Женщина Плюс...
  N 2, 2002

Правовой механизм предотвращения домашнего насилия:
спящие нормы и незадействованные ресурсы

Советник юстиции Борис Пантелеев*

Не поднятая целина

    В ходе участия в организованных ABA CEELI** семинарах по предотвращению домашнего насилия (а за последние три года таких было на моей памяти более двух десятков по всей России) и тренеры и приглашенные нередко делали для себя интересные „открытия". Во-первых, очень многие участники заявляли, что только сейчас реально осознали масштаб проблемы, а некоторые даже вообще впервые увидели эту беду не как отечественную обыденность, а как разновидность преступлений против личности. Во-вторых, участвующие в семинарах сотрудники правоохранительных органов, так же как и представительницы женских неправительственных организаций, проявляли удивительную солидарность в том, что ныне существующее российское законодательство в этой части явно недостаточно, внутренне противоречиво и не позволяет эффективно бороться с домашним насилием.

Конечно, процесс совершенствования законодательства является необходимым, бесконечным и очень сложным. Однако нам представляется, что порою обычное бездействие или неумение организовать практическую работу удобно оправдывать отсутствием еще одного „специального и самого главного закона". Проанализировав многочисленные попытки российских НЖО подготовить самостоятельный законопроект о борьбе с домашним насилием, мы пришли к выводу, что прошлые неудачи, к сожалению, не случайны. „Внедрить" новый закон можно только на почву, обильно удобренную практическими результатами борьбы против дискриминации во всех сферах нашей жизни. Нужны успешные прецеденты реального наказания со стороны государства за совершенные противоправные действия. Такие прецеденты возможно создать только на базе ныне существующего законодательства. Мы сможем разорвать этот замкнутый круг, если изучим и творчески применим богатый зарубежный опыт, прибегнем к системному толкованию отечественного закона, реально воспользуемся возможностями значительно окрепшей ныне судебной власти.

Три источника и три составные части…

Общепризнанно, что проблема борьбы с домашним насилием является комплексной. Следовательно, и подходить к ее разрешению необходимо системно, используя весь комплекс профилактических и правоохранительных мер: повышая грамотность россиян в области психологии, социологии, конфликтологии - рассказывая о природе, причинах конфликтов и способах их ненасильственного разрешения; проводя правовой ликбез по вопросам прав жертвы, возможных последствий насильственных действий для агрессора и последовательно применяя весь комплекс правоохранительных мер в случае совершения любых противоправных действий. А главное - надо формировать в обществе отношение к домашнему насилию как к преступлению.

Для этого, во-первых, нужна мобилизация всех сил общества. При этом особый акцент нужно делать на активности и последовательности самих потерпевших, на оказании им своевременной и качественной юридической и психологической помощи. Во-вторых, необходима некоторая переориентация правоприменителей (судей, прокуроров, адвокатов и работников милиции всех уровней) для осознания действительной значимости этой проблемы. И в-третьих, нужно совершенствовать действующее законодательство, исходя из того, что недостаточно прямого указания в УК или УПК на соответствующий специальный состав преступления. Ведь у нас и сейчас немало так называемых „спящих" норм права, которые необоснованно редко применяются на практике. Помимо материального (наличие специального законодательства) и процессуального (действующая система правоохранительных и судебных органов) аспектов, нам представляется также необходимым выделить практический, волевой момент правоприменения именно в этой сфере. Мы понимаем под этим определение борьбы с таким социальным злом, как домашнее насилие, в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед органами государственной власти всех уровней и правоохранительными органами, в частности. Обычно такое целеполагание формулируется в разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ведомственных приказах Генерального Прокурора Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации и т. п.

