|
Встреча
теоретиков и практиков
Круглый стол на тему: "Инновации в женском творчестве"
20 апреля 2001 года
в Георгиевском клубе Москвы в рамках готовящегося международного проекта
"Женщины и художественное новаторство в России" прошел под руководством
ведущей, Т.Г.Михайловской Круглый стол "Инновации в творчестве русских
писательниц". Вопросы, затронутые в ходе обсуждения, обнаружили свою
важность и актуальность во многом именно потому, что участниками дискуссии
стали как непосредственные участники литературного процесса, создатели
художественных произведений, так и ученые-филологи, разрабатывающие проблемы
гендерного литературоведения, размышляющие над особенностями и спецификой
женского творчества в теоретическом аспекте.
А. А. Альчук: В культуре уже так много сделано, что для того, чтобы продвинуться
хоть немного вперед, необходимо учитывать традицию. Если обратиться к
творчеству Ры Никоновой и Сергею Сегею, то сразу становится понятно, как
хорошо они знакомы с традицией футуризма и зауми, творчеством В.Хлебникова
и А.Крученых, опиравшихся на самые архаические пласты русского языка.
Я полагаю, что, в сущности, новаторство - это попытка воссоздания оснований,
некого праязыка, неподвластного изменчивой моде. Поэтому при работе со
структурными уровнями языка возникает не просто проблема пола автора,
а вообще проблема авторства, т.к. я убеждена, что мы являемся всего лишь
трансляторами того, что в языке изначально уже заложено.
Н.М. Габриэлян: На мой взгляд, следует выделять новаторство тематическое,
образное, языковое (стилистическое). И на всех уровнях мы можем говорить
о "женском". По крайней мере, в современной женской прозе на
уровне тематическом, безусловно, имеется новаторство: писательницы привнесли
в литературу телесный опыт женщины, в частности, проблемы, связанные с
репродуктивным опытом: беременность, роды, аборты - то, что практически
не затрагивалось писательницами в советское время. Если же говорить об
образном уровне, то новая женская проза очень активно занялась деконструкцией
традиционных мужских и женских образов. Однако на уровне стилистики дело
обстоит сложнее. Здесь многое зависит от подхода. Существуют две концепции
в осмыслении проблемы пола: сторонники эгалитарной концепции утверждают,
что между полами нет никаких различий; сторонники же различий утверждают,
что мужчина и женщина психологически и ментально различны. Думается, поэтому
в настоящий момент мы можем говорить только о символическом мужском и
женском. В этом случае мужской символьный ряд предстает как ряд определенностей,
а женский символьный ряд как ряд неопределенностей. И тут мы сталкиваемся
с проблемой, когда черты женского письма обнаруживаются в произведениях
авторов-мужчин (Кафка, Джойс, Пруст). Литературоведы пока не располагают
инструментарием для обнаружения связи между биологическим и символическим
полом в творчестве. Мне ближе позиция отличий. Я предполагаю, что женщина
обладает опытом, недоступным мужчине: опытом симбиотического существования,
который она проживает в беременности. Это опыт сосуществования "я"
и "не я", когда граница между матерью и ребенком недифференцирована.
Это, несомненно, должно влиять на творчество. Так, в поэзии Марии Шкапской,
посвященной женскому телесному опыту, мир предстает как огромное взаимное
перетекание. И в ее стихах символическая женственность явно укоренена
в биологической.
Многие феминистки утверждают, что вся культура мужская. С этим трудно
согласиться, т.к. песни, сказы, погребальные плачи, заплачки, заговоры
создавались, в основном, женщинами. Таким образом, инструментарий, мелос
поэзии, ритм, рифма во многом наработаны женщинами. То же самое можно
сказать и о музыкальном творчестве, в основании которого лежит народная
музыка, предшествовавшая появлению композитора-автора. Поэтому вряд ли
правомерно думать, что весь "творческий инструментарий" создан
мужчинами, а женщины его лишь робко осваивают.
