На очередном заседании суда по делу организаторов выставки "Осторожно, религия!", которое состоялось в Таганском районном суде, выступили свидетели со стороны защиты. На вопросы судьи, адвокатов и прокурора ответили Лев Левинсон – эксперт Института прав человека, коллега обвиняемого директора Музея им. А. Сахарова Юрия Самодурова по правозащитной деятельности, бывший смотритель музея Любовь Холина. В качестве экспертов-специалистов со стороны защиты на процессе выступили художественный руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов и директор музея "Зверевский центр современного искусства" Алексей Сосна. Большую часть публики в судебном зале составляли женщины почтенного возраста, которые читали Псалтирь, осеняя себя крестным знамением, и бросали возмущенные реплики в адрес выступавших свидетелей. Бывший смотритель музея им. А. Сахарова Любовь Холина дежурила на выставке 18 января 2003 г. – как раз в тот день, когда шестеро молодых людей забросали экспонаты елочными шарами, заполненными краской. Свидетель утверждала, что эти шестеро действовали как организованная группа: сначала пришли двое из них, потом привели с собой остальных, которые вошли в зал "маршем, как военные", и, не осматривая экспонаты, сразу принялись громить экспозицию. По ее словам, когда эта группа была выведена из здания нарядом милиции, их уже ждала "группа поддержки". Таким образом, считает общественный защитник Евгений Ихлов, "оказалась разоблачена версия погромщиков, согласно которой они спонтанно примчались на выставку, узнав о ней из газет, и затем, потрясенные, пригласили друзей и вместе набросились на "богохульные" экспонаты". Отвечая на вопрос о содержании выставки, Л. Холина отметила, что "никаких призывов, побуждающих к ненависти", в экспозиции не было; напротив, "разные религии были представлены интересно". Свидетель Лев Левинсон, присутствовавший на открытии выставки 14 января 2003 г., утверждал, что вся деятельность музея им. А. Сахарова "полностью отрицает дискриминацию каких-либо групп людей", а Юрий Самодуров – "в высшей степени толерантный человек". Правозащитник категорически отрицал возможность интерпретации выставки как разжигающей какую-либо вражду. По его словам, цель выставки со столь "многосмысленным" названием – не унизить верующих, а вскрыть проблемы в религиозной жизни: "превращение религии в попсу", слияние Русской Православной Церкви с государством, "опошление религии" и т.д. Для этого художники выбрали наиболее адекватную форму, считает свидетель, – форму "карнавала, балагана, игры, шутовства". Эти "бахтинские" термины некоторыми участниками процесса были поняты буквально: как "посмешище" истолковала их прокурор Новичкова. Л. Левинсон не видит никаких оснований для привлечения обвиняемых к суду. Он привел многочисленные примеры в их поддержку: не судят же, говорил он, директора Государственной Третьяковской галереи, где выставлен "Крестный ход на Пасху" В. Перова – картина, изображающая сельский клир в самом неприглядном виде; не судили даже Льва Толстого, который в романе "Воскресение" "с ненавистью изобразил причастие заключенных"; а аббата Франсуа Рабле, высмеивающего пороки духовенства, "даже не сожгли". Исторически-искусствоведческую тему продолжил Леонид Бажанов. Он показал, что в выставке "Осторожно, религия!" участвовали известнейшие российские художники, а экспонирование подобных произведений принято во всем мире. В частности, многие произведения выставлялись и в его Центре современного искусства, поэтому "только случайно он не оказался на той же скамье подсудимых". Искусствовед заявил, что экспертиза, представленная обвинением, "абсолютно ненаучна". Следующее заседание суда 25 января 2005 года также будет посвящено допросу свидетелей со стороны защиты. Источник: Портал "Права человека в России"с ссылкой на сайт "Религия и СМИ" Опубликовано: 18.01.2005 http://www.hro.org/editions/sovok/2005/01/18.php Обвиняемым по "выставочному делу" грозит заключение сроком до пяти лет Деятели культуры выступили с открытым обращением в Таганский суд Москвы, где идет процесс по делу директора Музея и общественного центра имени Сахарова Юрия Самодурова, сотрудником Музея Людмилой Василовской и поэтом Анной Альчук. Их обвиняют их обвиняют в разжигании религиозной розни за проведение в