РУКОВОДСТВО ПО ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ИНДИКАТОРАМ


ГЛАВА 4
ИНДИКАТОРЫ НА УРОВНЕ ОТДЕЛЕНИЯ И РЕГИОНА/СТРАНЫ

Разрабатывая гендерно-чувствительные индикаторы на уровнях отделения и региона/страны (R/C), персоналу КАМР неизбежно придется ответить на вопросы:

  • могут ли просто результаты отделения или региона/страны "быть сверстаны" из результатов программ и проектов, или
  • сумма результатов на уровнях отделения и региона/страны больше, чем компонентные части на уровне программы и проекта.

Рассматривая эти аспекты, полезно провести различие между целями типа 1 и 2 (смотри раздел 3.3.2 и ниже). Установление индикаторов на уровне отделения и региона/страны также требует внимания к специфике и временной шкале целей. Это показано в следующем разделе.

4.1 ИНДИКАТОРЫ НА УРОВНЕ ОТДЕЛЕНИЯ

В Руководстве рассмотрены планы уровня отделения, содержащие цели и индикаторы программы "Женщины в развитии" для Азии, Африки, Ближнего Востока и многосторонних отделений. Пример, приведенный ниже в Таблице 4.1, является общим, заимствованным из планов уровня отделения для иллюстрации возможной постановки целей и применения индикаторов.

4.1.1 Цели и индикаторы

Чтобы продемонстрировать возможность "сверстать результаты" отделения из результатов проекта и программы, мы используем примеры целей типа 1 и 2 из таблицы.

Цель типа 1. Возросшее число девочек, посещающих начальную школу, можно измерить, прибавив уровень зачисления девочек в районе, охваченном проектом КАМР, ко всему региону, и результат будет суммой индивидуальных проектов, которые КАМР поддерживает.

Цель типа 2. (также из таблицы). Поддержка полного участия женщин в принятии решений в политической и социальной сферах является более сложной для количественного измерения. Поскольку цель широкая, кроме прибавления воздействия индивидуальных проектов, представляется необходимым проанализировать влияние общего программирования путем внимательного качественного анализа той роли, которую играют женщины в принятии решений 6.

Таблица 4.1
Цели и индикаторы на уровне отделения
ЦелиТипы ЦелейИндикаторыТипы индикаторов
Больше женщин на оплачиваемой работеТип 1Данные о росте занятости доходов женщин как результат проектовПроцесс/ Окончательные результаты
Рост числа девочек, посещающих начальную школуТип 1Недавно зарегистрированные девочки в начальных школахПроцесс
Совершенствование консультативных и кредитных служб для мелкого и среднего предпринимательства, включающих женщин-предпринимателейТип 1Число малого и среднего бизнеса, стремящегося и получающего консультации
Число новых займов

Число фирм, компаний, получивших поддержку
Процесс



Средства и ресурсы
Средства и ресурсы
Улучшение качества начального образования для девочекТип 2Число подготовленных классов и учителей, обученных для преподавательской работы с девочкамиСредства и ресурсы/процесс
Продвижение женщин на уровень принятия решений в политической и социальной сферах и улучшение социально-экономических условийТип 2Возросшее количество женских групп, способствующих фундаментальным переменам и более справедливому развитиюПроцесс

Индикаторы в Таблице 4.1, взятые из планов отделения, являются главным образом индикаторами средств и ресурсов, а также индикаторами процесса. Они имеют ограничения, поскольку именно индикаторы окончательных результатов наиболее вероятно расскажут нам о том, были ли достигнуты цели и получены ли результаты. Относительно легко можно установить индикаторы окончательных результатов для целей типа 1. Например, индикатор процесса "Число подготовленных классов и обученных учителей для занятия с девочками" ограничен, поскольку здесь возможно увеличение числа преподавателей при одновременном падении качества образования. Одним из индикаторов окончательных результатов для цели "Улучшения качества начального образования для девочек" мог бы стать "Тридцатипроцентный рост грамотности среди девочек, получающих начальное образование", который вскрыл бы и результат роста числа обучаемых учителей и подготовленных классов.

Таблица 4.1 показывает тесную связь индикаторов с целями. Например, разбивка на фазы цели "Рост числа девочек, посещающих начальную школу" означает, что здесь для измерения больше подходит показатель процесса, чем индикатор окончательного результата, в данном случае рост числа посещающих школу.

4.1.2 Индикаторы и временные шкалы

Таблица 4.1 также показывает, что временной масштаб целей является важным элементом при отборе индикатора. В случае с качеством образования для девочек средства и ресурсы КАМР для подготовки учителей (кадров для образования девочек) могут и не привести к подъему уровня грамотности в течении нескольких лет, в то время как возможно измерить число учителей, обученных в течении данного года. Таким образом, если цели поставлены для одного года, индикатор процесса более уместен, чем индикатор окончательных результатов.