Эти ведомственные акты ориентируют юристов на то, как им нужно поступать на практике в спорных ситуациях. И в случае с противодействием домашнему насилию выясняется, что соответствующие разъяснения судам и правоохранительным органам уже даны. Более того, главным стимулом для активности и залогом нашего общего успеха является то, что ныне действующая Конституция Российской Федерации определяет в качестве приоритета защиту прав и свобод гражданина, и именно этому должна быть в первую очередь подчинена вся деятельность правоохранительных и судебных органов. В вопросах защиты прав человека Конституция Российской Федерации является непосредственно действующим правовым документом, на который можно и нужно прямо ссылаться в милиции, прокуратуре и суде.

Уникален ли „охранный ордер"?

В прошлом году в составе делегации российской общественности и правоохранительных органов мы посетили США, где ознакомились с тем, как там решается проблема предотвращения домашнего насилия. Если детально проанализировать практику выдачи „охранных ордеров" в США, то выясняется, что по своей правовой природе этот документ, в сущности, не является уголовно-правовой или административно-правовой репрессией. Это всего лишь одна из разновидностей промежуточного процессуального акта, реально обеспечивающего разъединение двух конфликтующих сторон - предполагаемого основного агрессора и его возможной жертвы. Выдавая охранный ордер, судья еще не решает по существу вопрос о виновности и об ответственности, но предписывает обеим сторонам определенный порядок правомерного поведения на ближайшие месяцы. Главное - предотвратить дальнейшее развитие конфликта и возможные тяжкие последствия. Для этого агрессор может быть принужден незамедлительно изменить место своего жительства, прекратить всяческое общение с детьми и т. п. А вот за любое нарушение этого предписания обе стороны уже могут быть привлечены к ответственности за противодействие органам правосудия. Американские полицейские рассказывали нам, что нередки случаи, когда им приходится привлекать к такой ответственности и жертв насилия, которые до окончания срока действия „охранного ордера", забыв причиненные обиды, сами устраивали встречи „на запретной территории".

Таким образом, охранный ордер - это всего лишь разумная законодательная предпосылка цивилизованного выхода сторон из конфликтной ситуации, своеобразный „последний звонок" для домашнего агрессора, после чего, совершив правонарушение, он всерьез и надолго попадает в суровые объятия правосудия.

А в нашем отечественном законодательстве разве нет таких промежуточных процессуальных норм, которые бы сигнализировали о домашнем насилии и способствовали его преодолению? Да сколько угодно!

Хорошо забытое старое

В нашей стране была создана и длительное время существовала одна из лучших в мире систем профилактики преступлений. Это не мои личные оценки, а многочисленные выводы, содержащиеся в подробных докладах экспертов ООН и других специалистов-криминологов на профильных ежегодных международных конференциях. Главным достоинством этой системы, по всеобщему признанию, была опора на широкую общественность, тесная связь с массами.

Когда я начинал перечислять сотрудникам милиции, судьям и прокурорам номера десятков статей УПК, ГПК, Семейного и других кодексов, другие, к сожалению, редко применяемые сегодня нормы права, то они соглашались - да, механизм, оказывается, был и есть. Этот правовой механизм, конечно, небезупречен. Раньше в советском законодательстве он был чрезмерно формален и идеологизирован, облечен в архаичные формулировки, наивные, иногда рассчитанные только на законопослушных людей санкции. Но в простоте и заключается его сила и универсальность.

Главный посыл нашего законодателя ясно выражен: необходимо выявлять всевозможные правонарушения на как можно более ранних стадиях, непременно реагировать на них правовыми методами и предотвращать тем самым более тяжкие преступления.

Именно этому фактически посвящены ст.ст. 20,21 УПК РФ „Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления", а также ст. 89 „Применение мер пресечения", и ст. 91 „Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения". Например, если правоприменитель на самой ранней стадии установит, что дальнейшее общение агрессора и жертвы преступления может усложнить расследование уголовного дела, ведет к продолжению насилия в различных формах, то он имеет право, а на наш взгляд, и обязан, избрать меру пресечения в виде содержания под стражей.

