|
14 января в Музее им. Андрея Сахарова открылась выставка «Осторожно, религия», в которой участвовало около сорока художников из России, США, Японии, Кубы, Армении и Грузии. Некоторые из этих художников хорошо известны в России и за рубежом. 18 января выставка была разгромлена шестью хулиганами. Художникам был нанесен существенный материальный ущерб (многие работы были порваны, замазаны краской, разбиты), не говоря уже о ущербе моральном: выставка закрылась на три недели раньше. Пресса отреагировала на это событие неоднозначно. Было множество статей, осуждающих погром. Однако появилось немало статей, авторы которых, явно не видевшие выставку, солидаризуются с погромщиками, причем, делается это от имени народа или православных верующих. Особое возмущение вызвала статья Дмитрия Ольшанского «но… И целого бульдозера мало», напечатанная в газете «Консерватор» (24-30 января 2003 г.). В ней содержится клевета на художников, занимающихся современным искусством, которые, якобы, «портили, гадили, громили, издевались, убивали (пусть только животных)». «В принципе, - продолжает Ольшанский, - в любом разумно организованном обществе, непохожем на какую-нибудь чудесно либеральную Голландию или Британию, подобного рода мастеров культуры попросту сажают. В обществе более строгом, религиозном – поступают более жестко. Бедная наша Россия в девяностых была государством ультралиберальным, и защитить нас от прикрывающихся словом «художник» агрессивных уродцев было некому». Перед нами не просто недопустимое оскорбление достойных людей, названных «агрессивными уродцами», но и явный призыв к физической расправе над художниками. Что может быть более жестко, чем тюремное наказание: санкционированный расстрел всех художников или может быть, нападение и убийство из-за угла по одиночке? Что имеет в виду господин Ольшанский, когда пишет о «строгом, религиозном обществе»? Может быть, Иран, где писатель Рушди был приговорен к смерти за сборник стихов? Он предлагает и в России приговаривать к смерти за высказывания и убеждения? Пока в этой стране в Конституции записаны права на свободу слова, совести и вероисповеданий, высказывания Ольшанского подпадают под определение экстремистских, так как являются прямым натравливанием одних людей на других, то есть разжиганием розни. Неприкрытое подстрекательство к убийству звучит в интервью Ивана Охлобыстина, опубликованном Дмитрием Соколовым-Митричем в «Известиях» 7 марта 2003 г. Охлобыстин заявляет: «Я не удивлюсь, если что-нибудь случится с организаторами выставки. И даже при всем терпении православных людей – я не уверен, что они будут скорбеть об этом». «Я бы на месте властей посадил бы их, причем максимально быстро. Потому что, если они останутся безнаказанными, их здесь убьют». Поразительно, что человек, для которого основная заповедь любой религии «не убий» является пустым звуком, называет себя священником (Иоанном). Недопустимые высказывания и оскорбления в адрес художников можно найти и в статье кандидата искусствоведения Капитолины Кокшеневой «Злоумышленное глумление», напечатанной в «Литературной газете» (5-11 февраля 2003 г.). Кокшенева считает «совершенно естественной» реакцию людей, которые испортили работы. «Ими, и только ими, держалась земля наша во все времена, а не мелкими пакостниками, назвавшими себя «художниками»». Среди нас есть люди православного вероисповедания, и нам не понятно, на каком основании госпожа Кокшенева присваивает себе право говорить от лица всех православных верующих, ведь в ее интерпретации они с неизбежностью должны придавать погрому и хулиганству статус героического действия. Далее она аппелирует к «государственным органам, призванным поддерживать исполнение законов». Впрочем, как выясняется, законы Кокшеневу не волнуют, ведь они однозначно на стороне художников, ставших жертвами хулиганских действий. Кандидата искусствоведения волнует «порядок». «Порядок, - учит она, – это наличие в государстве закона о государствообразующей титульной нации (о русском народе). И тогда все встанет на свои места – основные символы и духовные святыни будут определены непосредственно в государственном законе и защищены им». Что означают подобные призывы для многонациональной и многоконфессиональной России, надеемся, понятно всем! Поразительно по своему взвинченному тону и Обращение деятелей науки и культуры «В связи с организацией кощунственной выставки