|
Приглашаем к участию в его деятельности.
С уважением, Руководитель Рабочей группы Круглого стола. Председатель Совета ПО ВО "Интерресурсы", эксперт ГД РФ, к.э.н. Ольга Макаренко knagina@rc.msu.ru
Гражданский Форум, 21 ноября 2001 г.
Тема 14: Правовые и экономические условия независимого существования и эффективной деятельности некоммерческих организаций
МЕМОРАНДУМ
"Реформирование экономики и общественный сектор" (документ принят участниками Круглого стола 22.11.01 г.)
Россия вступила в новый этап развития, когда на первый план выходит не борьба, а конструктивная деятельность, созидание. Двигателем этих перемен не могут быть только политики и бюрократия. Чтобы перемены удались, нужно прямое участие в них широких общественных кругов.
Участники Круглого стола, разделяя это мнение, считают необходимым отметить следующее.
С начала проведения реформирования экономики страны властями основной акцент был сделан на вопросе реформы коммерческой и производственной сфер с целью развития предпринимательства, а реформирования экономики социальной сферы как таковой не проводилось. Процессы изменений в данной области шли в основном стихийно, как следствие изменений в экономике в целом и потерь организациями социальной сферы традиционных ресурсных источников. Признание нехватки бюджетных источников для решения накопившихся в обществе социальных проблем - это явно недостаточный шаг для перехода к новым условиям существования социальной сферы в стране. Без обеспечения поддержки формирования компенсационных механизмов страна столкнется с их неминуемым обострением.
С начала реформ особняком решался вопрос появления в структуре экономики социальной сферы неправительственных некоммерческих организаций, создававшихся по инициативе частных лиц. Данный вопрос в настоящее время так и остается не доурегулированным, хотя юридические основания существования общественного сектора были заложены уже в 1995-1996 годах в первую очередь гражданским законодательством. К настоящему времени и в данном секторе, в первую очередь в связи с вопросами хозяйственной деятельности, накопился ряд проблем, требующих срочного, но при этом системного разрешения. Важнейшая часть проведения реформы экономики общественного сектора и социальной сферы - принятие ряда законодательных актов и создание инфраструктурных условий ее проведения.
Начавшийся новый этап реформ не должен повторить ошибки предыдущего периода. Исходя из убеждений, что государство для поиска наиболее результативных решений социально-значимых вопросов заинтересовано в конструктивном диалоге с общественностью, участники Круглого стола обращают внимание общества на необходимость совместного с властями обсуждения в режиме постоянно действующего круглого стола "Реформирование экономики и общественный сектор" следующих проблем:
- Экономическая статистика, информация и документооборот в третьем секторе, вопросы прозрачности процессов.
- Участие третьего сектора в решении проблемы занятости и кадры в третьем секторе
- Экономические механизмы и процедуры межсекторного взаимодействия
- Финансовые институты третьего сектора и внебюджетные средства
- Третий сектор - налогообложение, бюджетный процесс и социально-экономическая эффективность, как система.
- "Горячие" законопроекты и нормативные акты, программы и проекты, прошедшие процедуры общественных обсуждений и экспертизы профессионалов.
Участники круглого стола осознают важность успешного хода реформирования экономики, совмещаемого с решением социальных проблем на основе социального партнерства и эффективного межсекторного взаимодействия.
Сегодня нельзя упустить время для проведения комплексного реформирования экономики социальной сферы в ходе нового этапа социально-экономических реформ, создать такую экономическую систему, которая в конечном счете, определит на долго политический вектор развития государства и общества. При этом особенно важно ориентироваться на проведение общегосударственной политики, которая будет способствовать установлению правовых механизмов, обеспечивающих баланс государственных, общественных и частных интересов, активизирует инвестиционную деятельность и создаст ресурсы, достаточные для решения наиболее острых социальных проблем.
Мы убеждены, что налаженный переговорный процесс и совместная работа представителей государства, неправительственных общественных организаций и организаций деловых кругов, ускорит процессы реформирования экономики, изменит к лучшему условия развития гражданского общества в РФ, будет способствовать уменьшению социальной напряженности, и одновременно стабилизирует экономический рост. "Социализация экономики" создание системы "инвестиций в человека" несмотря на колебания экономической конъюнктуры мирового рынка, позволят повышать благосостояние всего населения страны и найти дорогу к благополучию граждан и государства.
ПРИЛОЖЕНИЕ К МЕМОРАНДУМУ "Реформирование экономики и общественный сектор" (документ принят участниками Круглого стола 22.11.01 г.)
