Женщина Плюс...
  N 2, 2003

Кого волнует положение женщин в Российской Федерации:
от международных договоров к практике в субъектах РФ

Наталья Бабич

Почему нарушают наши права? Права нарушают, потому что мы позволяем их нарушать.

Почему мы позволяем это делать? Во-первых, большинство из нас порой лишь чувствуют некоторую несправедливость по отношению к себе, но даже не догадываются, что причина тому - нарушение прав человека. Во-вторых, потому что мы не обладаем достаточным знанием, как защитить свои права. В-третьих, проще смириться, чем бороться. Значит, к нарушению наших прав ведут заниженные самоуважение и самооценка, а также правовая безграмотность.

"Дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание... прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области".
Ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин


Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин (CEDAW или Женская конвенция)

Главный шаг в достижении цели равноправия для женщин был сделан 18 декабря 1979 года, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW - Convention on the Elimination of all forms of Discrimination against Women). CEDAW устанавливает универсальность принципа равенства прав между мужчинами и женщинами и предусматривает меры, призванные обеспечить равенство прав женщин во всем мире. Участниками этого "билля о правах женщин" являются 165 государств, которые обязаны в соответствии с международным правом обеспечивать равенство между женщинами и мужчинами в общественной, культурной, экономической, политической и социальной областях. В государствах-участниках Конвенция является мощным средством в руках активистов и законодателей, судей и педагогов, политиков и специалистов, и это средство можно использовать для оказания воздействия на законодательные процессы и политику правительства. Конвенция играет конструктивную роль в формировании общественного мнения в отношении равенства женщин и в отстаивании их прав. Суды во многих странах ссылаются на эту Конвенцию в местном судопроизводстве для устранения дискриминации в отношении женщин в таких случаях, как сексуальные домогательства на работе, получение гражданства или проявление насилия в отношении женщин.

Конвенция является формой международного договора и государства-участники, которые ее подписали и ратифицировали, обязаны соблюдать все 30 статей, устанавливающие принципы и меры достижения равных прав для женщин.

Комитет по CEDAW

Комитет ООН по выполнению Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин был создан в 1982 году после вступления в силу Конвенции. Его главной задачей является рассмотрение представляемых ему государствами периодических докладов о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для выполнения Конвенции, и вынесение в их адрес рекомендаций относительно тех средств, которые следует использовать для применения Конвенции, особенно посредством включения ее положений в национальное законодательство. Комитет состоит из 23 независимых экспертов. Комитет оценил воздействие традиций и обычаев, которые отводят женщинам второстепенную роль, и стереотипов, на основе которых формируется представление о "соответствующем месте" женщин в обществе и в быту, рассмотрел вопрос о совместимости обычного права и его применения в отношении женщин с требованиями Конвенции, обсудил вопрос о том, каким образом должны развиваться и трансформироваться брачные и семейные отношения для обеспечения равенства прав между женщинами и мужчинами. В связи с этим, Комитетом были сформулированы так называемые Общие рекомендации (всего 21) для стран-участников.

Практика

На практике же осуществление Конвенции в значительной мере зависит от воли правительств отразить положения Конвенции в своих национальных законодательствах. Таким образом, государство-участник соглашается включить эти универсальные нормы в свои национальные законы и воплотить их в административную и социальную практику, с тем, чтобы добиться фактического искоренения дискриминации.

Однако присоединение государства к международному договору может порой сопровождаться оговорками. Оговорки позволяют государству уклониться от некоторых положений договора, которые оно не хочет или не может выполнять, являясь участником договора. Для обоснования своих оговорок государства ссылаются на различные причины, такие, как действующее национальное законодательство, обычное право или свобода вероисповедания. Однако оговорка, не совместимая с задачей и целью договора, недопустима.

В случае с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин число и характер оговорок, сделанных государствами в момент ратификации, представляет сегодня реальную проблему, которая вызывает озабоченность и затрудняет полное признание и всеобщее применение Конвенции. Некоторые из этих оговорок ставят под сомнение сам принцип Конвенции - ликвидацию дискриминации, жертвами которой являются женщины, и создают серьезные препятствия для улучшения положения женщин.