январе 2003 года выставки современного искусства "Осторожно, религия!". Обвиняемым грозит тюремное заключение сроком до пяти лет. В обращении, в частности, говорится: "Мы поражены тем, что в XXI веке в России - светской европейской стране - прокуратура требует уголовного преследования за проведение художественной выставки. Страницы уголовного дела в связи с выставкой "Осторожно, религия!" возвращают нас к позорным временам преследования инакомыслящих. Гособвинение, допрашивая художников, буквально выискивает признаки "ереси". Авторы обращения считают абсурдом утверждение, что выставка, проведенная на территории светской негосударственной организации, является оскорблением чувств верующих и способствует разжиганию национальной розни. Работа художников всегда может служить предметом общественного обсуждения и критики, но никак не объектом уголовного разбирательства. В настоящее время подписи под обращением оставили более 200 человек. Сбор подписей продолжается. Следствие по делу "православные против современного искусства" пришло к выводу, что направленность выставки "состояла в публичном выражении в наглядно-демонстрационной форме унизительного и оскорбительного отношения к христианской религии в целом, а к православному христианству и Русской православной церкви в особенности, а также к религиозным символам православных верующих". После открытия выставки несколько человек, в том числе некие Михаил Люкшин и Анатолий Зякин, разломали и замазали краской экспонаты. Свои действия погромщики мотивировали тем, что их религиозные чувства якобы были оскорблены. Они были задержаны милицией, а сотрудники Центра выступили свидетелями по этому делу. Однако 11 августа Замоскворецкий суд признал незаконным возбуждение уголовного дела против Люкшина и Зякина. Cправка Обращение творческой интеллигенции по поводу преследования устроителей и участников выставки "Осторожно, религия!" В Таганский районный суд г. Москвы Искусство создается не для украшения интерьеров и потакания вкусам потребителей. Оно, прежде всего, призвано быть свидетелем времени и выразителем сложнейших процессов, происходящих в общественной и интеллектуальной жизни. Подлинное искусство - это всегда живой и актуальный отклик на вызов времени, и границы его не подлежат регулированию статьями уголовного кодекса, что четко и недвусмысленно выражено в определениях Европейского суда по правам человека. Свобода художественного творчества обязательно включает в себя свободу критического осмысления различных элементов культуры, в том числе, и того, как отражаются в культуре различные религии и идеологии. Уже три столетия как для носителей ценностей Европейской цивилизации самоочевидно, что любая культура нуждается в пространстве свободы, в котором она может развиваться и выражать различные точки зрения, не обязательно совпадающие с общепринятыми. Особенно это относится к искусству и, в первую очередь, к современному актуальному искусству. Свобода не может являться достоянием какой-то одной идеологии. Нам казалось, что утверждение в нашей стране в начале 90-х годов принципов конституционной демократии обеспечивает каждому гражданину России право свободно жить, свободно творить, свободно выражать свои взгляды, что эпоха идеологических гонений осталась навсегда в прошлом. Наше общество не является некой однородной массой. Как и в любой цивилизованной стране - оно соединяет самые различные социальные группы, со своим мировоззрением, своим восприятием культурных и исторических процессов. Художники, участвовавшие в выставке "Осторожно, религия!", пытаются выразить разные отношения к проблемам отражения религий в современной мировой и современной российской культуре. Реакция на эту выставку религиозных фундаменталистов, определенного толка политиков и прокуратуры доказывает, что есть в нашем обществе определенные силы, отказывающиеся считаться с основополагающими гражданскими правами, выраженными в нашей Конституции, во Всеобщей декларации прав человека. К сожалению, у многих людей вызывает агрессию непонятное, особенно если оно облечено в непривычную образную форму. Мы понимаем, что люди, считающие традиционную интерпретацию религиозных символов или исторических образов "священными", могут быть огорчены или рассержены их неоднозначной трактовкой в