Соединенные Штаты
и борьба против торговли людьми
Томас Файерстоун,
постоянный представитель
Министерства Юстиции США
при Посольстве США в Москве
"Одной из жертв выбил глаз подсудимый, который ударил ее зазубренным куском трубы в наказание за отказ подчиняться его приказам".
В соответствии с докладом министерства юстиции США, из которого была взята эта цитата, жертва, о которой идет речь, была одной из 200 молодых азиатских женщин, привезенных из Вьетнама на американские острова Самоа для работы на швейных фабриках. Жертвы держали в бараках на охраняемой территории компании и заставляли работать в условиях жестокого голода, побоев и физического лишения свободы.
К сожалению, это не единственный случай. Далеко не единственный. По оценкам Департамента юстиции, каждый год около 20000 человек продаются в Соединенные Штаты. Подавляющее большинство из них заставляют работать в секс-индустрии либо проститутками, либо стриптизершами. Многих из них привозят из России и других стран бывшего Советского Союза. Соединенные Штаты слишком поздно признали существование этой проблемы и лишь в 2000 году приняли закон, направленный на борьбу с торговлей людьми - Акт о защите жертв торговли людьми (АЗЖТ). С тех пор, как был принят АЗЖТ, многое было сделано, но еще гораздо больше нужно сделать. В этой статье я расскажу о некоторых методах, используемых преступниками для ввоза женщин в США, и некоторых наиболее важных шагах, предпринимаемых правительством Соединенных Штатов для борьбы с этим злом.
Методы торговцев
Обычно торговцы людьми соблазняют своих жертв предложениями каких-либо заманчивых вакансий в США. Когда соискатели приезжают на место предполагаемой работы, им сообщают, что таких вакансий больше нет и они теперь должны расплатиться за перевозку и проживание работой в секс-индустрии. Если они отказываются, их избивают и угрожают смертью либо им самим, либо их семьям, оставшимся дома. Отсутствие денег, связей, документов (которые обычно торговцы забирают еще до отъезда), незнание английского языка вынуждает мигрантов беспрекословно подчиняться.
Наиболее распространенным и соблазнительным является предложение высокооплачиваемой и привлекательной работы в модельном бизнесе или индустрии развлечений. Однако используются и другие приманки. В одном из недавних случаев жертвы были приняты в танцевальную школу в Краснодаре, где им предложили выступить на культурном фестивале в Соединенных Штатах под названием "Русская зима на Аляске". Преступник провел несколько настоящих уроков танцев и говорил жертвам, что его дочь тоже будет участвовать в фестивале.
В другом случае 14-летняя девочка из Камеруна была завербована под предлогом учебы в школе в США. Был случай, когда торговцы соблазняли молодых женщин из Мексики ложными обещаниями замужества в Соединенных Штатах. Часто торговцы используют помощь друзей или других молодых девушек, чтобы внушить жертвам доверие к предложению. Недавно рассматривалось дело о торговле людьми из Латвии, когда ложный работодатель привлек молодую женщину, известную нескольким его жертвам, чтобы она поручилась за легальность предложенной работы в США.
При торговле людьми обманывают не только продаваемых людей, но и консульство Соединенных Штатов, которое выдает визы торговцам и их жертвам. Способы, применяемые торговцами для получения виз, не менее изощренные, чем методы, которые они используют для заманивания своих жертв, и обычно включают предоставление приглашений от будущего работодателя или спонсора. В ходе недавно слушавшегося дела о работорговле из Узбекистана выяснилось, что один из торговцев использовал свою должность ассистента в академическом исследовании в университете Техаса, чтобы организовать фальшивую университетскую конференцию, на которую и "пригласил" своих предполагаемых жертв. В случае торговли людьми из России торговцы организовали существовавшие только на бумаге театральное содружество в России и развлекательную компанию в США, которая затем "пригласила" российскую труппу выступать в Соединенных Штатах. В краснодарском деле торговцы таким же образом "организовали" танцевальную труппу, которая затем получила приглашение от мэра Анкориджа, штат Аляска, выступить на фестивале "Русская зима на Аляске". Это приглашение было затем использовано для получения виз. Иногда, однако, мошенники получают визы, просто подкупая должностных лиц местного американского консульства или покупая поддельные визы на местных "черных рынках".
Попытки Соединенных Штатов
бороться с работорговлей после принятия АЗЖГ
Эффективная борьба с работорговлей должна вестись по трем важнейшим направлениям: преследование торговцев людьми, защита жертв и предотвращение случаев работорговли. В 2000 году Конгресс Соединенных Штатов принял Акт о защите жертв торговли людьми - комплексный закон, учитывающий все аспекты этой проблемы. На подробное изучение АЗЖТ понадобилась бы целая книга, а то и несколько, поэтому в этой статье будут затронуты лишь наиболее важные положения закона и обсуждены последствия его принятия для проводимой Соединенными Штатами кампании по борьбе с торговлей людьми.
