Женщины и новаторство в России Женщины и новаторство в России
Исследовательские тексты о женщинах-новаторах Саморепрезентация женщин-новаторов Новаторские тексты
Информационный портал "Женщина и общество"

 

   То, что женщинами было создано множество выдающихся произведений искусства, оказавших влияние на всю последующую историю, не вызывает сомнения. Однако часто приходится слышать о том, что эти произведения вторичны, подражательны, и даже в самых лучших своих образцах следуют правилам, заданным мужчинами. Подобные мнения высказываются многими образованными и вполне компетентными людьми, поэтому вопрос о новациях в женском творчестве представляется весьма актуальным.. Что нового, специфического было создано женщинами в визуальном искусстве, литературе, музыке и других областях культуры? К сожалению, исследований на эту тему мало, но сама проблема вызывает очень большой интерес. Мне представляется, что ее решение на сегодняшний день зависит прежде всего от сбора конкретной информации о новациях женщин в той или иной области искусства и культуры и попытки ее классификации и обобщения. Именно это побудило меня заняться созданием сайта: "Женщины и новаторство в России" при информационном ресурсе: http://www.owl.ru (Хочется выразить благодарность сотрудникам РОО "Восток-Запад: Женские Иновационные Проекты", благодаря которым это стало возможным). Необходимость ввести какие-то ограничительные рамки в столь обширную проблематику заставила остановиться на российских примерах, хотя создание более широкого контекста, в котором рассматривалось бы творчество российских женщин, всячески приветствуется.
Выдвигая подобную тему, мы прежде всего должны определиться с терминами "новаторство", "новации". В словаре иностранных слов за 1981 год можно найти определение: НОВАЦИЯ от латинского слова novatio - обновление, изменение. Это определение представляется вполне исчерпывающим, если мы будем иметь в виду, что той или иной женщиной было совершено обновление или изменение языка в какой-то области искусства или литературы. "Язык" при этом может трактоваться достаточно широко: как введение новых литературных или художественных приемов, использование мультимедийных средств передачи информации или же новая поведенческая стратегия на культурной сцене. Временные рамки проекта не ограничены - если какая/ой-то исслеледовательница/тель предоставит материалы о творчестве женщин ХVII или ХVIII века, это будет приобщено к проекту, потому что любая женщина, сумевшая реализоваться в качестве творческой личности в столь неблагоприятный период, будет новатором по определению
Для удобства классификации текстов представляется необходимым ввести несколько разделов:
1. Исследовательские тексты о женщинах-новаторах;
2. Саморепрезентация женщин-новаторов;
3. Новаторские тексты.
Третий раздел нуждается в пояснении. Идея его создания возникла у меня после прочтения текста филолога Ирины Сандомирской, присланного для проекта. Это исследование нескольких текстов Анны Ахматовой, написанное в личностной, оригинальной и яркой манере (ни мне, ни Ирине творчество Ахматовой не представляется новаторским) само по себе репрезентирует новаторский подход к академическому исследованию и в этом смысле представляет ценность для проекта. В современном мире грань между академическим исследованием и литературным произведением может быть чрезвычайно подвижной. При этом сдвиг в сторону художественности не должен, конечно же, идти в ущерб исследовательской ценности работы. Тексты, наподобие текста Сандомирской, отвечающие тем и другим критериям, представляют большой интерес.
Кроме того, в задачу проекта, к участию в котором приглашаются не только женщины, но и мужчины, входит накопление фактов о деятельности известных и пока еще мало известных женщин, введение в исторический контекст новых имен, создание площадки для обсуждения проблем женского творчества. Все это, смею надеяться, пусть в скромной мере, будет способствовать созданию
Herstory (её истории), в отличие от History (his- его, story- история).

Портрет Анны Альчук Анна Альчук.

 


организатор проекта: анна альчук
дизайн сайта: михаил михальчук