Проект Основ Концепции и Программы совместных действий власти и гражданского общества
По результатам обсуждения идей Меморандума круглого стола и в ходе дискуссии участники пришли к следующим заключениям:
- Поддержать предложения по созданию постоянно действующего Круглого Стола "Реформирование экономики и общественный сектор". Деятельность Круглого Стола должна быть направлена на формирование стратегии и основных задач по признанию государством роли и деятельности некоммерческого сектора в качестве равноправного участника экономических преобразований в России.
- Приоритетными признаются темы для обсуждения:
- Экономическая статистика, информация и документооборот в третьем секторе, вопросы прозрачности процессов.
- Участие третьего сектора в решении проблемы занятости и кадры в третьем секторе
- Экономические механизмы и процедуры межсекторного взаимодействия
- Финансовые институты третьего сектора и внебюджетные средства
- Третий сектор - налогообложение, бюджетный процесс и социально-экономическая эффективность, как система.
- "Горячие" законопроекты и нормативные акты, программы и проекты, прошедшие процедуры общественных обсуждений и экспертизы профессионалов.
- Постоянно действующий Круглый Стол начинает свою деятельность в Государственной Думе РФ при депутате Залепухине Н.П.. Впоследствии его работа будет строиться на принципах межкомитетского круглого стола с приглашением к участию представителей исполнительной власти.
- Для оперативной текущей работы в рамках Круглого Стола создается Рабочая группа Круглого Стола и рабочие группы в регионах на принципах широкого участия НКО в его деятельности.
Для повышения эффективности этой работы Рабочая группа Круглого стола содействует интенсивному информационному обмену заинтересованных организаций третьего сектора и обеспечивает выход на регулярное издание Вестника Круглого Стола
- Круглый Стол и в первую очередь Рабочая группа Круглого Стола осуществляет передачу разработанных, прошедших экспертизу и подготовленных к реализации проектов и документов напрямую в структуры законодательной и исполнительной власти на принципах "горячей линии".
Данную работу Рабочая группа Круглого Стола начинает сразу по завершении Гражданского форума, обеспечив адресное предоставление в структуры власти документов, переданных ей в ходе работы Гражданского форума (предложения по внесению поправок в рассматриваемые Государственной Думой РФ законопроекты, включая налоговое и бюджетное законодательство; документы по созданию Федерального Совета по поддержке благотворительности и других советов и комиссий как регулярных межсекторных переговорных площадок; документы Программы "Беспризорники", проектов "Круг", "Инвалидный туризм" и других, содействующих разрешению наиболее острых проблем социальной сферы).
Данный проект служит основой для создания Концепции и Программы совместных действий власти и гражданского общества "Реформирование экономики и общественный сектор".
Утверждено решением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.П. Залепухина от 21 января 2002 года
ПОЛОЖЕНИЕ о постоянно действующем Круглом Столе "Реформирование экономики и общественный сектор" (при депутате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.П. Залепухине)
Общие положения
- Постоянно действующий Круглый Стол "Реформирование экономики и общественный сектор" (далее -Круглый Стол) является общественным координирующим, экспертным, аналитическим органом, а также переговорной площадкой при депутате Государственной Думы РФ, опирающимся в своей работе на взаимодействие неправительственных организаций и органов государственной власти, а также на деятельность неправительственных организаций как в России, так и на международной арене.
- Круглый Стол организован по итогам Гражданского Форума (21-22 ноября 2001 г.) для обеспечения конструктивного взаимодействия представителей гражданского общества и государственной власти с целью формирования стратегии и основных задач по признанию государством роли и деятельности некоммерческого сектора в качестве равноправного участника экономических преобразований в России, более активного привлечения неправительственных организаций к законотворческому процессу, обеспечивающему проведению преобразований.
- Постоянно действующий Круглый Стол начинает свою деятельность в Государственной Думе РФ при депутате Залепухине Н.П.. Впоследствии его работа будет строиться на принципах межкомитетского круглого стола с приглашением к участию представителей исполнительной власти.
- Круглый Стол в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами и соглашениями, а также настоящим Положением.
- Постоянные участники Круглого Стола выполняют свои обязанности на общественных началах.
Цели и задачи работы Круглого Стола
Основными задачами работы Круглого Стола являются:
- создание Концепции и Программы совместных действий власти и гражданского общества "Реформирование экономики и общественный сектор";
- содействие Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в разработке предложений по совершенствованию законодательства, обеспечивающее проведение реформирования экономики при активной поддержке общественности и в соответствии с задачами развития укрепления гражданского общества;
- содействие расширению взаимодействия неправительственных организаций и федеральных органов государственной власти в целях обеспечения более эффективного проведения реформирования экономики России;
- содействие в подготовке конференций, симпозиумов, семинаров и иных подобных мероприятий по тематическим вопросам Круглого Стола, связанных с деятельностью неправительственных организаций, и принятие участия в их работе;
- содействие и принятие участия в подготовке публикаций по тематике Круглого Стола;
- предоставление рекомендаций неправительственным организациям для участия в качестве экспертов, наблюдателей и т.п. в программах, проектах и иных мероприятиях, отвечающих целям и задачам Круглого Стола.