Факультативный протокол

В случае нарушения одной из статей Конвенции у соответствующих лиц (например, подвергнувшихся дискриминации) до настоящего времени не было никакого средства индивидуальной защиты. В связи с этим Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1999 года был принят Факультативный протокол к CEDAW, который дает женщинам, с одной стороны, право представлять индивидуальные жалобы в Комитет относительно любых нарушений Конвенции их правительствами (если иные предпринятые меры внутри страны не дали желаемых результатов), а с другой стороны, дает Комитету право проводить расследование нарушений, жертвами которых являются женщины, в странах, подписавших протокол.

Россия - не исключение

Россия ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в 1981 году. Однако при реализации положений Конвенции на национальном и региональном уровне возникают очень серьезные проблемы, связанные с крайне низкой правовой грамотностью самих женщин относительно своих прав; с недостаточным контролем за выполнением международных соглашений со стороны гражданского общества; с недостаточным взаимодействием между государственными структурами, выполняющими международные соглашения через исполнение Национального плана по улучшению положения женщин, и организациями гражданского общества.

Ответственность за отчетность по выполнению Конвенции несет Правительство РФ. Официальный отчет - периодический доклад для представления Комитету по ликвидации дискриминации в отношении женщин готовится каждые 4 года. V периодический доклад о выполнении в РФ Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин за период 1995-1998 г.г. был рассмотрен в Нью-Йорке 25 января 2002 года. Доклад представляла первый заместитель Министра труда и социального развития РФ Г.Н. Карелова. Общественные организации представили два альтернативных отчета, которые более подробно осветили положение женщин в отдельных сферах. В настоящее время Правительство РФ готовит к представлению VI и VII официальные доклады, которые планируются к рассмотрению в Комиссии не ранее 2006 года.

Недостаточная информированность гражданского общества о ходе реализации мероприятий на различных уровнях с целью выполнения Конвенции Правительством РФ приводит к тому, что граждане остаются в неведении относительно мер, принятых в соответствии с международными документами. Сегодня Правительством РФ продолжают реализовываться действия, направленные как на выполнение Конвенции, так и Рекомендаций Комитета ООН, полученных после последнего официального доклада. К сожалению, Национальный план по улучшению положения женщин в РФ не имел и не имеет целевого финансирования, поэтому он включает отдельные мероприятия, которые входят в деятельность различных федеральных министерств и ведомств и тем или иным образом влияют на положение женщин в РФ.

Женские НПО, в свою очередь, также ведут активную работу по улучшению положения женщин, самостоятельно находя для этого ресурсы и финансы. Чрезвычайно важной инициативой женских НПО явилась разработка законопроекта "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации", который уже прошел первое слушание в апреле 2003 года в Государственной Думе. Однако без построения плана регулярного взаимодействия между государственными структурами и гражданскими организациями работа по улучшению положения женщин в РФ будет малоэффективной.

Рекомендации Комитета по CEDAW
по итогам рассмотрения Пятого
периодического доклада

Итоги "конструктивных диалогов" между Комитетом и государством-участником публикуются ООН и направляются правительствам государств-участников в качестве рекомендаций по выполнению международного договора. Заключительные замечания Комитета включают в себя и позитивные аспекты, и выявленные факторы, препятствующие осуществлению Конвенции, а также рекомендации по основным проблемным областям.

