|
ПРОЕКТ Вариант 04.04.2005
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2005-2008 ГОДЫ"
I. Введение
Государственная(Президентская)программа "Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы" (далее именуется – Программа) разработана в соответствии с _______________________________ от ___________ г. № _____, в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, с учетом предложений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, неправительственных организаций.
Программа направлена на формирование условий для усиления демократических основ российского общества и государства, развития правового государства и гражданского общества, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере гражданского образования.
Программа, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы населения Российской Федерации, определяет основные пути развития системы гражданского образования.
Программа основывается на принципах научности, демократизма, системности и преемственности, учитывает особенности современного развития российского общества и государства, тенденции развития отечественной и зарубежной практики гражданского образования.
Государственным заказчиком Программы является Совет при Президенте Российской Федерации по содейсвию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
II. Содержание проблемы гражданского образования и обоснование необходимости ее решения программными методами
Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности, – протекающий на протяжении всей жизни процесс и результат передачи и усвоения знаний, умений и навыков, формирования ценностных ориентаций и качеств личности, направленный на:
а) укрепление уважения прав человека и основных свобод, осознание прав и обязанностей человека, норм поведения и ценностей, этических и моральных норм внутри сообщества;
б) полное и всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;
в) содействие взаимопониманию, толерантности, равенству мужчин и женщин и дружбе между всеми нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;
г) обеспечение для всех людей возможности активно и эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, основанного на принципах демократии и верховенстве закона;
д) строительство и поддержание мира, возможностей диалога и разрешения конфликтов между людьми, достижения консенсуса, общения и взаимодействия;
е) обеспечение социальной справедливости и устойчивого развития в интересах человека. Гражданское образование – это общественно - государственная, социально – ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование граждансой компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в соиализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства. Цель гражданского образования – формирование на основе ценностей демократии правовой и политической культуры, становление общественно-активной, социально компетентной, наделенной гражданским самосознанием личности, умеющей представлять и защищать свои права и интересы, уважая интересы и права других людей.
Гражданское образование является важным условием защиты, поддержки и развития демократических достижений, формирование гражданской компетентности включающей в себя:
• Морально-нравственная компетентность как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям; • Компетентность в сфере культуры; • Компетентность в политико–правовой сфере (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина); • Компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т. д.); • Коммуникативная компетентность (способности, связанные с решением задач осуществления взаимодействия с другими людьми при решении социальных проблем); • Компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.) и другие.
Составными частями гражданского образования являются:
• Обучение правам человека • Обучение культуре мира • Воспитание толерантности • Развитие межсекторного социального партнерсва • Менеджмент самоуправляющихся ассоциаций граждан (НКО)
Основными целевыми группами гражданского образования являются:
• Школьники и студенты, • Педагоги, • Военнослужащие и сотрудники силовых структур, • Государственные и муниципальные служащие, • Активисты НКО • Заключенные и "группы риска" • Пенсионеры, люди "третьего возраста"
Социально-экономические изменения, последовавшие за распадом СССР и переходом Российской Федерации к рыночной экономике, социальная дифференциация общества, девальвация духовных, нравственных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны, характерными чертами которого являются недостаточный уровень развития демократической культуры и правосознания у граждан, пренебрежение к правам и свободам человека, неуважительное отношение к закону, социальным и государственным институтам.
В условиях недостаточной разработанности государственной политики в области формирования демократической культуры в Российской Федерации и механизмов ее реализации, недостаточный уровень развития институтов и традиций гражданского общества и правового государства, рост национальной и расовой нетерпимости, религиозных конфликтов, всплеск экстремизма и ксенофобии, политическая пассивность и правовая некомпетентность населения являются факторами сдерживающими национальное развитие, угрожающими национальной безопасности.
Выработка и реализация единой государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации, содействующей формированию демократической гражданственности в современном российском обществе и закрепляющей в содержании образования такие ценности, как права и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог является актуальной задачей.
Нормативные правовые акты, устанавливающие приоритетные направления развития отечественного образования определяют его как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Поставленная перед российским образованием цель готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их свидетельствует о признании роли гражданского образования. Сложность выполнения этой задачи предполагает необходимость формирования системы непрерывного гражданского образования на протяжении всей жизни человека, организации системной деятельности по повышению качества, эффективности гражданского образования.
Аксиологический подход в гражданском образовании может быть реализован на основе взаимной адаптации ценностей демократии и отечественной культуры с учетом региональных особенностей и традиций народного самоуправления. История многонационального народа России доказала значимость и важность формирования таких моральных ценностей, как патриотизм, служение Отечеству, приоритет духовно-нравственных ценностей над материально-прагматическими, милосердие и способность к сопереживанию, справедливость, толерантность (терпимость к другим культурам, народам, людям). Эти ценности могут быть взаимосвязаны с утвердившимися в международном сообществе ценностями, к которым относятся гуманизм, индивидуальная свобода, права человека, равенство людей перед законом, общественно-политическая активность, уважение к собственности, материальное благосостояние как условие жизни, достойной человека. Необходимость взаимной адаптации ценностей продиктована обострением глобальных проблем человечества, перспективами его выживания и развития. В процессе формирования гражданских компетентностей и ценностей особенно важным является воспитание на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков. Формы и методы патриотического воспитания должны способствовать реализации гражданского образования. При этом важно находить оптимальное соотношение между национальными и интернациональными общественными ценностями, учитывая значимость их взаимодействия и взаимовлияния.
Определение задач повышения эффективности и качества гражданского образования как приоритетов национальной образовательной политики не является чем-то уникальным. Гражданское образование, политическое образование или образование для демократии является сегодня важным направлением развитием образования во многих государствах мира и активно поддерживается международными организациями. В частности, гражданское образование провозглашено общей целью образовательных реформ во всей Европе.