Состав постоянных участников Круглого Стола
- В состав постоянных участников Круглого Стола входят представители неправительственных организаций Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представляющие профильные комитеты и депутатские объединения в Государственной Думе, а также эксперты от Правительства РФ.
- Неправительственные организации Российской Федерации, представители которых могут участвовать в деятельности Круглого Стола, должны отвечать следующим критериям:
- быть зарегистрированными государственными органами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "Об общественных объединениях" или иными Федеральными законами, регулирующими деятельность неправительственных организаций;
- иметь представительный характер, пользоваться устойчивой репутацией (авторитетом) среди неправительственных организаций, подтверждаемой конкретными достижениями.
- Численность постоянных участников Круглого Стола не должна превышать 30 участников.
Организация работы Круглого Стола
- В своей деятельности Круглый Стол опирается на решения, принятые в ходе проведения Гражданского форума неправительственных организаций (21-22 ноября 2001 года).
- Приоритетными признаются темы для обсуждения:
- Экономическая статистика, информация и документооборот в третьем секторе, вопросы прозрачности процессов.
- Участие третьего сектора в решении проблемы занятости и кадры в третьем секторе
- Экономические механизмы и процедуры межсекторного взаимодействия
- Финансовые институты третьего сектора и внебюджетные средства
- Третий сектор - налогообложение, бюджетный процесс и социально-экономическая эффективность, как система.
- "Горячие" законопроекты и нормативные акты, программы и проекты, прошедшие процедуры общественных обсуждений и экспертизы профессионалов.
Круглый Стол работает по соответствующим секциям.
- Для оперативной текущей работы в рамках Круглого Стола создается Рабочая группа Круглого Стола и рабочие группы в регионах на принципах широкого участия неправительственных организаций в его деятельности.
- Подготовка очередных мероприятий Круглого Стола и текущая работа по реализации его предложений и решений осуществляется Рабочей группой Круглого Стола и ее секретариатом.
- Состав Рабочей группы Круглого Стола и его секретариата определяется решением депутата Н.П. Залепухина на основе предложений неправительственных организаций.
- Председательствует при очередных проведениях заседаний участников Круглого Стола депутат Государственной Думы РФ Н.П. Залепухин или по его поручению один из членов Рабочей Группы Круглого Стола.
- Очередные заседания участников Круглого Стола проводятся не реже одного раза в три месяца. По инициативе постоянных участников Круглого Стола могут созываться внеочередные тематические встречи участников Круглого Стола с приглашением экспертов и иных заинтересованных лиц, а также специальные заседания Рабочей группы Круглого Стола или ее секретариата.
- Для повышения эффективности этой работы Рабочая группа Круглого Стола содействует интенсивному информационному обмену заинтересованных организаций третьего сектора и обеспечивает выход на регулярное издание Вестника Круглого Стола.
РЕШЕНИЯ постоянно действующего Круглого Стола "Реформирование экономики и общественный сектор" (24 января 2002 г., Государственная Дума РФ.)
1. Отчет Рабочей группы Круглого Стола "Реформирование экономики и общественный сектор" по формированию механизма деятельности.
Решили: признять отчет Рабочей группы постоянно действующего Круглого Стола "Реформирование экономики и обзщественный сектор" к сведению.
2. Вопросы государственной поддержки инвалидов в 2002 году
Решили: признать необходимым провести анализ социальноэкономической эффективности федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы"
3. Участие в подготовке документов федеральной целевой программы "Беспризорники"
Решили: продолжить работу по подготовке проекта федеральной целевой программы "Беспризорники", начатую летом 2001 года при поддержке депутата ГД РФ Залепухина Н.П. Межрегиональной Ассоциацией "Детям - свет надежды" и ее партнерскими организациями, представлненную депутатам ГД РФ, руководителям ряда субъектов федерации и Правительству РФ; поддержать решение депутата ГД РФ Залепухина Н.П о вхождении в Комиссию ГД по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.
4. Подготовка следующего тематического заседания участников Круглого Стола "Реформирование экономики и общественный сектор"
Решили: провести следующее заседание в конце февраля - начале марта 2002 года на тему: "Экономическая статистика, информация и документооборот в третьем секторе, вопросы прозрачности процессов" с приглашением представителей Госкомстата РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда занятости РФ, Фонда медицинского страхования РФ.
Руководитель Рабочей группы КС О.В. Макаренко
|