Но даже не лишая подозреваемого личной свободы, можно с учетом данных о личности объявить ему подписку о невыезде и при этом в некоторых случаях избрать ему местом постоянного проживания иной адрес, фактически отселив его временно от жертвы правонарушения.

Вопрос этот можно ставить по ходатайству самой жертвы или общественного объединения и рассматривать неоднократно в силу ст. 92 „Постановление и определение о применении меры пресечения", ст. 93 „Подписка о невыезде", ст. 114 „Направление заявления или сообщения по последственности или подсудности", ст. 222 „Вопросы, подлежащие выяснению при назначении судебного заседания". При внимательном изучении этих норм понимаешь, что они носят далеко не проходной, процессуальный характер, а способны реально повлиять на решение обсуждаемой нами проблемы.

Таким образом, ныне существующие процессуальные ограничения фактически могут исполнить те же самые разъединительные функции „охранного ордера". И последствия нарушения этих ограничений также соизмеримы с санкциями „охранного ордера".

На одном из семинаров воодушевленный приведенными примерами и собственными воспоминаниями сообразительный милиционер привел такой актуальный на тот момент пример: если даже бывшего управляющего делами Президента на несколько месяцев посадили в тюрьму только за неявку в суд, то почему же я не могу задержать домашнего хулигана на несколько часов за неявку по повестке и неуважение к властям?

Пришлось разъяснять, что я вовсе не призываю действовать по принципу: „Был бы человек, а статья для него всегда найдется!" Реагировать на правонарушение - не значит „сажать". Законодатель предлагает целый комплекс разнообразных профилактических мер.

В частности, они сформулированы, например, в ст. 141 ГПК РФ „Задачи подготовки дела к судебному разбирательству", ст. 142 „Действия судьи по подготовке дела к судебному разбирательству", ст. 225 „Частные определения суда". Из этих положений также следует, что обратившееся в суд за защитой своих гражданских прав лицо имеет право требовать оперативно назначить экспертизу для оценки размера причиненного ему вреда, настаивать на описи имущества ответчика, временной передаче ребенка и взыскании алиментов, возложении на противную сторону других обязанностей и т. п.

О пользе творческого подхода

Вопрос, таким образом, упирается, по существу, в гражданскую зрелость и активность потерпевших и их законных представителей, а также неформальный творческий подход правоприменителей на местах.

В ходе поездок по России мы нашли также актуальные примеры региональной судебной практики по ст. 98 Жилищного Кодекса РФ „Выселение без предоставления гражданам другого жилого помещения". Логика судей, выносящих подобные решения в отношении домашних насильников, на наш взгляд, правомерна: да, право на собственность и на жилище является конституционным правом каждого гражданина. Однако оно никогда не должно использоваться в целях нарушения конституционных прав другого человека, а тем более приоритетных - права на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, честь и достоинство.

Данную норму юридически никто не отменял, поэтому отказ от ее использования в комплексе мер для борьбы с домашним насилием мы считаем неоправданным. Кроме того, даже отказ в подобном иске, по существу, не является проигрышным, поскольку суд может вынести агрессору официальное предупреждение о недопустимости впредь актов насилия и иного антиобщественного поведения. Также нередко подобные процессы перерастают в гражданские дела о принудительном обмене спорной жилплощади на условиях, более выгодных для жертвы насилия.

Еще один слабо используемый пока правовой ресурс заключен в нормах административного права. В ст. 26 Кодекса об административных правонарушениях (КОАП) РСФСР закреплялась такая мера воздействия на правонарушителя, как „Предупреждение". На наш взгляд, роль ее остается недооцененной так же, как и положения ст. 264 „Доведение постановления о наложении административного взыскания до сведения общественности", ст. 265 „Предложения об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений". Эти нормы позволяют потерпевшему и заинтересованному общественному объединению, в том числе и в судебном порядке, ставить вопрос о реальном возмещении вреда, причиненного выявленным и документированным правонарушением, различных видах компенсации.

