Женщина Плюс...
  N 2, 2002

ЖЕНЩИНЫ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ОПАСЕНИЯ И НАДЕЖДЫ

Марина Малышева

        Марина Малышева - ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН), координатор программ Международного Республиканского института, в 2000 г. защитила докторскую диссертацию по теме „Взаимосвязь социально-экономических процессов и гендерных отношений" в ИСЭПН РАН. В 2000-2001 гг. как директор проекта „Распространение гендерных знаний" Московского центра гендерных исследований занималась организацией семинаров для ученых, представителей НЖО, СМИ и вела образовательные программы для женщин-преподавателей из российских регионов. Автор книги „Современный патриархат".

На протяжении многих тысячелетий женщины сталкивались с дискриминацией. Что же происходит в настоящее время?

Глобальная экономическая политика, которая была инициирована Всемирным банком и Международным Валютным фондом, известная под названием структурно-преобразовательных программ, гендерную дискриминацию усилила. Структурные преобразования были названы реколонизацией или рыночным колониализмом. Почему? Потому что многие страны потеряли экономическую и политическую суверенность, ухудшили стандарт жизни. В 80-е годы произошла резкая эскалация неравенства. Правящая элита наживала состояния, а большинство населения страдало от нищеты. Даже в Соединенных Штатах расслоение общества стало резко набирать темпы.

Развивающиеся страны превратились в рынок для экспорта товаров из индустриального мира и стали поставщиками сырья, а также дешевой рабочей силы. Произошла девальвация национальной валюты стран с переходной экономикой, дерегуляция внутреннего рынка товаров, рост внутренних цен на основные продукты питания до мирового рыночного уровня. Естественно, что стоимость жизни во многих странах, включая Восточную Европу, стала сопоставима с Западом, в то время как зарплата удерживается на довольно низком уровне. Если ежедневная оплата рабочих на Западе составляет 70-80 долларов, то в странах с переходной экономикой - 1,5 доллара.

Под воздействием структурно-преобразовательных программ промышленность, ориентированная на внутреннее производство, стала глохнуть, программы социальной поддержки сокращаются, и уровень бедности растет. А самыми бедными среди бедных (за исключением детей) чаще всего бывают женщины. Но если раньше феминизацию бедности признавали реалией российской действительности, то сейчас говорят: еще в более тяжелом положении пенсионеры, инвалиды и дети... Но давайте посмотрим: кто отвечает за инвалидов, кто за ними ухаживает, кто отвечает за престарелых, кто отвечает за детей? Как правило, женщины, отсюда и феминизация бедности.

Женщины зарабатывают меньше мужчин, имеют меньшую собственность и ограниченный контроль над капиталом и производством. При этом во всем мире они несут двойную ответственность: как рабочая сила и как лица, ухаживающие за детьми, больными, престарелыми.

Современная глобальная экономика непосредственно воздействует на положение российских женщин. Как это определить? Можно рассмотреть динамику следующих показателей:

  • возможность для женщин обеспечить себя самым необходимым: еда, одежда и жилье; обеспечение женщин общественными ресурсами, т. е. той частью бюджета, которая поступает через социальные программы, например, выплата пособий при рождении и воспитании детей дошкольного возраста; доступ к образованию и профподготовке, позволяющий избавиться от низкоквалифицированного и непроизводительного труда. Многие ли женщины могут жить, не экономя на продуктах питания, могут купить квартиру или даже комнату, могут получать образование в столичных или региональных вузах?
  • возможность реализации репродуктивной функции: рождение и воспитание детей. Рождаемость оказалась под угрозой, она драматически сократилась. Результаты всех социологических опросов, которые проводились с середины 90-х годов, показывают, что рождаемость сокращается из-за неуверенности в завтрашнем дне.
  • возможность иметь занятость за рамками дома. Занятость женщин у нас сократилась с 53% до 47%, за последние 8 лет на 8 миллионов, что в 2 раза больше, чем сокращение мужской занятости.
  • контроль над распоряжением ресурсами в обществе. У женщин он, к сожалению, по-прежнему минимален.

