В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств, общественных объединений и правозащитных организаций. Открыл и вел слушания председатель Комитета Сергей (Александрович) Попов. Со вступительным словом к участникам слушаний обратилась Первый заместитель Председателя Госдумы Любовь Слиска. На слушаниях отметили, что понятие "обращения граждан" впервые было включено в Конституцию СССР 1977 года. Многолетняя работа депутатов Госдумы над соответствующим законопроектом об обращениях граждан не дала результатов. В настоящее время в палату поступил законопроект "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", внесенный Президентом РФ. В представленном участникам слушаний законопроекте определен порядок подачи обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам и порядок их рассмотрения. При этом порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения граждан, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном иными федеральными законами. Законопроект содержит исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением тех, в которых сообщается о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, содержащие вопросы, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы. В законопроекте устанавливается обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц рассматривать поступившие в соответствии с их компетенцией обращения граждан, принимать по ним необходимые решения, организовывать личный прием граждан, обеспечивать контроль за соблюдением законодательства РФ об обращениях граждан. Обращения должны рассматриваться в установленные законопроектом сроки (30 дней со дня регистрации, в исключительных случаях срок может быть продлен до 2 месяцев). Положения о сроках работы с обращениями граждан сформулированы таким образом, чтобы государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица имели возможность самостоятельно сократить срок рассмотрения обращений. Однако произвольное его увеличение без внесения изменений в федеральный закон неправомерно. Указывалось, что принятие закона не потребует расходов из федерального бюджета. Выступавшие члены Совета Федерации вносили свои предложения по совершенствованию текста законопроекта и выражали уверенность, что их замечания и поправки будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Отмечалась также и необходимость уточнения концепции законопроекта. Депутаты Госдумы Владимир Рыжков и Александр Чуев, в частности, призвали расширить права граждан и снять все ограничения на подачу их обращений, включить в законопроект право на обращение для лиц, ожидающих получения российского гражданства. Они обратили внимание на необходимость установления ответственности чиновников за недобросовестное рассмотрение обращений граждан и учреждения института коллективных обращений граждан. Участники слушаний подчеркивали также необходимость отказа от формализма при рассмотрении обращений граждан. Прозвучали призывы включить в законопроект и право на обращения юридических лиц и исключить положение об обязательности подписи под индивидуальным обращением, поскольку отсутствие подписи может объясняться неграмотностью или забывчивостью гражданина. Представитель Генеральной прокуратуры рекомендовал установить в законопроекте ответственность руководителей министерств или ведомств за качество рассмотрения обращений граждан и даваемые на них ответы. Он выступил против исключения рассмотрения обращений, содержащих угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан и повторных (многократных) обращений. Вносились также предложения, касающиеся регламентации обращений граждан, направляемых по электронной почте через Интернет. Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Источник: Сайт Государственной Думы Федерального собрания РФ http://www.duma.gov.ru/index.jsp?t=news/index.jsp&file=2884.html
|