В выработанной мировым сообществом нормативно-правовой базе сформулированы следующие рекомендации ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы государствам-членам о развитии национальной политики в области гражданского/демократического образования:
– включить гражданское/демократическое образование в стратегии национального развития; – государства, региональные организации, корпорации и фонды должны сделать гражданское/демократическое образование приоритетным в программах финансирования; – направлять деятельность всей образовательной системы на формирование комплекса общих ценностей (права человека, политический плюрализм, верховенство закона); – развивать нормативно-правовое обеспечение гражданского образования; – содействовать развитию непрерывного образования, основанному на идее, что гражданское образование приобретается в течение всей жизни, при всех обстоятельствах и во всех учебных средах; – предоставлять возможность детям, молодежи и взрослым в процессе обучения использовать свои права и обязанности в качестве самостоятельных граждан; – осуществлять гражданское образование во всех типах образовательных институтов, используя их в качестве площадок гражданственности; – выделять базовые навыки демократической гражданственности, особенно социальные, коммуникативные, жизненные навыки и навыки участия; определять навыки в терминах знания: как делать, как быть, как жить вместе и как стать; – развивать соответствующее обеспечение формального содержания образования, как отдельного предмета, а также как межпредметной тематики или интегрированной Программы; – использовать в интересах гражданского образования возможности школьного уклада, неформального и скрытого содержания образования, социальное окружение; – использовать гражданское образование как средство в борьбе с насилием, ксенофобией, расизмом, агрессивным национализмом и религиозной нетерпимостью; – продвигать международное/общеевропейское сотрудничество и глобальную перспективу гражданского образования; – выделять дополнительные ресурсы для адекватной поддержки инициатив в демократическом образовании.
Необходимость подготовки Национальных программ развития гражданского образования обусловлена также объявлением 2005 года Европейским годом гражданственности через образование и провозглашением Генеральной Ассамблеей ООН Всемирной программы образования в области прав человека.
Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности рассматривается международными организациями в качестве образовательной цели, критерия гарантии качества образования, инструмента социального согласия и процесса непрерывного изменения образования.
В Российской Федерации сформирован определенный опыт реализации программ гражданского образования, в частности:
– в нормативных правовых актах, определяющих государственную образовательную политику, сформулирована роль гражданского образования, – наличие опыта концептуального оформления подходов к развитию данного направления в российских условиях (Концепции развития гражданского образования); – успешная реализация программ и проектов развития гражданского образования в отдельных образовательных учреждениях, на уровне муниципалитетов и субъектов Российской Федерации (Самарская область, Красноярский край, Ростовская область, Орловская область, Калужская область, Брянская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург и Северо-Западный регион, г. Нижний Новгород и др.); – наличие широкого опыта реализации различных моделей гражданского образования в образовательных учреждениях и педагогических инициатив российского уровня (Всероссийская олимпиада учащихся, Конкурс социальных проектов учащихся "Я – гражданин России", Межрегиональная школа гражданского образования и др.); – наличие государственных и неправительственных организаций, содействующих реализации гражданского образования, в том числе в системе повышения квалификации работников образования (Межрегиональная ассоциация "За гражданское образование", Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российский центр гражданского образования, Российский фонд правовых реформ, более 20 региональных центров и лабораторий гражданского образования (Самарская, Ростовская, Ярославская, Омская, Тамбовская, Калужская, Орловская, Псковская, Архангельская области, Красноярский, Краснодарский край, города С.-Петербург, Н. Новгород и др.); – наличие разнообразных учебных пособий, дидактических материалов, учитывающих современные достижения педагогической науки; – наличие периодических изданий, поддерживающих гражданское образование ("Граждановедение", "Основы государства и права" и др.); – опыт сотрудничества с международными организациями и зарубежными коллегами (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Британский Совет, Сивитас, DEEP, КультурКонтакт, Citizenship Foundation, Matra, SLO и др.); – наличие организационно оформленного профессионального сообщества педагогов, неправительственных организаций, занимающихся вопросами гражданского образования (Ассоциация "За гражданское образование", российский Центр гражданского образования, Молодежный центр по правам человека, Российский Фонд правовых реформ, Фонд Парламентаризма, Общество "Знание", Московская школа прав человека, Институт проблем гражданского общества Ассоциация демократических школ, Движение общественно активных школ и др.).
Система гражданского образования в Российской Федерации предусматривает деятельность образовательных учреждений всех типов и видов; массовую работу, организуемую и осуществляемую различными государственными структурами и неправительственными организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем гражданского образования, на формирование гражданственности. Большую и реальную работу по гражданскому образованию социально активного населения выполняют семинары для активистов некоммерческих организаций: СПБ Центра "Стратегии", Общественного движения "За права человека", Московской школы прав человека, Куба региональной журналистики и т.д.
Данные факторы обеспечили поддержку гражданского образования в России и являются предпосылкой его дальнейшего развития.
В то же время, несмотря на имеющийся опыт и ряд позитивных тенденций, в России не завершено создание комплекса необходимых условий для организации эффективного гражданского образования в России.
В настоящее время в Российской Федерации отмечается недостаточный уровень: – политической и правовой культуры населения Российской Федерации; – обеспечения прав человека и основных свобод, в том числе в образовательных учреждениях; – развития механизмов реализации деклараций государственной образовательной политики в массовую практику образовательных учреждений и социальных институтов; – подготовки работников образования и социальной сферы для реализации программ гражданского образования; – развития программ гражданского образования в системе профессионального образования.
В России отсутствует система непрерывного гражданского образования взрослых, не сформирован комплекс ресурсного, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы непрерывного гражданского образования. Не определены концепция, стандарты, отсутствует единство в отношении ценностных оснований гражданского образования. Образовательный процесс в массовой практике не ориентирован на получение обучающимися опыта практической жизни в качестве сознательных и активных граждан демократического общества.
Президентская (Государственная )программа "Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы" направлена на решение вышеперечисленных проблем.
2. Основные цели и задачи Программы
Цели Программы:
– Содействие развитию в Российской Федерации государственной политики в области гражданского образования населения Российской Федерации. – Создание условий для формирования демократической гражданственности
Задачи Программы:
– Развитие многоуровневой системы непрерывного (на протяжении всей жизни) гражданского образования населения Российской Федерации, как условия эффективного решения задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, укреплению демократического правового государства и гражданского общества, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации, формированию правосознания населения России на основе универсальных ценностей демократии, прав и свобод человека; – Формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы гражданского образования; – Создание механизма государственной поддержки демократического гражданского образования населения Российской Федерации; – Реализация международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных актов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, направленных на поддержку воспитания демократической гражданственности, образования в области прав человека.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Мероприятия программы охватывают период 2005–2008 гг.