Отдельная и почти забытая, к сожалению, сегодня тема - Представление органа дознания, следователя, прокурора по уголовному делу, а также Частное определение (постановление) суда по уголовному, гражданскому и даже административному делу. В этих актах правоприменитель может не только дать мотивированную оценку факту домашнего насилия, но и высказать самые различные предложения по устранению причин и условий, его порождающих. В силу ст. 29 п. 4. УПК РФ, если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым. Потерпевший и представитель общественного объединения вправе просить и даже настаивать на этом.

Крайне редко для целей предотвращения домашнего насилия используются огромные возможности, заключенные в положениях Федерального Закона от 24.07.1998 г. „Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". В то же время прописанные в этом законе процедуры отвечают самым высоким международным стандартам. Например, системное толкование ст. 14 „Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию", позволяет снимать многие вопросы, связанные с дурным влиянием домашнего насилия на подрастающее поколение.

Оптимистические перспективы

Вновь принятый УПК РФ также позволяет делать оптимистические прогнозы на развитие ситуации. Борьба с домашним насилием в рамках этого кодекса возможна уже сегодня. Приведу в подтверждение этого тезиса перечень процессуальных прав потерпевшего и гражданского истца, приведенный в этом важнейшем процессуальном документе.

Статья 42. 1. Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда.
2. Потерпевший вправе:
1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;
2) давать показания;
3) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;
4) представлять доказательства;
5) заявлять ходатайства и отводы;
6) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;
7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
8) иметь представителя;
9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
10) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 198 настоящего Кодекса;
12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему;
13) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций;
14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций;
15) выступать в судебных прениях;
16) поддерживать обвинение;
17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
18) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;
19) обжаловать приговор, определение, постановление суда;
20) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;
21) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса;
22) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 настоящего Кодекса.
4. По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

8. По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего, предусмотренные настоящей статьей, переходят к одному из его близких родственников.
9. В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.
10. Участие в уголовном деле законного представителя и представителя потерпевшего не лишает его прав, предусмотренных настоящей статьей.

Статья 44. 1. Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, прокурора, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.
2. Гражданский иск предъявляется после возбуждения уголовного дела, но до окончания предварительного расследования. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
3. Гражданский иск в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, может быть предъявлен их законными представителями или прокурором, а в защиту интересов государства - прокурором.
4. Гражданский истец вправе:
1) поддерживать гражданский иск;
2) представлять доказательства;
3) давать объяснения по предъявленному иску;
4) заявлять ходатайства и отводы;
5) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
6) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
7) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии гражданского истца дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;
8) иметь представителя;
9) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием;
10) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
11) отказаться от предъявленного им гражданского иска. До принятия отказа от гражданского иска дознаватель, следователь, прокурор, суд разъясняет гражданскому истцу последствия отказа от гражданского иска, предусмотренные частью 5 настоящей статьи;
12) знакомиться по окончании расследования с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному им гражданскому иску, и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;
13) знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы, и получать копии процессуальных решений, относящихся к предъявленному им гражданскому иску;
14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой и апелляционной инстанций;
15) выступать в судебных прениях для обоснования гражданского иска;
16) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
17) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;
18) обжаловать приговор, определение и постановление суда в части, касающейся гражданского иска;
19) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;
20) участвовать в судебном рассмотрении принесенных жалоб и представлений в порядке, установленном настоящим Кодексом.
5. Отказ от гражданского иска может быть заявлен гражданским истцом в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему.

Таким образом, вопрос заключается в том, чтобы совместными усилиями реализовать на практике предоставленные законом возможности и реально повлиять на сокращение фактов домашнего насилия в нашей стране.


*продолжение серии публикаций, посвященных теме домашнего насилия - начало в „Женщина плюс…" N 1/2001)
**Проект „Правовая инициатива для стран Центральной и Восточной Европы" („Central and East European Law Initiative" - CEELI) проводится Американской ассоциацией юристов (American Bar Association - ABA)