"Злополучный Прончищев и его неустрашимая жена..."
Татьяна Федяева,
г. Таруса Калужской области
Выражаю глубокую признательность сотрудникам Тарусского краеведческого музея за возможность ознакомления с материалами при подготовке статьи.
Туфельки эти почти современного фасона: узконосые, без задников, на высоком, так называемом "французском" каблуке - расширенном в нижней и верхней части и суженном в средней. Легкие и изящные, они так и просятся на ногу. Как в них, должно быть, удобно пробежаться, шурша крахмальными юбками, по анфиладе бесчисленных комнат, где строго выстроились в ряд шкафы с книгами, а рядом - приглашающие посидеть - диванчики, где всегда можно спрятаться и всплакнуть над страничками. В этих туфельках даже можно было бы танцевать неторопливую с множеством фигур мазурку, когда ты то сходишься, то расходишься с партнером, и когда сердце стучит, глаза горят, локон вьется, - и думать: "Как же ловко на мне сидят и платье, и туфельки, и какая же я красивая, если он так смотрит на меня!" Но найдена эта пара обуви в тех местах, где ни о каких танцах и речи быть не могло, а туфель вообще не носили - на самом Крайнем Севере.
Им почти триста лет. Сейчас они - в экспозиции Тарусского краеведческого музея. Проделав огромнейший путь во времени и пространстве, туфли вернулись туда, откуда начался путь их хозяйки, чтобы, поместившись под толстым витринным стеклом, заставить нас задуматься о тайне, которая скрыта под толщей лет, льда, забытья. И которую так надо открыть, хотя бы для того, чтобы хоть немного рассказать о подвиге, совершенном первой в мире женщиной - участницей Арктической экспедиции.
"Прончищев Вас. Вас. (1702-36), мореплаватель. С 1733 рук. отряда 2-й Камчатской эксп. Произвел первую инструмент. съемку р. Лены и берега Сев. Ледовитого ок. от устья р. Лены до мыса Фаддея (п-ов Таймыр). В плаваньях П. участвовала его жена Мария (выд. мной - Т. Ф.) (ум. 1736) - первая полярная путешественница". (Советский энциклопедический словарь. М., 1980). Тайна начинается с самого имени. Мария... Там, где полуостров Таймыр омывается водами Северного Ледовитого океана, есть бухта Марии Прончищевой. Если перечислить именные названия географических мест на Крайнем Севере, то получим очень интересную информацию для размышления: мыс Челюскин, Море Лаптевых, мыс Прончищева, остров Ушакова, остров Врангеля, пролив Лонга, Баренцево море, Берингов пролив, мыс Дежнева... Среди десятков мужских имен скромным северным цветком попадается женское. И хотя, может быть, это и случайность, имя Прончищевой дано не одинокому острову, не проливу с бушующими волнами, не смело выдвигающемуся с суши в океан мысу, а бухте, куда спешит любой моряк, чтобы передохнуть.
В песне жизнеутверждающих и суровых романтиков прошлого века есть слова: "Днем и ночью шумят метели и синеют морские льды... А нам не страшен ни вал девятый, ни холод вечной мерзлоты, ведь мы ребята с семидесятой широты..." "Ребята с семидесятой широты" пели эту песню, когда были изобретены телеграф, телефон, радио, наконец, построен атомный ледокол "Ленин". Имя жены лейтенанта Прончищева навеки осталось в названии места на 77-й, еще более суровой широте, а тело погребено хоть и чуть южнее, но все равно там, где никто из родственников никогда не придет поплакать над ним. Потому что родители, скорее всего, даже не знали, где, в каких местах находится их дочь и какие испытания выпали на ее долю. Потому что тысячи верст до этого дальнего края надо ехать на лошадях да плыть на корабле - один только путь занял бы больше года. И вообще в ту пору никто не знал, что это за места такие, да и Россия ли это.