Программа имеет следующие этапы реализации:
1 этап (2005 год) подготовительный
– подготовка организационных основ реализации Программы; – разработка нормативно-правовых, организационно-методических условий гражданского образования; – изучение и обобщение лучшего опыта гражданского образования; – стимулирование участия государственных и общественных институтов в реализации Программы; – разработка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соответствующих программ, планов действий; – создание Федерального центра гражданского образования, обеспечивающего координацию деятельности по реализации программы; – определение базовых организаций, учреждений, осуществляющих апробацию технологий внедрения гражданского образования в государственном и негосударственном секторе.
2 этап (2005-2006 годы)
– Создание инфраструктуры непрерывного гражданского образования; – Апробация механизмов и технологий непрерывного гражданского образования, подготовка их к внедрению в массовую практику; – Организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих, работников образования и социальной сферы по соответствующим направлениям гражданского образования; – Издание научной и учебно-методической литературы; – Создание системы мониторинга гражданского образования; – Расширение ресурсного обеспечения Программы, в первую очередь со стороны бюджетов всех уровней, привлечение внебюджетных средств к реализации мероприятий Программы; – Экспертиза полученных результатов.
3 этап (2006-2008 годы)
– Внедрение программ гражданского образования в массовую практику образовательных учреждений, институтов государства и общества; – Развитие механизмов ресурсного обеспечения системы гражданского образования. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы населения Российской Федерации. Приоритетными целевыми группами являются: дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители неправительственных организаций, государственные и муниципальные служащие .
4. Система мероприятий Программы
Цели и задачи Программы реализуются системой мероприятий, направленных на развитие культуры демократической гражданственности, формирование и осуществление государственной политики в области гражданского образования.
Мероприятия Программы (Приложение) реализуются по следующим направлениям:
1. Формирование концептуально-методологической базы гражданского образования населения Российской Федерации:
– привлечение научных и общественных деятелей к научно-теоретическому обоснованию проблемы формирования демократической, гражданской культуры и путей их решения, проведение научных исследований, разработка трудов по данному вопросу; – разработка научно-методического обеспечения особенностей образования, направленного на формирование демократической гражданственности и пропаганды демократических ценностей применительно к российским условиям; – разработка федеральной концепции государственной политики по формированию демократической гражданственности у населения России.
2. Подготовка и внедрение нормативных и организационно-методических оснований системы гражданского образования:
– подготовка, организация общественного обсуждения и представление на утверждение уполномоченным органам проектов, регламентирующих организацию и содержание системы непрерывного гражданского образования в Российской Федерации; – создание государственно-общественных органов, координирующих вопросы развития гражданского образования в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях. – разработка государственного образовательного стандарта гражданского образования; – организация взаимодействия федеральных министерств и ведомств с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и неправительственными организациями по вопросам нормативного обеспечения системы гражданского образования; – разработка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подпрограмм (перечней, планов) развития гражданского образования; – подготовка и внедрение методических основ гражданского образования, разработка и апробация программ, учебников и учебных пособий, методик для всех уровней системы гражданского образования; – отработка моделей непрерывного гражданского образования, анализ и обобщение полученного опыта; – отработка механизмов взаимодействия государственных органов с неправительственными организациями, средствами массовой информации, представителями крупного, среднего и малого бизнеса в интересах развития гражданского образования; – организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, педагогических, научных и других кадров, представителей неправительственных организаций в области гражданского образования; – организация и проведение семинаров, конференций, конкурсов по актуальным вопросам развития гражданского образования.
3. Планирование и осуществление мероприятий государственных органов и учреждений в области гражданского образования:
– разработка и реализация мер по обеспечению условий для реализации гражданского образования в системе дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования; – доработка и дополнение на основе ценностей демократической культуры и способов их реализации в учебном процессе, типовых учебных программ, образовательных стандартов; – организация просветительской работы с населением; – проведение информационной кампании в государственных СМИ; – создание системы центров гражданского образования в субъектах РФ, осуществление взаимодействия образовательными учреждениями всех типов и видов, неправительственными организациями; – организация государственной поддержки средств массовой информации популяризирующих ценности демократии, гражданского общества и правового государства, освещающих вопросы гражданского образования; – содействие внедрению результатов мероприятий Программы в массовую практику социальных институтов. 4. Разработка и внедрение механизмов поддержки деятельности гражданского общества и взаимодействия с его структурами: – разработка системы государственно-общественного мониторинга состояния гражданского образования, организация изучения общественного мнения. – организация участия в Программе неправительственных и международных организаций – привлечение специалистов, работающих в сфере неформального образования, к разработке нормативной и методической базы гражданского образования, реализации Программы; – организация информационного обеспечения мероприятий гражданского образования; – организация освещения вопросов гражданского образования, демократии в средствах массовой информации, в том числе:
o разработка программ, циклов и рекомендаций для СМИ; o организация постоянно действующих рубрик по вопросам гражданского образования в СМИ с привлечением к обсуждению данной проблематики ученых, видных государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и искусства, педагогов; o создание информационной базы в сети Интернет по проблемам развития гражданского образования. Мероприятия Программы направлены на решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени и ресурсам. Перечень мероприятий Программы представлен в таблице "Система мероприятий федеральной целевой Программы "Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы" (Приложение).
5. Механизм реализации Программы. Организация управления Программой
Реализация программы организуется государственным заказчиком и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Механизм реализации Программы основывается на опоре на общество – широкое привлечение общественных движений и объединений к участию в Программе. В целях широкого привлечения общественности к участию в реализации Программы государственный заказчик формирует и организует работу следующих общественных органов:
Экспертный совет Программы
Экспертный совет Программы оказывает консультационную помощь государственному заказчику Программы, осуществляет экспертизу технических заданий и результатов наиболее крупных проектов, оценку результатов Программы в целом; готовит предложения по изменению и уточнению планов реализации Программы и приоритетов в ходе ее реализации.
