Российское законодательство сегодня предусматривает уголовную ответственность за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Оговорена также ответственность за такие формы насилия, как побои, истязания, угрозы, клевету, оскорбление - выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, унижающую его честь и достоинство. Однако эти нормативные акты направлены на ликвидацию последствий уже случившегося. Они начинают действовать только в случае, если вред уже нанесен, и направлены на установление ответственности и привлечение к ней тех, кто уже совершил уголовно наказуемые действия. О профилактике насилия в действующем законодательстве речи пока не идет. В течение десяти лет неоднократно предпринимались попытки разработки и вынесения на рассмотрение Госдумы законопроектов, направленных на предотвращение насилия. Однако до сих пор эти попытки не увенчались успехом.
Об этом шла речь на конференции "Российское и международное законодательство и практика профилактики насилия в отношении женщин", организованной Фондом поддержки гражданских инициатив "Фокус" в рамках совместного проекта с Итальянской ассоциацией "Женщины в развитии" (26-27 мая 2003 года, Москва)*.
Почему не принят закон о предотвращении насилия в семье?
Галина Силласте, президент Международной ассоциации "Женщины и развитие"
"… Включить проект Федерального закона "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье" в основную повестку дня заседания Государственной Думы 20 июня 1997 г. в тематический блок "социальная политика" для рассмотрения в первом чтении. (Выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы 13 июня 1997 г. "О проекте Федерального закона "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье").
Несмотря на то, что с момента принятия решения о рассмотрении закона "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье" прошло пять лет, этого до сих пор так и не произошло. Наверное, настало время взглянуть, что было сделано, как было сделано, и решить, что надо менять в тактике проведения законопроектов. Я бы выделила три этапа на уже пройденном пути по продвижению этого законопроекта.
Этап первый - инициативный - с января 1995 до марта-июня 1997 года. Главные действующие лица - группа депутатов Государственной Думы. Разработка законопроекта стала инициативой тех разумных женщин, которые были представлены в комитете по вопросам женщин, семьи и молодежи в Государственной Думе 5-го созыва. Благодаря им в России впервые был поставлен вопрос о необходимости закона о предотвращении насилия в семье.
Второй этап - с 1998 до 2003 года. Я бы назвала его инерционным - стало ясно, что этот закон так и не выйдет на первое обсуждение, и 16 марта 1997 года состоялись торжественные похороны этого законопроекта в Государственной Думе. Да, был дан задел, было приковано внимание к этому вопросу, но дальше все спускалось на тормозах. На этом этапе разработкой проблемы продолжали заниматься женские неправительственные организации при помощи зарубежных фондов. Главное, что мы могли делать в то время - поддерживать интерес разных групп граждан к этому законопроекту, были подготовлены условия для качественно нового подхода к его разработке и продвижению. Поэтому я считаю, что прошедшие семь с лишним лет в России не были потеряны даром. Уроком этого периода стало понимание того, что работа над законопроектами не должна сводиться к бесконечным процессам формирования общественного мнения и коллективным обсуждениям. К сожалению, именно это у нас произошло - "забалтывание" закона. Готовить законопроект надо всегда одновременно с процессом формирования общественного мнения, а не дожидаясь, когда оно будет сформировано.
Не могу не остановиться еще на одной проблеме. В России, когда не проходит законопроект, всегда есть очень хорошее тому объяснение: нет денег, а он очень дорогой. При финансовом обосновании законопроекта о предотвращении насилия в семье, мы получили сто отзывов из регионов, отзывы из всех министерств и ведомств России, от всех субъектов РФ - в конечном итоге мы получили заключение правительственной комиссии о возможном финансировании и стоимости подобного законопроекта. Там была определена цифра (в старых рублях) в 5,9 триллиона рублей. Я стала изучать, из чего такая сумма складывается: предполагалось, что нам нужно 1,5 тысячи кризисных центров, 3 тысячи центров оказания помощи семье. На основании чего появились эти цифры? Убедительного объяснения я не получила. Так вот, я считаю, что цифра была необоснованно преувеличена, поэтому вопрос финансирования, безусловно, нужно самым серьезным образом отрабатывать, чтобы он не стал преградой, которая закроет потом все возможные пути для законопроекта.
Как же обстоят дела сегодня, какие вопросы необходимо ставить и последовательно решать? Прежде всего, закон предотвращения насилия в семье не потерял свою актуальность, более того, проведенные за эти годы исследования показали его крайнюю необходимость для нормального развития общества.
Кого призван защищать этот закон? Ответ на этот вопрос дает статистика о жертвах насилия в семье: 72% - дети; 64% - женщины и 5% - мужчины.
От чего защищать? В законопроекте было выделено четыре вида насилия: физическое насилие (и в этой части нам в определенной мере может помочь УК); сексуальное насилие; психологическое насилие; и еще одна форма - экономическое насилие в семьях (что становится особенно отчетливым в последнее время), Против каждого отдельного вида надо разрабатывать конкретные меры противодействия.
Как защищать? Эта проблема самая дискуссионная. Очень сложный вопрос - как войти в российскую семью, если в ней случился факт насилия. Был предложен институт под названием социальное вмешательство. Он предполагает для социальных работников, для правоохранительных органов правовые нормы, на основании которых они могут вмешиваться в ситуацию насилия в семье. И здесь еще много над чем необходимо поработать, изучив уже имеющийся практический опыт.
На сегодняшний день законодатели в общем более подготовлены к обсуждению вопросов о противодействию насилию в семье, хотя я не переоцениваю ситуацию. Но думаю, что на новом этапе развития законопроекта надо подумать и о резервах его общественной поддержки, потому что пока свои российские общественные силы мы используем очень слабо и нерешительно. Сейчас необходима переориентация на новые, общественные структуры и организации, существующие в России. В России 50 политических партий. Я проанализировала 55% их программ - об этой проблеме там ничего не говорится, и с этим надо работать. Попробуйте внести законопроект, когда не имеешь поддержки политических партий?! Кроме того, у нас имеются 17675 общественных организаций, Мы использовали только женские организации, а нам надо вовлекать в обсуждение этой проблемы другие организации, например, профсоюзы тоже могут принимать участие в решении этой социальной проблемы. И, наконец, есть еще различные общественные движения, в России 15 крупных движений они сейчас набирают силу, и партнерство с ними тоже целесообразно. А мы все время варимся в своем соку, и обсуждение идет в кругу одних и тех же организаций.
Я не испытываю иллюзий, что мы с вами через год или два наконец примем этот законопроект, но совершенно ясно, что если такие вопросы не ставить, не обсуждать еще десятки и сотни раз, то никогда такой закон в России не будет принят. Поэтому, как говорил Чаадаев, "прошлое нам уже неподвластно, но будущее зависит от нас", и ради этого прогрессивного будущего, стоит объединить наши усилия.
* Стенограмма выступления Галины Силласте на конференции "Российское и международное законодательство и практика профилактики насилия в отношении женщин" предоставлена сотрудниками Фонда "Фокус".
|