в Центре Сахарова», помещенное на новостной ленте www.portal-credo.ru 22 января. Явно не видевшие выставку, приписывающие работы не тем авторам, подписанты: Валентин Распутин, Никита Михалков, Игорь Шафаревич, Василий Белов, Николай Бурляев, Илья Глазунов, Вячеслав Клыков, Михаил Назаров и Лина Мкртчан, - заявляют, что выставку «Осторожно, религия» «нельзя сравнить даже с коммунистическими аналогами: тогдашние безбожники были одурачены и думали, что Бога нет. А здесь сознательный сатанизм, новый его этап». Здесь оскорбительным для художников является обвинение в сатанизме и странная забывчивость подписавшихся, которые фактически утверждают, что высылка священников в концлагеря, их расcтрел, невозможность для их детей получить высшее образование, практиковавшиеся большевиками, ничто по сравнению с несколькими работами, выставленными в Сахаровском центре. Концовка этого письма также вызывает недоумение: «Это событие как бы бьет в набат. Оно должно стать последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. Необходимо мобилизовать все силы, способные оценить, какого масштаба национальная катастрофа происходит на наших глазах. Иначе – конец. Иначе – предательство России, Православия, Христа, за которое не может нам быть прощения». Хочется спросить господ-подписантов, как же они представляют себе современное искусство? Неужели воздействие выставки может быть столь разрушительным, что под ее давлением может обрушиться Россия и Православие? Неужели Россия настолько слаба, а православие настолько неукоренено, что могут рухнуть под влиянием нескольких фотографий и инсталляций?… Нас возмущает развернутая в средствах массовой информации компания травли организаторов и участников выставки, так как это способствует разжиганию межрелигиозной розни и противоречит конституции Российской Федерации. Анна Альчук, художница, литератор Михаил Рыклин, ведущий сотрудник Института философии Игорь Макаревич, художник Елена Елагина, художница Ирина Вальдрон, художница Марина Любаскина-Шутц, художница Марина Обухова, художница Герман Виноградов, художник Татьяна Антошина, художница Олег Кулик, художник Людмила Бредихина, арткритик Наталья Каменецкая, художница Мария Пожарицкая, художница Александр Панов, арткритик, журналист, заведующий отделом «Искусство» журнала «Еженедельный журнал» Вера Сажина, художница Владислав Мамышев (Монро), художник, писатель Олег Киреев, критик, художник Никита Алексеев, художник, журналист, заведующий отделом «Культура» в газете «Иностранец» Оксана Саркисян, художница, арткритик, куратор проектов Анастасия Нелюбина, художник, Санкт-Петербург Ольга Касьяненко, искусствовед, куратор проектов, Санкт-Петербург Марина Колдобская, куратор, журналист, директор СПб филиала ГЦСИ Алексей Кушнаренко, куратор выставок, Санкт-Петербург Елена Цветаева, директор Калининградского филиала Государственного центра современного искусства Дмитрий Булатов, художник, куратор специальных проектов, Калининградский филиал Государственного центра современного искусства Евгений Уманский, художественный руководитель Калининградского филиала Государственного центра современного искусства Ирина Чеснокова, куратор, Калининградский филиал Государственного центра современного искусства Елена Морюхова, сотрудник Калининградского филиала Государственного центра современного искусства Евгений Паламарчук, сотрудник Калининградского филиала Государственного центра современного искусства Марк Сафонов, инженер Калининградского филиала Государственного центра современного искусства Сергей Загний, композитор Алексей Сосна, поэт, директор Музея «Зверевский центр современного искусства» Леонид Бажанов, искуствовед, художественный критик, куратор, художественный руководитель Государственного центра современного искусства Наталья Абалакова, художница Анатолий Жигалов, художник Александра Митлянская, художница Александр Косолапов, художник Людмила Михайловна Алексеева, Московская Хельсинская группа, Москва Габдулла Исакаев, вице-председатель Курганского Информационного правозащитного центра, Курган Коллектив Информационного центра правозащитного движения, Москва Николай Гудском, президент Российского союза эсперантистов Евгений Ихлов, координатор постоянного семинара «Россия эпохи постмодерна» Игорь Шамшев, народный депутат СССР, член межрегиональной группы в 1989-1991 гг. Лев Пономарев, доктор физико-математических наук
|