[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL События гражданского общества, 2005

Выступление Э.А. Памфиловой на заседании 61-й Комиссии ООН по правам человека "Эффективное функционирование правозащитных механизмов"

21-04-2005  

 

Женева, 13 апреля 2005 года

Я возглавляю общественную структуру при Президенте России, которая за неполных три года работы накопила уникальный опыт взаимодействия представителей российского гражданского общества с высшей властью страны, и в первую очередь – с Президентом. С моими коллегами – лидерами ведущих правозащитных российских организаций мы начали работать в качестве членов Комиссии по правам человека при Президенте России в 2002 году, исключительно на общественных началах и это позволило нам, с одной стороны, сохранить определенную независимость от государства и власти, а с другой – отстаивать перед Президентом позиции по самым острым проблемам в правозащитной сфере, исходя именно из общественных интересов, а не в угоду узковедомственных подходов нашей государственной бюрократии. Опираясь, в первую очередь, на общественные инициативы многих неправительственных организаций, их богатый опыт живой работы и экспертный ресурс, нам удалось найти поддержку Президента по целому ряду направлений. В частности, Президент поддержал наши предложения по гуманизации уголовно-процессуальной политики, реформе пенитенциарной системы, разработке механизмов общественного контроля за соблюдением прав человека в местах заключения, введению альтернативных методов наказания, по решению проблем внутриперемещенных лиц из Чеченской Республики, по проблемам гражданства и миграции, а также защите прав военнослужащих. Поддержаны также наши предложения об ограничении вмешательства правоохранительных органов в финансово-хозяйственную деятельность предприятий разных форм собственности, а совсем недавно нам удалось изменить позицию власти в сфере защиты окружающей среды, в части, касающейся сохранения государственных заповедников.

Тесно взаимодействуя с НПО-сообществом в отстаивании интересов людей, восстановлении их нарушенных прав, преодолении произвола со стороны как государственных, так и негосударственных чиновников, мы пришли к неутешительному выводу, что все больше требуется помощи и самим неправительственным организациям, и особенно – правозащитным. Именно поэтому по нашей инициативе в сентябре прошлого года Президентом России подписан Указ "О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации". Цель Указа – не "прикормить" и не "приручить" правозащитников, а наладить их более эффективное взаимодействие с государственными структурами, чтобы в совещательных и консультативных органах, создаваемых на федеральном и региональном уровне, было более значимым представительство правозащитных организаций. Когда мы проанализировали работу региональных Комиссий по правам человека, функционирующих в субъектах федерации, то выявили четкую закономерность – там, где Комиссии состоят, в основном из чиновников и где мало представителей НПО, такие Комиссии, как правило, заформализованы, неповоротливы и неэффективны. Они просто вырождаются в бюрократические придатки власти и не пользуются авторитетом у населения. Этим Указом сделан первый шаг по изменению характера правозащитных совещательно-консультативных органов на окружном и региональном уровне. Сейчас мы готовим новые инициативы в этой сфере, связанные, в первую очередь, с расширением возможностей НПО, созданием современных механизмов финансирования и обеспечения их финансовой устойчивости – при обязательном условии сохранения независимости в своей деятельности от государства.

Российский некоммерческий сектор (а сегодня это свыше 600 тысяч организаций), уже играет заметную роль в социально-экономической жизни страны, выступая источником социальных инноваций. Он развивается динамично и работает эффективно даже в сложных условиях нестабильного финансирования, основанного на безвозмездных поступлениях от юридических и физических лиц. Государственная поддержка в форме поступлений из бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов составляет всего 1,2% в общем объеме финансирования НКО. Однако потенциал российских НКО остается существенно не раскрытым. Сдерживающим фактором является налоговое законодательство в отношении НКО и благотворительности, за что его заслуженно критикуют как российские, так и зарубежные эксперты. Поэтому, исходя из необходимости создания условий для нормального развития гражданского общества, следующим Указом, опять же, по нашей инициативе, Президент преобразовал нашу Комиссию – в Совет при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, чем существенно расширил сферу нашей деятельности и повысил статус этого совещательно-консультативного органа.

Таким образом, помимо функционирующего в России, согласно Конституции, независимого государственного правозащитного института в виде Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (Омбудсмана) – в лице Совета сформирован влиятельный общественный институт, состоящий из лидеров наиболее авторитетных правозащитных и иных организаций, включая "Мемориал" и Московскую Хельсинкскую Группу, экспертов и известных журналистов. У Совета есть право и возможность непосредственно перед Президентом не только ставить самые острые проблемы в правозащитной сфере, но и предлагать их решения. В частности, у нас есть серьезные претензии к работе судебной системы, доступности и справедливости правосудия, к осуществляемой судебной реформе. Именно поэтому совсем недавно Совет провел беспрецедентные общественные слушания по этой волнующей всех проблеме, на основе которых готовится доклад для Президента с предложениями, что, на наш взгляд, надо сделать, чтобы обеспечить независимость судов, доступность и качество правосудия.

