социальной службы, демонстрирует Анастасия Кинчарова (Самара). В своем исследовании районного отдела социальной защиты автор осуществляет анализ организации в аспектах структуры, пространственного устройства, финансовой организации, повседневного, фонового знания, которое вырабатывается в деятельности сотрудников в процессе их взаимодействия с клиентами.

Развитие гражданского общества в России сопровождается появлением в социальном пространстве новых агентов, которые, в том числе, берут на себя реализацию функций социальной поддержки и помощи. Анализ складывающейся ситуации предпринимается Ириной Кузнецовой-Моренко и Лейсан Салахатдиновой (Казань) в исследованиях социальной работы НГО в Татарстане, мусульманской благотворительности в постсоветский период, Татьяны Солуяновой в изучении социально-ориентированной деятельности религиозных организаций в Ульяновске, в проекте Виктории Антоновой (Саратов) "Помощь мигрантам российских регионов: кейс стади НКО".

Важнейшей частью любого исследования выступает обращение к идеям, идеологиям и концепциям, явно или скрыто задающие логику изучаемых социальных явлений. В этом ключе работают Павел Романов и Елена Ярская-Смирнова (Саратов), анализируя практики управления в социальных службах в контексте идеологии нео-менеджериализма. Развитием темы идеологии и политики в организационном контексте выступает исследование Валерия Бетурлакина (Балаково) "Организационные ресурсы профессионализации и атрибуты профессионализма специалистов по социальной работе", в котором автор фокусируется на рассмотрении организационной политики развития персонала.

Новым направлением анализа социальной политики в России выступает обращение к проблематике национальных проектов. В этом русле работает Н. Ловцова (Саратов), которая фокусируется на анализе противоречий, возникающих между населением и государством в отношении направлений, целей и механизмов реализации национального проекта в области здравоохранения. Надежда Нартова (Санкт-Петербург) предложила интересную тему, связанную с противоречивыми вопросами биоэтики в планировании семьи. Конфликтующие дискурсы по поводу "детей из пробирки", "суррогатного материнства", искусственного оплодотворения и других современных методов репродукции оказываются тем идеологически нагруженным и табуированным контекстом, в котором ведутся дебаты и принимаются непростые решения.

Результатом обсуждений представленных исследовательских проектов стало понимание проблематики социальной политики как комплексного, многомерного и многогранного явления, изучение которого требует привлечения различных исследовательских перспектив, представителей различных отраслей и не может обойтись без обращения к истории вопроса. Изучение контекстов модернизации российского общества в ХХ в. дает возможность открыть новые страницы истории советской социальной политики. Анализ современных социальных реформ социальной политики на региональном уровне и на микроуровне отдельных учреждений позволит выявить и представить для рефлексии практики реформирования социальной политики и системы взаимодействий, связанных с реализацией этого реформирования.

Школа завершилась товарищеским шашлыком и задушевным исполнением песен разных времен и народов. Это стало заключительным аккордом в изучении истории и современности социальной политики на летней школе. Неделя, проведенная на Волге, по отзывам участников, стала для них важным зарядом вдохновения и энергии, исследователи почувствовали взаимный интерес, столь необходимый для эффективной работы команды в рамках проекта. В ближайшее время предстоит интенсивная исследовательская работа по проекту, которая завершится публикацией двух сборников статей.

Багуцкий Николай Владимирович,
ассистент кафедры социальной антропологии и социальной работы
Саратовского государственного технического университета
Электронный адрес: nicolas2000@mail.ru
http://www.socpolicy.ru/news/okonchanie_shkoly


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]