РУКОВОДСТВО ПО ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ИНДИКАТОРАМГЛАВА 4 |
Цели | Типы Целей | Индикаторы | Типы индикаторов |
---|---|---|---|
Больше женщин на оплачиваемой работе | Тип 1 | Данные о росте занятости доходов женщин как результат проектов | Процесс/ Окончательные результаты |
Рост числа девочек, посещающих начальную школу | Тип 1 | Недавно зарегистрированные девочки в начальных школах | Процесс |
Совершенствование консультативных и кредитных служб для мелкого и среднего предпринимательства, включающих женщин-предпринимателей | Тип 1 | Число малого и среднего бизнеса, стремящегося и получающего консультации Число новых займов Число фирм, компаний, получивших поддержку |
Процесс Средства и ресурсы Средства и ресурсы |
Улучшение качества начального образования для девочек | Тип 2 | Число подготовленных классов и учителей, обученных для преподавательской работы с девочками | Средства и ресурсы/процесс |
Продвижение женщин на уровень принятия решений в политической и социальной сферах и улучшение социально-экономических условий | Тип 2 | Возросшее количество женских групп, способствующих фундаментальным переменам и более справедливому развитию | Процесс |
Индикаторы в Таблице 4.1, взятые из планов отделения, являются главным образом индикаторами средств и ресурсов, а также индикаторами процесса. Они имеют ограничения, поскольку именно индикаторы окончательных результатов наиболее вероятно расскажут нам о том, были ли достигнуты цели и получены ли результаты. Относительно легко можно установить индикаторы окончательных результатов для целей типа 1. Например, индикатор процесса "Число подготовленных классов и обученных учителей для занятия с девочками" ограничен, поскольку здесь возможно увеличение числа преподавателей при одновременном падении качества образования. Одним из индикаторов окончательных результатов для цели "Улучшения качества начального образования для девочек" мог бы стать "Тридцатипроцентный рост грамотности среди девочек, получающих начальное образование", который вскрыл бы и результат роста числа обучаемых учителей и подготовленных классов.
Таблица 4.1 показывает тесную связь индикаторов с целями. Например, разбивка на фазы цели "Рост числа девочек, посещающих начальную школу" означает, что здесь для измерения больше подходит показатель процесса, чем индикатор окончательного результата, в данном случае рост числа посещающих школу.
Таблица 4.1 также показывает, что временной масштаб целей является важным элементом при отборе индикатора. В случае с качеством образования для девочек средства и ресурсы КАМР для подготовки учителей (кадров для образования девочек) могут и не привести к подъему уровня грамотности в течении нескольких лет, в то время как возможно измерить число учителей, обученных в течении данного года. Таким образом, если цели поставлены для одного года, индикатор процесса более уместен, чем индикатор окончательных результатов.
Измеряя результаты программы "Женщины в развитии" на уровне отделения, КАМР придется принять решение относительно уровня спецификации, которую оно требует (смотри раздел 3.2.3). Например, цели "Больше женщин заняты на оплачиваемой работе" и "Рост числа девочек, посещающих начальную школу" не определяют, насколько больше требуется женщин и девочек участвовать прежде, чем цель будет достигнута. Также и цель "Совершенствование качества начального образования для девочек" не указывает, на сколько требуется улучшение качества образования для достижения цели.
Настоящее Руководство анализирует современные и прошлые гендерные стратегии на уровне региона/страны и цели для Бенгладеш, Индонезии, Филиппин, Ямайки, Вьетнама и Зимбабве, также как и консультационные материалы по вопросам стратегии гендерной справедливости для КАМР в Центральной Америке. Цели, связанные с гендером, были постоянными для стран и направлены на четыре главные сферы:
В литературе и материалах КАМР цели, относящиеся к вышеуказанным двум первым сферам, были тщательно исследованы (смотри раздел 3.1). Индикаторы для данных целей (например, индикаторы ресурсов для обучения) разработать относительно легко. Индикаторы цели 2 могут быть сверстаны из проекта и приданы на уровень региона/страны.
Цели 3 и 4 представляют большую трудность в разработке индикаторов. Индикаторы средств и ресурсов, а также процесса будет легче разработать, чем индикаторы окончательных результатов для данных целей. Например, измерить ресурсы, предназначенные для институтов, представляется возможным, но пройдут года прежде, чем эти ресурсы окажут какое-то воздействие. Существует мало работ, посвященных проблеме индикаторов для измерения поддержки развития институтов; Пакистанский отдел КАМР разрабатывает такие индикаторы, однако без учета гендерного подхода (смотри CIDA 1995).
Индикаторы политического диалога разрабатывать трудно, поскольку сложно определить степень влияния специфических мер, касающихся женщин, на изменения в политике. Такие индикаторы были успешно разработаны для экономической реформы. (Mosley et al 1991), но поскольку многие политические сферы, связанные с гендером, являются менее ощутимы, чем экономическая реформа, гендерно-чувствительные индикаторы будет сложнее разработать на этом уровне7.
Систематизация целей по типу 1 и типу 2 на уровне региона/страны представляется целесообразным методом для определения возможности разработки индикаторов.
Установление точек отсчета для определения прогресса или регресса - одна из сложнейших задач при применении индикаторов. Азиатское отделение КАМР подготовило Руководство по ресурсам для разработки индикаторов общих гендерно-чувствительных точек отсчета для использования в программах уровня региона/страны (CIDA 1995а). Глава 3 Руководства по ресурсам предлагает общий набор индикаторов для политической, институциональной, юридической, экономической, социальной, демографической и сфер связанных с окружающей средой. Этот набор индикаторов-специфический для Азиатского региона и для приоритетов женщин в данном регионе, однако его можно адаптировать для использования другими отделениями на уровне программ региона/страны.