Общественный Совет Программы
Общественный совет Программы осуществляет общественную экспертизу процесса реализации Программы и результатов наиболее крупных проектов, а также обеспечивает участие в принятии решений и реализации мероприятий, проектов Программы неправительственных организаций.
Общественный совет Программы:
– обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств; – обсуждает предложения по уточнению перечня мероприятий Программы и сроков их реализации.
Головным исполнителем мероприятий Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации, в реализации мероприятий принимают участие другие федеральные министерства и ведомства.
Головной исполнитель:
– разрабатывает подпрограммы с определением конкретных работ, необходимых затрат по каждому мероприятию (с расчетами-обоснованиями) и источников их финансирования (раздельно по каждому источнику и по годам); – организует и проводит конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации подпрограмм в соответствии с законодательством Российской Федерации; – определяет источники финансирования подпрограмм, организует привлечение внебюджетных средств, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (по вопросам реализации мероприятий Программы, в которых они принимают участие); – обеспечивает реализацию указанных подпрограмм.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
– разрабатывают региональные программы (перечни, планы) гражданского образования населения с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в Программе, и осуществляют их реализацию; – обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ (перечней, планов) за счет собственных средств.
Органы местного самоуправления:
– разрабатывают муниципальные программы (перечни, планы) гражданского образования населения с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в Программе, и осуществляют их реализацию; – обеспечивают финансирование мероприятий муниципальных подпрограмм (перечней, планов) за счет собственных средств.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей мероприятий, которые определяются на конкурсной основе в соответствии с соответствии Законом Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Выбор исполнителей (соисполнителей) отдельных проектов/мероприятий Программы осуществляется на основе конкурса в соответствии с законодательством. Условия конкурсов и требования к участникам публикуются в открытой печати.
6. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать формированию демократической культуры и правосознания населения России, становлению основ правового государства и институтов гражданского общества, обеспечению конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации
Результатами Программы являются:
– выработка и реализация единой государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации; – создание и организация стабильной работы системы непрерывного гражданского образования всех возрастных групп населения России, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование у людей определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, правосознании; – закрепление в содержании образования таких ценностей как права и свободы человека, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т. п. – рост осведомленности профессионального сообщества о принципах и подходах образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, на всех уровнях.
Конечным результатом выполнения Программы должно стать обеспечение в Российской Федерации комплекса условий эффективного гражданского образования реализуемого общими усилиями российского общества и государства в интересах полного и всестороннего развития человеческой личности, ее социализации, воспитания на основе демократических ценностей, формирование высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека у населения страны. И как следствие этого – устойчивое развитие Российской Федерации, формирование гражданского общества и укрепление основ демократического правового государства.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА К ПРОЕКТУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2005-2008 ГОДЫ"
А.Ю.Сунгуров, Санкт-Петербург, Февраль 2005 г.
1. Понятие гражданского образования и его целевые группы
Гражданское образование – это общественно-государственная, социально - ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства. Главной целью гражданского образования можно считать формирование гражданских качеств на основе новых знаний, умений и ценностей, способствующих личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, а также представлять и защищать свои права и интересы, уважая интересы и права других людей.
Составными частями гражданского образования на наш взгляд являются: • Обучение правам человека • Обучение культуре мира • Воспитание толерантности • Развитие межсекторного социального партнерства • Менеджмент самоуправляющихся ассоциаций граждан (НКО)
Соответственно, среди целевых, фокусных групп Гражданского образования можно выделить: • школьники и студенты, • педагоги, • военнослужащие и сотрудники силовых структур, • государственные и муниципальные служащие, • активисты НКО, • заключенные и "группы риска", • пенсионеры, люди "третьего возраста".
2. Гражданское образование – работа с педагогами и школьниками.
Наибольшее развитие сегодня получило гражданское образование школьников, так как для настоящих педагогов наряду с обучением конкретным дисциплинам всегда стояла задача подготовки школьников к будущей жизни, задача воспитания будущих граждан нашей страны. И многие педагоги, искренне желающие демократического развития России, уже давно предпринимают усилия как по внедрению в школьные курсы как предметов граждановедченского профиля, так и по развитию опыта реального самоуправления школьников, которое дало бы им реальную практику и навыки для будущей жизни. В качестве примера можно привести программу этико-правового воспитания в средней школе, разработанную во 90-е годы в Санкт-Петербурге творческим коллективом под руководством д.п.н., профессора Н.И.Элиасберг. Целью данной региональной программы явилось создание эффективной системы этико-правового образования, которая способствовала бы становлению и развитию гуманистических ориентиров личности, формированию у школьников правовой и политической культуры, развитию у них демократического способа мышления и приобретению комплекса этических, правовых и политических знаний, навыков, умений и опыта, необходимых молодежи для интеграции в демократическое общество, для ее активного участия в общественной жизни страны и охране правопорядка. В итоге четырех лет осуществления программы "Правоведение в школе" была создана научно-обоснованная , экспериментально проверенная, соответствующая реалиям современного этапа развития школы инновационная система этико-правового образования, охватывающая весь период школьного образования с 1-го по 11 классы и являющаяся центром гражданского воспитания. Реализации этой системы способствовало создание (в рамках программы) целостного учебного и методического комплекса. В настоящее время созданная система этико-правового образования успешно функционирует в 130 школах Санкт-Петербурга, в подавляющем большинстве школ Всеволожского района Ленинградской области. Другим примером может служить деятельность Санкт-Петербургского института права им. принца П.Ольденбургского, сотрудники которого разработали и внедрили в различные школы регионов России авторский курс "Живое право". Сегодня выделяют следующие составные части системы гражданского образования в школе: • Этико-правовое воспитание и образование • Овладение навыками и способностями для отстаивания активной гражданской позиции • Социальная практика. Работу в этом направлении активно поддерживает Совет Европы, одной из задач которого является воспитание молодого поколения в направлении демократической гражданственности на основе приоритета прав человека, а также другие международные организации. Эта работа связана и с образованием самих педагогов, поэтому в нашей стране постепенно создается целая сеть инициативных групп педагогов, в том числе и тех, которые работают в системе переподготовки учителей средних школ. На основе этих групп в некоторых регионах уже созданы и эффективно действуют Центры гражданского образования, которые объединяют в себе как возможности структур в рамках системы переподготовки преподавателей, так и возможности неправительственных организаций. Научную и методическую поддержку сети этих Центров обеспечивает федеральный Центр гражданского образования под руководством Т.