В рекомендациях по итогам доклада России прежде всего обращено внимание на то, что Конституция РФ еще не стала эффективным средством борьбы за предотвращение дискриминации, в связи с этим рекомендовано включить в Конституцию положения о конкретном праве на недискриминацию по признаку пола. Комитет также обеспокоен тем, что сами женщины не обращаются в суды в целях борьбы с дискриминацией по признаку пола. Комитет настаивает на создании действенного механизма улучшения положения женщин с приданием соответствующим структурам надлежащих юрисдикционных полномочий, а также обеспечением достаточными финансовыми и человеческими ресурсами для реализации на практике принципа равноправия женщин. Комитет выражает обеспокоенность сохранением стереотипов и дискриминационных представлений относительно роли женщин и мужчин в семье и обществе и рекомендует включение в школьную программу курсов по вопросам прав человека, просветительских программ, направленных на изменение стереотипов. Комитет просит государство-участника принять дополнительные временные специальные меры для того, чтобы увеличить число женщин на всех уровнях принятия политических решений. Комитет дает рекомендации по поводу улучшения положения женщин на рынке труда, в вопросах предотвращения насилия в отношении женщин, в том числе и заключенных, вывозу женщин за рубеж, профилактики проституции и ВИЧ/СПИДа, по охране репродуктивного здоровья женщин. Комитет рекомендует уделять больше внимания положению сельских женщин. Комитет просит широко распространить заключительные замечания по итогам доклада РФ, для того чтобы "ознакомить население страны, в частности работников законодательных и исполнительных органов, с мерами, принятыми для обеспечения юридического и фактического равноправия женщин, и шагами, которые потребуется предпринять в этой связи в будущем"...

Выполнение Национального плана
в 2002 году

Национальный план действий по улучшению положения женщин в РФ и повышению их роли в обществе рассчитан на 2001-2005 годы, но некоторые из запланированных мероприятий уже выполнены (в 2002 году было реализовано 27 мероприятий). Для отчета перед правительством РФ уже подготовлена Информация о ходе выполнения в 2002 году мер в области улучшения положения женщин.

Татьяна Александровна Мельникова

Функции координатора по выполнению Национального плана Правительство РФ поручило Департаменту по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития. За комментариями о ходе выполнения в 2002 году мер в области улучшения положения женщин мы обратились к начальнику отдела социально-экономического положения женщин этого департамента, Татьяне Александровне Мельниковой.

Информация о ходе выполнения Национального плана действий по улучшению положения женщин.

Пункт 2. Министерством труда и Госкомстатом России при участии Министерства здравоохранения, Министерства образования, МВД России, Министерства сельского хозяйства России, Министерства по антимонопольной политике, Министерства экономического развития и торговли подготовлен проект VI периодического доклада о выполнении в РФ Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и представлен в Правительство РФ. По предложению Министерства иностранных дел России, Правительство РФ согласилось на подготовку объединенного VI и VII периодических докладов и представлении их в Секретариат ООН в более поздний срок. Для представителей органов законодательной и исполнительной власти, женских общественных объединений, некоммерческих организаций и международных организаций был проведен семинар "Пути и методы реализации заключительных замечаний Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин по итогам рассмотрения V периодического доклада".

Наталья Бабич: Когда были предоставлены Комитетом по CEDAW Заключительные замечания, и были ли они учтены для коррекции Национального плана?

Татьяна Александровна Мельникова: В декабре 2001 года в Москве был проведен семинар с представителями комитета по CEDAW, где мы изучали механизм предоставления отчетности по Конвенции для государств-участников. А в январе 2002 года мы уже защищали V периодический доклад, который был представлен в ООН еще в 1999 году. Заключительные замечания мы получили сразу же после его рассмотрения в Комитете ООН, в феврале 2002 года. Эти замечания мы, безусловно, учитываем при составлении своих отчетов: 6VIи VII Периодических докладов. Национальный план на 2001 - 2005 г.г. мы не корректировали, поскольку он включает выполнение наших обязательств не только по Женской Конвенции, но и по Пекинской платформе и по международным договорам с Международной Организацией Труда (МОТ). Например, выполнить рекомендацию по внесению понятия "недискриминация" в Конституцию нашей страны мы не можем, поскольку это не в компетенции правительства. В связи с этим, путь выбран другой: мы вносим это понятие в трудовой кодекс, уголовный кодекс и др. Продвижение законопроекта "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ" тоже относится к выполнению этой рекомендации.

Н.Б.: Имеет ли сегодня механизм улучшения положения женщин определенные юридические полномочия?

