Женщина Плюс...
  N 3, 2002

Феминизм

Феминизм (feminism - англ.) - термин образован от латинского слова femina - женщина. Впервые он использован Элис Росси в 1895 г. В настоящее время существует много определений феминизма. Нередко феминизм понимается как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Чаще всего его трактуют шире - как разного рода действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов (в этом случае термин может употребляться как синоним женского движения). Феминизм возник из признания того, что есть нечто несправедливое в общественной оценке женщины. Он пытается проанализировать основания и уровни подавления женщин и достичь их освобождения. Последнее понимается далеко не однозначно.

Первая волна феминизма приходится на XIX - первую половину XX вв. Основное ее содержание сводится к борьбе за достижение юридического равноправия полов. С середины XX в. начинается вторая волна феминизма - борьба за фактическое равенство женщин с мужчинами. В середине и конце 70-х гг. на Западе, особенно в США, движение приобрело довольно массовый характер, проявилось в многочисленных акциях, в создании ряда организаций и множества небольших групп неформального характера без лидера и теоретической стратегии в ее традиционном понимании. В течение 80-х гг. влияние феминизма несколько падает, исследователи связывают это с утверждением в западных странах неоконсервативной ориентации, а также с острой самокритикой, появившейся внутри самого феминизма. Если до середины 80-х гг. его теоретиками рассматривался в основном опыт белой женщины из среднего класса Западной Европы и Северной Америки, то впоследствии была признана необходимость изучения и учета требований других групп с их специфическими интересами. Это сказалось на состоянии не только практики, но и теории движения, которая все более отказывается от категорий и методов, связанных с ориентацией на внеисторические факторы.

В феминизме рассматривается не опыт пола, а опыт рода (англ. - gender) - не биолого-анатомические, а культурно-психологические характеристики, поскольку практически проявления пола и биологическая сексуальность существуют только как продукт „очеловеченных взаимодействий". Приписывать родовые представления, присущие данной культуре, самой „природе человека", его половым характеристикам, согласно феминизму - значит некритически принимать ряд скрытых посылок, восходящих к патриархатному типу культуры. Сюда можно отнести определенные типы разделения труда, иерархические принципы подчинения, абстрактно-технологическое понимание науки, философии, прогресса и т. д. Эти установки имеют, согласно феминизму, культурно-историческую природу и несводимы ни к собственно экономическим, ни к правовым причинам. С учетом этих посылок, отношения между полами понимаются в феминизме как один из типов проявления властных отношений, поскольку под видом „объективности" воспроизводится ситуация, когда одна часть человеческого рода, имея свои собственные интересы, одновременно представляет и интересы другой его части. Это соответствует специфическому пониманию „объективности", складывающемуся через научные представления, несущие на себе печать „маскулинистской ориентации". В культурах такого типа, по мнению теоретиков феминизма, женщина представлена лишь как „Другой". Представители феминизма считают, что схемы рационального контроля, который общество применяет к мужчинам и женщинам, по сути дела различаются, при этом тип женской духовности остается в принципе невостребованным. Поэтому цель феминизма - выведение женской духовности из „сферы молчания". Признается принципиальная недостаточность традиционного теоретического анализа и необходимость политических действий. Однако, в отличие от обычного (с точки зрения принуждения) понимания политической сферы, феминизм трактует ее предельно широко - как „общественные дела вообще". Такое переопределение политики в ненасильственном ключе выражается в лозунге „Личное - это политическое". В этом лозунге феминизм соединяет историко-критический анализ прав личности с идеологией, выступая как „призыв к действию", к изменению культуры и духовному обновлению во всех сферах жизни общества.

Существует множество направлений феминизма, среди которых есть как сравнительно малоизвестные (такие, как анархо-феминизм, консервативный феминизм, гуманистический феминизм), так и значительно более широко обсуждаемые его разновидности (буржуазный феминизм, радикальный феминизм, либеральный феминизм, „черный феминизм" и др.).

Само это деление можно считать проблематичным, поскольку оно предполагает, что такое нетрадиционное воззрение, как феминизм (с его альтернативными способами теоретизирования и практики), оценивается с традиционных позиций (например, буржуазный, или марксистский феминизм и т. д.), однако это деление на направления в настоящее время все еще принимается, несмотря на то, что оно, к тому же, нередко производится по разным основаниям. Кроме того, термин феминизм входит в название новых направлений, вводящих проблематику пола/гендера в определенные отрасли знаний - экофеминизм, киберфеминизм.

Татьяна Клименкова

Литература
Клименкова Т. А. Феминизм // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В. С., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991. 414 с.
Millet K. Sexual Politics. N. Y., 1970.
Eisenstein H. Contemporary feminist Thought. L., 1985.
Feminism and Political Theory. L., 1986.
Feminism and Methodology. Bloomington, 1987.
Feminism as Critique. Essay on the Politics of Gender in Latecapitalist Society. Cambridge, 1987.