И.Болотиной, действующий на базе Академии повышения квалификации педагогических работников. Межрегиональному сотрудничеству таких центров и отдельных педагогов способствует также Ассоциация "За гражданское образование", действующая при активном участии "Учительской газеты". В начале 1994 года "Учительская газета" выдвинула идею создания неправительственной, некоммерческой общественно-педагогической ассоциации, которая объединила бы всех заинтересованных в развитии гражданского образования в России. Эту идею поддержали сотни учителей, директоров школ, научных работников, журналистов. 10-12 мая 1995 года в Москве прошла учредительная конференция, на которой была создана Межрегиональная ассоциация "За гражданское образование". Основные цели Ассоциации: - информационная, научно-методическая, организационная помощь учителям, работникам образования и науки, журналистам, работающим в области гражданского образования и воспитания молодежи; - издание научной, учебной, методической, популярной литературы по вопросам гражданского образования; - оказание содействия педагогам в разработке и реализации перспективных образовательно-воспитательных проектов; - изучение и обобщение отечественного и мирового опыта воспитания молодежи в духе демократии, свободы и прав человека; - содействие международному сотрудничеству педагогов. Сегодня Ассоциация насчитывает около 10 тысяч членов. Ее отделения созданы в более 60 регионах России - Брянске, Ульяновске, Ижевске, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Обнинске, Пензе, Петербурге, Самаре, Саранске, Орле, Красноярском крае, Абакане, Чайковском и в других. Так, например, целями Брянского регионального Центра гражданского образования (руководитель – Н.С.Коваленко), созданного в феврале 2004 г. на базе Брянского института повышения квалификации работников образования, являются: a. Отстаивание гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека b. Пропаганда гражданского общества, укрепления и совершенствования правового государства c. Воспитание терпимости к разнообразию мировоззренческих подходов, содействие реализации прав обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений d. Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами. Еще одним примером сетевой организации участников гражданского образования в школах является Ассоциация демократических школ – некоммерческая общественная организация содействия создания в школах демократического уклада жизни "Школа и демократия", созданная в 1999 годы (председатель правления – А.Н.Тубельский, генеральный директор научно-педагогического объединения "Школа самоопределения"). Ассоциация ставит своей целью способствовать развитию демократических процессов в российском школьном образовании, прежде всего посредством создания в школах демократического стиля жизни и распространения этого опыта в других школах. Ассоциация объединяет 35 коллективных членов из 12 регионов России и 220 индивидуальных членов.
Наряду с этими сетями в стране действуют и многие другие инициативы, направленные на гражданское образование, образование в области прав человека детей и молодежи. В качестве примера региональной школы прав человека можно привести краткое описание такой школы в Республике Мари Эл, сделанное ее руководителем Надеждой Пайдоверовой: "В апреле 2002 г. в Республике Марий Эл, после трагической гибели 27 декабря 2001 года Вячеслава Пайдоверова, председателя Правозащитного центра Республики Марий Эл, известного правозащитника в России, принято решение об открытии Школы прав человека. Заключены договора с директорами школ. Занятия факультативов по правам человека начались с сентября 2002 года и проходят они в творческой форме, дискуссии, ролевых игр, конкурсов, КВН, викторин. Если мы хотим, чтобы занятия были интересными, учителя должны творчески подходить к урокам. За свою многовековую историю наш народ создал огромное количество крылатых выражений, пословиц, поговорок и игр. Проводятся нашими учителями конкурсы знатоков прав, моральных норм и нормы права, пословиц, поговорок, эрудитов, афоризмов, этикета. Мы обсуждаем многие вопросы, играючи, узнаем много интересного из богатой истории нашей России, Республики Марий Эл, ведь не зная прошлого страны, края, в котором живешь, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком. Обсуждаем проблемы по соблюдению прав человека в республике. При разработке программ преподаватели в области прав человека учитывают и потребности и возможности. Я считаю, что педагог может реализовать программу исключительно на основе своих личных ценностей, опыта, ресурсов и положения в обществе. Для того чтобы образование в области прав человека стало самостоятельным направлением, мы должны продемонстрировать свою уникальность, предлагая содержание и результаты, которых не могут предложить другие образовательные программы и научиться распространять свои методы". Другим примером может служить Пермская городская общественная организация "Центр гражданского образования и прав человека" учрежденная 3 февраля 2003 г. (директор – д.и.н. А.Б.Суслов). Миссия Центра - просвещение и воспитание населения, прежде всего, молодежи в духе идей толерантности, ненасилия, миротворчества, уважения к правам человека, идеалам демократии и гуманизма. Этот Центр был создан на базе программы "Школа прав человека" пермского Центра поддержки демократических молодежных инициатив. Все сотрудники Центра гражданского образования и прав человека (далее - ЦГО) в течение нескольких лет работали тренерами и методистами Школы прав человека. Школа прав человека действовала четыре с половиной года. За это время создан учебно-методический комплекс по преподаванию прав человека (методическое пособие для учителя, книга для чтения и дидактические материалы для учащихся 9-11 классов), комплект брошюр по правам ребенка (для подростков, для родителей, для социальных педагогов) и другие издания. Через наши семинары и курсы по преподаванию прав человека, организованные совместно с областным институтом повышения квалификации работников образования и институтом непрерывного образования ПГПУ, прошло более 700 педагогов. В настоящее время, по нашим оценкам, занятия по правам человека (в разной форме) ведутся не менее чем в 60 учебных заведениях области. В г.Перми организуются олимпиады по правам человека для школьников. В Перми и в некоторых районах Пермской области действуют педагогические мастерские по правам человека для учителей и для социальных педагогов. Программа "Школа прав человека" к началу 2003 г. достигла такого уровня своего развития, который потребовал конституирования в качестве самостоятельной организации для достижения большей эффективности работы. Кроме того, назрела необходимость расширить сферу деятельности, включиться в решение проблем развития гражданского образования. Именно поэтому был учрежден Центр гражданского образования и прав человека. За время, прошедшее после учреждения Центра, программа "Школа прав человека" получила новый импульс развития. Наряду с ней реализуются и другие программы (Мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермской области, формирование основ толерантного поведения и другие). В итоге за два года развития Центр гражданского образования и прав человека приобрел организационную и финансовую устойчивость и общественное признание. Отметим также большую положительную роль, которую играет организация Сивитас-Россия (Директор – Е.М.Беляков) в развитии гражданского образования в стране. Она не только поддерживает и реализует такие важные проекты для гражданского образования педагогов и школьников как "Гражданин" и "Сивитас-Мозаика", но и поддерживает научно-практические конференции, итоги и наработки которых будут полезны для развития гражданского образования. Так. например, этой организацией было поддержано проведение летом 2004 г. в Санкт-Петербурге Международного симпозиума на тему "Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире".