М.В.Михайлова: Хотелось бы поддержать мысль Габриэлян о различиях "мужской"
и "женской" прозы. Они особенно ярко прочитываются в психологической
прозе, в которой можно обнаружить определенное новаторство уже в литературе
Серебряного века. Творчество писательниц Л.Д.Зиновьевой-Аннибал, Анны
Мар, Н.Петровской характеризуется прорывом в женское подсознание. Особый
интерес представляют попытки Зиновьевой-Аннибал в сборнике рассказов "Трагический
зверинец" создания и описания психологии девочки со свойственным
ей специфическим по отношению к взрослым или мальчикам-ровестникам потенциалом
мимикрии, оборотничества, маскарадности, которые подчас заменяют развитие,
осознание, согласие, определяют протест. Ведь девочка изначально вовлечена
в круг женских тем, женского языка. Она окружена особой навязчивой заботой
с материнской стороны и ощущает отчужденность отца. Девочка обладает особым,
очень интимным отношением к миру сказки, мифа, книги, сна, фантазии, к
миру животных и собственного "женского" тела. Следует также
помнить о способноститворческих людей к мимикрии, когда воспроизводятся,
стилизуются черты другого пола. В этом плане особый интерес представляют
стилизации "женских дневников" в творчестве Брюсова, созданные
им образцы женской лирики ("Стихи Нелли"). Перед литературоведом
встает интереснейшая задача: установить, просвечивает ли мужская психология
автора в изображении женского телесного и психологического опыта, какая
визуальная картина возникает в итоге.
В.В. Аристов: Действительно, репрезентацию "женского" можно
найти как у Шкапской, так и у Габриэль Мистраль, у многих современных
поэтесс. Но хотелось бы выделить другой уровень "собственно женского".
Так, в стихах Е.Мнацакановой присутствуют абстрактные музыкальные структуры,
потому что все ее произведения по сути песни, плачи, отголоски высокого
и отдаленного хора. Ее "Великое тихое море" - это колыбельная
песня матери, причем мать и дочь странным образом поменялись местами.
Л.Г. Вязмитинова: В качестве "знаковых" фигур женской поэзии
я хотела бы выделить Марию Степанову, Нину Искренко, Елену Кацубу. Они
все интереснейшим образом взаимодействует с праосновами языка.
Н.В.Байтов: Говорить о новаторстве нужно в связи с глубочайшим кризисом
логоцентризма, который сейчас переживается культурой. Этот кризис давно
и глубоко развился в философии и естественных науках, в меньшей степени
он отражен в литературе. В том, что мы имели до сих пор, был силен статус
истины, которая имела фаллическое подобие и была пафосно напряжена. Женские
инновационные практики помогли бы нам из этого кризиса выйти. В литературе
я вижу альтернативу в создании игровых объектов. Роль женщин в силу их
созидательных возможностей очень важна в декоративном искусстве, где объект
искусства создается для украшения жизни.
М.А.Ордынская: И все же женщины творят на фундаменте, заложенном мужчинами,
и их взаимоотношения с миром - мужские. Вербализация - вообще мужской,
а не женский тип общения с миром. На сегодняшний день вся литература -
мужская. Женские практики утеряны. А поскольку женское - это пассивное,
то и писать из пассивного состояния невозможно.
Е.А.Кайдалова: Действительно, мужчина строит миры, а женщина с той или
иной степенью талантливости пытается увести читателя в некий мир, существующий
вокруг нее. И у женщины нет материала, чтобы построить новый мир.
Д.В.Кузьмин: Я не знаю, что возникло раньше, полноценная репрезентация
женского или мужского в культуре? Мужская литература, т.е. литература
созданная мужчинами, отказывается от традиционного концепта мужественности.
Это особенно заметно на примере лирической поэзии. Традиционный образ
мужчины как человека преодолевающего, лидирующего перестает осознаваться
и репрезентироваться лирическим субъектом. Текст, созданный мужчиной,
может себе позволить сегодня предъявить слабость, потерю ориентиров. Традиционный
концепт мужественности подвергается более глубокой ревизии, чем концепт
женственности. В этом смысле можно говорить о феминистском характере письма
мужчин. Ревизия концепта мужественности и женственности снимает вопрос
о половой принадлежности автора. В отечественной гей-культуре (например,
у Евгения Харитонова) наиболее полно представлена проблематика ревизии
концепта мужественности.
