6 апреля, в Москве на 75-м году жизни, после продолжительной болезни умерла Лариса Иосифовна Богораз. Ее имя - символ борьбы за права человека в нашей стране. БОГОРАЗ ЛАРИСА ИОСИФОВНА (8.08.1929, Харьков, Украина – 6.04.2004, Москва). Родители — партийные и советские работники, участники Гражданской войны, члены партии. В 1936 отец Б. был арестован и осужден по обвинению в "троцкистской деятельности". В 1950, окончив филологический факультет Харьковского университета, Б. вышла замуж за Ю. ДАНИЭЛЯ и переехала в Москву; до 1961 работала преподавателем русского языка в школах Калужской области, а затем Москвы. В 1961-1964 - аспирант сектора математической и структурной лингвистики Института русского языка АН СССР; работала в области фонологии. В 1964-1965 жила в Новосибирске, преподавала общую лингвистику на филфаке Новосибирского университета. В 1965 защитила кандидатскую диссертацию (в 1978 решением ВАКа была лишена ученой степени; в 1990 ВАК пересмотрел свое решение и вернул ей степень кандидата филологических наук). Б. знала о "подпольной" литературной работе своего мужа и А. СИНЯВСКОГО; в 1965, после их ареста, она, вместе с женой СИНЯВСКОГО Марией Розановой, активно способствовала перелому общественного мнения в пользу арестованных писателей. Дело СИНЯВСКОГО и ДАНИЭЛЯ положило начало систематической активности многих правозащитников, в том числе и самой Б. В 1966-1967 Б. регулярно ездит в мордовские политические лагеря на свидания к мужу, знакомится там с родственниками других политических заключенных, включает их в круг общения московской интеллигенции. Ее квартира становится "перевалочным пунктом" для родственников политзаключенных из других городов, едущих на свидания в Мордовию, и для самих политзаключенных, возвращающихся из лагеря после отбытия наказания. В своих обращениях и открытых письмах Б. впервые ставит перед общественным сознанием проблему современных политзаключенных. После одного из таких обращений офицер КГБ, "курировавший" семью Даниэлей, заявил: "Мы с вами с самого начала находились по разные стороны баррикады. Но вы первая открыли огонь". Эти годы - период консолидации многих разрозненных ранее оппозиционных групп, кружков и просто дружеских компаний, чья активность начинает перерастать в общественное движение, позднее названное правозащитным. Не в последнюю очередь благодаря "окололагерным" контактам Б. этот процесс быстро вышел за рамки одной социальной группы - московской либеральной интеллигенции. Так или иначе, она оказалась в центре событий. Поворотным моментом в становлении правозащитного движения стало обращение Б. (совместно с П. ЛИТВИНОВЫМ) "К мировой общественности" (11.01.1968) - протест против грубых нарушений законности в ходе суда над А. ГИНЗБУРГОМ и его товарищами ("процесс четырех"). Впервые правозащитный документ апеллировал непосредственно к общественному мнению; даже формально он не был адресован ни советским партийным и государственным инстанциям, ни советской прессе. После того как его многократно передали по зарубежному радио, тысячи советских граждан узнали, что в СССР существуют люди, открыто выступающие в защиту прав человека. На обращение начали откликаться, многие солидаризировались с его авторами. Некоторые впоследствии стали активными участниками правозащитного движения. Подпись Б. стоит и под многими другими правозащитными текстами 1967-1968 и последующих лет. Несмотря на возражения со стороны ряда известных правозащитников (сводившиеся к тому, что ей как "лидеру движения" не следует подвергать себя опасности ареста) 25.08.1968 Б. приняла участие в "демонстрации семерых" на Красной площади против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Арестована, осуждена по ст. 190(1) и 190(3) УК РСФСР на 4 года ссылки. Отбывала срок в Восточной Сибири (Иркутская область, пос. Чуна), работала такелажницей на деревообделочном комбинате. Вернувшись в Москву в 1972, Б. не стала принимать непосредственного участия в работе существовавших тогда диссидентских общественных ассоциаций (лишь в 1979-1980 вошла в состав комитета защиты Т. ВЕЛИКАНОВОЙ), однако продолжала время от времени выступать с важными общественными инициативами, одна или в соавторстве. Так, ее подпись стоит под так называемым "Московским обращением", авторы которого, протестуя против высылки А. СОЛЖЕНИЦЫНА из СССР, потребовали опубликовать в Советском Союзе "Архипелаг ГУЛАГ" и другие материалы, свидетельствующие о преступлениях сталинской эпохи. В своем индивидуальном открытом письме председателю КГБ СССР Ю.