От маскулинной "демократии" - к гендерному паритету
Елена Козырь, исполнительный директор МОО "Женское лидерство и партнерство";
Анита Устинова, председатель совета ОО "Лига избирательниц города Выборга"
В конце декабря 2002 г. Межрегиональная общественная организация "Женское лидерство и партнерство" при участии общественной организации "Лига избирательниц города Выборга" организовала семинар "Гендерные аспекты парламентаризма для выпускников средних школ". Участниками семинара были женщины, достигшие значимых позиций в обществе: депутаты областного, городского и районного уровня, представители исполнительной власти, директора школ, преподаватели вузов и средних учебных заведений, сотрудники институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также лидеры некоммерческих организаций - всего около 40 человек. Они приехали из Барнаула, Иваново, Мурманска, Новосибирска, Москвы, Калининграда, Санкт-Петербурга и четырех городов Ленинградской области - Бокситогорска, Выборга, Соснового Бора и Лебяжьего.
Гендерная концепция не панацея,
но без нее невозможна демократизация общества
Участников семинара объединило желание разобраться в том, как содействовать формированию гражданского самосознания молодежи, повысить самооценку и развить лидерские качества у девочек-старшеклассниц, чтобы они рассматривали карьеру политического лидера как вполне возможную альтернативу традиционным профессиональным видам деятельности. Любовь Штылева, кандидат педагогических наук, доцент ГПИ (г. Мурманск) в своем выступлении подчеркнула: "От того, что женское лидерство не может себя реализовать, теряется более половины потенциала нации, что крайне расточительно с точки зрения управленческого ресурса. Нужны специальные усилия для выработки более разумного совместного подхода к организации жизни". Она привела данные Организации Объединенных Наций: устойчивое развитие государства ставится под угрозу, если нарушается принцип равного представительства больших групп населения. Половые группы - это самые большие группы населения, а женщины составляют 52% населения земного шара.
Почему усвоение гендерной теории имеет принципиальное значение? Да потому, что чаще всего отношения, возникающие в обществе и связанные с половой принадлежностью людей (продвижение по карьерной лестнице, доступ к ресурсам и власти, мобильность на рынке труда и др.), принято объяснять "естественными атрибутами пола". Но социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе устанавливается система норм поведения, предписывающая выполнение определенных ролей в зависимости от пола индивида, соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть "мужское" и что есть "женское" в данном обществе. Таким образом, гендер - это то, что принято думать о "женском" или "мужском" в данном обществе в границах его социокультурных представлений.
Поэтому стратегическая цель внедрения гендерного измерения в обучение - это изменение культуры взаимодействия полов, замена отношений иерархии на отношения партнерства, привнесение в идеологию общества и государства таких ценностей, как толерантность, сотрудничество, взаимовыгодное созидание. Один из путей достижения этой цели - включение гендерных знаний в содержание высшего педагогического профессионального и последипломного образования. Первые шаги в этой области уже сделаны. В некоторых российских вузах (Петрозаводский, Архангельский, Московский, Ивановский, Тверской, Самарский, Саратовский, Томский и другие университеты) созданы центры гендерных исследований и кафедры феминологии. Создаются архивы исследований, растет количество публикаций по гендерной проблематике. Продвижение гендерного измерения в профессиональную подготовку и повышение квалификации педагогов становится не только актуальным, но и реально возможным. Экспериментальные образовательные курсы уже проводились на факультете повышения квалификации Мурманского пединститута; некоторые педагоги начали исследовательскую работу в школах.
Устами "младенцев" глаголет истина
Вот что говорят на уроках старшеклассники - слушатели гендерных курсов города Иваново: "Мне однажды сказали: раз ты мальчик, ты должен уметь хорошо драться. А зачем, спрашивается? Даже если я выучу все виды восточных единоборств, буду проламывать руками кирпичные стенки и узнаю все болевые точки человека, я не смогу серьезно побить; я не хочу приносить увечья людям, я сторонник того, что большинство проблем можно решать мирным путем… Я понял, что мне всю жизнь придется жить под влиянием гендерных стереотипов, которые будут существовать всегда, пока существует человеческое общество. Просто обществу легче жить с такими стереотипами…"
"Одна из самых удивительных вещей для меня - откуда в детях берутся стереотипы? То есть, мне понятно, конечно же, что от нас самих, от нашего общества. Но почему? Почему, взрослея, мы начинаем вести себя так, как когда-то в детстве клялись себе никогда не поступать? Не знаю, что девушки говорят о противоположном поле, но догадываюсь. А что касается юношей, то тут наглядной иллюстрацией будет следующий случай. Преподаватель говорит: "Заходите, молодые люди и девушки…" В ответ - полная сарказма фраза: "Да девушки ведь тоже люди". Какие здесь могут быть комментарии? Эта проблема стара, как мир. Но дело в том, что современный мир меняется, а мы не можем отказаться от старых стереотипов, касающихся ролевых притязаний мужчин и женщин".