Преследование
В АЗХТ закреплены определения новых видов преступлений, делающие противозаконными
1) торговлю людьми в общем,
2) использование принудительного труда,
3) продажу людей, и в частности продажу детей, в секс-индустрию,
4) изъятие документов, удостоверяющих личность.
Эти новые статьи закона необходимы для расследования и рассмотрения в судах дел о торговле людьми. Без введенных АЗЖТ определений американские прокуроры вынуждены были бы обвинять торговцев людьми по другим статьям, таким как мошенничество или проституция, которые не охватывают всего масштаба преступлений, совершаемых при торговле людьми, и которые часто не влекут за собой соответствующего наказания. Например, когда я работал прокурором, я и агенты ФБР, получили данные от информатора, заявившего, что преступник обратился к нему и предложил план по импортированию женщин из одной из бывших советских республик под предлогом работы в киноиндустрии Соединенных Штатов. После приезда женщин в Соединенные Штаты, торговцы планировали изолировать их, забрать паспорта и другие документы и заставить сниматься в порнофильмах. Конечно, это была классическая схема торговли людьми. Но без соответствующего закона эта афера не влекла уголовного преследования. А теперь за эту деятельность можно формировать обвинение на основании какой-либо одной или всех четырех статей Акта о защите жертв торговли людьми.
Защита
Что касается защиты, принятие АЗЖТ повлекло за собой внесение важных изменений в закон об иммиграции в США, благодаря чему не только обеспечена защита жертве, но и облегчен процесс судебного преследования. Так как жертвы торговли людьми часто въезжают в Соединенные Штаты по поддельным визам, они боятся просить помощи у правоохранительных органов. К тому же, при обнаружении их часто депортируют, что делает невозможным дачу показаний в любом суде против преступников, торговавших этими людьми. Для решения этой проблемы АЗЖТ предусматривает новый вид иммигрантской визы - так называемая Т-виза.
По закону Соединенных Штатов Т-виза выдается жертвам торговли людьми, которые могут доказать, что
- они находятся в Соединенных Штатах в результате торговли людьми,
- они выполняли любые разумные просьбы правоохранительных органов для содействия расследованию и судебному преследованию в делах торговли людьми,
- высылка из Соединенных Штатов будет иметь для них серьезные и неблагоприятные последствия.
Т-виза позволяет ее владельцам оставаться в стране на законных основаниях в течение трех лет. В конце этого срока они могут попросить разрешения на постоянное проживание, если в течение этих трех лет они не замечены в аморальном поведении, выполняли все разумные просьбы правоохранительных органов и депортация из Соединенных Штатов причинит им вред. Жертвы работорговли могут просить предоставления им Т-визы индивидуально, но обычно они нуждаются в поддержке представителей правоохранительных органов, документально подтверждающих их сотрудничество со следователями. Со времени начала кампании по выдачи Т-виз было выдано 172 Т-визы.
АЗЖТ также позволяет официально зарегистрированным жертвам торговли людьми воспользоваться такими льготами, как материальная помощь, бесплатное медицинское обслуживание, продовольственные талоны и предоставление жилья. Со времени принятия АЗЖТ Департаментом здравоохранения и сферы услуг выданы соответствующие сертификаты почти 400 жертвам торговцев людьми. Кроме того, Департамент здравоохранения и сферы услуг финансирует различные неправительственные и другие организации, оказывающие помощь жертвам работорговли. В марте 2003 года Департамент здравоохранения и сферы услуг выделил около 3,5 миллионов долларов 15 организациям для оказания помощи жертвам торговцев людьми, включающей в себя предоставление временного жилья, профессиональное обучение, повышение культурного уровня и помощь в приобретении транспортных средств, а также доступ к соответствующим образовательным программам и юридической помощи.
Предотвращение
В связи с принятием Акта о защите жертв торговли людьми, правительство Соединенных Штатов также усилило меры по предотвращению преступлений в этой области. Ввиду того, что пунктом назначения торговцев в основном являются США, значительные усилия Соединенных Штатов в этом отношении были прежде всего нацелены на оказание помощи странам - источникам ввозимых людей в принятии мер по предотвращению деятельности торговцев людьми на их территории.
