Женщина Плюс...
  N 2, 2002

ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Светлана Айвазова

        Светлана Айвазова - историк, политолог, автор многочисленных статей и книг по истории женского движения, инициатор создания и руководитель первого в России клуба исследователей феминизма „F-1". На заседаниях этого клуба выступали знаменитые ученые -культурологи, философы, психологи, писатели, журналисты, политики из разных регионов и стран.
    Мы публикуем отрывок из книги Светланы Айвазовой „Гендерное равенство в контексте прав человека".

На рубеже 80-90-х годов в России начались политические и экономические преобразования, связанные с изменением форм собственности, переходом от советской, командно-административной системы общественного устройства к правовому, демократическому государству. Так, во всяком случае, определяли цели этих преобразований официальные документы и официальные лица.

Реформы изменили позиции женщин в обществе, в чем-то повысив, а в чем-то понизив их шансы прожить полноценную жизнь в качестве гражданки своей страны. Россия приступила к новому государственному строительству, во многом отказываясь от былого социалистического прошлого. Курс на либерализацию социально-экономической жизни резко ограничил возможности для сохранения прежней системы отношений государства с женщинами с помощью политики особых „льгот" и „привилегий". У государства не осталось для этого ни экономических возможностей, ни политических мотивов. Но с другой стороны, в государственной политике в этой области официально соблюдается преемственность. Более того, делается шаг вперед: поскольку приветствуются многопартийность, гражданские инициативы, то возникает множество женских общественных объединений самого разного типа, которые начинают добиваться не просто формально-юридического, а реального гендерного равенства.

Столкновение столь противоречивых тенденций не могло не привести к усилению асимметрии социальных позиций и жизненных шансов женщин и мужчин. В чем конкретно выражалась эта асимметрия?

Установка на построение в России правового демократического государства в принципе предполагала, что женщинам, как полноправным членам общества, должна быть предоставлена вся совокупность прав человека. Объективно эта установка расширяла возможности для правового обеспечения социального статуса женщин. И, кроме того, позволяла женским организациям требовать нового государственного подхода в этой сфере: добиваться отказа от прежнего патернализма в отношении женщин в пользу политики равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин. В идеале новый курс должен был гарантировать не только формально-юридическое, но и фактическое равенство шансов для женщин и мужчин. Без прежнего специального обозначения ролей для женщины - без типичной советской фразеологии о ее призвании быть одновременно хорошей „матерью" и „труженицей".

Благодаря настойчивости женских организаций в текст принятой в 1993 году Конституции такая правовая норма была включена. Она закреплена в статье 19 (часть 3), которая - что знаменательно - входит в общий раздел „Права человека". Эта норма сформулирована таким образом: „мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".

В развитие данной нормы в 90-е годы появляется и целый ряд других правовых документов. В их числе - Указы Президента „О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" (1993 г.), „О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (1996 г.). А также - постановление правительства „Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года", одним из пунктов которого было обязательство расширить представительство женщин в структурах государственной власти.

Свой вклад в обеспечение условий для реализации принципа равных возможностей для женщин и мужчин вносит в 90-е годы и законодательная власть. Важными актами последней стали, в частности, ратификация Конвенции № 156 МОТ „О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" и принятие „Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин".

Кроме того, участие России в целом ряде международных соглашений, принятых по инициативе Организации Объединенных Наций, Международной Организации Труда и др., накладывает на ее власти дополнительные обязательства по обеспечению гендерного равенства. В числе важнейших из них: Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята в 1979 г.), Конвенция № 156 МОТ о трудящихся с семейными обязанностями, итоговые документы Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993), итоговые документы Всемирной встречи в интересах социального развития (Копенгаген, 1995), Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995) и др.

Решили ли все эти законодательные акты, указы, постановления проблему преодоления гендерной асимметрии? Нет. Во-первых, потому что эти документы имели декларативный характер - они не предусматривали финансовых и организационных ресурсов для обеспечения тех обязательств, которые брало на себя государство. Во-вторых, к сожалению, пока российская исполнительная власть не научилась строго исполнять не только законы, принятые парламентом страны, но и собственные указы и постановления.

Реальная жизнь российских женщин все еще далека от идеалов равноправия. Отчетливее всего неравенство шансов мужчин и женщин обнаруживается в двух сферах - сфере труда и занятости, а также - сфере политики, управления государством и обществом.

Остановимся на самых очевидных проявлениях гендерной асимметрии в сфере труда и занятости.

Женщина, занятая в общественном производстве, - это норма российской жизни на протяжении всего XX века. Сегодня среди россиянок зрелого возраста - 35-49 лет - почти 90% работают или ищут работу. Подавляющее большинство работающих женщин - 96,3% относятся к категории наемных работниц. И только 3,7% - к занятым не по найму, в их числе всего 0,9% работодателей. Ведь с развитием в стране рыночных отношений женщины, как и все российские граждане, получили возможность для проявления инициативы в сфере предпринимательства, для открытия собственного дела. Но преуспели в этой сфере совсем немногие из них.

