„Первыми спасают
женщин и детей"
- такое морское правило
действует в тульском Центре милосердия
Татьяна Лысенко,
председатель координационного совета тульского Центра милосердия,
председатель Комитета по вопросам женщин, семьи и демографии
администрации Тульской области
Раньше говорить о семейном на-силии было не принято: оно считалось „проблемой местного значения". Десятилетиями женщины и дети молча терпели изощренные издевательства, порой находясь между жизнью и смертью. Увы, насилие широко распространено в тульских семьях. Согласно только милицейским сводкам, ежеквартально насилию подвергается около трёхсот тулячек. Число же тех, кто не решается обращаться в правоохранительные органы, не известно никому. В травматологическое отделение городской больницы им. Семашко каждый день поступают несколько пострадавших от семейных побоев. Они тщательно гримируют синяки и ссадины на лице, оправдывая насильников - дескать, муж устает, вот и срывается. Наши женщины привыкли считать, что позорно выносить сор из избы, а поэтому молча несут свой крест, все глубже загоняя себя в депрессии и болезни. „Бьёт - значит любит", „Муж и жена - одна сатана", „Милые бранятся - только тешатся" - подобные примеры „народной мудрости" еще очень живучи. Утешение этими мифами порой имеет очень печальные последствия. В самом мировоззрении русских женщин присутствует некая жертвенность, неуверенность в себе, которые могут стать хорошей почвой для насилия, если спутник - человек неуравновешенный, грубый. О насилии в семье не принято говорить вслух, и человек оказывается один на один со своим близким, который становится для него опасным врагом. Корни домашнего насилия лежат не в конкретных семьях, а гораздо глубже - в устоях, стереотипах общественного сознания, религиозных представлениях, экономике.
Ещё Лев Николаевич Толстой писал, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастлива по-своему. Когда люди вступают в брак, каждый надеется, что вместе они будут жить долго и счастливо. Откуда же берется ненависть, доходящая до исступленной злобы? Как быть, если жизнь в семье превращается в поле битвы, где пострадавшей стороной являются женщины и дети? Стоит ли сохранять семью, если жизнь с мужем - сущий ад? Можно ли переделать партнера, если трезвый он нежный и ласковый, а пьяный - зверь? Куда женщине обратиться, если её изнасиловали? Что делать, когда отчим в отсутствие матери постоянно домогается близости с падчерицей? Или девушку бьют родители?
Всем знакомо исконно русское „терпи". Нельзя терпеть! Безнаказанное насилие может порождать только ещё большее насилие. Поэтому мы и создали при Центре милосердия в Туле Кризисный центр. В нём жертвы насилия могут не только рассказать о своих проблемах, но и получить квалифицированную помощь психолога, социального работника, юриста. Помощь оказывается бесплатно и конфиденциально. Основная задача специалистов Кризисного центра - помочь жертве поверить в собственные силы, обрести уверенность в себе, избавиться от чувства вины за происходящее и принять ответственное решение. То есть перестать быть жертвой. Как только информация об открытии Кризисного центра прозвучала в местных СМИ, его контактные телефоны звонят без умолку. Девочки, девушки, женщины, бабушки (и мужчины, кстати, тоже!) обращаются сюда за помощью и советом. Работает телефон доверия.
В Кризисном центре не дают советов, как быть счастливыми, здесь помогают разобраться и принять, может быть, единственное правильное решение. А проблемы самые разные. Иногда раздается звонок, и на другом конце провода сквозь рыдания можно разобрать только одну фразу: „Я хочу покончить с собой..." Причины самые разные: пьёт муж, а потом жестоко избивает всю семью, сын связался с плохой компанией и употребляет наркотики, несовершеннолетняя дочь ушла из дома и живёт с человеком, годящимся ей в отцы, сама женщина подверглась сексуальному насилию дома или на улице и не знает, как жить дальше, боится выходить на улицу. Иногда психологу приходится приложить огромные усилия, чтобы заставить женщину не принимать поспешных решений, подумать, обязательно прийти на приём и разобраться в ситуации.