Василий Прончищев родился в 1702 году в самом сердце России. Само название уезда об этом говорит: Та-русский (там-русский, ты-русский?). Это к югу от Москвы на 150 верст. Семья мелкопоместных дворян своего пятого из шести сыновей, как только тому исполнилось 14 лет, отправила учиться в Московскую школу математических и навигационных наук. Зимой гардемарины изучали теорию. Летом проходили практику на кораблях Балтийского флота.
Известные путешественники Алексей Чириков и Витус Беринг, возвратившись из Первой камчатской экспедиции весной 1730 года, приступили к формированию второй, призванной создать не только достоверную карту российских территорий с описанием всех северных и восточных морских границ государства от Северной Двины до Амура, но и "Изъявления прибыточныя государству". Попросту говоря, расширить территорию России! В апреле 1732 года императрица Анна Иоановна подписала указ об организации экспедиции. В июне 1732 г. Беринг подал в Адмиралтейств-коллегию рапорт о назначении офицеров, солдат и матросов в новую экспедицию. В именном реестре назван и штурман лейтенант Василий Прончищев.
Когда он женился на Татьяне? Сведений об этом не сохранилось. На самом деле она именно Татьяна, а не Мария, и в этом первая тайна, раскрытая лишь в 1982 году. Почти ничего не известно о ее семье, за исключением того, что жили они в Алексинском уезде Тульской губернии, это совсем близко от Прончищевых, и девическая фамилия Татьяны - Кондырева. Дальше - провал. Никаких сведений. В реестре членов экспедиции - ни одного женского имени. Как ей удалось оказаться вместе с мужем? Добраться туда, на дальний Север, Татьяна одна никогда бы не смогла. Достаточно узнать о начале путешествия: до вскрытия Волги ехали на санях, потом на стругах по Волге и Каме, а когда установился санный путь - по зимнику до Тобольска, где и зазимовали. Значит, в поход она отправилась тайно? Из тихого поместья с цветущими вишнями и яблонями (а вишни и яблони здесь испокон века у каждого) броситься в край полярной ночи и вечной мерзлоты! Да не просто броситься, а продумать все... Если бы не продумала, обнаружили бы Татьяну тут же, наказали примерно ее мужа и ей бы досталось. Эпоха была безжалостная: неподчинение предписанию Адмиралтейств-коллегии каралось смертной казнью. В списках Второй камчатской экспедиции, где в общей сложности пять тысяч человек, также ни одной женщины. Почти все участники похода погибли - вот цена карты России с ее бескрайними границами.
Сегодня можно смело утверждать, что Вторая камчатская экспедиция была самой крупной исследовательской экспедицией в истории человечества, проведенной силами одного государства. В результате ее деятельности владения Российской империи распространились на три части света: Европу, Азию и Америку. Во время экспедиции российские корабли впервые в отечественной истории пересекли океан. Материалы экспедиции не утратили научной ценности в наши дни, а фундаментальные труды вошли в золотой фонд мировой науки.
Участники экспедиции разделились на семь отрядов. Ленско-Енисейский возглавил Василий Прончищев. Ему достался самый трудный участок работы. Отряду предстояло составить карту территории между Леной и Енисеем. Для ее выполнения представлялось построенное в Якутске к лету 1735 года судно "Якутск". Отряд состоял из 50 человек, куда, кроме матросов, входили штурман С. Челюскин, геодезист, подлекарь и иеромонах. Сначала они отправились из Якутска по Лене и 2 августа достигли Ленской дельты. Однако, чтобы выйти в открытое море, им пришлось спускаться по протоке, а затем огибать всю дельту, чтобы двинуться на запад. На это ушло много времени. К тому же, у судна образовалась течь. В результате к 25 августа отряд продвинулся только до устья реки Оленек, где вынужден был остановиться на зимовку неподалеку от небольшого русского селения. Построили два дома, жизнь вошла в привычную колею. Вычерчивали карты. С помощью толмача командир собирал и записывал сведения об этом крае, его флоре, фауне, нравах и обычаях. Однажды узнал о "медной руде" (позже оказалось, что это серый колчедан). Через 11 месяцев в августе 1736, переждав затянувшийся ледоход по Оленьку (а это только название такое ласковое - река, о которой и россияне-то не все слышали, на самом деле больше Рейна и Днепра), двинулись дальше.