В. Андропову она пошла еще дальше: отметив, что не надеется на то, что КГБ откроет свои архивы по доброй воле, Б. объявила, что намерена заняться сбором исторических сведений о сталинских репрессиях самостоятельно. Эта мысль стала одним из импульсов к созданию независимого самиздатского исторического сборника "Память" (1976-1984), в работе которого Б. принимала негласное, но довольно активное участие. Изредка Б. публиковала свои статьи в зарубежной печати. Так, в 1976 она, под псевдонимом "М. Тарусевич", опубликовала в журнале "Континент" (в соавторстве со своим вторым мужем А. МАРЧЕНКО) статью "Третье дано", посвященную проблемам международной разрядки; в начале 1980-х вызвал общественную дискуссию ее призыв к британскому правительству отнестись более гуманно к заключенным террористам Ирландской республиканской армии. Б. неоднократно обращалась к правительству СССР с призывом объявить всеобщую политическую амнистию. Кампания за амнистию политических заключенных, начатая ею в октябре 1986 вместе с С. КАЛЛИСТРАТОВОЙ, М. ГЕФТЕРОМ и А. ПОДРАБИНЕКОМ, была ее последней и наиболее успешной "диссидентской" акцией: призыв Б. и других к амнистии был на этот раз поддержан рядом видных деятелей советской культуры. В январе 1987 М. Горбачев начал освобождать политзаключенных. Однако муж Б. А. МАРЧЕНКО не успел воспользоваться этой амнистией - он скончался в Чистопольской тюрьме в декабре 1986. Общественная деятельность Б. продолжилась в годы перестройки и пост-перестройки. Она принимала участие в подготовке и работе Международного общественного семинара (декабрь 1987); осенью 1989 вошла в состав воссозданной Московской Хельсинкской группы и некоторое время была ее сопредседателем; в 1993-1997 входила в правление российско-американской Проектной группы по правам человека. В 1991-1996 Б. вела просветительский семинар по правам человека для общественных организаций России и СНГ. Б. - автор ряда статей и заметок по истории и теории правозащитного движения. А.Ю. Даниэль Памяти Ларисы Богораз Ее уже успели назвать "легендой правозащитного движения" - для этого достаточно перечислить сделанное ею в шестидесятых. В 1965 году арестовали ее мужа, писателя Юлия Даниэля. Тогда Лариса Богораз много сделала, чтобы поднять кампанию солидарности с ним и с его "подельником" Андреем Синявским - апеллировали тогда еще к советской власти. Усилиями ее, других родственников и друзей осужденных, московская интеллигенция осознала, что совсем рядом, в Мордовии по-прежнему существуют политические лагеря. Подружившийся с Даниэлем в заключении Анатолий Марченко вышел "на волю" с идеей написать книгу о лагере - соавтором этой книги "Мои показания" вполне можно назвать Ларису Иосифовну. Но вскоре в Мордовию вскоре отправились и Александр Гинзбург с Юрием Галансковым, составившие "Белую книгу" по делу Синявского и Даниэля. Суд превратился в фарс, и тогда Лариса Багораз с Павлом Литвиновым впервые адресовали свой протест не власти, а "мировой общественности". Это обращение вызвало вал индивидуальных и коллективных писем протеста - то, что назвали "эпистолярной революцией" весны 1968-го, из чего потом родилась "Хроника текущих событий". Весна длилась не долго. 26 августа, после повторного осуждения Марченко, после ввода советских войск в Чехословакию, Лариса Богораз вместе с еще семью друзьями вышла на демонстрацию на Красную Площадь. За это она была приговорена к ссылке в Сибири. Все это было "впервые" - солидарность, книга, письма, демонстрация, и уже за это можно было бы назвать "легендой". Можно было бы продолжить, но... Но Лариса Иосифовна была начисто лишена "блеска бронзового величия". Не было восторга, "восклицательного знака" - наоборот, удивление, "знак вопросительный". Пример - неожиданная, казалось бы, "смена жанра". В 1974-м, после высылки Солженицына, она подписывает "Московское обращение" с призывом к открытию архивов о ГУЛаге, стоит у истоков издания самодеятельных исторических сборников "Память". В ней не чувствовался пафос, в рассказах все было просто. Про ссылку: "шпалу сосновую легко было таскать, другое дело - из лиственницы..." Или с юмором - про то, как частными уроками зарабатывали на жизнь, когда государство работы не давало. Или с убийственным сарказмом… И не было в ней ригоризма "канона диссидентского морального кодекса" - она сама, вечно задаваясь вопросами, была его живым воплощением. Кажется, этот дух Лариса Богораз привнесла и в "Мемориал" в конце 1980-х. Именно это неуловимое, ускользающее ощущение удивления и свободы мы постараемся сохранить. Общество "Мемориал"
|