|
Как должно строиться сотрудничество компаний с некоммерческим сектором? Ответ на этот вопрос дала в своем докладе на конференции "Социальная ответственность компаний в России" директор Российского представительства Британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF Россия) Ольга Алексеева. Она опровергла расхожее заблуждение о том, что некоммерческий сектор сплошь состоит из благотворительных фондов, собирающих деньги для нуждающихся. В действительности фонды составляют менее 10% всех НКО. А 50% - это различные членские организации, в том числе профессиональные союзы и ассоциации. Они защищают интересы физических и юридических лиц, которые в них входят. Еще 25% НКО - это службы и центры, которые оказывают постоянные услуги (в том числе и социальные) населению и организациям. 10% - занимаются защитой интересов и прав отдельных групп граждан или населения в целом. И, наконец, 5% - различные исследовательские организации. Источники дохода у всех типов НКО разные. Правозащитные и экологические организации практически все средства получают от международных фондов. Социальные НКО, напротив, зарубежными организациями не финансируются. 60% их доходов складывается из пожертвований российских компаний и отчислений из местных бюджетов. О.Алексеева отметила, что за постперестроечный период российский некоммерческий сектор совершил мощный рывок в развитии. Если в 1986 году в России было всего 20 общественных организаций, то сегодня их насчитывается 350 тысяч. Главное достижение третьего сектора, по мнению главы CAF Россия, - это выработка нового, цивилизованного подхода к социальной поддержке, когда акцент ставится не на количество оказанных услуг, а на то, насколько они помогают решить проблему. По ее словам, бизнес и государство пока отдают предпочтение первому подходу, который не гарантирует эффективности социальных программ. О.Алексеева также рассказала о моделях взаимодействия компаний с НКО. Она считает, что самый простой способ - финансирование самих НКО - далеко не самый лучший. Это приводит к зависимости организаций. Одна из наиболее успешных форм сотрудничества - это финансирование грантов на конкурсной основе. CAF Россия убедился в этом на собственном опыте. Уже несколько лет он проводит грантовые программы совместно с РОСБАНКом, Интерросом и другими компаниями. "Эта технология позволяет помочь многим небольшими средствами и никому не отказывать, потому что проигрыш в конкурсе это не субъективный отказ", - объясняет О.Алексеева. Еще один эффективный механизм, по ее словам, это создание фондов местного сообщества, который объединяет средства и усилия местной власти, бизнеса и общества для решения социальных проблем. Глава CAF Россия отметила также новые программы по вовлечению сотрудников компании в благотворительную деятельность компании. "Существует целый ряд организаций, которые занимаются разработкой и внедрением эффективных программ социального участия компаний: CAF Россия, Агентство социальной информации и др.", - сообщила Ольга Алексеева. Она признала также, что на пути взаимодействия некоммерческого сектора и компаний есть серьезные проблемы. Например, завышенные ожидания обеих сторон: НКО ждут "золотого дождя", а бизнес думает, что они "могут обслужить тысячи людей за один день". Острейшими проблемами являются также: "непрозрачность", слабый менеджмент некоммерческого сектора, ревностное отношение власти и государственных учреждений к поддержке НКО бизнесом. По мнению О.Алексеевой, ключ к успеху в сотрудничестве общественных организаций и компаний - ясная стратегия, прозрачность и публичность в принятии решений, знание взглядов и нужд целевых аудиторий компаний для того, чтобы социальное участие давало стратегические преимущества бизнесу. Контакт: Российское представительство Британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF Россия) телефон: (095) 792-59-29 Источник: Агентство социальной информации (Новости от 02.04.2004)
|