Каковы самые характерные черты женского предпринимательства в России? Доля женщин в общем числе предпринимателей составляет около 30%. Все они в основном заняты так называемым средним и мелким бизнесом. В большом бизнесе женщины - редкость. Становление женского бизнеса происходит во многом за счет инициативы самих женщин, а не в результате действия специальных государственных программ. Хотя государство вплоть до последнего времени много и охотно высказывалось в пользу женского предпринимательства, конкретных шагов для его поддержки оно так и не предприняло. Женский бизнес ориентирован в основном на сферы традиционной женской занятости - розничную торговлю, здравоохранение, культуру, науку. Социологи утверждают, что женщины развивают свое дело более осторожно, чем мужчины. Они демонстрируют большую склонность к компромиссу во взаимодействии с партнерами, большую склонность учитывать моральные принципы и этические нормы.

Что им мешает? Отсутствие хорошей законодательной базы для развития своего дела. Отсутствие налаженного механизма сотрудничества, открытого, легального взаимодействия представителей деловых кругов с законодательной и исполнительной властью. А главное - неустойчивость и нестабильность общей социально-политической ситуации в России. Однако женщины-предприниматели сталкиваются не только с этими барьерами, которые в принципе тормозят динамику предпринимательства в стране. На их деятельность всерьез воздействуют еще и факторы социально-психологического характера. В частности - привычный взгляд на роль женщин в семье и обществе, возобладавший в массовом сознании в годы реформ. Традиционные стереотипы массового сознания всерьез ограничивают конкурентоспособность женщин в сфере бизнеса, разрушительно воздействуют на их семейные отношения, когда они добиваются первых серьезных успехов.

Но, повторим, предпринимательницы - лишь очень малая часть работающих российских женщин. В большинстве своем женщины заняты в бюджетной сфере экономики, где работодателем является государство. Этот работодатель явно недооценивает женский труд сравнительно с трудом мужским. Конкретный пример: в России уровень образования работающих женщин выше, чем у мужчин. Среди занятых в экономике высшее профессиональное образование имеют 22% женщин и лишь 18% мужчин. Тем не менее, у женщин гораздо меньше шансов, чем у мужчин, продвинуться по карьерной лестнице. Профессионально-карьерный статус женщин практически во всех отраслях народного хозяйства ниже, чем у мужчин. Удельный вес женщин - руководителей предприятий и организаций не превышает в целом в различных отраслях экономики 6-9%. Тенденция к вытеснению женщин с этих позиций на протяжении 90-х годов только усиливается.

Вообще положение мужчин на рынке труда все эти годы было более устойчивым. Сокращение спроса на рабочую силу под воздействием таких макроэкономических обстоятельств, как структурная перестройка экономики, спад производства, инфляция сказывалось в первую очередь на работающих женщинах. Особенно тяжелым было положение женщин на рынке труда на начальном этапе реформ, когда происходило их массовое вытеснение из общественного производства. В 1990 г. в экономике России было занято 38,1 млн женщин, в 1997 г. - 30,7 млн. Таким образом, численность работающих женщин уменьшилась на 7,4 млн человек: в 1990 г. женщины составляли 51% занятых, сейчас - 47%.

Среди официально зарегистрированных безработных вплоть до середины 90-х годов женщин было большинство - примерно 2/3, что позволяло говорить о безработице в России как о безработице с „женским лицом". Сейчас ситуация изменилась. Уровень безработицы среди женщин практически не отличается от аналогичного показателя у мужчин. Но найти новую работу женщинам все еще труднее, чем мужчинам. Так, в 1998 г. новое место искали 42% безработных женщин и только 39% безработных мужчин. Самое тяжелое положение на рынке труда - у девушек, не имеющих рабочего стажа, и женщин предпенсионного возраста - у тех, кому 50 лет и более.

Следующий объективный показатель положения женщин на рынке труда - средний уровень женской заработной платы по стране. В целом женская заработная плата гораздо ниже мужской: по официальным данным, она составляет 2/3 от мужской, а по данным большинства экспертов - только около 50%. Все 90-е годы разрыв в оплате мужского и женского труда в стране увеличивался. Прежде всего, в результате усиления межотраслевой дифференциации в оплате труда. В самом невыгодном положении оказались именно те отрасли промышленности, где в числе занятых преобладают женщины, - текстильная, швейная и др. А также социальная сфера - здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, в которых женщины являются основными работниками (около 80% занятых). Средняя заработная плата здесь составляет 40-60% от средней заработной платы в народном хозяйстве. И темпы ее роста всерьез отстают от темпов роста оплаты труда в промышленности. В 1998 году, например, заработная плата в сфере просвещения, образования, культуры выросла на 5-7%, а в отраслях промышленности - на 32%.

Гендерные различия в оплате труда связаны не только с отраслевыми особенностями женской занятости, но еще и с прямым нарушением принципа равной оплаты за равный труд. Например, заработная плата врачей-женщин в 1997 г. была на 20% ниже, чем заработная плата их коллег-мужчин. И это не случайность, а элемент общей политики: почти во всех отраслях народного хозяйства женщины в основном заняты на низкооплачиваемых должностях.