4.1.3 Индикаторы и неспециальные цели

Измеряя результаты программы "Женщины в развитии" на уровне отделения, КАМР придется принять решение относительно уровня спецификации, которую оно требует (смотри раздел 3.2.3). Например, цели "Больше женщин заняты на оплачиваемой работе" и "Рост числа девочек, посещающих начальную школу" не определяют, насколько больше требуется женщин и девочек участвовать прежде, чем цель будет достигнута. Также и цель "Совершенствование качества начального образования для девочек" не указывает, на сколько требуется улучшение качества образования для достижения цели.

4.2 ИНДИКАТОРЫ НА УРОВНЕ РЕГИОНА/СТРАНЫ

Настоящее Руководство анализирует современные и прошлые гендерные стратегии на уровне региона/страны и цели для Бенгладеш, Индонезии, Филиппин, Ямайки, Вьетнама и Зимбабве, также как и консультационные материалы по вопросам стратегии гендерной справедливости для КАМР в Центральной Америке. Цели, связанные с гендером, были постоянными для стран и направлены на четыре главные сферы:

  1. реализацию программы "Женщины в развитии и гендерной справедливости" в рамках КАМР;
  2. обеспечение включения программы "Женщины в развитии и гендерной справедливости" во все циклы проекта;
  3. поддержку и укрепление институтов в развивающихся регионе/стране;
  4. политический диалог.

В литературе и материалах КАМР цели, относящиеся к вышеуказанным двум первым сферам, были тщательно исследованы (смотри раздел 3.1). Индикаторы для данных целей (например, индикаторы ресурсов для обучения) разработать относительно легко. Индикаторы цели 2 могут быть сверстаны из проекта и приданы на уровень региона/страны.

Цели 3 и 4 представляют большую трудность в разработке индикаторов. Индикаторы средств и ресурсов, а также процесса будет легче разработать, чем индикаторы окончательных результатов для данных целей. Например, измерить ресурсы, предназначенные для институтов, представляется возможным, но пройдут года прежде, чем эти ресурсы окажут какое-то воздействие. Существует мало работ, посвященных проблеме индикаторов для измерения поддержки развития институтов; Пакистанский отдел КАМР разрабатывает такие индикаторы, однако без учета гендерного подхода (смотри CIDA 1995).

Индикаторы политического диалога разрабатывать трудно, поскольку сложно определить степень влияния специфических мер, касающихся женщин, на изменения в политике. Такие индикаторы были успешно разработаны для экономической реформы. (Mosley et al 1991), но поскольку многие политические сферы, связанные с гендером, являются менее ощутимы, чем экономическая реформа, гендерно-чувствительные индикаторы будет сложнее разработать на этом уровне7.

Систематизация целей по типу 1 и типу 2 на уровне региона/страны представляется целесообразным методом для определения возможности разработки индикаторов.

4.2.1 Определение базы для сравнения

Установление точек отсчета для определения прогресса или регресса - одна из сложнейших задач при применении индикаторов. Азиатское отделение КАМР подготовило Руководство по ресурсам для разработки индикаторов общих гендерно-чувствительных точек отсчета для использования в программах уровня региона/страны (CIDA 1995а). Глава 3 Руководства по ресурсам предлагает общий набор индикаторов для политической, институциональной, юридической, экономической, социальной, демографической и сфер связанных с окружающей средой. Этот набор индикаторов-специфический для Азиатского региона и для приоритетов женщин в данном регионе, однако его можно адаптировать для использования другими отделениями на уровне программ региона/страны.

Повторение главы

  • При выборе гендерно-чувствительных индикаторов возникает жизненно важный вопрос, требующий ответа: могут ли результаты отделения и региона/страны быть "сверстаны" из результатов программы/проекта.
  • Сроки и специфика целей должны определять выбор индикаторов.
  • Гендерно-чувствительные цели последовательно присутствуют в инициативах КАМР во всех территориальных отделениях, которые концентрируются на: 1) реализации программы Женщины в развитии и гендерная справедливость; 2) содействии интеграции программы Женщины в развитии и гендерная справедливость во все циклы проекта; 3) обеспечении возможностей для развития институтов; 4) политическом диалоге. Результаты последних двух целей сложны для измерения. На современном этапе в планах уровня отделения делается акцент на индикаторах средств и ресурсов и индикаторах процесса реализации программы/проекта больше, чем на индикаторах промежуточных и окончательных результатов.
  • Индикаторы должны быть привязаны к точкам отсчета, от которых исчисляется прогресс или регресс.

6Альтернативой могло бы стать определение успеха проекта в намеченные сроки, и затем подсчитать количество успешных проектов в каждом отделении.
7Список целей уровня региона/страны представлен в приложении 3. Смотри сноску 2 о других работах по индикаторам устойчивости институтов.
Содержание