"Мне приходилось слышать сотни раз: это не муж-ское или не женское дело. Но я не понимаю, кто это решает? Кто распределил раз и навсегда мужские и женские обязанности в современном мире? Все люди равны, они не должны в своих делах и поступках следовать каким-то стереотипам. Каждый человек может делать, что он умеет, независимо от пола. И уж если и распределяются обязанности между мужчиной и женщиной, то делать это нужно по справедливости и поровну…"
Эти отрывки из эссе на тему "Гендер" принадлежат ученикам старших классов города Иваново. Занятия ведет Ольга Шнырова, кандидат исторических наук, председатель Центра гендерных исследований в Иваново. Ольга считает, что сегодняшняя Россия - очень странное общество. С одной стороны, оно подвержено быстрой трансформации, а с другой - российская глубинка демонстрирует патриархатное сознание на уровне XIX века. Поэтому очень нужна феминистская педагогика. Она ориентирована на работу с девочками, девушками, женщинами. Гендерная педагогика - более широкое понятие; она ориентирована на работу и с мальчиками тоже, на воспитание гармоничных отношений между мужчинами и женщинами; это - более высокий уровень образования.
Не слишком ли поздно наступает
"гендерное просветление?"
Ольга Шнырова делает такое же экспертное заключение, что и Любовь Штылева: гендерное образование в вузах России успешно приживается, открываются курсы, ведется защита результатов исследований по гендерной проблематике. Но в школах ситуация складывается сложнее, чем в высшем звене образования. Выпускники школ приходят в институты с уже сложившимися стереотипами. У мальчиков положение дел не лучше, чем у девочек - они испытывают множество проблем и комплексов, связанных с недостатком гендерных знаний. Интересны результаты эксперимента, проведенного среди юношей: мальчикам предложили написать эссе на тему "Я проснулся женщиной…" Выяснилось, что юноши двадцати лет не знают основ женской физиологии, не говоря об особенностях женской психологии.
В отношении гендерного образования сегодня существует скрытое неприятие и сопротивление даже со стороны тех, кто на словах его поддерживает. Есть проблема неготовности учителей формировать гендерную систему знаний (в основном, у мужчин). Поэтому необходимы тренинги по изменению стереотипов, разработка оригинальных заданий и методик.
Важнейшая проблема, отмеченная Ольгой Шныровой, - перегруженность учебных программ и сложности с их пересмотром. Здесь, по ее мнению, разумно было бы включать отдельные темы в программы по граждановедению и истории. Ведь гражданам открытого демократического общества, к построению которого мы все стремимся, необходимы такие качества, как толерантность, свобода мышления, выработка самостоятельных подходов. А этих качеств нельзя добиться, пока у учеников нет правильных установок во взаимоотношениях друг с другом. Демократические преобразования базируются на умении быть гражданами и работать совместно. Чтобы демократические ценности стали основополагающими в жизни, их необходимо прививать с детства: в семье, внутри школьного сообщества - содействовать сотрудничеству школ с местными общественными организациями и активными гражданами.
Парламентское образование
не может быть бесполым
Во многих регионах страны уже накоплен опыт работы по гражданскому образованию школьников: это проекты и программы, финансируемые Институтом "Открытое общество", Фондом "Евразия" и др. Своим опытом работы поделились участники семинара. Лариса Малышенко, педагог из Соснового Бора (Ленинградская обл.) - автор модельно-деятельностной игры "Демократическая республика". Более 800 ребят девяти школ города оказались вовлеченными в работу школьных и общегородского парламента.
Дмитрий Барышев из города Светлый, председатель Комиссии по вопросам социальной политики Окружного совета Светловского городского округа Калининградской области, преподаватель школы № 1, председатель Молодежной организации "Надежда столетия" рассказал о том, что в Калининградской области по инициативе депутата Областной думы Людмилы Зелинской создан научно-консультативный орган при Областной думе - Молодежно-парламентская ассамблея. В состав Ассамблеи избираются ребята от школ, вузов, общественных организаций, политических партий и движений. Кстати, соотношение девушек и юношей в Ассамблее - соответственно 40:60. Кроме того, президиум постановил, что хотя бы одним из четырех заместителей председателя должна быть избрана девушка, чтобы соблюсти гендерное равноправие в Ассамблее. Дмитрий Барышев сам стал депутатом Окружного совета благодаря опыту, приобретенному в рамках данной Ассамблеи. Кроме того, на выборах он победил именно благодаря активной поддержке молодежи города, несмотря на то, что его соперник - представитель бизнеса - задействовал немалые средства на предвыборную кампанию.