3. Менеджмент общественных организаций и развитие взаимодействие с властью.
Большую и реальную работу по гражданскому образованию социально активного населения выполняют семинары для активистов некоммерческих организаций (НКО), посвященные различным аспектами деятельности неправительственных организаций и организованные как правило, также неправительственными организациями.. В качестве примера можно привести программу Феминистского Ориентационного Центра и Айрекса "Развитие некоммерческих организаций и сбор средств", в рамках которой в 1995-1996 гг. было проведено по два семинара-тренинга Екатеринбурге, Томске, Челябинске и Владивостоке, программу СПб центра СТРАТЕГИЯ "Развитие некоммерческих организаций и социальное партнерство" (семинары в Карелии и Псковской области в 1996-1997 гг,). Постепенно в России появились НКО, специализирующиеся на образовательных программах для лидеров некоммерческих организаций, например, московская "Голубка" или калужский фонд "Стратегия". Позже в ряде регионов появились ресурсные центры поддержки и развития НКО, которые также стали успешно реализовать различные образовательные программы для активистов НКО. Некоторые из этих программ, например, программа дистантного образования московского Центра поддержки НКО, выходят уже на уровень серьезного системного образования или переподготовки. В рамках этих семинаров и курсов их слушатели не только получают знания и навыки в области менеджмента и фондрайзинга, но и осваивают практические навыки для реализации их гражданской активности. Среди наиболее известных региональных ресурсных центров поддержки НКО можно назвать Межрегиональный Общественный Фонд "Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив" (МОФ СЦПОИ), работающий уже почти 10 лет (рук. Е.П.Малицкая). Центр работает в одиннадцати регионах Сибири (Республика Алтай, Республика Бурятия, Алтайский край, Красноярский край, Читинская, Иркутская, Томская, Омская, Тюменская, Новосибирская и Кемеровская области). Миссия МОФ СЦПОИ - способствовать развитию общественных инициатив и гражданской ответственности населения с целью решения проблем различных сфер общественной жизни через институты гражданского общества. Аналогичную работу ведут на Юге России Южный региональный ресурсный центр (ЮРРЦ, Краснодар), и на Северо-Западе – Центр развития некоммерческих организаций (ЦРНО, Санкт-Петербург). Большой вклад в гражданское образования вносит также Московский институт проблем гражданского общества (директор – М.Слободская), так, на его основе издается рассылаемая во многие регионы газета "Гражданский Форум". Опыт развития менеджмента НКО и межсекторного социального партнерства в Европейской части России, в Сибири и на дальнем Востоке был использован позже для его распространения на Северный Кавказ. Примером могут служить семинары по межсекторному социальному партнерству на Северном Кавказе, которые СПб центр СТРТАЕГИЯ проводил в Пятигорске, Махачкале и в Джейрахе (Горная Ингушетия) в 2002-2003 гг. в рамках большой программы Московской Хельсинской группы на Северном Кавказе. Одним из итогов этой программы стало создание весной 2004 г. в Грозном (Чеченская Республика) Центра стратегических исследований развития гражданского общества на Северном Кавказе (СК-Стратегия, руководитель Абдулла Истамулов), который уже сам стал проводить далее аналогичные семинары. Так, 20 сентября 2004 г. в центром СК-Стратегия был организован в Грозном семинар "Развитие социального партнерства в Чеченской Республике", 4-5 декабря 2004 г. в Гудермесе – семинар "Формирование и развитие гражданского общества на Северном Кавказе". В ходе этих семинаров, кроме обсуждения важных для развития чеченской экономики и чеченского общества тем был достигнут и такой качественный результат, как сближение позиций и формирование основ для диалога между обществом и властью. В этот процесс активно вовлекались районные администрации, институты традиционного ислама и старейшины.