Т.М.: Механизм, который действует в РФ, создан при помощи юридических документов - постановлений, нормативных актов и распоряжений правительства РФ, а они обязательны к исполнению. Есть определенный регламент их исполнения. Таким образом, механизм работает на основе законов и международных норм.

Н.Б.: Каково финансовое обеспечение данного механизма?

Т.М.: Не предусмотрено целевого финансирования из федерального бюджета. Обеспечение работы механизма идет за счет министерств и ведомств. Субъекты РФ осуществляют работу в рамках своих региональных бюджетов, в районах - в рамках муниципальных бюджетов.

Н.Б.: Выглядел бы иначе Национальный план, если бы он имел отдельный бюджет?

Т.М.: Выполнение Национального плана не упирается в рамки специального финансирования. Вопрос улучшения положения женщин тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности, которыми занимаются почти все министерства. Если бы все государственные служащие на местах при выполнении своих мероприятий учитывали этот момент, то это было бы лучшим обеспечением Национального плана. Сегодня уже многое делается, чтобы изменить ситуацию: мало кто из государственных служащих не знает, что такое "гендер" или "гендерная стратегия", но до использования этих знаний на практике еще большой путь. Но например, Российская академия государственной службы при президенте РФ уже сегодня перерабатывает свои курсы для государственных служащих, обучающихся в академии, с учетом "гендерных аспектов".

Если вернуться к вопросу об отдельном бюджете Национального плана, то естественно, он выглядел бы иначе: туда были бы включены мероприятия, требующие соответствующего финансирования. В этом случае Национальный план требовал бы четкого согласования с субъектами РФ, потому что тогда бы он был предметом совместного ведения, и речь бы шла о четком разграничении полномочий и ответственности между центром и регионами. Но все же главная задача Национального плана не обеспечение финансами, а обеспечение ориентира и стратегии действий для всей Федерации.

Н.Б.: Расскажите о механизме выполнения Национального плана в РФ?

Т.М.: Как я уже сказала, Национальный план - это ориентир и стратегия действий для Федерации в целом. А регионы уже сами создают более конкретные планы действия в рамках выполнения Национального плана, под которое подводят бюджетное финансирование субъекта. Национальным планом на федеральном уровне предусмотрена общая координация в рамках текущих полномочий министерств и их собственных средств.

Дополнительным механизмом исполнения национального плана является работа Межведомственной правительственной комиссии по вопросам положения женщин, которую возглавляет вице-премьер, сейчас это Галина Карелова. Эта Комиссия может влиять на ход выполнения Национального плана, выносить наиболее актуальные вопросы на рассмотрение, чтобы оперативно их решить министерствами и ведомствами с помощью вице-премьера. Комиссия - самый главный элемент механизма выполнения Национального плана. В отсутствии специального министерства, например, по положению женщин, как и во многих других странах, создаются межведомственные комиссии при вице-премьере, куда входят полномочные представители министерств и ведомств. Решения, которые принимает такая комиссия, возглавляемая вице-премьером, обязательны к исполнению в утвержденные сроки.

Департамент по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации выполняет функции организационно-технические: он обеспечивает сбор, подготовку, оформление материалов, явку членов Комиссии на заседания. А аппарат вице-премьера обеспечивает рассылку решений и резолюций Комиссии в субъекты РФ.

Пункт 8. Госкомстатом России издан статистический сборник "Женщины и мужчины России, 2002 г.". Издание такого сборника планируется каждые два года.

Н.Б.: Ранее эти статистические сборники выпускались ежегодно, в связи с чем увеличен срок до 2 лет?

Т.М.: Это зависит от тех средств, которые имеются на издания. Благодаря финансовой поддержке Фонда Sida (Агентство Швеции по сотрудничеству в вопросах международного развития) с 1996 года Госкомстатом России осуществлялся совместный проект с ЦСБ Швеции - "Гендерная статистика", целью которого было обучение специалистов Госкомстата России и его территориальных органов эффективному использованию имеющейся информационной базы о мужчинах и женщинах России при подготовке публикаций в гендерном аспекте, а также подготовка публикаций. Теперь проект закончен, но наши специалисты включают гендерную статистику не только в специальные, но и в другие сборники.

