Гендерная идентичность
творческой личности
Гендерная идентичность творческой личности обусловлена в значительной мере тем обстоятельством, что такая личность несет в себе психофизиологические особенности противоположного пола, является психологически андрогинной. „Загадка" творящей личности каждого пола издавна волновала исследователей.
В работах, которые касаются творчества вообще, или рассматривают в целом вопрос о гендерных особенностях человеческих способностей, можно обнаружить важные идеи, характеризующие творчество в гендерном контексте (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, О. Вейнингер, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, П. А. Флоренский, Вл. Соловьев, Н. Хамитов, Вяч. Иванов, В. В. Розанов). Среди основных идей следует отметить обоснование связи творчества с Эросом, и вместе с тем - подчеркивание гениальности мужского начала в творчестве. Эти идеи находятся в известном противоречии. Достаточно определенно это противоречие можно заметить у О. Вейнингера, который последовательно обосновывает бисексуальность1 человека - с одной стороны, а с другой - считает, что женщина лишена многих качеств мужчины и потому не способна быть гениальной. К. Г. Юнг же считает, что психология творческого индивида - это собственно женская психология, но вместе с тем, в его работах можно проследить взгляд на необходимость для мужчины женской части души, а для женщины - мужской. Известен взгляд Н. А. Бердяева, который утверждает, что женщина является вдохновительницей творчества мужчины: „Мужчина всегда творит во имя Прекрасной Дамы, ... она вдохновляет его на подвиг и соединяет с душой мира".
Вместе с тем, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Вейнингер, Н. А. Бердяев, Вяч. Иванов обосновывают взгляд на гениальность - как мужской, а талантливость - как женский феномен. Но у многих из этих философов можно проследить мысль о необходимости соединения двух начал в творчестве (Н. А. Бердяев, С. Н Булгаков, Вл. Соловьев, Вяч. Иванов, С. Л. Франк и др.). Так, С. Н. Булгаков полагает, что разгадка творчества в „... имманентной брачности человеческого духа".
Исследования литературных источников о жизни художников (Леонардо да Винчи, П. Пикассо, С. Дали, З. Серебрякова, М. Башкирцева) позволяют сделать вывод, что для творчества важна андрогиния2, обретение которой возможно при идентификации мальчика преимущественно с матерью или другими личностями женского пола в окружении будущего творца, а девочки - с отцом. Исследователи одаренных детей отмечают, что они в гораздо большей степени, чем менее способные сверстники, соединяют в себе свойства, характерные как для собственного пола, так и для противоположного (психологическая андрогиния). Творчески одаренные мальчики обладают многими чертами, стереотипно считающимися женскими, - интроспективностью, чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом и т. д. С другой стороны, творчески одаренные девочки проявляют многие, традиционно считающиеся мужскими, качества - независимость, самоутверждение, честолюбие. Вместе с тем исследования позволяют сделать вывод, что для успешности творчества в личности должны взаимодополняться мужское и женское начала. Творческие личности отличаются тем, что при решении задач пользуются обоими полушариями мозга, т. е. обладают холистическим мышлением (Л. С. Выготский, Дж. Гауэн, А. Маслоу, Дж. Гилфорд, Э. Боно, Р. Б. Хайкин, Д. Ландрам).
Условия становления женской и мужской идентичностей3 не тождественны. Женская сущность формируется менее конфликтно, чем мужская. Для формирования маскулинного4 мужчины важна отдаленность от матери. Изначальная протоженственность обоих полов (Р. Столлер) способствует формированию необходимой для творчества андрогинии у мальчика, выраженность проявлений противоположного пола у которого будет большей, чем у девочки, что поможет приобретению мальчиком интуитивности, чувственности, эмоциональной экспрессивности и других, стереотипно считающихся женскими, качеств. А достаточно жесткие социокультурные требования к мужской модели поведения помогают мальчику сохранить и усилить в период окончательного становления идентичности мужские личностные проявления. Для девочки же изначальная протоженственность и последующая близость с женственной матерью и окружением своего пола, не отличающимся личностными проявлениями, стереотипно считающимися мужскими, способствуют становлению фемининной5 женщины, но оказывают негативное влияние на становление женщины как активной и независимой личности, способной реализоваться в творчестве, особенно гениальном. В то же время, близость с отцом, идентификация с ним позволят девочке приобрести независимость, активность, необходимые для реализации в творчестве, но сделают ее более логичной, менее чувственной, а значит, успешной в мыслительной деятельности, а не в художественном творчестве. Или же творчество ее будет талантливым, так как психологами доказано, что чрезмерная интеллектуализация способствует адаптивности, а значит, творчество при этом будет служить современности. Протоженственность затруднит для многих девочек приобретение качеств, необходимых для реализации в гениальном художественном творчестве. Для того чтобы одаренная девочка сохранила потенциал в творчестве, особенно гениальном, ей, по-видимому, необходимо идентифицироваться с обоими родителями.
Гений и талант - две различные категории (О. Вейнингер, А. Шопенгауэр, Н. А. Бердяев, Вяч. Иванов и др.). Отличие гениальности от талантливости состоит не в высшей степени одаренности, а в открытии ранее неизведанных путей в творчестве и в осуществлении принципиальных сдвигов в той или иной сфере творческой деятельности. Талантливое творчество, связанное с традициями и существующее в пределах имеющихся смысловых рамок, опирается на то, что уже разработано культурой. Это творчество более свойственно женщинам, несущим от природы филогенетическую устойчивость, сохранение всего позитивного, что привнес мужчина, т. е. сохранение традиций. В гениальном же творчестве, где важно новаторство, более активен мужчина, отличающийся от природы филогенетической изменчивостью и приобретающий в процессе социокультурных воздействий „крылья", в отличие от женщин, которым при воспитании дают преимущественно „корни".
Но именно в точке творящего пола происходит изменение природного порядка (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и др.). Творчески одаренный мужчина несет в себе преобладание женских свойств личности, при сохранении мужских. Способная к творчеству женщина также андрогинна, но преобладают у нее мужские качества личности. Необходимо также противоборство этих начал, которые, несмотря на свой неустанный антагонизм, как бы прикованы друг к другу, призваны к мирному сотрудничеству и согласованию. Именно в том, что творчески одаренная личность является андрогинной, что духовный пол сложен, а каждая личность представляет смешение стихий мужской и женской - причина творческой напряженности, гендерных истоков творческой деятельности. Чтобы любое творчество было реализованным, необходима интеграция всех граней человеческой личности и соединение вдохновения, фантазии, интуиции, опыта и мысли.
Нина Коноплева
Литература
Бердяев Н. А. Философия творчества. Т. 1. М., 1994.
Булгаков С. Н. Свет невечерний. М ., 1994.
Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991.
Ницше Ф. Собр. соч. Т. 1. М., 1990.
Шопенгауэр А. Собр. соч. Т. 2, М., 1993.
Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
В сносках - примечания редактора Словаря гендерных терминов А. А. Денисовой
1Влечение индивида к сексуальным контактам с представителями обоих полов.
2Совмещение в индивиде мужских и женских черт. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. Концепция андрогинии была предложена в начале 70-х гг. XX в. американским психологом Сандрой Бем.
3Базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.
4Маскулинность - комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, определяющий социальную практику мужчин как социальной группы.
5Фемининность - в целом определяется как характеристики, связанные с женским полом; или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе; а также социальный эквивалент того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине.
|