Например, в России Агентство международного развития США содействует в работе Винрок Интернэшенл (Winrock Int.), которая обеспечивает женщинам, находящимся в группе риска, экономическое образование, включающее специализированные курсы по различным профессиям и развитию малого бизнеса. В январе 2004 посольство Соединенных Штатов в Москве вместе с Администрацией Президента, Законодательным комитетом Думы и Комитетом по вопросам женщин, семьи и молодежи, финансировали Первую всероссийскую ассамблею неправительственных организаций, противодействующих торговле людьми. Ассамблея была организована для того, чтобы более широко ознакомить общество с этой опасностью и позволить российским неправительственным организациям поделиться опытом по оказанию помощи жертвам и предотвращению подобных преступлений. Посольство Соединенных Штатов в Москве и американское Министерство юстиции также активно поддерживали и участвовали в работе Думы и Администрации Президента над проектом закона, направленного на борьбу с торговлей людьми. В результате этой работы в декабре 2003 года в российский Уголовный кодекс были внесены поправки, включающие в список уголовных преступлений торговлю людьми и использование принудительного труда и устанавливающие уголовную ответственность за деятельность, связанную с проституцией, а также с производством и распространением детской порнографии.
Подобные действия предпринимаются и в других странах. Например, в Непале в рамках финансируемого Госдепартаментом США проекта проводится профессиональное обучение людей из группы риска, а также финансирование мелкого бизнеса. В Болгарии Посольство Соединенных Штатов и американское Министерство юстиции тесно сотрудничали с местными властями с целью разработки и принятия эффективного закона, направленного на борьбу с торговлей людьми.
Поправка к Акту о защите жертв торговли людьми
В декабре 2003 года, примерно в то же время, когда в российский Уголовный кодекс были внесены поправки, касающиеся торговли людьми, президент Буш одобрил Поправку к Акту о защите жертв торговли людьми, направленную на усиление действий США в области преследования, защиты и предотвращения торговли людьми.
Например, внесены изменения в Закон о вымогательстве и коррумпированных организациях, чтобы облегчить прокурорам процесс обвинения торговцев людьми. Этот закон был принят в 1970 году для борьбы со сложными, хорошо организованными преступлениями и оказался сильнодействующим оружием против организованной преступности. Тот факт, что сейчас этот закон может быть использован в борьбе с торговцами людьми, вероятно, укрепит позиции правоохранительных органов в войне против работорговли.
Что касается защиты, то поправка внесла изменения в закон, благодаря которым члены семей жертв работорговли, как и сами жертвы, теперь могут получить Т-визу; эти люди также получили право подавать гражданские иски против торговцев и, в случае выигранного дела, добиваться значительных денежных возмещений.
Наконец, в области предотвращения случаев работорговли поправка дает полномочия на финансирование программ за пределами США и требует, чтобы Соединенные Штаты предоставляли денежную помощь иностранным неправительственным организациям, которые создают и участвуют в работе приютов на границах и помогают обучать пограничников и служащих, работающих на границе, идентифицировать случаи торговли людьми. Для того чтобы содействовать правительствам зарубежных стран в предотвращении торговли людьми, поправка также обязывает правительство Соединенных Штатов проводить международные информационные программы, особенно в приграничных регионах и группах риска, направленные на борьбу с торговлей людьми. Поправка требует, чтобы правительство США участвовало в распространении материалов, как в своей стране, так и за рубежом, среди людей, которые отправляются за границу, предупреждая их о том, что секс-туризм является нелегальным, преследуется по закону и представляет опасность для всех, кто участвует в подобных авантюрах.
Усилия, предпринятые Соединенными Штатами в борьбе против торговли людьми со времени принятия Акта о защите жертв торговли людьми, определенно имели результаты. Со времени принятия АЗЖТ число судебных расследований, открытых по этому поводу, также как и число вынесенных судебных обвинений, увеличилось более чем в два раза. Число подсудимых, обвиненных в преступлениях, связанных с торговлей людьми, возросло в три раза (с 24 до 79). Средняя мера наказания тоже ужесточилась в два раза (от 6 до 13 лет лишения свободы). Осведомленность в обществе об опасности, связанной с торговлей людьми, увеличилась в Соединенных Штатах и во всем мире. Положительные результаты ожидаются и от принятия поправки к АЗЖТ.
Тем не менее, можно еще многое сделать. Как отметил в августе 2003 года в своей оценке работы организаций по борьбе с работорговлей департамент юстиции США, Соединенные Штаты могли бы увеличить финансирование на покрытие расходов по отправке жертв на родину, особенно при обстоятельствах, когда проданная жертва не может вернуться домой и вынуждена обосноваться в какой-либо другой стране. Соединенные Штаты могли бы также способствовать усилению мер по предотвращению работорговли в собственной стране, например таких, как предупреждение людей об опасности покупки товаров, произведенных посредством труда проданных людей.
Проблема торговли людьми появилась не внезапно, и решить ее мгновенно тоже нельзя. Она возникла не в одной стране, и решить ее одна страна тоже не сможет. Она может быть решена лишь посредством совместных усилий стран, из которых, через которые и куда везут жертв работорговли, направленных на искоренение этого зла, преследование в судебном порядке торговцев людьми и защиту их жертв в тех случаях, когда планы торговцев реализуются.
|