Т.Г.Михайловская: На каком уровне возникает новаторство? Для своего времени
(1973) текст Ры Никоновой "По тебе плакала", может быть, и был
новаторским - здесь появились новые лексические ходы, но по образной системе
и тематике он оставался совершенно традиционным. Но это традиционное содержание
она перевела тогда же в таблицу. Это новаторство, потому что со времен
Чичерина этим никто не занимался. Женское новаторство работает не на уровне
содержательного и понятийного, а на уровне вербального, на уровне оформления,
структуры. Изначально оно очень архаично. Новаторство ставит вопрос "как",
а не "что". А вообще интересно осмыслить принципы работы творческих,
"мужско-женских" пар (Никонова-Сигей, Кацуба-Кедров, Миркина-Померанец).
А.Е. Килимник: В доказательство реализации женского творческого потенциала
можно привести факт грандиозного взрыва женской режиссуры на фоне общего
кризиса режиссуры. О вкладе женщин в живопись свидетельствует выставка
"Амазонки авангарда", на которой можно было увидеть абсолютно
новаторские произведения О.Розановой, Н.Гончаровой, А.Экстер, Л.Поповой,
В.Степановой, Н.Удальцовой. Женщины внесли колоссальный вклад и в русскую
музыкальную культуру: Наталья Сац, создавшая единственный в мире детский
музыкальный театр с постоянно действующей труппой, Мария Юдина, пианист
и философ в одном лице, сестры Гнесины. В. Вульф не случайно стала первой
в Западной Европе рефлектировать на тему значения русской литературы в
обновление романной формы. Женской душой она почувствовала антилогоцентрические
тенденции в русской литературе. Женственность русской души, уважение к
женской свободе, терпимость к женскому началу помогли появиться феномену
женского дневника ("Дневник" Марии Башкирцевой).
Т.А.Ровенская: Исследуя женскую прозу конца 1980- начала 90-х гг., ее
проблематику, менталитет, идентификацию (это тема моей кандидатской диссертации,
которую я защитила на филологическом факультете МГУ в 2001 г.), я обратила
внимание на реакцию литературной критики на женскую литературу. Наиболее
частый аргумент - тот, что женщины-писательницы покушаются на самое святое
- материнство. Осмысление телесного опыта женщины, рассмотрение положения
женщины в социальном пространстве, например, то, что происходит в абортариях,
вызвало негодование. Возмущались тем, что женщины об этом заговорили и
заговорили жестко. Получается, что тема войны достойна художественного
воплощения, но писать о том, как жизнь зачинается, вынашивается (т.е.
о женской репродуктивности) - это нечто частное, "половое",
"женское", находящееся на периферии человеческого опыта. Равноправие
в литературе достигнуто на очень узкой площади, все, что находится глубже,
- отнюдь не равноправно. В диссертации я анализировала прозу писательниц,
пытающихся отойти от отцовского языка и найти женскую идентичность, которая
не была бы зависима, от мужчины, "опосредованна" его опытом.
Я обратила внимание, что наиболее частотные слова в женской прозе - это
"страх" и "стыд".
Н.М.Габриэлян: По-моему, истинное новаторство происходит не на уровне
формотворчества, где можно продвигаться на миллиметры, оно осуществляется
на уровне психики, где человек может прорываться на километры в глубину.
И это потребует движения не от формального новаторства к психологическому,
а, наоборот, от психологических глубин - к формальным находкам. Человек
идет в собственную глубину, и если там есть пол, это обязательно проявится.
Но надо помнить, что там есть много и "внеполового".
Е.О.Воробьева: Женское - есть хтоническое, связанное с рождением и смертью,
а, следовательно, внеэстетическое. В области эстетики надо ставить не
проблему равноправия, а проблему расширения границ эстетического. Но когда
мужчина начинает заниматься расширением границ, возникает барковщин, скандал.
А привнесение нового в культуру не связано со скандалом. Когда женщина
манифестирует только себя, она не может войти в культурное поле. Но вот
Елене Гуро в рамках авангарда, апеллируя к архаическим глубинам, удалось
создать органическую поэтику.
|