О том, что было дальше, известно по отрывочным записям Семена Челюскина. К 13 августа судно достигло входа в Хатангский залив. Двигаясь в последующие дни дальше на север вдоль края сплошного ледяного припая, держащегося у берега Таймырского полуострова, отряд миновал несколько заливов. Побережье было абсолютно пустынным, без малейших признаков жилья. Поначалу погода благоприятствовала движению: 17 августа были открыты острова Петра. 19 августа судно поравнялось с островами Самуила (ныне - "Комсомольской правды"). Но сплошной лед между островами и густой туман не давали возможности определить их количество и размеры. Далее судно могло двигаться только вдоль края сплошного ледяного поля на северо-восток. На 77-й широте дорогу деревянному судну окончательно преградили тяжелые льды, а мороз начал затягивать свободную воду. В эти дни Челюскин писал: "В начале сего 9 часа штиль, небо облачно и мрачно, мороз великий и появилась шуга на море, от которой мы в великой опасности, что ежели постоит так тихо одне сутки, то боимся тут и замерзнуть. В глухие льды зашли, что по обе стороны, також и впереди нас великие стоячие гладкие льды. Шли на гребле весел. Однако Боже милостив дай Бог нам способного ветру, то оную шугу разнесло". Дальше путь был закрыт. Моряки не знали, что они уже вошли в пролив, отделяющий север Таймыра от архипелага Северная Земля. Офицеры приняли решение повернуть обратно.
Записи говорят, что Прончищев был к этому времени тяжело болен и не вставал с постели. Командование отрядом принял на себя Челюскин. В справке, составленной "по репортам капитан-командора Беринга..." сказано следующее: "И едва могли дойтить до прежняго своего зимовья до реки Аленикаи прибыли августа 29 числа. А кроме того места удобного к зимовью не нашли. И того же числа помянутой лейтенант Прончищев волею божию умре..." Его супруга пережила мужа на две недели. Что случилось на корабле? От чего скончался 34-летний командир отряда? Что стало причиной смерти Татьяны? Долгие годы считалось, что они умерли от цинги. Но почему эта болезнь подкосила именно их, ведь остальные члены команды, кроме подлекаря, остались живы? И почему они почти вместе ушли из жизни? Опять тайна.
Чуть-чуть приоткрыла завесу над ней экспедиция известного нашего современника Дмитрия Шпаро вместе с его товарищами из клуба "Приключение" и учеными в 1999 году. До того было на Север несколько экспедиций, оставивших записи о последнем пристанище Прончищевых. В опубликованном в 1929 году отчете Ленской гидрогеографической экспедиции, руководимой Н. Евгеновым, говорится, что ее участники насыпали могильный холмик, обнесли его оградой, укрепили крест и поставили рядом новый с надписью "памяти славного Прончищева и его жены Марии. гидрограф. эксп. 1921 г.". Из отчета: "У южной окраины селения, у берегового обрыва, в нескольких метрах от ближайшего дома находится могила лейтенанта Прончищева... умершего здесь в 1736 году вместе со своей героиней-женой... Мы нашли могилу в печальном состоянии. Она была почти сровнена с землей... Черный небольшой выветрившийся крест, сильно покосившийся, стоял в ее изголовье. Вертикальное дерево креста, видимо, очень древнее, вероятно, еще с времен Великой Северной экспедиции, на что указывают с трудом разбираемые буквы, вырезанные на нем сверху вниз славянской вязью. Перекладина у креста много более позднего происхождения и является современницей прибитой к нему доски, уже треснувшей, с вырезанной на ней надписью: "Герою и героине Прончищевым"..." Какими были герой и героиня Прончищевы, мы смогли узнать только после экспедиции Шпаро. Нам известны имена многих первооткрывателей, но никто не видел ни одного их портрета. Изображений русских мореходов и первопроходцев ХV-XVII вв. никогда не существовало. Это связано с особенностями национальной культуры, отсутствием до XVIII в. светской живописи. Полученные после экспедиции Шпаро изображения участников Второй камчатской экспедиции - это, по существу, первые портреты российских путешественников, полученные путем идентификации останков и последующей пластической реконструкции. Скульптурные портреты Прончищевых показывают, что пара эта была заметна: он блондин-красавец с буйными кудрями и она, хрупкая, темноволосая, невысокая (155-157 см) с чуть заметной раскосинкой в глазах и восточными скулами.
