РУКОВОДСТВО ПО ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ИНДИКАТОРАМ


ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ РУКОВОДСТВА И ЕГО ЧИТАТЕЛИ

2.1 ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В начале 90-х г.г. большинство агентств по развитию предприняли определенные шаги по совершенствованию своей роли в осуществлении оценки деятельности. Ориентированный на результаты менеджмент широкомасштабных программ Канадского агентства международного развития представляет собой механизм для решения задачи, нацеленной на усовершенствование оценки действий, развиваемых КАМР. Разработка и отбор индикаторов, которые могут измерить процесс эволюции эффективности как на уровне программы, так и на уровне проекта - ключевой момент менеджмента, ориентированного на результаты.

Программа Женщины в развитии и гендерная справедливость, являясь интегральной составляющей для цели Канадского агентства международного развития, располагает соответствующим подразделением и разрабатывает комплекс гендерно-чувствительных индикаторов, специально связанных с политикой Отдела по вопросам женщин в развитии и гендерной справедливости КАМР.

Цель настоящего Руководства - вооружить персонал Агентства инструментарием для более эффективного определения результатов деятельности Отдела по вопросам женщин в развитии и гендерной справедливости. Это, в свою очередь, позволит глубже понять пути достижения результатов с последующим внедрением полученных знаний в практику и совершенствования стиля программы. В документе о политике в отношении женщин в развитии и гендерной справедливости на период с 1995 по 2000 год отмечено, что "применение гендерно-чувствительных индикаторов содержится в планах Отделения, целях программы и приоритетах, в документации программы/проекта" (Канадское Агентство Международного Развития 1994 г, Приложение 1).

Однако используемые донорами индикаторы несовершенны, и насколько известно авторам, данное Руководство является первым, которое касается гендерно-чувствительных индикаторов на всех уровнях, на которых действует КАМР (от отделения до проекта)1.

В октябре 1994 года Отдел по вопросам женщин в развитии и гендерной справедливости КАМР организовал однодневный семинар для первоначальной дискуссии по проблемам гендерно-чувствительных индикаторов, в которой участвовало пять специалистов в данной сфере. Решение о подготовке комплексного и универсального руководства стало одним из результатов этого семинара. Затем прошел целый год, в течении которого проводились многочисленные консультации с персоналом КАМР в Халле (Квебек) и в других местах, а также с практиками и учеными. Целый ряд рецензий был получен на данное Руководство и дополняющее его Пособие. В целом около двух сотен человек приняло участие в консультировании в процессе подготовки Руководства и Пособия: многие из них прочитали их целиком и представили свои обстоятельные и полезные комментарии, за которые авторы выражают им свою признательность.

2.2 ЦЕЛЬ

Цель данного Руководства:

  • Способствовать пониманию концепции и методологии индикаторов, делая особый акцент на гендерно-чувствительные индикаторы.
  • Предложить рекомендации и направления для применения гендерно-чувствительных индикаторов, уделяя специальное внимание проектам, ориентированным на конечного пользователя.

Читателям следует обратить внимание на то обстоятельство, что представленная работа - это Руководство по индикаторам, а не Руководство по мониторингу (контролю) и оценке, который охватывает гораздо более широкую сферу. Индикаторы составляют лишь одну часть, хотя и важную, действий по мониторингу и оценке. В Пособии Бэмбергера и Валадеза (1994) для разработчиков политики программы и политики в отношении персонала проекта можно обнаружить детальную и очень полезную дискуссию по проблемам мониторинга и оценке на уровне проекта.

2.2.1 Акцент и проекты

Основное внимание в Руководстве уделяется результатам на уровне проекта, и оно больше, чем то, которое оказывается внутренней интеграции цели ЖВР/ГС (WID/GE) в рамках КАМР. Это не означает, что какая-то из этих двух сфер важнее другой. Однако, как замечено Комитетом по развитию помощи (КРП) (Development Assistance Committee - DAC), большинство попыток по поддержанию устойчивости институциональной структуры в рамках доноров касались внутренних процессов (CIDA, 1994i). Гораздо меньше внимания уделялось развитию индикаторов, связанных с осуществлением программы. По этой причине и в результате консультаций со многими служащими КАМР Отдел по вопросам женщин в развитии и гендерной справедливости решил выпустить Руководство, в котором приоритет отдается уровню проекта и, в частности, проекта, ориентированного на конечного пользователя.

Таким образом, в Руководстве не затрагиваются такие важные области КАМР как поддержание устойчивости институциональной структуры, развитие мощностей и сфера политического диалога. Не представлялось возможным в рамках одного руководства охватить и такие области как мониторинг и оценка инициатив, хотя их чрезвычайно важно совершенствовать2.

2.3 ЧИТАТЕЛИ РУКОВОДСТВА

Руководство несомненно окажется полезным каждому в Агентстве, работающему с индикаторами. Дискуссия о концепциях и методиках применения показателей демонстрирует пользу индикаторов и выявляет возможные их ограничители. Особенно штат сотрудников, занятый на уровне проекта, найдет для себя как рациональное обоснование, так и стратегию для применения индикаторов при выполнении своих обязанностей по проекту. В Приложениях вы обнаружите специальную методологическую информацию по вопросам преимуществ и недостатков использования специальных индикаторов.

    С учетом акцента на уровень проекта, Руководство окажется полезным для любого служащего Агентства, который стремится усилить компонент оценки ЖВР/ГС (WID/GE) в своей работе над проектом.

1Руководство подготовлено Тони Беком и Мортоном Стелкнером. Док. Бек - консультант по проблемам развития - исследователь из Института Азиатских исследований, Университет Британской Колумбии. Док. Стелкнер - профессор факультета экономики Университета Конкордия.
2Недавно был предпринят ряд исследований по проблемам измерения развития возможностей и усиления роли института. Смотри, например, CIDA 1995c; IDRS 1994, International Institute for Sustainable Development 1995; и Munansinghe and Shearer 1995.
Содержание