4. Образование в области прав человека
Особо следует подчеркнуть образовательную деятельность – правовое просвещение и образование в области прав человека, которая проводится многими правозащитными организациями (например. "Мемориалом", Московской Хельсинской группой и т.д.). Эта работа, а также семинары и школы, регулярно проводимые Московской школой прав человека (директор А.Я.Азаров), является пока немногими примерами систематического образования в области прав человека, хотя Российское правительство и подписало ряд международных договоров, в рамках которых оно взяло на себя обязательство вести подобную деятельность. Так, например, в рамках программы мониторинга прав человека в российских регионах, реализованной Московской хельсинской группы, практически все региональные партнеры МХГ участвовали в цикле образовательных семинаров, в ходе которых они не только получили систематические познания в области прав человека, но и навыки ведения мониторинга соблюдения прав человека. Под патронажем Московской Хельсинской группы в конце 90-х годов возникло Молодежное правозащитное движение (Лидер – Андрей Юров). Одним из важных направлений этого движения является программа Свободного университета прав человека, в рамках которой действуют такие проекты, как: • Школа социального творчества "Старт", в рамках которой узнают много нового о деятельности некоммерческих организаций, приобрести первый опыт работы в некоммерческом секторе • Дистантная Школа прав человека, а рамках которой действуют курсы по основным направлениям права • Программа подготовки тренеров и мультипликторов • Программа правовых клиник Мы видим таким образом, что деятельность Свободного университета уже выходит за рамки только обучения правам человека, она включает в себя и обучение основам работы неправительственных организаций, кратко рассмотренный в предыдущем разделе. Другим примером может служить программа Варшавского Хельсинского фонда, в рамках которого около 20 активистов правозащитного движения прошли в Польше интенсивный цикл семинаров-тренингов для подготовки их в качестве преподавателей и ведущих тренингов в области прав человека. Здесь стоит отметить и постоянную работу Варшавского Хельсинского фонда (руководимого известным правозащитником Мареком Новицким, ушедшим из жизни в 2003 г) по обучению правам человека активистов из общественных (а также и государственных) правозащитных организаций стран бывшего СССР и Восточной Европы). Так. например, Уполномоченный по правам человека в Саратовской области (1999-2004 гг.) А.С.Ландо после участия в работе семинара Марека Новицкого по соблюдению прав заключенных, использовал полученный опыт при создании в Саратове изолятора временного содержания по современным мировым стандартам. В качестве примера спектра курсов и семинаров по правам человека приведем перечень образовательных курсов по правам человека, которые прошла в 2000-2002 гг. уже упомянутая выше Надежда Пайдоверова (Йошкар-Ола), которая после гибели своего мужа, депутата и правозащитника В.Пайдоверова, стала продолжать его дело, организовав Школу прав человека. • семинары МХГ ( 2002-2004 г.- "Общественный контроль за условиями содержания в колониях" , "Общественный .контроль за условиями содержания в психиатрических больницах") • семинары Общественного движения "За права человека" (2002-2003 г. "Общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов и судов") • семинар Московской школы политических исследований (2004 г.-по теме толерантность) • семинары Клуба региональной журналистики (2003, 2004 г.) • семинар АСИ ( "региональная пресса") • двухнедельная учеба в Летней школе прав человека от Московской школы прав человека (август 2004 г.) • двухнедельная учеба в Зимней школе прав человека от Международной Хельсинкской Федерации (февраль 2004 г), ознакомительная поездка в Страсбург (Европейский Суд по правам человека). В плане решения задачи обучения правам человека трудно переоценить роль Портала прав человека www.hro.org. На этом портале, наряду с актуальной информацией о нарушениях прав человека и освещением борьбы за их соблюдение, размещены и лекционные курсы по правам человека, а также очень нужные для правозащитного образования тексты – как международные документы, так и аналитические материалы зарубежных и отечественных авторов. Здесь же можно найти и ценную информацию об организациях, работающих в сфере обучения правам человека. Много ценной информации по этой теме также находятся на сайте Комиссии по правам человека при Президенте РФ – www.h-rights.ru, на сайте Института прав человека www.hrights.ru Университетское образование пока еще уделяет мало внимания обучению правам человека. Определенным шагом в этом направлении стал Межрегиональный научно-практический семинар "Преподавание прав человека в Российских университетах", который состоялся в октябре 2003 г. в Санкт-Петербургском госуниверситете при поддержке Британского консульства в Санкт-Петербурге и организационной поддержке СПб гуманитарно-политологического центра "Стратегия". Участники констатировали, что за последние десять лет высшая школа России сделала определенные шаги, как в научных исследованиях, так и во внедрении проблематики прав человека в воспитание и обучение студенческой молодежи. В университетах, вузах различной ведомственной подчиненности проводятся научные конференции, растет число публикаций по проблемам прав и свобод человека, подготовлено несколько учебников и пособий. В некоторых регионах в системе повышения квалификации работников образования вводятся курсы по правам ребенка. В системе вузов МВД России, в некоторых гражданских вузах образованы кафедры по правам человека. Создан ряд общественных кафедр ЮНЕСКО по правам человека и смежным проблемам. Вместе с тем, участники семинара отметили, что высшая школа пока не отвечает на социальный заказ в подготовке квалифицированных специалистов в области прав человека. Такие специалисты востребованы в органах законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; в аппаратах федерального и региональных Уполномоченных по правам человека, правам ребенка, в адвокатуре, в международных и правозащитных организациях. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования не ориентированы в должной мере на освещение проблематики прав и свобод человека, на разработку и преподавание отдельных курсов по правам человека. В стандартах недостаточно отражено конституционное положение о правах и свободах человека как высшей ценности, и тем самым не задействован позитивный мировоззренческий потенциал прав человека.
5. Гражданское образование для представителей власти
Особое место в системе гражданского образования и просвещения в России занимает Московская школа политических исследований, основанная Леной Немировской более 10 лет назад. Своей основной целью эта организация ставила и ставит сегодня воспитание гражданских качеств у молодых российских политиков, прежде всего – депутатов региональных парламентов и городских Дум. На региональные и федеральные семинары в качестве лекторов приглашаются ведущие ученые и политики не только России, но и Европы и других стран мира. Так, например, другом и экспертом Школы уже с 1994 года стал бывший Защитник народа Испании и будущий Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес. Слушатели школы, показавшие наиболее высокие успехи в процессе региональных и Федерального семинаров приглашаются затем для участия в выездных сессиях Школы, которые проходят в Брюсселе, Мадриде, Страсбурге, Лондоне и в других европейских столицах. В школе действует и сильный издательский проект (руководитель – Юрий Сенокосов), в рамках которого публикуются книги экспертов школы - философов и политиков, а также регулярно издается Вестник Московской школы политических исследований "Общая тетрадь". Другим примером гражданского образования для представителей власти – в данном случае – чиновников городской администрации СПб и муниципальных образований города на Неве может служить проект Центра гражданского образования и прав человека Санкт-петербургского университета, реализованный в 2003 г. при поддержке Института Открытое Общество. О сути проекта говорит его название: "Гражданское образование для городской администрации. Подготовка и апробация курса повышения квалификации "Властная вертикаль и Гражданская горизонталь: современные формы сотрудничества администрации и неправительственных организаций"". 1. В рамках этого проекта была разработана схема организации вечерних учебных занятий для трудящихся слушателей (включая методику мотивации, техническое обеспечение, методология организации учебного процесса с учетом специфики слушателей, логику теоретического содержания и практической деятельности, методику оценки тренеров и самооценки в группе, самостоятельной работы с практическим применением в рамках непосредственной деятельности, укомплектован пакет раздаточных материалов); подготовлена специальная образовательная программа и проведена серия вечерних интерактивных семинаров, включающих в себя наиболее актуальные темы в сфере межсекторного взаимодействия. 2. Результатом проекта стала обученная группа слушателей с повышенной мотивацией к обучению, способных в дальнейшем стать "агентами влияния и перемен" как внутри своих муниципалитетов (депутатского корпуса) так и вовне (местные сообщества). 3. Важно отметить также опыт Красноярской краевой организации общества "Знание", которая в рамках поддержанного программой ТАСИС проекта "Создание системы демократического гражданского образования в Центральной Сибири" (Красноярск, Новосибирск, Новокузнецк, Барнаул, Абакан) в течение 1998-2000 гг.реализовывала такое подпроект, "Создание системы непрерывного образования работников органов местного самоуправления".
