|
Женева, 13 апреля 2005 года Я возглавляю общественную структуру при Президенте России, которая за неполных три года работы накопила уникальный опыт взаимодействия представителей российского гражданского общества с высшей властью страны, и в первую очередь – с Президентом. С моими коллегами – лидерами ведущих правозащитных российских организаций мы начали работать в качестве членов Комиссии по правам человека при Президенте России в 2002 году, исключительно на общественных началах и это позволило нам, с одной стороны, сохранить определенную независимость от государства и власти, а с другой – отстаивать перед Президентом позиции по самым острым проблемам в правозащитной сфере, исходя именно из общественных интересов, а не в угоду узковедомственных подходов нашей государственной бюрократии. Опираясь, в первую очередь, на общественные инициативы многих неправительственных организаций, их богатый опыт живой работы и экспертный ресурс, нам удалось найти поддержку Президента по целому ряду направлений. В частности, Президент поддержал наши предложения по гуманизации уголовно-процессуальной политики, реформе пенитенциарной системы, разработке механизмов общественного контроля за соблюдением прав человека в местах заключения, введению альтернативных методов наказания, по решению проблем внутриперемещенных лиц из Чеченской Республики, по проблемам гражданства и миграции, а также защите прав военнослужащих. Поддержаны также наши предложения об ограничении вмешательства правоохранительных органов в финансово-хозяйственную деятельность предприятий разных форм собственности, а совсем недавно нам удалось изменить позицию власти в сфере защиты окружающей среды, в части, касающейся сохранения государственных заповедников. Тесно взаимодействуя с НПО-сообществом в отстаивании интересов людей, восстановлении их нарушенных прав, преодолении произвола со стороны как государственных, так и негосударственных чиновников, мы пришли к неутешительному выводу, что все больше требуется помощи и самим неправительственным организациям, и особенно – правозащитным. Именно поэтому по нашей инициативе в сентябре прошлого года Президентом России подписан Указ "О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации". Цель Указа – не "прикормить" и не "приручить" правозащитников, а наладить их более эффективное взаимодействие с государственными структурами, чтобы в совещательных и консультативных органах, создаваемых на федеральном и региональном уровне, было более значимым представительство правозащитных организаций. Когда мы проанализировали работу региональных Комиссий по правам человека, функционирующих в субъектах федерации, то выявили четкую закономерность – там, где Комиссии состоят, в основном из чиновников и где мало представителей НПО, такие Комиссии, как правило, заформализованы, неповоротливы и неэффективны. Они просто вырождаются в бюрократические придатки власти и не пользуются авторитетом у населения. Этим Указом сделан первый шаг по изменению характера правозащитных совещательно-консультативных органов на окружном и региональном уровне. Сейчас мы готовим новые инициативы в этой сфере, связанные, в первую очередь, с расширением возможностей НПО, созданием современных механизмов финансирования и обеспечения их финансовой устойчивости – при обязательном условии сохранения независимости в своей деятельности от государства. Российский некоммерческий сектор (а сегодня это свыше 600 тысяч организаций), уже играет заметную роль в социально-экономической жизни страны, выступая источником социальных инноваций. Он развивается динамично и работает эффективно даже в сложных условиях нестабильного финансирования, основанного на безвозмездных поступлениях от юридических и физических лиц. Государственная поддержка в форме поступлений из бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов составляет всего 1,2% в общем объеме финансирования НКО. Однако потенциал российских НКО остается существенно не раскрытым. Сдерживающим фактором является налоговое законодательство в отношении НКО и благотворительности, за что его заслуженно критикуют как российские, так и зарубежные эксперты. Поэтому, исходя из необходимости создания условий для нормального развития гражданского общества, следующим Указом, опять же, по нашей инициативе, Президент преобразовал нашу Комиссию – в Совет при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, чем существенно расширил сферу нашей деятельности и повысил статус этого совещательно-консультативного органа. Таким образом, помимо функционирующего в России, согласно Конституции, независимого государственного