Пункт 9. Проведение мониторинга положения женщин на рынке труда и подготовка на его основе соответствующих предложений и информационно-аналитических материалов. В 2002 году Минтрудом России в рамках мониторинга положения женщин на рынке труда подготовлены информационно-аналитические материалы: "Повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда", "О положении женщин на рынке труда", "Информация о положении безработных женщин-матерей", сборник "Активные программы содействия занятости населения: проблемы реализации и повышение эффективности" и др.

Н.Б.: Безусловно, проделана большая и полезная работа. Где можно познакомиться с этими материалами и кем они теперь используются?

Т.М.: Как правило, эти материалы готовятся по запросу правительства либо для отчетного доклада не только по Женской конвенции, но и по Пекинской платформе, и по исполнению конвенций МОТ. Собирается информация инспекциями труда в субъектах РФ. Это внутренние оперативные документы, но это открытая информация. К сожалению, она быстро устаревает.

Пункт 15. Проведение проверок соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда женщин в организациях. Органами Федеральной инспекции труда Минтруда России за 9 месяцев 2002 года, государственными инспекциями труда в субъектах РФ было проведено более 188 тысяч различных проверок, в том числе около 66 тысяч - комплексных (по всем основным вопросам трудового законодательства) и почти 4,4 тысячи - по вопросам труда женщин. В результате проверок выявлено и в подавляющем большинстве случаев устранено более 1,5 млн различных нарушений, в том числе 25,4 тысячи - по вопросам труда женщин... при этом общая сумма наложенных штрафов составила 49,1 млн рублей.

Н.Б.: Куда поступают наложенные штрафы за нарушение Трудового кодекса по отношению к женщинам? Предусмотрено ли их использование в целях улучшения положения женщин на рынке труда?

Т.М.: Это открытая информация, которая готовится Федеральной инспекцией труда. По запросу мы можем дать эту информацию в очень подробном виде. Куда идут штрафы - вопрос к Федеральной инспекции труда.

Пункт 19. Реализация мер в области профилактики и ранней диагностики онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин и оказания медицинской помощи женщинам позднего репродуктивного и переходного возраста. В рамках реализации федеральной целевой программы "Безопасное материнство", в частности, подготовлена программа по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний репродуктивной системы… В целях совершенствования специализированной медицинской помощи женщинам старших возрастных групп на базе Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии Российской академии медицинских наук Минздравом России создан Центр "Здоровье женщины после 40 лет". Аналогичные Центры (кабинеты) созданы в ряде субъектов Российской Федерации.

Н.Б.: Реализация мер охватывает лишь отдельные субъекты РФ или распространяется на все население РФ? Платные ли это услуги?

Т.М.: То, что делается в рамках федеральных программ, получают все субъекты РФ и, как правило, услуги оказываются бесплатно. Когда нет средств на федеральную программу, то реализация мероприятий зависит от возможностей субъекта РФ. Ими же и определяются условия.

Пункт 22. Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, оказывающих помощь женщинам и детям. На реализацию федеральной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" в 2002 году выделены из средств федерального бюджета 61,2 млн рублей на закупку и поставку оборудования, техники и автотранспорта в 401 учреждение социального обслуживания семьи и детей, в том числе в 10 кризисных центров помощи женщинам. (Далее идет список кризисных центров и оборудования, которое было им предоставлено). Так, кризисным центрам помощи женщинам были предоставлены швейно-вязальное оборудование (30 тыс. рублей/комплект), оборудование для комнаты реабилитации личности ребенка (40 тыс. рублей/комплект), комплект развивающего, коррекционного, оздоровительного оборудования (93 тыс. рублей), воздухоочистительное оборудование, в некоторые (муниципального уровня) - микроавтобусы "Газель" (198 тыс. рублей/шт.)…

Н.Б.: Насколько известно, кризисные центры для женщин в первую очередь нуждаются в помещении, телефонной линии и квалифицированном психологе. Не полезней ли было им выделить целевые средства, которые бы они использовали максимально эффективно для оказания помощи женщинам?