Отличительная особенность современного рынка труда в результате процессов глобализации - это свободный и гибкий режим занятости. В нашей стране пока не так много женщин может пользоваться гибким графиком работы, но в ближайшем будущем на него перейдет большинство. Казалось бы, для страны, где на протяжении десятилетий существовала так называемая „поголовная занятость", это позитивная тенденция. Но так ли это? Гибкий рынок труда означает, что законодательство, которое защищает женщин-рабочих, уже не гарантирует отпуска по уходу за ребенком и пособия, не гарантирует равную оплату за равный труд, вы-платы в связи с производственными травмами - все это становится необязательным.

Если говорить о других регионах мира, многие отрасли производства, где женщины работали полный рабочий день, часто намеренно закрывались. Например, в Юго-Восточной Азии практика глобализации происходила таким образом, что определенные виды производства переводились в другие страны, туда, где труд можно было купить дешевле. Женщины вынуждены были довольствоваться частичной занятостью - надомным трудом или случайными заработками при очень плохих условиях труда, с низкой заработной платой.

Сейчас используют такой термин, как „кезуализация труда", от слова „casual" - случайный. Все чаще женщины не уверены в том, что их рабочее место сохранится: сегодня оно есть, завтра его нет. И это - отработанный механизм использования женской рабочей силы, который предприниматели очень активно апробируют в разных регионах мира. Зарплата в таких условиях ниже, шансов на продвижение почти нет, защита со стороны местного законодательства очень мала. И частные компании несут ограниченную ответственность за права частично занятых. Поэтому кезуализация труда - это не только стратегия удешевления производства, но также ориентация на реконструирование трудового процесса в более иерархичную и гибкую форму, когда у работающих женщин весьма низок контроль над производством.

Кроме того, на производстве и в сфере обслуживания происходит интенсификация труда. Работодатели либо сокращают количество персонала, либо увеличивают нагрузку на каждого сотрудника, при этом недостаточно высокие производственные показатели влекут сокращение заработков или необходимость работать в сверхурочные часы. В целом интенсификация женского труда включает целый ряд параметров: большая продолжительность рабочего дня, более высокие нагрузки, напряженный ритм работы в ночные смены или в ранние утренние часы, растущие запросы к квалификации и уровню образования при сохранении прежней заработной платы, совмещение нескольких видов работ одним человеком и создание рабочих мест с не прописанными четко обязательствами.

Особо следует остановиться на надомных видах работ, которые получают все большее распространение. Фактически это - гиперэксплуатация женщин. Почему? Потому что чаще всего надомниками работают женщины. Скажем, работа на телефоне - очень распространенный вид такой работы. Почему он ведет к гиперэксплуатации? Потому что женщины несут двойную ответственность: во-первых, за те виды производственных операций, которые выполняют на дому, во-вторых, за присутствующих при этом членов своей семьи. Труд этих женщин оказывается невидимым, он длится долгие часы, выполняется в изоляции. Оплата и условия труда хуже, чем у занятых на предприятиях, надомники - самые бедные из работающих. Они не владеют никаким капиталом, никакими орудиями труда, у них нет доступа к новым технологиям. Существующее трудовое законодательство их не защищает. Это способ для работодателей сокращать оплату труда женщин, не неся за это никакой ответственности.

В частном секторе нередко используются следующие практики. Женщины проходят период апробации, когда их труд оплачивается намного ниже, чем если бы они сразу были приняты на работу. Они в этот период подвергаются жесткому контролю до тех пор, пока не сделают ошибку, после чего их сразу увольняют. Это очень удобная стратегия для того, чтобы работа не стала постоянной и более высокооплачиваемой.