6. Гражданское образование для сотрудников милиции.
Некоторые из правозащитных организаций (например, Петербургский "Гражданский контроль", Центра правовой помощи им. Г. и С. Лайт) взяли на себя нелегкую миссию обучению правам человека представителей милиции и других силовых государственных структур. Так, например, в рамках программы Центра правовой помощи им. Г. и С. Лайт (рук. Л.А.Львов) совместно со своими партнерами из других стран организует ознакомительные поездки ведущих сотрудников МВД в США для ознакомления с работой американской полиции. Другим примером может служить проект СПб центра СТРАТЕГИЯ по созданию системы обучения работников милиции Северо-Западного региона РФ правам человека и механизмам сотрудничества с правозащитными и другими неправительственными организациями. В рамках этого проекта уже проведен трехдневный семинар-тренинг по правам человека и межсекторному социальному партнерству для сотрудников милиции из различных областей и республик Северо-запада России. В дальнейшем планируется подготовить и провести в пяти регионах Северо-запада России серии двухдневных семинаров по правам человека для сотрудников МВД, а также Круглых столов по межсекторному социальному партнерству с участием представителей МВД, правозащитных и других неправительственных организаций. Планируется также с учетом накопленного в ходе реализации предыдущих задач проекта и с участием Центра гражданского образования и прав человека СПбГУ и университетов в других регионах Северо-Запада России подготовить программу курсов повышения квалификации сотрудников МВД по темам прав человека и межсекторного социального партнерства на основе местных экспертов и специалистов.
7. Гражданское образование "люди третьего возраста"
Наконец нельзя не отметить деятельность по гражданскому образованию пожилых людей (или, выражаясь политкорректно, людей "третьего" возраста) которую ведет Красноярская краевая организация общества "Знание" и некоторые другие региональные организации этого общества. Эта работа фактически является частью системы непрерывного образования взрослых, которая существует сегодня во многих странах, но пока еще отсутствует в России. В Красноярском крае накоплен большой опыт вовлечения людей пенсионного возраста в систему непрерывного образования, в различные кружки и открытые школы, в рамках которой они получают и навыки социализации в новых условиях социально-политической жизни. Этот опыт накоплен как путем использовании лучших традиций системы общества "Знание" в советские годы, так и применением лучшего опыта европейских стран, полученного в ходе реализации упомянутого в разделе 5 проекта "Создание системы демократического гражданского образования в Центральной Сибири", поддержанного программой Тасис.
8. Гражданское образование и правовое просвещение населения: участие власти
Правовое просвещение населения является одной из компонент гражданского образования. Именно в этом направлении в России есть опыт реализации государственных программ. Имеется в виду программа правового просвещения, которая была реализована в середине 1990 гг. под руководством Центризбиркома, то есть ее задачей была подготовка избирателей к ответственному голосованию на выборах. Слабое участие в реализации этой программы неправительственных организаций привело к ее достаточно низкой эффективности. Содействие правовому просвещению населения является одной их функций такого нового государственного института, как институт Уполномоченного по правам человека. К весне 2005 г. в России действует Уполномоченный по правам человека в РФ, а также тридцать Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. В рамках этого направления своей деятельности они и сотрудники их аппаратов выступают на радио и телевидении, публикуют статьи и отчеты о своей деятельности в СМИ, проводят уроки в школах, читают отдельные лекции и спецкурсы в университетах, публикуют издания по правам человека и способам их защиты, организуют региональные и общероссийские конкурсы школьных и студенческих работ по правам человека и праву. Вместе с тем основной задачей уполномоченных по правам человека все же является содействие восстановлению нарушенных прав, поэтому на работу по правовому просвещению, особенно у региональных Уполномоченных остается очень немного ресурсов. Поэтому заслуживают внимание такие инициативы региональных омбудсманов, как содействие налаживанию в регионе системы правового просвещения и образования в области прав человека. Так. например, Уполномоченный по правам человека в Астраханской области В.В.Виноградов стал одним их учредителей регионального Центра гражданского образования. Практически единственным примером, когда региональная власть активно участвует в правовом просвещении и гражданском образовании населения, является Областная целевая программа развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 годы. Основными задачами программы являются: развитие системы политического и правового просвещения, углубление взаимодействия населения и органов власти, поддержка деятельности политических организаций. Эта программа представляет собой первый в России опыт применения инновационных системных технологий в области политического просвещения. Подробнее о программе см. www.polit.kama.ru/main/programm.asp.
9. Существующие проблемы
Мы видим, таким образом, что в нашей стране существуют отдельные инициативы или даже целые ассоциации определенного направления, однако эти инициативы слабо связаны между собой и пока еще не дополняют друг друга. Так, например, в системе школьного гражданского образования важное место должна занимать социальная практика, в ходе которой школьники могли бы получить практические навыки гражданской активности. Для педагогов этого профиля был бы очень полезен контакт, например, со многими НКО, работающими на близлежащей территории. С другой стороны, многие педагогические новации и открытия, наработанные в ходе тренингов и семинаров для организаций третьего сектора, были бы очень полезны для системы гражданского образования для людей "третьего возраста". Вторая проблема – это практически полное отсутствие поддержки гражданского образования со стороны государства, за исключением некоторых направлений школьной педагогики. Иногда даже кажется,
|