|
То,
что женщинами было создано множество выдающихся произведений искусства,
оказавших влияние на всю последующую историю, не вызывает сомнения. Однако
часто приходится слышать о том, что эти произведения вторичны, подражательны,
и даже в самых лучших своих образцах следуют правилам, заданным мужчинами.
Подобные мнения высказываются многими образованными и вполне компетентными
людьми, поэтому вопрос о новациях в женском творчестве представляется
весьма актуальным.. Что нового, специфического было создано женщинами
в визуальном искусстве, литературе, музыке и других областях культуры?
К сожалению, исследований на эту тему мало, но сама проблема вызывает
очень большой интерес. Мне представляется, что ее решение на сегодняшний
день зависит прежде всего от сбора конкретной информации о новациях женщин
в той или иной области искусства и культуры и попытки ее классификации
и обобщения. Именно это побудило меня заняться созданием сайта: "Женщины
и новаторство в России" при информационном ресурсе: http://www.owl.ru
(Хочется выразить благодарность сотрудникам РОО "Восток-Запад: Женские
Иновационные Проекты", благодаря которым это стало возможным). Необходимость
ввести какие-то ограничительные рамки в столь обширную проблематику заставила
остановиться на российских примерах, хотя создание более широкого контекста,
в котором рассматривалось бы творчество российских женщин, всячески приветствуется.
Выдвигая подобную тему, мы прежде всего должны определиться с терминами
"новаторство", "новации". В словаре иностранных слов
за 1981 год можно найти определение: НОВАЦИЯ от латинского слова novatio
- обновление, изменение. Это определение представляется вполне исчерпывающим,
если мы будем иметь в виду, что той или иной женщиной было совершено обновление
или изменение языка в какой-то области искусства или литературы. "Язык"
при этом может трактоваться достаточно широко: как введение новых литературных
или художественных приемов, использование мультимедийных средств передачи
информации или же новая поведенческая стратегия на культурной сцене. Временные
рамки проекта не ограничены - если какая/ой-то исслеледовательница/тель
предоставит материалы о творчестве женщин ХVII или ХVIII века, это будет
приобщено к проекту, потому что любая женщина, сумевшая реализоваться
в качестве творческой личности в столь неблагоприятный период, будет новатором
по определению
Для удобства классификации текстов представляется необходимым ввести несколько
разделов:
1. Исследовательские тексты о женщинах-новаторах;
2. Саморепрезентация женщин-новаторов;
3. Новаторские тексты.
Третий раздел нуждается в пояснении. Идея его создания возникла у меня
после прочтения текста филолога Ирины Сандомирской, присланного для проекта.
Это исследование нескольких текстов Анны Ахматовой, написанное в личностной,
оригинальной и яркой манере (ни мне, ни Ирине творчество Ахматовой не
представляется новаторским) само по себе репрезентирует новаторский подход
к академическому исследованию и в этом смысле представляет ценность для
проекта. В современном мире грань между академическим исследованием и
литературным произведением может быть чрезвычайно подвижной. При этом
сдвиг в сторону художественности не должен, конечно же, идти в ущерб исследовательской
ценности работы. Тексты, наподобие текста Сандомирской, отвечающие тем
и другим критериям, представляют большой интерес.
Кроме того, в задачу проекта, к участию в котором приглашаются не только
женщины, но и мужчины, входит накопление фактов о деятельности известных
и пока еще мало известных женщин, введение в исторический контекст новых
имен, создание площадки для обсуждения проблем женского творчества. Все
это, смею надеяться, пусть в скромной мере, будет способствовать созданию
Herstory (её истории), в отличие от History (his- его, story- история).
Анна Альчук.
|