Эксгумация тел выявила странное: похороненный со всеми почестями Василий Прончищев оказался без мундира: в могиле не сохранилось ни одной от него пуговицы. Все зубы и у него и у Татьяны целы: значит, цинги не было. При этом отмечено то, о чем ни в каких записях нет ни слова: у Василия был открытый перелом большой берцовой кости. Это и сегодня опасно, а тогда, когда ни антибиотиков, ни хирургии... Как же страдал он в свои последние дни! А Татьяна? По преданию, она умерла от тоски. Но нет сегодня в медицинских справочниках такой болезни. Вряд ли даже в те суровые времена молодая женщина, вынесшая чудовищные тяготы пути, могла от этого умереть. Так что же послужило причиной гибели Прончищевых, которые жили вместе не так уж долго и умерли, как в старых сказках, почти в один день (две недели - срок невелик)? 12 сентября 1736 года не стало женщины, о которой мы могли бы никогда не узнать, если бы не две строчки в корабельном журнале, занесенные рукой Семена Челюскина: "В начале сего 4 часа с полуночи бывшего командира дубель-шлюпки "Якуцка" Прончищева волею Божией жена его умре..." Спустя сорок лет после смерти супругов был написан труд профессора Г. Миллера, который в 1736 году находился в Якутске, знакомился с экспедиционными документами, общался с посыльными. Там говорится о Прончищевых: "Он и его жена, которая от горячей к нему любви поехала с ним в сей трудный морской путь, отправились из зимовья уже весьма больны, а болезнь их день ото дня умножалась... Всякой, кто его знал, засвидетельствует, что он был офицер весьма искусной и прилежной, и для того все об нем сожалели".
В XIX веке на месте захоронения Прончищевых побывал геолог А. Чекановский, назвав открытый им хребет именем Прончищева. Он сделал в своих дневниках такую запись: "...Малый, невзрачный, извыветрившийся, но не сгнивший крест без перекладины стоит одинокий, как столб на могиле самоубийцы. Следы надписи на нем еще приметны, да и предание еще на устах у жителей. Это могила злополучного Прончищева и его неустрашимой жены". Эта запись обращает на себя внимание: "... как столб на могиле самоубийцы" и "... злополучного Прончищева и его неустрашимой жены". Что за этими словами? Определение "злополучный" означает "попавший в беду, испытывающий несчастья, неприятности, неудачливый". "Неустрашимая" - не знающая страха, очень смелая, бесстрашная. В чем причина такого разного отношения и что же случилось при жизни Прончищева? Какой роковой поступок он совершил? Какая трагедия произошла на корабле?
Ничего не известно. Известно сегодня только то, что еще за сотню лет до декабристок, отправившихся за своими мужьями в Сибирь, за много лет до первых летчиц и космонавток родилась в небольшом поместье удивительная женщина, наделенная великим талантом любви и еще большим - отваги и бесстрашия. Первая в мире женщина исследовательница Арктики.
...По записям, когда хоронили Татьяну, было очень холодно и шел снег. Но моряки положили ее в гроб в изящных туфельках, как бы признавая за ней, смелой и решительной, и в вечной мерзлоте посмертное право на красоту. Ей было всего 26 лет.
|