Женщины оказываются перед фактом лимитированных экономических возможностей для самих себя. Все мы являемся свидетелями того, что женщины все больше и больше вовлекаются в уличную торговлю, в обслуживание, в ручную неквалифицированную работу - в так называемый мелкий бизнес. При этом по отношению к мелким предпринимателям существует предубеждение - кредиты и займы им предпочитают не давать.

Не будет преувеличением сказать, что женщинам не было предоставлено возможности высказаться по поводу национальных планов развития и политики реформ, которая была навязана международными экономическими механизмами. Во всех странах интересы женщин рассматриваются как малозначимые с точки зрения экономического и политического развития. Роль женщин в экономической и социальной сфере не принимается во внимание ни правительственными национальными программами, ни глобальными программами развития. Буквально до недавнего времени не существовало никаких методик для мониторинга прогресса или регресса общественного развития с учетом положения женщин.

Структурно-преобразовательные программы вначале были апробированы в странах Юго-Восточной Европы. Здесь все началось в 60-е годы, и на протяжении последующих двух десятилетий женщины Тайваня, Южной Кореи, Гонконга, Сингапура создали образец экспортно-ориентированной промышленности, которая стала движущей силой устойчивой экономики этих стран. Кто знает о том, что это было сделано за счет женщин?! Нам подают происходящее совершенно иначе.

Фаза экспортно-ориентированного производства была обозначена огромным наплывом женщин в предприятия всей Восточной и Юго-Восточной Азии. Здесь были созданы свободные торговые зоны, и в них превалировала именно женская рабочая сила (до 85%). В Корее эксплуатация женщин была особенно жестокой. Поэтому они одними из первых в своем регионе начали активную борьбу за свои права. Как только они образовали профсоюзы и начали выступать за улучшение условий труда, предприятия были закрыты и передислоцированы в другие регионы мира. Я уже говорила, что это очень распространенная практика и, скорее всего, она будет продолжаться. Когда мы будем продумывать гендерные стратегии преодоления негативных процессов глобализации у себя на родине, нужно обязательно иметь в виду это обстоятельство.

Свободные торговые зоны стали небесами обетованными для инвесторов, но адом для женщин. В первую очередь работодатели берут женщин очень молодого возраста - от 16 до 23 лет. Почему? Потому, что это женщины наиболее послушные, согласны выполнять скучную, монотонную работу. Причем открыто провозглашается, что женщины - самые лучшие работники, благодаря природному терпению и гибкости рук.

Транснациональные компании предпочитают также нанимать одиноких женщин без детей. Распространенной практикой стали тесты на беременность при приеме на работу, для того, чтобы не выплачивать пособия по беременности и родам. Это теперь и в нашей стране происходит. Когда открывают совместное производство, то очень часто в контракты сразу вносят пункт, согласно которому женщина, пока она работает в этой компании, не должна беременеть и заводить ребенка. Конечно, это - нарушение законодательства, но поскольку экономические условия нашей жизни очень тяжелые, женщины подписывают эти контракты.

Есть еще один очень важный момент, непосредственно относящийся, к сожалению, и к нашей стране. Структурно-преобразовательные программы вовлекли страны третьего мира и Восточной Европы в серьезный кризис, который связан с зависимостью от внешней поддержки. Долг развивающихся стран поднялся до 73% по сравнению с 1982 годом, долг Африки - до 80%, долг Азии почти удвоился и в Латинской Америке он стал выше на 25%. Мы хорошо знаем, что Всемирный банк провозглашает одной из главных своих целей борьбу с бедностью. Но на самом деле, если мы начнем анализировать цифры, то мы обнаружим, что долги стран постоянно растут, и нет никаких перспектив снижения этих долгов, никто прощать эти долги не собирается.