Т.М.: Эти целевые средства выделяются уже из региональных бюджетов. А указанное оборудование распределялось в рамках федеральной целевой программы по заявкам из регионов. Если кризисные центры для женщин подали заявки на это оборудование, значит, оно им необходимо.

Пункт 23. Создание кризисных отделений для женщин в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. По сравнению с 2001 годом более чем в 2 раза увеличилось количество кризисных отделений для женщин, функционирующих в качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания населения разных типов. На начало 2003 года действуют 142 кризисных отделения для женщин.

Н.Б.: Учреждения социального обслуживания по своему желанию и возможностям создают такие структурные подразделения или имеются определенные стандарты и сроки по их внедрению?

Т.М.: Комитеты социальной защиты сами определяют, какой вид учреждения и в какие сроки им создавать: это зависит от бюджета территории.

Пункт 25. Организация обеспечения защиты жертв семейного насилия путем создания кризисных центров и служб помощи для жертв семейного насилия. На начало 2003 года действуют 18 кризисных центров помощи женщинам, находящиеся в ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ. В 2002 году этими учреждениями оказана помощь 45 тысячам женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или подвергшимся насилию. Проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений в семье. На профилактических учетах в органах милиции состоит около 3,9 млн лиц, представляющих потенциальную опасность для окружающих. В их число входит более 224,6 тысячи семейных дебоширов, свыше 320,6 тысячи хронических алкоголиков и около 30 тысяч психически больных и т.д.

Н.Б.: Как показывают цифры - бытовое насилие, действительно, является проблемой очень многих женщин. Предусмотрено ли Национальным планом создание убежищ для женщин?

Т.М.: Национальным планом создание убежищ не предусмотрено, это определяется возможностями и потребностями отдельных территорий.

Н.Б.: К профилактическим работам МВД относит учет потенциально опасных граждан. Предусматривается ли совместная работа МВД с Министерством образования с целью профилактики проблемы насилия среди подростков, чтобы цифры, собираемые МВД, не росли, а уменьшались?

Т.М.: Да, совместная работа была, когда были гранты. Это очень помогло регионам, которые участвовали в проекте, наладить такую работу. Некоторые регионы продолжают идти этим путем. Мы тоже планируем продолжать совместную работу с органами МВД, Минобразования, Минздрава. Надо сказать, что МВД уже учло это в своих планах.

* * *


Материал о ходе выполнения в 2002 году мер в области улучшения положения женщин очень интересен и полезен для женских общественных организаций. Возможно, он был бы более объективным, если бы отражал еще и результаты деятельности женских НКО в тех сферах, которые он охватывает.

Н.Б.: Есть ли механизм взаимодействия между исполнителями отдельных пунктов Национального плана и общественными организациями в отдельных субъектах РФ?

Т.М.: На уровне Министерства труда и социального развития РФ (т.е. федеральном) работает постоянно действующий Круглый стол неправительственных общественных и некоммерческих организаций. Его задача - взаимодействие структур власти и гражданского общества. В настоящее время его деятельность преобразуется в рабочие экспертные группы, т. е. расширяется за счет специалистов. На региональном уровне часто дублируется этот механизм, или они разрабатывают свой. Так, в рамках администраций действуют структуры по связям с общественностью, а также целевые комитеты по проблемам детей, женщин и семьи, которые также устанавливают взаимодействие с общественными организациями. В рамках выполнения Национального плана совместно с администрациями был создан сборник "Женские общественные движения и женские некоммерческие организации - партнеры органов государственной власти". К сожалению, его тираж всего 100 экземпляров, но он будет разослан всем субъектам РФ для укрепления взаимодействия.

Функции координатора исполнения Национального плана несет Департамент по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития РФ.

Н.Б.: Татьяна Александровна, каков штат Департамента и сколько человек в нем непосредственно занимаются вопросами выполнения Национального плана по улучшению положения женщин?