Сегодня детям не хватает общения с интересными людьми, которые своим личным примером и жизненным опытом могли бы научить их социальной активности, умению общаться с другими людьми, формировать свое собственное представление об окружающей действительности. Они должны научиться быть лидерами в своих коллективах, уметь адаптироваться в обществе. Это послужило мотивом к организации класса гражданских активистов - факультативной группы для подготовки новых кадров молодежного движения, которое не должно потеряться в процессе развития общества. Здесь ребята получают определенные знания и навыки общественной работы, которые могут всегда пригодиться им в жизни. Они учатся составлять статьи и заметки, принимают участие в выпуске журнала о молодежной жизни региона, создании интернет-сайта. Учащиеся класса гражданских активистов проводят акцию "Если ты голосуешь впервые". В ходе ролевой игры, в которой ребята выступают уже в качестве организаторов выборов, проходит формирование избирательной комиссии, а также сама процедура голосования. После завершения обучения наиболее активные учащиеся получают свидетельства об окончании курса: кроме того, выпускники этого класса повышают свои шансы поступления на политологическое отделение Калининградского университета.
Первый заместитель председателя Муниципального совета - главы муниципального образования "Сенной округ" Санкт-Петербурга, член Совета РОО "Лига избирательниц Санкт-Петербурга" Наталья Астахова рассказала о программе "Будущий избиратель", в рамках которой депутаты - члены Лиги проводят уроки "Ты - будущий избиратель" для старшеклассников, разъясняют направления деятельности властных структур в стране - от президента до органов местного самоуправления на примере своего города. Основная целевая аудитория Лиги - конечно же, женщины и молодые девушки, для которых организация проводит отдельные тренинги, направленные на повышение конкурентоспособности женщин в избирательном процессе.
Наша сила - в нашем единении
По инициативе МОО "Женское лидерство и партнерство" женщины-депутаты в шести субъектах Российской Федерации провели открытые уроки для старше-
классников на тему "Что такое паритетная демократия и нужны ли женщины в политике?" Впервые идея продвижения гендерного равенства получила поддержку женщин-депутатов разного уровня одновременно в разных концах нашей страны.
Белгородская область
Самой первой из тех, кто откликнулся на наш призыв, была Эльвира Ермакова, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которая провела для старшеклассников одной из белгородских школ урок об основах российского парламентаризма. Ребята узнали о том, как строится работа парламента, принимаются законопроекты, какова роль фракций в работе Государственной Думы. Особое внимание она уделила важности участия женщин в политике, в работе законодательных органов власти и отметила избрание депутатом Областной думы Натальи Звягинцевой, активистки региональной организации "Женщины творческой инициативы" - члена сети "Женское лидерство и партнерство", которая стала вторым депутатом-женщиной из 35 членов местного парламента.
Что касается темы участия/неучастия женщин в политике, то школьники были единодушны - конечно, женщины должны идти во власть, нет особой разницы, женщина-депутат или мужчина-депутат занимаются законотворческой деятельностью.
Положительный отклик получил данный урок и в показанных в день его проведения сюжетах двух телекомпаний. Примечательно, что ГТРК "Белгород" продолжила тему и повторила в эфире передачу по проблемам вхождения женщин во власть и отражения образа женщины в СМИ, подготовленную по материалам круглого стола, организованного женскими НПО в сентябре прошлого года.
Новосибирская область
В ноябре 2002 года состоялись встречи-диалоги учеников старших классов школ Новосибирска с депутатом Государственной Думы Галиной Стрельченко, заместителем председателя Новосибирского городского совета Надежды Болтенко, бывшим депутатом Областного совета Натальей Ярославцевой. В них также приняли участие члены Лиги избирательниц Новосибирска, Движения женщин России, Молодежного парламента Новосибирской области. В центре внимания были вопросы о конституционных правах и обязанностях молодежи, о подготовке молодых граждан к участию в выборах, о лоббизме, о гендерной политике и гендерном образовании; политические, экономические и социальные аспекты участия женщин в политике. Школьники узнали о деятельности женщин-депутатов в Государственной Думе РФ, таких как Екатерина Лахова, Галина Стрельченко, Любовь Слиска, Наталья Азарова и др.; а также о работе заместителя председателя Новосибирского городского совета Надежды Болтенко.
