[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL События гражданского общества, 2005

Государство готово передать часть своих полномочий гражданскому обществу

24-10-2005  

 

Некоммерческие организации (НКО) могут внести значительный вклад в реализацию реформ, осуществляемых сегодня в России, полагают участники конференции "Экспертный потенциал гражданских организаций как ресурс реформирования России", организованной в рамках программы, реализуемой Российским представительством Британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF Россия) при финансовой поддержке Европейской комиссии. В конференции приняли участие около 150 представителей НКО и органов федеральной и региональной власти. Развитие гражданского общества невозможно без развития реального диалога между властью и третьим сектором. Чтобы переломить ситуацию недоверия к власти, нужно выйти на новый уровень отношений с гражданским обществом, считает директор Департамента стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития и торговли РФ Саид Баткибеков. Он отметил, что НКО зависимы от своих источников финансирования, что позволяет влиять на их деятельность. Избежать этого можно путем открытости финансовых потоков, предоставлением государством налоговых льгот и социальных заказов. По словам Баткибекова, в разрабатываемых министерством программах социально-экономического развития страны НКО уделена большая роль. "Значительная часть полномочий по контролю и мониторингу должна находиться в руках органов государственной власти. Но ее увеличение до уровня, когда это может превратиться в угрозу для свободы предпринимательства, роста коррупции и т.п., в стране недопустимо, - считает он. - Нужно делегировать часть полномочий гражданскому обществу, чтобы оно могло честно, открыто и публично говорить о недостатках деятельности государственной власти. Нужно также создать условия для возможности предоставления социальных услуг и за счет бюджета повысить их качество и доступность". Саид Баткибеков полагает, что делегирование части полномочий НКО позволит снизить расходы на содержание государственного аппарата, внедрить новые системы бюджетного планирования, за счет функции общественного контроля снизить риск возникновения конфликтов и неблагоприятных последствий действий власти, а также найти новые стимулы модернизации социальной сферы. Помощник руководителя Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев рассказал, что их служба также разработала программу взаимодействия с НКО. Представителям третьего сектора доверят оценить качество государственных услуг, которые предоставляются антимонопольной службой предпринимательскому сообществу и населению, а также осуществлять контроль за нарушениями в области антимонопольного законодательства. Директор некоммерческого партнерства "Дальневосточный научный центр местного самоуправления" Нина Поличка рассказала о роли гражданского общества в реализуемых в социальной сфере реформах. Часть властных полномочий должна быть передана населению, считает она. В рамках жилищной реформы, например, им можно передать функции по управлению многоквартирными домами. Помимо этого, необходимо повысить эффективность и результативность деятельности власти за счет привлечения НКО к решению проблем по оказанию бюджетных услуг, проектированию властных решений власти, проведение прикладных научных исследований и общественной экспертизы. Контроль за деятельностью власти Н.Поличка предложила осуществлять через привлечение негосударственных организаций к участию в квалификационных коллегиях судей, проведение обязательных общественных слушаний, мониторинга на основе общественного доступа к информации о деятельности органов власти. Для проведения этих идей в жизнь необходимо решить две основные проблемы, утверждает Поличка: "У НКО много инициатив, но не всегда хватает интеллектуального и технологического потенциала, чтобы конструктивно участвовать в решениях задач... с другой стороны, против реформ, осуществляемых на местном уровне, протестуют региональные и муниципальные власти".

Александр Аузан, президент Института национального проекта "Общественный договор":
Гражданская экспертиза должна учитывать реальные интересы различных групп населения в процессе реализации реформ, а также взять на себя функцию мониторинга уже "запущенных" реформ. Сегодня наблюдается так называемый "разрыв обратных связей в реформах", когда законодатели начинают реформирование с чистого листа, не обладая достаточной информацией об интересах общественных групп, о том, где именно "болит" у населения. Вот, например, в январе 2005 года правительство объявило о решении проблемы бесплатного пригородного транспортного сообщения для льготников, заключив соглашение с РАО "РЖД". Но ведь оно работало только на жителей Москвы и Санкт-Петербурга, для которых актуально пользование железнодорожным транспортом. Другие россияне пользуются автобусами, речным транспортом. Получается, что законодатели не имеют опыта жизни за пределами Москвы... Значит, общественная экспертиза должна указать им на потребности общества. ФЗ N122 - худший закон, какой я видел за время работы с российским парламентом. Этот закон не читали, кажется, даже те, кто его писал: там просто сведены тексты разных авторов, которые не стыкуются друг с другом. То же касается и нового Жилищного кодекса, реформ здравоохранения и образования. Я уверен, что социальные реформы нельзя готовить в "закрытом режиме", нужно привлекать к законотворчеству представителей общественности. В ноябре мы представим предварительные результаты гражданской экспертизы по необходимости государственной безопасности. В ходе опросов мы спрашивали россиян, какую, по их мнению, ответственность за соблюдение безопасности должно взять на себя государство, а что мы можем сделать сами. Сейчас готовим законопроект "О стандартах оказания властных услуг", в котором определим, какие услуги от власти мы хотим и должны получать. Общественная экспертиза должна контролировать власть, оказывающую нам услуги за наши налоги.

Нодар Хананашвили, руководитель юридической службы Российского благотворительного фонда НАН, руководитель пресс-службы Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:

Все выступающие говорили сегодня об услугах, общественном контроле. Практически ничего не было сказано об очень важной функции некоммерческого сектора - генератора инноваций. Россия больна дефицитом инноваций. Грант - именно тот механизм, который запускает процесс генерации и продвижения инноваций в нашем обществе. Важно также проводить мониторинг чего бы то ни было. При отсутствии информации мониторинг невозможен.

Тимофей Нижегородцев, помощник руководителя Федеральной антимонопольной службы:
Антимонопольная служба собирается выступить заказчиком общественной экспертизы своей работы. Мы настаиваем на том, что экспертизу должны проводить НКО. Почему экспертизу нашей работы не проводит бизнес-сообщество? Предприниматели часто говорят, что испытывают давление с различных сторон. Однако ни один бизнесмен ничего не сделал для того, чтобы защитить свое сообщество. С государством у предпринимателей либо симбиотическая связь на основе коррупционного поведения, либо отношения по принципу "пищевой цепочки", когда государство поглощает части бизнеса. Других вариантов взаимодействия с государством российский бизнес пока не придумал. Понятно, что поэтому бизнес-сообщество не может быть заказчиком общественных экспертиз. Сегодня наше ведомство готово вступить в диалог с НКО, которые будут представлять интересы бизнеса и простого населения. Конечно, у некоммерческих организаций также огромен потенциал недовольства властью. Власть зачастую считает требования НКО необоснованными, а сами организации твердо верят в коррупцию в чиновничьем аппарате. Чаще всего инвесторами для НКО выступали западные фонды. Наша совместная работа с НКО должна строиться на других принципах. Нам бы не хотелось иметь в качестве партнера пустышку, занимающуюся бумажной писаниной. Общественная экспертиза должна быть полностью независима от заказчика, то есть от нашего ведомства.

Источник: Агентство социальной информации
Опубликовано: 24.10.2005
http://www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/4E0D107F340184E2C32570A40045C2E0


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]