правозащитного института в виде Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (Омбудсмана) – в лице Совета сформирован влиятельный общественный институт, состоящий из лидеров наиболее авторитетных правозащитных и иных организаций, включая "Мемориал" и Московскую Хельсинкскую Группу, экспертов и известных журналистов. У Совета есть право и возможность непосредственно перед Президентом не только ставить самые острые проблемы в правозащитной сфере, но и предлагать их решения. В частности, у нас есть серьезные претензии к работе судебной системы, доступности и справедливости правосудия, к осуществляемой судебной реформе. Именно поэтому совсем недавно Совет провел беспрецедентные общественные слушания по этой волнующей всех проблеме, на основе которых готовится доклад для Президента с предложениями, что, на наш взгляд, надо сделать, чтобы обеспечить независимость судов, доступность и качество правосудия. Совет не уходит в сторону от решения и таких острых проблем, как продолжающиеся, хоть и в несравнимо меньших масштабах, пропажи людей на территории Чеченской Республики, массовые нарушения конституционных прав граждан в башкирском городе Благовещенск, проявления расовой дискриминации, ксенофобии и антисемитизма, а также проблем, возникших со СМИ. Есть основания считать, что наша позиция и наши действия в решении этих проблем принесут определенные результаты. В частности, в феврале с.г. Президент поддержал наше предложение о формировании в России основ ювенальной юстиции и, как первый шаг, введение специализированных судов для несовершеннолетних в судах общей юрисдикции. Для нас это чрезвычайно актуально, т.к. без создания правовой основы социальной политики в отношении детства, трудно справиться с теми социальными бедствиями, которые терпят наши дети. Детская безнадзорность, беспризорность, социальное сиротство, наркомания и преступность имеет единую природу и основной проблемой здесь является массовое нарушение прав детей – как со стороны общества и государства, так и со стороны самой семьи. Проблема защиты прав детей становится еще более актуальной в связи с затеянными Правительством многочисленными социальными реформами – от пресловутой "монетизации" до реформ образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. Исходя из нашего негативного опыта работы с Правительством по закону о "монетизации", когда оно не прислушалось к общественности и экспертам, не учло результаты общественной экспертизы Совета по этой проблеме и, фактически, дискредитировало в глазах населения саму идею монетизации, Совет намерен представить Президенту результаты общественной экспертизы всех заявленных реформ, которые затрагивают интересы населения страны. Надеемся, что это поможет еще на стадии подготовки привлечь к обсуждению независимых экспертов, поставить готовящиеся реформы под общественный контроль и предотвратить их возможные негативные последствия для населения. К сожалению, наши высокопоставленные правительственные чиновники не извлекли никаких уроков из негативного опыта своих предшественников. Они так и не научились считаться с мнением людей при проведении реформ, не считают нужным подробно объяснять, что и ради чего они делают, не научились думать о людях. Считая себя людьми демократичными, либеральными, они, в то же время, пытаются буквально силой насаждать либерализацию экономики и социальной сферы грубыми большевистскими методами, не считаясь с людьми. Именно это вызывает массовые протесты и отторжение у людей, а не сами по себе реформы или демократические ценности. Об этом свидетельствуют и последние опросы общественного мнения. По данным Фонда "Общественное мнение", большинство жителей России ассоциируют с демократией, прежде всего, свободу и права граждан, народовластие, закон и порядок; при этом 34% полагают, что демократии в стране еще недостаточно. Кстати, наиболее демократичными большинство россиян – 29% считают именно нынешние времена - при президенте Путине. Времена пребывания у власти Михаила Горбачева считают демократичными не более 11%, а годы президентства Бориса Ельцина оценивают, как демократию, всего 9% опрошенных. Все это свидетельствует о том, что у нас есть гражданское общество и оно бурно развивается, люди учатся отстаивать свои интересы, и задача Совета – содействовать этому. Именно поэтому, совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Совет разрабатывает государственную программу по гражданскому образованию и воспитанию демократичности. Источник: Сайт Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Опубликовано: 13.04.2005 http://www.sovetpamfilova.ru/made/press/814/
|