Представители Молодежного парламента рассказали ребятам о том, как они взаимодействуют с органами субъекта Федерации и местного самоуправления, как отстаивают интересы молодежи в представительных органах власти - облсовете и горсовете. Ученики задали много вопросов о депутатской деятельности, трудностях избирательной кампании, "черных" технологиях, роли политиков в судьбе страны, возможности участия в работе Молодежного парламента.
Алтайский край
Урок для старшеклассников общеобразовательной школы № 106 г. Барнаула в рамках акции "Гендерные аспекты парламентаризма для выпускников школ" провела в декабре 2002 года зампредседателя Комитета по социальной политике Алтайского краевого Совета народных депутатов Ирина Солнцева, которая, рассказав о работе Совета, поделилась своим опытом депутата, а также проблемами, с которыми сталкивается женщина-политик. Активную поддержку ей оказала региональная НПО Женский бизнес-центр "Этуаль" - член сети "Женское лидерство и партнерство". В ходе состоявшейся деловой игры школьники познакомились с практической работой депутатов в Комитете по социальной политике: команды мальчиков и девочек должны были обосновать выделение денег из бюджета на строительство школы в регионе. Ребята справились с этим непростым заданием, несмотря на то, что девушки и юноши избрали различные тактики решения проблемы.
Калининградская область
22 ноября 2003 года состоялась встреча учеников класса гражданских активистов школы № 1 г. Светлый Калининградской области с депутатом Областной думы, председателем Комиссии по социальной политике и здравоохранению Людмилой Зелинской. Обсуждая тему "Что такое паритетная демократия и нужны ли женщины в политике?", ее участники рассмотрели вопросы, касающиеся социальных ролей мужчины и женщины в обществе, необходимости гендерного паритета, в том числе и в политике.
Местные СМИ проявили внимание к необычному уроку: по его итогам были подготовлены информационные сообщения в газете "Светловские вести" и на радио "Светловская волна".
По мнению руководителя класса Дмитрия Барышева, эта тема очень интересна школьникам, но одного урока недостаточно, чтобы раскрыть ее. Нужно разработать программу по гендерному просвещению для выпускников школ, издать учебник, в котором в доступной и интересной форме были бы представлены базовые знания по гендерной проблематике.
Ленинградская область
Депутаты Городской думы г. Выборга Анита Устинова и Галина Грачева также провели в декабре 2002 года для старшеклассников школы № 2 открытый урок на тему "Что такое паритетная демократия и нужны ли женщины в политике?", рассказав о практической работе депутата Городской думы. Ребята задали много вопросов о роли женщины и мужчины в обществе и с интересом откликнулись на предложение создать в городе Молодежный парламент, выразив готовность принять участие в его работе.
В Бокситогорске открытый урок для студентов Бокситогорского филиала Ленинградского областного педагогического университета им. А. С. Пушкина провела депутат Собрания представителей Муниципального округа "Бокситогорский район" Светлана Молотилкина.
Ивановская область
Дебаты на тему "Большая политика - удел мужчин" состоялись между двумя девятыми классами в городе Иваново. На занятие была приглашена заместитель председателя Законодательного собрания Ивановской области, депутат Наталья Ковалева, которая возглавила жюри. Опираясь на исторический и современный материал, участники дискуссии опровергли представление о прерогативе мужчин на участие в политике, доказав, что женщины также могут играть и играют в ней активную роль и могут быть выдающимися политическими лидерами.
На семинаре "Гендерные аспекты парламентаризма для выпускников средних школ" состоялся просмотр пяти видеофильмов и фотоотчетов, подготовленных в ходе акции в Белгороде, Барнауле, Бокситогорске, Выборге, Новосибирске, Светлом и Иваново. "Гендерные педагоги", "парламентские педагоги" и представители НКО обсудили вопросы введения гендерной составляющей в преподавание основ парламентаризма для школьников.
В дальнейших планах написание совместного проекта по преподаванию в школах основ парламентаризма и гендерного равенства; проведение образовательных семинаров в регионах для учителей, готовых распространять эти знания; обучение молодых лидеров и активистов среди школьников, привлечение их к участию в избирательном процессе, помощь в развитии их лидерских качеств. Ольга Шнырова предложила "парламентским педагогам" принять участие в работе Летней гендерной школы "Комплексная модель гендерного образования: от вуза к школе", которая должна состояться летом 2003 г. в г. Плесе Ивановской области.
(При подготовке статьи использованы материалы семинара "Гендерные аспекты парламентаризма для выпускников средних школ" и статья журналистки газеты "Выборг" Натальи Кортелевой "А ну, отдай мой каменный топор!")
|