[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL События гражданского общества, 2005

Как сделать власть открытой

06-10-2005 Евгений Семенихин

 

В настоящее время некоммерческие организации (НКО) края выступили с инициативой разработки законопроекта о взаимодействии органов государственной власти Алтайского края с некоммерческими организациями. С этой идеей негосударственные объединения края обратились к депутату Алтайского краевого Совета народных депутатов Евгению Семенихину, имеющему десятилетний опыт успешной работы в некоммерческом секторе.

Зачем организациям, работающим на некоммерческой основе контактировать с чиновниками? Что может изменить предлагаемый закон и как он отразится на жизни простого гражданина? На эти вопросы отвечает заместитель председателя комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике крайсовета, член депутатской группы "Объединенные депутаты" Евгений Семенихин.

Давайте обсудим

- Необходимость принятия закона о взаимодействии краевых властей и НКО назрела давно, и Алтайский край значительно отстал в этом плане от регионов-соседей. Там на местном уровне уже давно были разработаны и утверждены законы о благотворительной деятельности, о социальном партнерстве, о принципах взаимодействия негосударственных объединений и областных администраций. У нас же пока утвержден и действует только один закон от 1998 года - "О благотворительной деятельности в Алтайском крае".

Можно, конечно, рассудить, что для успешной деятельности некоммерческого сектора достаточно руководствоваться федеральными законами, Конституцией России и не противоречить их основным положениям. Но сегодня общественные организации профессионально окрепли, накопили опыт и знания, создали информационные, образовательные и волонтерские ресурсы, воспитали поколение профессиональных деятелей, а потому могут стать очень хорошей опорой для властных структур для решения социальных проблем края. Этот потенциал, нельзя не использовать. Для системного взаимодействия и необходима разработка краевой законодательной базы. Например, законодательно закрепленное определение "социального заказа" и др. Этот механизм на Западе, к примеру, хорошо работает при профилактике вредных привычек среди молодежи, при разработке социальной рекламы, при психической, социальной реабилитации различных целевых групп и так далее. Все эти функции могут успешно выполнять не государственные социальные работники, а добровольцы третьего сектора, имеющие соответствующую подготовку.

Еще одно важное понятие - общественная экспертиза принимаемых законов. Она заключается в том, что специалисты некоммерческих организаций анализируют тот или иной закон, оценивают, насколько он ущемляет права гражданин и предлагают поправки на основе проведенных опросов, мониторинга, анализа. Не стоит думать, что НКО не способны выдать конструктивную критику. Напротив: юристы правозащитных объединений, к примеру, способны провести очень квалифицированный анализ нормативно-правого акта, провести "общественную экспертизу".

Приведем примеры

Кстати, один позитивный пример влияния некоммерческого сектора на законодательный процесс в Алтайском крае я могу привести. Закон N122 о монетизации льгот, к примеру, предусматривал компенсацию проезда инвалидам в городском транспорте, но не предусматривал льготного проездного билета для сопровождающего его человека. Общественные организации родителей детей-инвалидов добились такого права. Правда, они отстаивали, чтобы по льготному проездному можно было ездить постоянно, например, в аптеку за лекарством для своего ребенка или к нему в больницу. Власти, к сожалению, не пошли на такие уступки.

И другой - противоположный пример из федеральной законодательной практики. В прошлом году Государственной Думой Российской Федерации был принят в первом чтении проект федерального закона N 51720-4 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации". В частности, изменения касались статьи 292. В документе предлагалось лишить несовершеннолетних детей собственника жилого помещения защиты со стороны органов опеки и попечительства при отчуждении жилья. Исключения составляли случаи, когда родители ребенка были ограничены в родительских правах либо лишены их.

Напомню, что по установленному порядку отчуждения жилых помещений, в которых проживают дети, несовершеннолетнему гарантировалась охрана и государственная защита прав и законных интересов, в том числе, защита от злоупотреблений со стороны родителей (п. 2 ст. 56 и п. 2 ст. 64 Семейного кодекса РФ). Это соответствовало конституционному принципу защиты детства (статьи 38 и 45 Конституции РФ). Поправки же к Гражданскому Кодексу лишали неокрепших граждан всякой правовой защиты от злоупотреблений со стороны родителей при сделках с жильем. Легко представить, что это приведет к массовым нарушениям конституционных прав граждан, в первую очередь несовершеннолетних, а также тяжелым социальным последствиям, в то числе - бюджетным тратам на их преодоление.

В этой связи очень интересно и важно мнение Президента РФ: "...Необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять. Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан".

Я считаю, что это обращение - определенный сигнал региональным властям и элитам, указывающий на необходимость начать реальное сотрудничество с представителями "третьего сектора". Вариантов, такого сотрудничества может быть множество и опыт в России, есть не малый.

Примем решение сообща

Эти примеры показывают, как организованные сообщества людей могут повлиять на законодательный процесс и на властные решения правящих структур в государстве. Деятельность некоммерческих организаций в этом плане очень важная для создания атмосферы гласности, открытой и прозрачной системы принятия решений властью. Я рассчитываю, что разработанный депутатами совместно с некоммерческими организациями края закон станет хорошей базой для будущего взаимодействия.

Мы рассчитываем, что проект закона будет обсуждаться несколько раз на различных уровнях. Необходимо провести его общественное обсуждение - "публичные слушания". Эту процедуру, кстати, давно пора применять и к другим важным краевым законопроектам. Наша депутатская группа "Объединенные депутаты", кстати, шагнула здесь далеко вперед. Предлагаемый нами законопроект "О порядке выражения недоверия главе администрации Алтайского края" выставлен на сайте "Объединенных депутатов" (http://www.deputat.alt.ru/). Каждый может, познакомится с его текстом, оставить комментарий, написать замечания или задать вопрос. Другими словами принять участие в подготовке законопроекта. Это один из примеров "открытости власти", о которой сейчас модно говорить, но важно не только говорит, но и делать.


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]