Почему в России нет доверия к подавляющему большинству образовательных аттестаций? Что делать с российской системой образования: ломать и перекраивать или мягко реанимировать? Нам нужны полумеры или кардинальный слом? Член Общественной палаты, директор средней общеобразовательной частной школы "Наследник" Любовь Духанина считает, что такая тревога о качественном образовании - это признак здоровых государственных амбиций: - Реформированием и модернизацией образования всерьез занимается весь цивилизованный мир. Поэтому не надо думать, будто только крайние неудачи в этой системе вынуждают искать перемен. Образование является той стратегической отраслью, которая в дальнейшем оказывает влияние на состояние всего народного хозяйства. Качество специалиста, как и качество выпускаемого товара - это знак престижа государства на мировом рынке. Внимание к отрасли образования проявляет любая страна, которая ставит себе более или менее амбициозную задачу: присутствие в десятке, тридцатке лидеров мира. Поэтому совершенно естественно, что Россия говорит о необходимости серьезной реформы образования. - В какой степени, на Ваш взгляд, российская система образования нуждается в модернизации? - В столь стремительно развивающемся мире система образования, конечно же, без модернизации скоро перестанет развиваться. Образование должно идти в ногу со временем. Хорошо, что вопрос с информационными технологиями в нашей стране на 80% уже решен. А ведь все начиналось только несколько лет назад - с двух часов информатики в школах! Сейчас достаточно не только компьютеров, но и преподавателей, способных грамотно вести этот предмет. - То есть, информатика поглощает школьное время не только количественно, но и качественно… - Это уже целая предметная область. Появились различные спецкурсы, которые хорошо осваиваются школьниками: здесь и компьютерный дизайн, и анимация, и моделирование. Не удивительно, что такие предметы приходится изучать в школах и вузах. Чтобы удачно войти в рабочий процесс, выпускник сейчас должен обладать определенным набором знаний в сфере информационных технологий. По крайней мере, без знания компьютера ему теперь никак уже не обойтись. - Помимо компьютерной грамотности, от молодого специалиста сейчас требуют подчас невозможного - чуть ли не энциклопедических знаний не только по специальности, но и по смежным областям… - Конечно, порой доходит до курьеза, когда работодатель включает в свои ожидания от "соискателя" не только наличие нескольких "серьезных" дипломов, прекрасное знание трех-четырех иностранных языков, но еще и практические навыки. Как все это сочетать с юным возрастом - большой вопрос. Тем не менее, времена, когда выпускник устраивался на работу, и на него еще несколько лет смотрели как на обучающегося специалиста, безвозвратно уходят. Сегодня работодатель не хочет брать на работу всезнаек - ему нужны молодые практики. При этом современный работодатель хочет получить работника, которого не нужно еще дополнительно обучать, который уже каким-то образом миновал стадию молодого специалиста. - То есть модернизация системы образования должна идти вровень с притязаниями работодателей к выпускникам? - И этот уровень действительно высок. Пока что работодатели не хотят и не готовы вкладывать большие инвестиции на длительные сроки, несколько лет тратить на то, чтобы сначала найти специалистов, потом втридорога их доучивать. Им проще покупать уже готовых специалистов. Вот здесь и должны сойтись новации образовательной системы и запросы времени. - Согласны ли вы с высказываниями о том, что предложения по реформе образования полны внутренних противоречий? - Я согласна с тем, что программы средних школ следует согласовывать с программами для поступления в вузы, как и с тем, что нужна более гибкая система поддержки молодых специалистов. Кстати, в Москве молодым специалистам не только выплачиваются разные гранты - департамент образования в свое время инициировал аттестацию молодых специалистов на более высокий разряд еще в тот момент, когда они находятся в вузе. Для чего это сделано - понятно: чтобы молодежь приходила работать не на минимальную зарплату. В целом мои коллеги надежду на достойные времени перемены в системе образования во многом возложили на Общественную палату. Сейчас комиссия Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, которую возглавляет ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, рассматривает уже около десяти законопроектов по образованию. Это вопросы, связанные с налогом на образовательные учреждения, с налогообложением спортивных школ, проблемами профтехучилищ, вузов и многие другие. Государственная Дума идет членам Общественной палаты навстречу, открыто обсуждает и принимает наши рекомендации. Духанина Любовь Николаевна член Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Пресс-служба Общественной палаты РФ Источник: Сайт Общественной палаты РФ http://www.oprf.ru/rus/viewnews.php?id=c0464b0b70e8bc0c94e629cef8b8cc34
|