Все эти годы на рынке труда прослеживается совершенно четкая закономерность: мужчины вытесняют женщин не с тяжелых и вредных производств, а с хорошо оплачиваемых, перспективных должностей. Самый яркий пример - банковское дело, где в канун реформ были заняты в основном женщины. Как только эта отрасль хозяйства стала престижной и „денежной", в банки вернулись мужчины, и женщины были вынуждены посторониться, отойти на задний план.

Очевидное неравенство позиций женщин и мужчин на рынке труда привело к феминизации бедности - острейшей социальной проблеме, к решению которой российские власти оказались пока не готовы. Уровень доходов почти трети женщин в нашей стране равен величине прожиточного минимума. Женщины составляют большинство в самых экономически уязвимых группах населения: среди пенсионеров, среди безработных, среди находящихся в административных отпусках, среди тех, кто работает в бюджетном секторе экономики. Женщины же возглавляют преобладающее большинство неполных семей.

Нельзя сказать, что власти не осознают наличия этой проблемы. Министерство труда и социального развития РФ разрабатывает специальные программы, направленные на ее преодоление. В частности, программы профессионального обучения и переобучения. По данным статистики, в числе тех, кто прошел в последние годы профессиональное переобучение, было 62% женщин. Однако проблема повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда остается крайне острой.

Еще очевиднее гендерная асимметрия проявляется в сфере управления государством, в сфере политики.

В системе государственной службы женщины преобладают на должностях, не предполагающих принятия ответственных решений. Они составляют 56% государственных служащих федерального уровня, но руководящие должности занимают только 9% из них, а так называемые „высшие" должности - 1,3%.

В органах судебной власти на федеральном уровне - в аппаратах Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов Российской Федерации работает 606 женщин, или около 72% от всех служащих. На должностях руководителей секретариатов, помощников председателей судов, их заместителей и судей - всего 3 женщины (14% от общей численности работников этой категории).

В составе действующего правительства РФ - одна женщина, вице-премьер Валентина Матвиенко.

Среди депутатов нижней палаты парламента - Государственной Думы РФ показатель представленности женщин неуклонно снижается. В Государственной Думе первого созыва (1993-1995 годы) их было 13,6%. В Государственной Думе второго созыва (1995-1999 годы) - 10%. В Государственной Думе третьего созыва, избранной в декабре 1999 года, - только 7,7%. В Совете Федерации, пока там заседали губернаторы и главы законодательных собраний регионов, изредка возникала одинокая женская фигура. К моменту его превращения из собрания „отцов регионов" в орган их „выдвиженцев" в нем не было ни одной женщины. Сегодня среди 178 сенаторов значатся имена 6 женщин.

В числе депутатов законодательных собраний субъектов РФ в разные периоды 90-х годов было от 7 до 10% женщин. Причем в некоторые из них, например, в законодательное собрание Курской области, женщины вообще никогда не избирались. А в других, таких, как Курганская область, женщины занимают до 30% депутатских мест (данные на 1999 год).

На первое января 1999 года в стране было зарегистрировано 141 общественное объединение, 6 из них - женские. 17 объединений возглавляли женщины. Но среди руководителей крупнейших политических партий страны женщин почти нет. Исключение составляет Ирина Хакамада, вошедшая в тройку лидеров объединения „Союз правых сил". Политические партии и объединения практически не занимаются выравниванием возможностей женщин и мужчин в сфере политики. В ходе избирательных кампаний они безнаказанно нарушают конституционный принцип равных прав и возможностей женщин и мужчин - нарушают как при формировании списков кандидатов в депутаты от своих организаций, так и при выдвижении кандидатов по одномандатным округам. Например, на последних парламентских выборах (1999 год) в списке кандидатов в депутаты от КПРФ числилось только 10% женских имен; в списке объединения „Единство" - 10%; в списке объединения „Яблоко" - 11%; в списке блока „Отечество - Вся Россия" - 12%; в списке Союза правых сил - 17%. Среди тех, на кого делали ставку эти объединения в одномандатных округах, тоже было 10-12% женщин. При этом все политические партии и движения охотно использовали женщин в качестве агитаторов, наблюдателей, членов избирательных комиссий.

О чем говорят эти данные? О четком „мужском" профиле российской власти. Эта власть разбалансирована, не способна учитывать ни социальных интересов российских женщин, ни их особого социального опыта. Что будет со страной, в каком направлении она станет развиваться - решают в основном мужчины. Издержки этих решений самым негативным образом отражаются на повседневной жизни российских женщин.

В нынешних условиях, когда представители политического мира, государственные деятели самого высокого уровня не склонны уделять вопросам гендерного равенства хоть какую-то долю внимания, работа со структурами исполнительной и законодательной власти, налаживание социального партнерства между ними и женскими объединениями становится одним из важнейших направлений деятельности женских организаций. Без специального давления со стороны тех, кто заинтересован в расширении прав российских женщин, проблему равноправия могут просто похоронить как социально малозначимую.