Т.М.: В Департаменте работает около 40 человек, а непосредственно организационно-техническими вопросами выполнения Национального плана занимаются 4 человека в отделе социально-экономического положения женщин.

Н.Б.: Отдельный вопрос относительно Факультативного протокола, который дает возможность женщинам обращаться с индивидуальными жалобами в Комитет по CEDAW. Когда планируется его ратификация в РФ?

Т.М.: Надо сказать, что Факультативный протокол уже находится в процессе ратификации. Этим занимается Министерство иностранных дел. Но есть определенные процедуры ратификации, которые требуют времени. Мы ожидаем, что в 2003 - 2004 году процесс ратификации будет завершен.

Н.Б.: Если в регионах у женских НПО есть интерес к сотрудничеству по реализации мероприятий Национального плана, то к кому им следует обращаться?

Т.М.: В регионах работают межведомственные комиссии по вопросам улучшения положения женщин, которые, как правило, курируются вице-губернаторами. Эти структуры заинтересованы в сотрудничестве с женскими НПО. Многие из них уже наладили взаимодействие с ними.

Н.Б.: В рекомендациях сделан акцент на улучшение положения сельских женщин. Что и кем делается в этой области?

Т.М.: Да, сельские женщины - это основной очаг бедности. Сейчас мы продвинулись в этом вопросе при сотрудничестве с Министерством сельского хозяйства. Вопрос положения сельских женщин теперь отслеживается и курируется ими. Например, недавно пришло письмо из МИДа с запросом о целесообразности организации встречи на высшем уровне о положении сельских женщин. Министерство труда и социального развития РФ, безусловно, поддерживает проведение таких встреч.

* * *

Возможно, отдельно взятой женщине сложно оценить ухудшилось или улучшилось ее положение - чувствует ли она изменения в лучшую сторону за последнее десятилетие. Условия переходного периода никогда не были легкими для общества. Кроме того, все мы находимся в круге собственных проблем и стереотипов, что порой очень мешает нам эффективно решать стоящие перед нами проблемы. Но, несмотря на все это, благодаря включенности нашего государства в международное сообщество, прогресс в улучшении положения женщин в РФ в течение последних 10 лет все же наблюдается. Если V периодический доклад заметно и в лучшую сторону отличался от IV, то VII будет так же заметно отличаться от V - уже сегодня сделано немало.

И в этом заслуга многих: и активных женских общественных организаций, и межведомственной Комиссии, и заинтересованных администраций, и отдельных министерств. Хочется выделить маленький отдел Департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития РФ - отдел социально-экономического положения женщин, в котором четыре отважные, добрые и приветливые женщины осуществляют "организационно-технические функции" по запуску такого важного для всей страны механизма улучшения положения женщин в Российской Федерации.

Команда из четырех человек в помощь 53% населения страны - таково сегодняшнее отношение нашего правительства к положению женщин. Не пора ли начать создавать цивилизованное и правовое общество на деле? Учреждение Министерства по гендерному равенству могло бы стать действенным шагом к выполнению основ Конституции РФ в нашей стране.

Благодарю за помощь в предоставлении
материалов для подготовки этой статьи:

Гордееву Марину Владимировну, руководителя Департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития РФ;

Калинаеву Галину Васильевну, советника по гендерным вопросам ПРООН;

Сартбаеву Дамиру, директора региональных программ ЮНИФЕМ в странах СНГ.


Полезная информация:
На информационном портале "Женщина и общество" (http://www.owl.ru) в разделе "Документы" вы можете познакомиться с полными текстами следующих документов:
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин http://owl.ru/win/docum/un/cedaw.htm
  • Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы http://www.owl.ru/content/docs/rus/p11731.shtml
  • Информация о ходе выполнения в 2002 году мер в области улучшения положения женщин - скоро на портале
  • Представление Пятого периодического доклада о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин http://www.owl.ru/content/docs/rus/p8506.shtml
  • Пятый периодический доклад по CEDAW: представление доклада РФ и заключительные замечания Комитета http://www.owl.ru/content/docs/world/p52566.shtml