Часто обращаются бабушки, которые воспитывают внуков, так как оба родителя лишены родительских прав, но продолжают влиять на детей, добиваясь различными способами встреч и настраивая их против опекунов. В таких случаях оказывается и психологическая, и юридическая помощь. Психолог помогает восстановить отношения с внуками, не прививая при этом ненависти к родителям, юрист дает рекомендации, как отстоять свои права, куда обратиться, какие документы нужно собрать для обращения в суд.
Под воздействием алкоголя отец избивает 13-летнего сына, всячески унижает его. Мальчика направила в наш Центр мама, с ним долго беседовал психолог. Теперь все свободное время ребенок проводит в Центре, он изменился, стал более уверенным, научился давать отпор обидчикам.
Бывает так, что женщина сама стремится предотвратить кризисную ситуацию. Так, недавно в Центр позвонила мать солдата, у которого кончается срок службы в армии, и он должен вернуться домой. Женщина попросила оказать её сыну психологическую помощь, помочь человеку наименее безболезненно перешагнуть рубеж от военной жизни к мирной.
Наиболее тяжелые случаи, когда требуются не один и не два сеанса у психолога, причем работать нужно сразу с двумя членами семьи, - это сексуальное насилие дома. В первые дни работы Центра на прием к психологу пришла женщина в подавленном состоянии и рассказала, что недавно совершенно случайно она узнала, что её муж на протяжении нескольких месяцев насилует их общую дочь - 13-летнюю девочку, и под угрозой расправы заставляет её молчать об этом. Доведённая до отчаяния, девочка попыталась вскрыть себе вены. Ее удалось спасти, но после того, как всё открылось, мать и дочь находятся в тяжелейшем состоянии кризиса, между ними нарушена связь. Таких обращений множество. И в каждом случае к таким женщинам нужен сугубо индивидуальный подход, требуется длительный процесс реабилитации, чтобы вернуть обеих женщин к нормальной жизни, помочь им преодолеть страх перед мужчинами, быстрее забыть тот ужас, что они пережили.
Много звонков было от матерей, чьи дети страдают наркотической зависимостью. Обычно в таких случаях психолог просит прийти на приём вместе с ребёнком и взрослого, чтобы отыскать причину того, почему ребёнок потянулся к наркотикам, объяснить матери тонкости обращения с таким ребёнком, дать конкретные советы, как помочь ему выйти из сложившейся ситуации и покончить с наркотиками.
Ещё лет двадцать назад у нас вызывали добродушную улыбку феминистки в зарубежных фильмах. Но вот прошло время, и российские женщины столкнулись с ситуацией, когда их права де-юре обеспечены многочисленными законодательными актами и постановлениями исполнительной власти, но только не финансовыми и организационными ресурсами. Поэтому в реальной жизни они оказались отброшенными от идеалов равноправия ещё дальше, чем это было до перестройки, нарушения их прав в сфере политики, управления государством, социально-трудовых отношений только усилились.
Нередки случаи, когда беременных женщин, одиноких матерей, матерей детей-инвалидов увольняют с работы. Отказывают в возможности находиться дома с ребёнком до трех лет, вынуждая выходить на службу. Благодаря Центру милосердия и финансовой помощи Канадского фонда поддержки российских женщин у тульских женщин появилась возможность больше узнать о своих правах, научиться их отстаивать и защищать. В рамках проекта „Женщина и право" около 3 тысяч женщин за 3 года получили консультации в Центре милосердия.
Национальный механизм защиты прав женщин в последние 10 лет практически не действует, усиливается их дискриминация, женщины отстранены от участия в принятии важных государственных решений. В областной Думе всего две женщины. Среди руководителей крупных предприятий области лишь 6-8% женщин. В среднем, заработная плата у женщин на 1/3 ниже, чем у мужчин, и, несмотря на это, именно женщины первыми попадают под увольнения и сокращения. Долго можно перечислять эти проблемы. Ясно одно: снова возник так называемый „женский вопрос", и если сейчас не ответить на него, пострадает все общество.
|