Трудности испытывают и страны Западной Европы. В Германии из 5,3 миллионов частично занятых женщины составляют 89%, в Европе в целом женщины составляют 81,5% частично занятых. Возвращение к оплачиваемой работе после отпуска по случаю рождения ребенка очень часто связано с гибкими формами занятости. Но женщины стремятся к более полноценному участию на рынке труда и, естественно, выражают недовольство. Недовольны положением дел 99% домохозяек в новой части Германии и 74% - в старой. Распространена так называемая низовая занятость, составляющая 6 миллионов рабочих мест, из которых 3,5 миллиона принадлежит женщинам. Многие заняты так называемой традиционно женской работой - уборкой и работой на дому, преимущественно на телефоне.

Одинокие матери и те, которые являются единственными кормильцами в семье, и в Германии не могут поддержать приемлемый для семьи уровень жизни, имея очень низкие доходы. Причем это справедливо даже в отношении женщин, которые занимаются мелким бизнесом и открыли свои собственные фирмы. 1/3 мелкого бизнеса в Германии основана женщинами преимущественно в сфере обслуживания. Более чем в половине из этих предприятий не работает никто, кроме самой женщины-предпринимательницы. Половина женщин-бизнесменов зарабатывает менее 1800 немецких марок, и только треть получает больше 3 тысяч немецких марок. Для Германии это означает, что, по крайней мере, 2/3 женщин с трудом обеспечивают нужды семьи.

Благодаря росту участия женщин в экономике, предполагалось, что они выиграют от процесса глобализации производства, торговли и сервиса. Однако происходит процесс втягивания женщин на рынок труда и немедленного выталкивания в низкооплачиваемые, незаметные и нестабильные сегменты экономики. Женщины интегрируются и маргинализируются одновременно. Многие женщины получают наличными, но очень немногие чувствуют при этом безопасность. Дешевая и подвижная женская рабочая сила воспринимается как естественный и расширяющийся ресурс.

Многие спрашивают меня, что такое глобализация? Есть, по крайней мере, три измерения глобализации: экономическое, политическое и культурное. Если совсем коротко отвечать, то глобализация - это свободный трансферт капитала, свободный трансферт трудовых ресурсов и свободный трансферт сырья. Границы открыты для того, чтобы запросто перекачивать финансовые ресурсы, людей и максимально удешевлять процесс получения прибыли для тех стран, у которых есть большой капитал, делающий эту прибыль.

Конечно, нужно отмечать и положительные стороны глобализации. Скажем, свобода передвижения может восприниматься как положительный фактор теми женщинами, которые имеют высокую квалификацию, знают много иностранных языков, являются настоящими специалистами, и могут работать по хорошим контрактам. Однако сразу приходится оговариваться и затрагивать негативные процессы: чаще всего наши женщины выезжают по туристическим и студенческим визам или визам невест, поэтому они не могут иметь официальных прав для занятости за рубежом, и у них нет никаких правовых гарантий для защиты в сфере труда. Соответственно, они эксплуатируются самым жестоким образом.

Несомненно, позитивной чертой глобализации является возникновение новых видов занятости, появляются новые профессии, которых не было раньше. Например, очень интересен проект, который сейчас проводит Великобритания в разных странах мира: когда не человек ищет работу, а работа ищет человека. О чем идет речь? Если вы владеете компьютерной техникой, то можно оставаться дома и работать на фирму в любой стране мира. Но если мы сравним высококвалифицированных компьютерщиков, которые работают в Бангалоре в Индии со специалистами такого же профиля, работающими в Соединенных Штатах: заработная плата последних во много раз выше. Да, в своей стране индийские знатоки Microsoft намного повышают стандарт жизни, но по сравнению с Западом, они все равно остаются нищими.

Возможно, многие упрекнут меня в том, что я о глобализации говорю слишком мрачно. Просто я убеждена, и как ученый, и как гражданин, что, оценивая происходящие в современном мире процессы, мы должны рассматривать не только их позитивные стороны, но и порождаемые ими проблемы и опасности. Реалистическое прогнозирование необходимо при выработке национальных стратегий развития любой страны, поэтому понимание возможных последствий такого сложного и неоднозначного процесса, как глобализация, особенно важно.