произведениях искусства. Для одних – это повод вступить в художественный или философский диалог. Для других – это предлог для насилия, для погрома и принуждения. Мы помним омерзительный приговор писателю Салману Рушди. Мы сами видели, к какому варварству, к какому разрушению тысячелетних памятников культуры привел фанатизм талибов в Афганистане. Нам казалось, что такое варварство – удел отсталых тоталитарных режимов. Мы поражены тем, что в XXI веке в России - светской европейской стране - прокуратура требует уголовного преследования за проведение художественной выставки. Страницы уголовного дела против директора Сахаровского центра Юрия Самодурова, сотрудницы музея Сахаровского Центра Людмилы Василовской и художницы Анны Альчук (Михальчук) в связи с выставкой "Осторожно, религия!" возвращают нас к позорным временам преследования инакомыслящих. Государственное обвинение, допрашивая художников, буквально выискивает признаки "ереси". Инквизиционное обвинение, сформулированное прокуратурой, свидетельствует о том, что в нашей стране, провозгласившей себя правовым и демократическим государством, в котором Закон гарантирует свободу совести и идеологический плюрализм, а Церковь отделена от Государства, не соблюдаются элементарные принципы свободы самовыражения. Вместо погромщиков, прихожан одного из московских православных храмов, разгромивших выставку, судят сотрудников музея и художников. Прокуратура опирается на позицию религиозных националистов, везде ищущих свидетельства нападок на Православную Церковь и на Россию. Обществу пытаются навязать художественный и мировоззренческий "стандарт", проникнутый духовной узостью и фанатизмом. Мы видим, что представители религиозных групп пытаются с помощью правоохранительных органов присвоить себе монопольное право на интерпретацию религиозной символики, давно уже ставшей достоянием мировой культуры и органически вошедшей в плоть и дух светского европейского искусства, к которому исторически относится и искусство России. Мы требуем уважения к праву на свободу выражения мнений, на свободу художественного творчества и на право доступа к культуре, гарантированное Конституцией России и международным правом. Мы считаем абсурдом утверждение, что выставка, проведенная на территории светской негосударственной организации, является оскорблением чувств верующих и способствует разжиганию национальной розни. Работа художников всегда может служить предметом общественного обсуждения и критики, но никак не объектом уголовного разбирательства. Нам стыдно за позицию прокуратуры Москвы, потому что она позорит доброе имя нашей страны, дискредитирует российскую правоохранительную систему. Источник: Портал "Права человека в России" с ссылкой на Грани Опубликовано: 13.01.2005 http://www.hro.org/editions/sovok/2005/01/13.php Заявление Международного общества "Мемориал" Обвинительный приговор откроет простор для репрессий по идеологическим основаниям В январе 2003 года группа художников-авангардистов выставила в стенах Музея и общественного центра им. Сахарова выставку своих работ "Осторожно - религия!". Через несколько дней после открытия выставки на выставке был совершён погром группой прихожан церкви Николы-в-Пыжах и членов Союза православных граждан: выломаны и облиты краской экспонаты, намалеваны надписи. Прибывшая милиция погромщиков задержала, но вскоре отпустила. Руководство Музея Сахарова немедленно закрывает выставку. В возбуждении против погромщиков уголовного дела прокуратура отказывает - вместо этого по просьбе двухсот с лишком депутатов Госдумы было возбуждено уголовное дело против кураторов выставки и руководителей Музея. И вот уже семь месяцев в Таганском суде г. Москвы идет судебный процесс над художником и поэтом Анной Альчук (Михальчук), сотрудником Музея и Людмилой Василовской и директором Музея Юрием Самодуровым. Прокуратура сочла их преступной группой, которая "действовала с прямым умыслом, направленным на возбуждение ненависти и вражды, а также унижение национального достоинства большого числа верующих, в связи с их принадлежностью к христианской религии, в особенности к православному христианству и Русской Православной Церкви". 