Совет не уходит в сторону от решения и таких острых проблем, как продолжающиеся, хоть и в несравнимо меньших масштабах, пропажи людей на территории Чеченской Республики, массовые нарушения конституционных прав граждан в башкирском городе Благовещенск, проявления расовой дискриминации, ксенофобии и антисемитизма, а также проблем, возникших со СМИ. Есть основания считать, что наша позиция и наши действия в решении этих проблем принесут определенные результаты.

В частности, в феврале с.г. Президент поддержал наше предложение о формировании в России основ ювенальной юстиции и, как первый шаг, введение специализированных судов для несовершеннолетних в судах общей юрисдикции. Для нас это чрезвычайно актуально, т.к. без создания правовой основы социальной политики в отношении детства, трудно справиться с теми социальными бедствиями, которые терпят наши дети. Детская безнадзорность, беспризорность, социальное сиротство, наркомания и преступность имеет единую природу и основной проблемой здесь является массовое нарушение прав детей – как со стороны общества и государства, так и со стороны самой семьи. Проблема защиты прав детей становится еще более актуальной в связи с затеянными Правительством многочисленными социальными реформами – от пресловутой "монетизации" до реформ образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. Исходя из нашего негативного опыта работы с Правительством по закону о "монетизации", когда оно не прислушалось к общественности и экспертам, не учло результаты общественной экспертизы Совета по этой проблеме и, фактически, дискредитировало в глазах населения саму идею монетизации, Совет намерен представить Президенту результаты общественной экспертизы всех заявленных реформ, которые затрагивают интересы населения страны. Надеемся, что это поможет еще на стадии подготовки привлечь к обсуждению независимых экспертов, поставить готовящиеся реформы под общественный контроль и предотвратить их возможные негативные последствия для населения. К сожалению, наши высокопоставленные правительственные чиновники не извлекли никаких уроков из негативного опыта своих предшественников. Они так и не научились считаться с мнением людей при проведении реформ, не считают нужным подробно объяснять, что и ради чего они делают, не научились думать о людях. Считая себя людьми демократичными, либеральными, они, в то же время, пытаются буквально силой насаждать либерализацию экономики и социальной сферы грубыми большевистскими методами, не считаясь с людьми. Именно это вызывает массовые протесты и отторжение у людей, а не сами по себе реформы или демократические ценности. Об этом свидетельствуют и последние опросы общественного мнения. По данным Фонда "Общественное мнение", большинство жителей России ассоциируют с демократией, прежде всего, свободу и права граждан, народовластие, закон и порядок; при этом 34% полагают, что демократии в стране еще недостаточно. Кстати, наиболее демократичными большинство россиян – 29% считают именно нынешние времена - при президенте Путине. Времена пребывания у власти Михаила Горбачева считают демократичными не более 11%, а годы президентства Бориса Ельцина оценивают, как демократию, всего 9% опрошенных.

Все это свидетельствует о том, что у нас есть гражданское общество и оно бурно развивается, люди учатся отстаивать свои интересы, и задача Совета – содействовать этому. Именно поэтому, совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Совет разрабатывает государственную программу по гражданскому образованию и воспитанию демократичности.

Источник: Сайт Совета при Президенте Российской Федерации по содействию
развитию институтов гражданского общества и правам человека
Опубликовано: 13.04.2005
http://www.sovetpamfilova.ru/made/press/814/


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

смотри также:

Комиссия ООН по правам человека назначила Специального докладчика по вопросу защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом

21 апреля делегаты 61-й сессии Комиссии ООН по правам человека единогласно одобрили резолюцию "Защита прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом", которой поручили своему председателю назначить Специального докладчика по этому вопросу и наделили его широкими полномочиями.

61-я сессия Комиссии ООН по правам человека - источник воодушевления и обеспокоенности

22 апреля в Европейском отделении ООН в Женеве завершила работу ежегодная шестинедельная сессия Комиссии ООН по правам человека. Члены Комиссии одобрили около 40 резолюций о ситуации с правами человека в отдельных странах, незаконных задержаниях, защите мигрантов, детей и инвалидов, расизма и дискриминации.

Кофи Аннан о необходимости реформы Комиссии по правам человека

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (ООН) Кофи Аннан, выступая на заседании комиссии ООН по правам человека в Женеве, заявил, что она не дает должного отпора нарушениям в области прав и свобод человека и следует создать новый орган по данной проблематике.

Луиза Арбур призвала укреплять механизмы коллективной ответственности за права человека

14 марта на ежегодной сессии Комиссии ООН по правам человека Верховный комиссар ООН по правам человека Луиза Арбур заявила, что международные усилия в области прав человека остаются "неудовлетворительными, спорадичными и избирательными". Она проинформировала о предстоящей реформе всего механизма ООН по защите прав человека и призвала международное сообщество укреплять механизмы коллективной ответственности за судьбу тех людей, правительства которых не могут или не хотят их защитить.

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]