17 января суд начал заслушивать свидетелей защиты, и, по-видимому, процесс близок к завершению. ***** С нашей точки зрения, дело о выставке носит откровенно политический характер. Позиция прокуратуры и на стадии следствия, и в суде отчетливо укладывается в общую картину наступления власти на право граждан России свободно выражать свои убеждения. Конечно, в демократическом государстве недопустимо незаконное ущемление прав верующих граждан или их объединений, одним из которых является Русская Православная Церковь, и суды призваны защищать их законные права от посягательств. Но очевидно, что сегодня в Таганском суде представители государственного обвинения заняты не защитой оскорбленных и не противодействием разжиганию вражды и ненависти. Они создают прецедент, открывающий широкую дорогу для подавления в нашей стране свободы совести, мысли, творчества. При этом сама по себе выставка не вызывает у многих из нас симпатий. Отдельные из представленных на ней работ некоторым из нас, - а среди нас есть и православные христиане, и последователи других конфессий, и атеисты, - представляются этически ущербными. И мы вполне понимаем, что у верующих эта выставка могла вызывать непонимание или чувство обиды и оскорбленности. Мы уверены, что если бы выставка состоялась, то вокруг нее неминуемо возникла бы публичная дискуссия, - возможно, что и в самых резких формах. В рамках этой дискуссии можно было бы обсуждать и границы допустимого в искусстве, и необходимость самоограничения в самовыражении, и ответственность - или безответственность - художника перед окружающими. Попытки найти широкий консенсус по таким вопросам, как нам представляется, вряд ли связаны с риском для общественной морали. Вместо этого выставка была разгромлена, а государство, вначале отказавшись от того, чтобы принимать какие-то меры к погромщикам, затем вторглось в область, которая должна быть свободна от подобного вмешательства. Совершенно очевидно, что у прокуратуры нет, да и не может быть никаких доказательств того, что обвиняемые по данному процессу своими действиями стремились возбудить какую-либо ненависть или вражду, желали унизить чье-либо национальное достоинство. Поэтому за неимением ничего другого обвинение основывает свою позицию на так называемом "Заключении экспертов по уголовному делу № 4616". Заключение это, безграмотное с правовой точки зрения (впрочем, эксперты и не обязаны быть образованы в этой области), поражает своей инквизиционной казуистикой, интеллектуальной нечестностью и постоянными подменами понятий. Не рассматривая подробно "Заключение…" и базирующееся на нем обвинение (они уже были обсуждены и разобраны во многих публикациях), отметим лишь, что в данном случае, как нам видится, обвинение от имени государства предъявляется на идеологических, а не на правовых основаниях. "Эксперты", а за ними и следствие, утверждают: "Русская Православная Церковь <…> является исторической и социальной реалией, имеющей фундаментальное нациообразуещее, социообразующее и государствообразующее значение на всей огромной территории Российского государства на протяжении всей истории его существования. Поэтому негативные и уничижительные характеристики, высказываемые по отношению к ней, входят в конфликтное противодействие со всей совокупностью традиционных и сакральных устоев, на которых созидалась история Российского государства, формировалось национальное самосознание русских и других православных народов России". И если суд вынесет обвинительный приговор, то это будет означать, что в России устанавливается новая государственная идеология, в основу которой положена даже не одна из исповедываемых ее гражданами религий, а именно Русская Православная Церковь как институт. С этого момента любое критическое высказывание о РПЦ, ее иерархах и деятельности может, при желании на то властей, рассматриваться как уголовно наказуемое деяние. Вполне очевидно, что это будет означать разрыв со светским и демократическим характером нашего государства. Логическим продолжением этой линии в дальнейшем может стать объявление уголовно наказуемым деянием публично сделанное гражданином заявление о том, что с его точки зрения, "бога нет", или аргументация этого тезиса, или научный анализ становления какой-либо религии, поиск ее источников вне "божественного откровения". Мы решительно настаиваем на прекращении уголовного преследования устроителей выставки в Музее Сахарова.
|